Должность генерал-прокурора

(1722 г., января 27)

Именной указ

1.Генерал-прокурор повинен сидеть в Сенате и смот­реть накрепко, дабы Сенат свою должность хранил и во всех делах, которые к сенатскому разсмотрению и реше­нию подлежат, истинно, ревностно и порядочно без потеряния времени по регламентам и указам отправлял, разве какая законная причина к отправлению ему мешает, что все записывать повинен в свой юрнал; также накрепко смотреть, чтоб в Сенате не на столе только дела верши­лись, но самым действом по указам исполнялись, в чем он должен спрашивать у тех, кто на что указы получил: исполнено ль по них в такое время, в которое начало и совершенство оного исполнено быть может; и буде не исполнено, то ему ведать надлежит, для какой причины, невозможность ли какая помешала, или по какой страсти, или за леностью? и о том немедленно Сенату предлагать должен, для чего повинен иметь книгу, в которой запи­сывать на одной половине, в которой день какой указ состоялся, а на другой половине записывать, когда что по оному указу исполнено или не исполнено, и для чего, и прочия обстоятельства нужныя вносить.

2.Также должен накрепко смотреть, дабы Сенат в своем звании праведно и нелицемерно поступал; а ежели что увидит противное сему, тогда в тот же час повинен предлагать Сенату явно, с полным изъяснением, в чем они
или некоторые из них не так делают как надлежит, дабы исправили; а ежели не послушают, то должен в тот час протестовать и оное дело остановить; и немедленно донесть нам, естьли весьма нужное; а о прочих в бытность нашу в Сенате, или помесячно, или понедельно, как указ иметь будет. Також надлежит генералу-прокурору в доношениях явных, которые он будет подавать нам, осторожно и разсмотрительно поступать, дабы напрасну кому бесчестия не учинить. Таким образом ежели увидит какое дело,
хотя и противное ему покажется, да не ясно, или два вида имеющее, то протестацию остановя, не тотчас доносить, но посоветовать с кем он за благо разсудит, и ежели увидит, что подлинно так, доносить нам, однакож более
недели в том не мешкать; а ежели дело ясно, то немедленно доносить, також не медля более недели ж, не отговариваясь никакими нуждами, разве мы будем во отлучении, то однакож письмом в тож время написанным
и немедленно с нарочным послать; а ежели какое неправое доношение учинит по страсти, то будет сам наказан по важности дела.

Естьли весьма нужное – немедленно.

Неправое доношение – ложный донос.

3.Должен смотреть над всеми прокуроры, дабы в своем звании истинно и ревностно поступали; а ежели кто в чем преступит, то оных судить в Сенате. И должен все проку­рорские доношения предлагать Сенату и инстиговать, чтоб по их исполнено было; также ежели на прокураторов будут доношении, что они званий своих истинно и рев­ностно не исполняют, то их в суде представлять Сенату.

Инстиговать – понуждать.

4.Должен от фискалов доношения, о чем их должность есть, (против 7 пункта о их должности) примать и пред­лагать Сенату и инстиговать; также за фискалами смот­реть, и ежели что худо увидит, немедленно доносить Сенату.

5.Ему ж должно в своей дирекции иметь канцелярию сенатскую и служителей оной.

В своей дирекции – под своим началом, в подчинении.

6.Эксекутор в Сенате имеет быть под дирекциею генерала-прокурора.

Эксекутор – должностное лицо в Сенате, наблюдающее за исполнением сенатских указов.

7.Фискалы в коллегиях и надворных судах должны доносить о всем своим прокурорам, а земских судов фискалы в земских судах; а ежели в тех судах не будут следовать и праведно исправлять, то доносить в коллегиях и надворных судах прокурорам же, о чем где надлежит; а ежели прокуроры по тем доношениям будут мешкать взыскание чрезвычайное время, или манить, о том долж­ны фискалы доносить обер-фискалу, а обер-фискал генералу-прокурору; а ежели и обер-фискал не донесет или станет мешкать в том, то прямо генералу-прокурору до­носить и на обер-фискала.

8.Все о важных делах указы, также ежели неисправле­ние какое будет, в которых управителях что розыску или доправки какого штрафа на оных, посылать не на почте, но с посыльными от эксекутора, дабы с полным репортом всегда возвращались, что сделано или зачем нельзя было сделать; а в коллегии и в прочие ближние места указы посылать с эксекутором, дабы репорты в Сенат писменные от президентов приносил, которого числа оные из Сената получили. Которое должно вносить в книгу, дабы ежели в такое время, в какое по указу дело мочно испол­нить, а во оное репорту не будет в Сенате, мочно б было по оной записке взыскать.

9.Генерал и обер-прокуроры ни чьему суду не подле­жат, кроме нашего, а ежели во отлучении нашем явятся в тяжкой и времяно не терпящей вине, яко измене, то Сенат может арестовать и розыскивать, а дело приказать иному кому, однакож никакой пытки, эксекуции или наказания не чинить.

10.О которых делах указами ясно не изъяснено, о тех предлагать Сенату, чтоб учинить на те дела ясные указы, и как сочинят, доносить нам, и ежели в пополнение сей инструкции что усмотрит, о том доносить же.

11.И понеже сей чин, яко око наше и стряпчий о делах государственных, того ради надлежит верно поступать, ибо перво на нем взыскано будет, и ежели что поманит, или иное какое дело ведением и волею преступит, то яко преступник указа и явной разоритель государства наказан будет; буде же весьма не вымыслом, то денежным штра­фом или по разспоряжению нашему наказан будет.

12.Обер-прокурор есть помощник генерал-прокурору в его делах, а в небытность его должен дела его отправлять.

Законодательство Петра I. - М., 1997. – С.133-135.

 






Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: