О суде патриарших приказнех, и дворовых всяких людей, и крестьян а в ней 3 статьи

1.На патриарших приказных и на дворовых людел и на детей боярских и на крестьян и на всяких чинов людей, которые жи­вут в патриарших в домовых вотчинах, во всяких делех суд дава­ти безсрочно на патриарше дворе, потому что при прежних государех и блаженные памяти при великом государе царе и вели­ком князе Михаиле Феодоровиче всеа Русии ни в которых приказех на них суда не давали, а судили их на патриарше дворе, что судные дела слушает и указывает патриарх.

2.А будет патриарши приказные люди в каком деле правого обвинят, а виноватаго оправят по посулом или по дружбе, или по недружбе, и тем людем, кто будет обинен не по делу, на тех патриарших приказных людей бити челом государю, и по тому челобитью спорные дела ис патриарших приказов взносити к го­сударю и ко всем бояром. Да будет сыщетца, что патриарши су­дьи кого обинят не по делу, и тем патриаршим судьям за их неправду указ чинить, против того же, как указано о государевых судьях.

Патриарши приказные люди – лица, осуществляющие правосудие в патриаршем суде.

3.А которые патриарши приказные и дворовые люди и дети боярские и патриарши крестьяне учнут в которых приказех на каких людех всяких дел искати, а ответчики на них в тех же при­казех, не сходя с суда, учнут встречно искать, и на них суд да­вать в тех же приказех.

Глава XIII.

О монастырском приказе а в ней 7 статей

1.На митрополитов, и на архиепископов, и епископов, и на их приказных, и на дворовых людей, и на детей боярских, и на их крестьян, и на монастыри, на архимаритов, и игуменов, и на строителей, и на келарей, и на казначеев, и на рядовую братью, и на монастырских слуг, и на крестьян, и на попов, и на церковной причет, во всяких делех, по нынешнее государево уложение,
суд даван в Приказе Болшаго Дворца.

А ныне государь царь и великий князь Алексей Михайлович веса Русии, по челобитью столников, и стряпчих, и дворян мо­сковских, и городовых дворян, и детей боярских, и гостей, и го­стиные, и суконные, и иных разных сотен и слобод и городовых торговых и посадских людей, указал Монастырскому приказу быти особно, и на митрополитов, и на архиепископов, и на епи­скопов, и на их приказных и дворовых людей, и на детей бояр­ских, и на их крестьян, и на монастыри, на архимаритов, и игуменов, и на строителей, и на келарей, и на казначеев, и на рядо­вую братью, и на монастырских слуг, и на крестьян, и на попов, и на церковной причет, во всяких исцовых искех суд давати в Монастырском приказе.

Строитель – (здесь) монах, посылаемый для строительства или восстановления монастыря или церкви.

2.А которые митрополичьи, и архиепископ ли, и епископли приказные и дворовые люди, и дети боярские, и крестьяне, также и розных монастырей архимариты, и игумены, и строи­тели, и келари, и казначеи, и соборные и рядовые старцы, и монастырские слуги, и крестьяне учнут в котором приказе искати всяких чинов на людех, а ответчики после его ответу учнут по челобитным на тех исцах искати своих исковых дел, и тем ответчиком на митрополитов, и на архиепископов, и на епископов, и на архимаритов, и на игуменов, и на строителей, и на келарей, и на казначеев, и на соборных и на рядовых старцов, и на митрополичих, и на архиепископлих, и на епископлих приказных, и на дворовых людей, и на детей бояр­ских, и на монастырских слуг, и на крестьян, по их исковым челобитным, суд давати в тех же приказех, против их ответчиковых челобитен.

3.А которые патриарши, и митрополичи, и архиепископли, и епископли, и монастырские, и бояр, и околничих, и думных, и всяких чинов московских людей, прикащики, и крестьяне живут в городех во властелинских и в боярских вотчинах и в поместь­ях, и на тех патриарших и мит рополичих, и на архиепископлих, и на епископлих, и на монастырских, и на боярских, и всяких чи­нов людей, на прикащиков, и на людей их, и на крестьянке горо­дех всяких чинов городовым людем, и на городовых людей па­триаршим и иных властелинским, и монастырским, и боярским, и околничих, и думных, и всяких чинов московских людей прикащиком, и крестьяном давать суд по дватцеть рублев, а больши дватцети рублев и в вотчинных и в поместных и в холопьих де­лех на них в городех суда не давать, опричь тех городов, в которых городех по государеву указу бывают с воеводами дьяки, и опричь понизовых городов, которые юроды ведают в Казанском Дворце.

Прикащик – (здесь) должностное лицо в городах, дворцовых волостях, во владениях монастырей, помещиков.

4.А на которых служилых людех учнут искати исков своих духовнаго чину люди и монастыри, а в челобитных их будут на­писаны имена архимаритов, и игуменов, и келарей, и казначеев, и старцов, и попов, и дьяконов, и били будет, и бесчестили, и грабили их самих, или им самим какие обиды учинили, и в тех искех, где челобитье иноческого и священнического чину, по преданию святых апостол и по правилом святых отец, быти же­ребью, а крестному целованью не быть, для того, только архимариту, и игумену, и попу, и дьякону, или в их место кому крест целовать, и тому не священствовать.

5.А будет в челобитных написаны будут имена властелинские, и старческие, и попов, и дьяконов, а обиды какия починилися в вотчинах их, или инде где слугам их, или крестьянам, в каких делех нибудь, и в тех искех жеребью не быть, а давать им с слугами и с крестьяны веру, крестное целованье.

Вера – (здесь) присяга.

6.А будет которые исцы или ответчики, мирские люди, учнут бити челом, чтобы духовнаго чину людей в ыскех вместо веры и жеребья, допрашивати патриарху, и митрополитом, и архиепи­скопом, и епископом, священническаго чину по священству, а иноков по иноческому обещанью, и тем бы судные дела вершить, и тем мирским людем, исцом и ответчиком, с священническим, и иноческим чином дать на волю, чего они похотят, по жеребью ли, или по святительскому допрашиванью, и к тем скаскам мир­ским людем велеть руки прикладывать, да по тому и дела вер­шить.

7.А на пашенных на всяких людей в управных делех суд да­вать на те же сроки, на которые сроки указано будет суд давати на дворян и на детей боярских потому, что за крестьян своих ищут и отвечают они же дворяне и дети боярские во всяких де­лех, кроме татьбы и разбою, и поличного и смертных убийств.


Глава XIV.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: