Типы конфликтных личностей (по С. М. Емельянову)

Тип конфликтной личности Поведенческие характеристики
Демонстративный   Хочет быть в центре внимания. Любит хорошо выглядеть в глазах других. Его отношение к людям определяется тем, как они к нему относятся. Ему легко даются поверхностные конфликты, любуется своими страданиями и стойкостью. Хорошо приспосабливается к различным ситуациям. Рациональное поведение выражено слабо. Налицо поведение эмоциональное. Планирование деятельности осуществляется ситуативно и слабо воплощается в жизнь. Кропотливой, систематической работы избегает. Не уходит от конфликтов, в ситуации конфликтного взаимодействия чувствует себя хорошо
Ригидный Подозрителен. Прямолинеен и негибок. Обладает завышенной самооценкой. Постоянно требует подтверждения собственной значимости. Часто не учитывает изменения ситуации и обстоя­тельств. С большим трудом принимает точку зрения окружающих, не очень считается с их мнением. Выражение недоброжелательности со стороны окружающих воспринимает как обиду. Малокритичен по отношению к своим поступкам. Болезненно обидчив, повышенно чувствителен по отношению к мнимым или действительным несправедливостям
Неуправляемый   Импульсивен, недостаточно контролирует себя. Отличается плохо предсказуемым поведением, часто ведет себя вызывающе, агрессивно. Может не обращать внимания на общепринятые нормы общения. Характерен высокий уровень притязаний. Несамокритичен. В неудачах, неприятностях склонен обвинять других. Не может грамотно планировать деятельность, последовательно претворять планы в жизнь. Недостаточно развита способность соотносить свои поступки с целями и обстоятельствами. Из прошлого опыта извлекает мало уроков
Сверхточный   Скрупулезно относится к работе. Предъявляет повышенные требования к себе и окружающим, создавая впечатление придирок. Обладает повышенной тревожностью. Чрезмерно чувствителен к деталям. Склонен придавать излишнее значение замечаниям окружающих. Может разорвать отношения с друзьями из-за кажущейся обиды. Страдает от себя сам, переживает свои просчеты, неудачи, подчас расплачиваясь болезнями (бессонница, головные боли и т. п.). Сдержан во внешних, особенно эмоциональных, проявлениях Слабо чувствует реальные взаимоотношения в группе
«Бесконфликтный» Неустойчивая оценка в мнениях. Внутренне противоречив. Обладает легкой внушаемостью. Зависит от мнения окружающих. Характерна некоторая непоследовательность в поведении. Ориентируется на сиюминутный успех в ситуациях. Недостаточно хорошо видит перспективу. Излишне стремится к компромиссу. Не обладает достаточной силой воли. Почти не задумывается над причинами и последствиями поступков как своих, так и окружающих

 

 

Глава 8. Конфликт как тип трудных ситуаций                                                                         75

 

Существуют различные подходы как к описанию типологии конфликтных личностей, так и описанию их поведения в конфликтах. Тем не менее общим яв­ляется признание наличия особенностей в проявлениях определенных типов лич­ности в трудных межличностных ситуациях и непосредственно в ситуациях конфликтного взаимодействия.

Например, холерический тип темперамента человека относительно часто мо­жет приводить к разрешению им противоречивых ситуаций конфликтным спосо­бом. Это связано с тем, что холерик отличается неустойчивым и подвижным типом нервной системы. В то же время он так же быстро остывает и переходит к неконфликтному типу взаимодействия.

Одной из наиболее часто встречающихся личностных причин конфликтов яв­ляются различные акцентуации характера. Они проявляются в чрезмерной выра­женности отдельных черт характера или их сочетаний у конкретного человека и, представляют крайние варианты нормы, граничащие с психопатиями. Завышен­ный или заниженный уровень притязаний также способствует возникновению межличностных и внутриличностных конфликтов. Уровень притязаний характе­ризует, во-первых, уровень трудности, достижение которого является общей це­лью серии будущих действий (идеальная перспективная цель); во-вторых, выбор субъектом цели очередного действия, формирующейся в результате успеха или неудачи прошлых действий; в-третьих, желаемый уровень самооценки личности. Человек нередко переживает внутриличностные конфликты, связанные с завы­шенными желаниями и недостаточными возможностями для их удовлетворения.   Завышенная самооценка обычно вызывает негативную реакцию со стороны ок­ружающих. Заниженная оценка имеет следствием повышенную тревожность, неуверенность в своих силах, тенденцию избегать ответственности и т.д.

Представленные выше характеристики встречаются наиболее часто. Однако они не дают возможности охарактеризовать все возможные типы.

Психологом В. В. Синеоком исследовано влияние акцентуации характера на конфликтность курсантов-летчиков. Установлено, что выраженной формой акцентуации характера «конфликтной» личности курсанта является экспло­зивная форма. Для бесконфликтных курсантов характерна психастеническая форма акцентуации личности. Психастеникам свойственна высокая тревож­ность, нерешительность, склонность к самоанализу, постоянным сомнениям и рассуждениям, неуверенность в себе, быстрая утомляемость, фиксация на не­удачах.

Интересные результаты получены после сравнения стратегий поведения кон­фликтных и бесконфликтных курсантов-летчиков в ситуациях противодействия. У конфликтных курсантов нет ярко выраженной стратегии поведения в трудных ситуациях социального взаимодействия. Наблюдается некоторое преобладание компромиссной стратегии и относительно редкое поведение, связанное с уходом от конфликта. Для бесконфликтных курсантов характерны типы поведения, ос­нованные на уступках, жертвах своими интересами. Преобладают стратегии приспосабливающегося и сотрудничающего поведения. Заметно реже других они используют стратегии соперничества. Такое поведение в предконфликтных ситуациях, очевидно, обеспечивает этим индивидам лучшее взаимодействие с ок­ружающими.

 

 

76___________________                      Раздел 3. Теоретические основы конфликтологии


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: