Сильные стороны и ограничения метафоры организма

Сильные стороны:

  1. Подчинение целей организации взаимодействию с окружающей средой.
  2. Улучшение управления за счет системного внимания к потребностям людей и организации.
  3. Взгляд на организацию с точки зрения взаимодействия: стратегии, структуры и др. измерения.
  4. Выделение различных "видов" организации.
  5. Подчеркивание достоинств органических форм в процессе инновации.
  6. "Экология" межорганизационных взаимодействий.

Ограничения:

  1. Эта метафора заставляет нас смотреть на организацию слишком предметно – ведь организм живет в вещном мире, где все можно "пощупать". Но организация – и социально созданный феномен, продукт взглядов, идей, норм и верований, чья природа намного более тонкая и гибкая, чем материальная структура организма. Они зависят и реализуются только через креативную силу людей. С точки зрения естественного отбора от организма не так уж много и зависит - это затушевывает имеющиеся выборы.
  2. Метафора основывается на предположении наличия "функционального единства", когда все органы работают на благо организма в целом; саботаж здесь - патология. В реальной организации скорее наоборот. Ее элементы способны жить самостоятельной жизнью. Метафора побуждает нас связывать благополучие организации с единодушием, и считать любую "политическую", направленную на собственные интересы активность дисфункцией.
  3. Опасно, если метафора станет идеологией. Так, если организация - "функциональное единство", то люди должны удовлетворять все свои потребности через организацию. Они становятся ресурсами, которые нужно развивать, а не самоценными существами с правом выбора.
  4. Опасность оживления социального дарвинизма.

Организация как мозг

Из мозга крысы удаляли до 90%, и это существенно не влияло на ее способность проходить лабиринт. Метафора мозга обычно представляет организацию как собрание частей, соединенных линиями управления, коммуникации и контроля.

Herbert Simon утверждал, что принятие решений никогда не может быть полностью рациональным, потому что люди:

(a) действуют на основе неполной информации о имеющихся возможностях и последствиях;

(b) способны исследовать только ограниченный набор вариантов каждого решения;

(c) неспособны точно оценить результаты.

Поэтому организации должны стремиться к "ограниченной рациональности" "подходящих" решений, ограничивая поиск информации и контролируя результаты (с помощью целей и задач), а не поведение (с помощью правил и программ).

4 ключевых принципа системы в отношении коммуникации:

1) система должна иметь способность отслеживать значимые элементы внешней среды;

2) она должна быть способной соотнести эту информацию со своими нормами;

3) она должна быть способна замечать значимые расхождения с нормой;

4) она должна быть способна в этом случае производить корректирующие действия.

 

Бюрократические помехи процессу обучения в организации:

  1. Четкие системы обязанностей и связей фрагментируют структуру мышления, целей, интересов и знаний об организации в целом.
  2. Принципы бюрократической отчетности, награждающие за успех и карающие за неудачу, побуждают к обману для самозащиты. Люди интересуются проблемами, только если знают, как их решать, сложные вопросы откладываются.
  3. Зазор между тем, что люди говорят, и что они делают. Ответственность сваливается на внешние причины, а старый курс только ужесточается.

Как ввести "вторую петлю" обучения?

  1. Поощрять открытость и рефлексивность, признавая ошибки неизбежными в сложной среде: "можно списывать легитимные ошибки на необходимое обучение".
  2. Побуждать такие способы анализа, которые признают возможность разных подходов, конструктивные конфликты и дебаты между разными точками зрения. Это часто приводит к переопределению целей, вопросу "каким бизнесом мы занимаемся?"
  3. Избегать того, чтобы структура деятельности определяла организационную структуру. Цели и задачи должны не задаваться сверху, а появляться в процессе работы. В планах указываются скорее ограничения (то, чего нужно избегать), чем-то конкретно, что нужно сделать.
  4. Создавать организационные структуры и процессы, способствующие проявлению этих принципов.

Для понимания самого мозга нужны метафоры. Например, метафора голограммы, в любой части которой содержится изображение в целом.

Принципы голографического дизайна организации:

• Храните целое в каждой части

• Создавайте связи и избыточность

• Создавайте одновременно специализацию и генерализацию

• Создавайте способность к самоорганизации

Различные части мозга специализируются на разных видах активности, но контроль над конкретным поведением не локализован. Главный секрет мозга - не дифференциация, а связи, причем в каждый момент они создаются в избыточном количестве.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: