Международный рынок лизинговых услуг динамично развивается. Географическими центрами лизингового рынка являются США, страны Западной Европы, Япония. Так, в США объем лизинговых операций ежегодно увеличивался в среднем на 15% и превысил к началу 90-х годов 140 млрд. долл. В Японии объем этих сделок увеличился в шесть раз за 1980— 1990 гг. и достиг в 1991 г. 5,3 трлн. иен. Доля инвестиций в оборудование, сдаваемое в аренду, в общих промышленных капиталовложениях индустриально развитых стран в начале 90-х годов составляет (%): в Австралии — 33, США — 25, Великобритании — 20, Франции — 17, ФРГ — 15.
Развитию лизинговых операций способствуют обострение конкуренции, требующее диверсификации инвестиционной деятельности, сокращение объемов свободных денежных средств, необходимых для расширения производства, государственное содействие лизинговым операциям в целях стимулирования инвестиций.
Структура рынка лизинговых услуг имеет ряд национальных особенностей. В Западной Европе в качестве лизингодателей в основном выступают специализированные лизинговые компании, выполняющие в основном финансовые функции. В 75— 80% случаев они контролируются банками, а в остальных — крупными промышленными компаниями.
В США первое место среди лизингодателей занимают крупнейшие промышленные концерны и их специализированные компании.
В Японии лизинговые компании широко практикуют комплексный лизинг, предусматривающий предоставление пакета услуг по купле-продаже, лизингу и займу. Во многих странах Западной Европы создается правовая база для оказания лизинговых услуг. Во Франции в 1996 г. был принят закон "О предприятиях, практикующих кредит-аренду", в Бельгии — королевское постановление 1967 г. "О предприятиях, практикующих финансовую аренду", в Англии — закон 1965 г. об аренде продаж. В Италии и Испании законы о кредит - аренде оборудования были приняты в 1988 г. С 1972 г. действует Европейское объединение национальных лизинговых союзов со штаб-квартирой в Брюсселе (Бельгия).
Формируются основы правового обеспечения международного лизинга, которые отражены в Конвенции ООН от 28 мая 1988 г. "О международном финансовом лизинге", вступившей в силу с 1 мая 1995 г. в отношениях между Францией, Италией и Нигерией и подписанной 13 государствами. Ее принятие является важным шагом на пути унификации условий лизинговых соглашений. Разработаны предложения по присоединению России к данной Конвенции.
Тема 8. Основы таможенной системы. Таможенный контроль. Лицензирование внешнеторговых операций.[2]
Основные понятия
Переход к новым принципам регулирования внешнеэкономической деятельности (тарифное регулирование, лицензирование, квотирование и т.п.), соответствующим мировой практике, требует изменения организации таможенного контроля за товарами, находящимися в грузовом обороте. Если прежде режим и процедура пропуска товаров определялись исходя из того, кто являлся субъектом внешнеторговой сделки, то сейчас главный критерий — объект такой сделки, т. е. конкретный товар. Товары — это любое движимое имущество, в том числе валюта, валютные ценности, электрическая, тепловая, иные виды энергии и транспортные средства (за исключением используемых для международных перевозок).
Под перемещением через таможенную границу понимается совершение действий по ввозу на таможенную территорию или вывозу с этой территории товаров или транспортных средств любым способом, включая пересылку в международных почтовых отправлениях, использование трубопроводного транспорта и линий электропередач. К таким действиям относятся:
• при ввозе товаров и транспортных средств — фактическое пересечение таможенной границы;
• при вывозе товаров и транспортных средств — подача таможенной декларации или иное действие, непосредственно направленное на реализацию намерения вывезти товар.
При перемещении через таможенную границу товары должны пройти таможенное оформление.
Таможенное оформление — это процедура помещения товаров и транспортных средств под определенный таможенный режим и завершение действия этого режима в соответствии с требованиями и положениями Таможенного кодекса.
В целях таможенного регулирования устанавливаются следующие виды таможенных режимов:
• выпуск для свободного обращения;
• реимпорт;
• транзит;
• таможенный склад;
• магазин беспошлинной торговли;
• переработка на таможенной территории;
• переработка под таможенным контролем;
• временный ввоз (вывоз);
• свободная таможенная зона;
• свободный склад;
• переработка вне таможенной территории;
• экспорт;
• реэкспорт;
• уничтожение;
• отказ в пользу государства.
Наиболее часто применяется выпуск товаров для свободного обращения, то есть таможенный режим, при котором ввозимые на таможенную территорию России товары остаются на этой территории постоянно без обязательства об их вывозе с этой территории. Выпуск для свободного обращения предусматривает уплату в отношении товаров таможенных пошлин, налогов и внесение иных таможенных платежей.
Порядок расчетов таможенных платежей, подлежащих уплате при выпуске товаров в свободное обращение, включает следующие обязательные этапы, которые должны быть пройдены в рекомендованной последовательности:
1) точное определение кода товара, являющегося предметом сделки, по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Содружества Независимых Государств (ТН ВЭД СНГ), поскольку это имеет решающее значение для последующей проработки всего комплекса расчетов;
2) определение таможенной стоимости товара;
3) определение величины пошлин, НДС и акцизов. Рассмотрим далее все эти вопросы.
Таможенный тариф в системе мер государственного регулирования вэд
Эффективно действующий механизм таможенно-тарифного регулирования — неотъемлемое условие проведения Россией активной и целостностной таможенной политики, а также решения таможенными органами задач по обеспечению экономической безопасности Российской Федерации, защите ее экономических интересов.
Среди основных функций таможенного тарифа особо выделяются протекционистская и фискальная функции.
Протекционистская функция связана с защитой национальных товаропроизводителей. Взимание таможенных пошлин с импортных товаров увеличивает их стоимость при реализации на внутреннем рынке страны-импортера и тем самым повышается конкурентоспособность аналогичных товаров, производимых национальной промышленностью и сельским хозяйством.
Фискальная функция таможенного тарифа обеспечивает поступление средств от взимания таможенных пошлин в доходную часть бюджета страны.