§ 73. Все предметы, содержащие в себе закон, устав или учреждение, имеют форму манифестов и излагаются в следующем виде:
Божиею милостью мы и проч., и проч.
Введение, в коем излагаются кратко причины:
Вняв мнению Государственного совета, постановляем или учреждаем:
Следуют статьи закона, устава или учреждения. Место и время издания.
В заключение подпись высочайшего имени.
Контрассигнирование председателя Государственного совета.
Контрассигнирование – скрепление подписью.
С подлинным верно: государственный секретарь.
§ 74. Все дополнения существующих уставов и учреждений, исходящие по делам, в Совете уваженным, имеют таковую же форму.
§ 75. Но изъяснения, предписывающие только образ исполнения или устанавливающие истинный их разум по возникшим сомнениям, имеют следующую форму:
Мнение Государственного совета.
Государственный совет по вошедшему на расуждение его вопросу... уважив... мнением положил...
Подпись: председатель Совета.
§ 76. Высочайшая конфирмация имеет следующий вид:
|
|
Быть по сему... Высочайшее имя.
Конфирмация – утверждение подписью.
§ 77. Государственный секретарь выставляет место и время конфирмации и на списке подписывает: с подлинным верно.
§ 78. Высочайшие повеления, собственно к Государственному совету относящиеся, об определении его членов и чинов, в установлениях его служащих, имеют следующий вид:
Государственному совету.
Такому-то повелеваем присутствовать в Государственном совете по такому-то департаменту.
Высочайшее имя.
С подлинным верно: государственный секретарь.
§ 79. Когда предлагаются на уважение Совета какие-либо особенные высочайшие примечания, они имеют следующий вид:
Его императорское величество, уважив... предлагает Государственному совету обратить внимание на следующие предметы:
Подпись председателя Государственного совета.
VIII. УСТАНОВЛЕНИЯ, К ГОСУДАРСТВЕННОМУ СОВЕТУ ПРИНАДЛЕЖАЩИЕ
§ 80. При Государственном совете состоят следующие установления:
1) Комиссия составления законов.
2) Комиссия прошений.
3) Государственная канцелярия.
Комиссия составления законов
§81. Труды комиссии управляются ее директором.
§ 82. Комиссия делится на отделения.
§ 83. Каждое отделение имеет своего начальника и нужное число помощников.
§ 84. Все начальники отделений составляют общую конференцию под председательством директора.
§ 85. План трудов каждого отделения составляется начальником, рассматривается в конференции и по утверждении директором обращается к исполнению.
§ 86. По плану сему составляются проекты законов, уставов и учреждений, рассматриваются директором и вносятся в Государственный совет.
|
|
§ 87. Число отделений и чиновников определяется по мере предлежащих трудов ежегодным штатом.
2) Комиссия прошений
§ 88. Для принятия прошений, приносимых на высочайшее имя, находится особенный статс-секретарь.
§ 89. Все получаемые им прошения разделяются по родам их и вносятся в комиссию прошений.
§ 90. Из сего исключаются:
1) Те бумаги, кои под общим видом прошений могут содержать в себе дела особенной важности. Сии бумаги вносятся непосредственно к высочайшему усмотрению.
2) Прошения, по коим сделан уже был отказ.
3) Жалобы на решения, высочайше конфирмованные или
именными указами оконченные, разве бы жалоба относилась не
к самому решению, но к представлению, на коем оно основано.
4) Жалобы или прошения без подписи имени.
§91. В сих трех последних случаях прошения оставляются без всякого дальнейшего движения.
§ 92. Комиссия состоит под председательством одного члена Совета из лиц, к сему определенных.
§ 93. Статс-секретарь есть член сей комиссии и управляет ее письмоводством.
§ 94. Для успешнейшего течения дел председатель разделяет прошения между членами, кои, рассмотрев их, вносят в комиссию на общее рассуждение.
§95. Прошения разделяются на три рода: 1) жалобы, 2) прошения каких-либо наград или милостей, 3) проекты.
§ 96. Если прошение содержит в себе все сии три свойства или два из них вместе, то относится оно к тому или другому роду, судя по важности того или другого предмета.
I. О жалобах
§ 97. Следующие жалобы оставляются комиссией без уважения:
1) Все жалобы на места средние и лица подчиненные, приносимые мимо высшего их начальства.
2) Все жалобы по тяжебным делам, решенным в общем Сената собрании.
§ 98. Жалобы на решения департаментов Сената до окончательного образования судебной части хотя и допускаются, но с тем, чтобы при жалобе было решение, на которое оно приносится.
§ 99. Из решения сего комиссия если усмотрит, что действительно было к жалобе основание, то соберет по оной справки и сделает свое заключение о мерах, коими решение может быть исправлено и дело обращено в свой порядок.
§ 100. Заключения комиссии должны быть решительны и не могут состоять единственно в отсылке дела на рассмотрение.
§ 101. По жалобам на министерства комиссия собирает от них нужные изъяснения и полагает заключение о мерах исправления.
§ 102. По всем сим жалобам комиссия, означая в журналах свои заключения, подносит их через статс-секретаря на высочайшее усмотрение.
§ 103. Если заключение комиссии состоять будет в отмене сделанного в министерстве или в департаменте Сената решения, тогда журнал и дело поступит в Государственный совет тем же порядком, коим дела вносятся от министров.
§104. В противном случае именем комиссии через статс-секретаря объявляется отказ.
II. О прошениях наград и милостей
§ 105. При вступлении прошений о наградах наблюдаются те же правила, как и при представлении жалоб…
III. Проекты
§111. Не вносятся в комиссию проекты, заключающие в себе очевидную несовместимость или недоразумение.
§112. Все прочие проекты, кои комиссия признает уважительными, отсылаются к министрам по их принадлежности.
Государственная канцелярия
I. Предмет учреждения и состав ее
§114. Государственная канцелярия учреждается для производства всех дел, входящих и исходящих из Совета.
§115. Она составляется из государственного секретаря, статс-секретарей, докладывающих в департаментах Совета и их помощников.
Российское законодательство X- XX веков.
В 9-ти тт. Т.6. – М., 1988. – С.61-78.