(Преамбула)
12-й год Суйко, лето; в 4-й луне, в день тигра, в новолуние, в день дракона наследник престола лично впервые составил конституцию из 17 статей.
/ (статья) гласит:
Цените согласие, ведь основа (всего — дух) несопротивления.
Все люди входят в группировки, (наносящие вред государству), а мудрых мало.
Поэтому некоторые не повинуются ни отцу, ни государю, а также враждуют с (людьми из) соседних селений.
Напротив (при) согласии в верхах и дружелюбии в низах, (при) согласованности в обсуждениях дела пойдут естественным порядком и какие (тогда) дела не осуществятся?
// (статья) гласит:
Ревностно почитайте три сокровища; (эти) три сокровища суть: Будда,
дхарма и сангха.
(Они) — последнее прибежище (созданий) четырех рождений и наивысшие (объекты) поклонения во всех странах.
Все миры, все люди почитают дхарму.
Мало людей очень плохих; если (их) наставлять хорошо, то (они) последуют (по истинному пути).
Исправить (их) можно только с помощью этих трех сокровищ.
III (статья) гласит:
|
|
Почтительно воспринимая государевы указы, обязательно соблюдайте (их).
Государь — (это) небо; вассалы — земля.
Небо покрывает (землю), а земля поддерживает (небо).
(И тогда) четыре времени года сменяют друг друга и все в природе
идет своим чередом.
Когда (же) земля возжелает покрыть небо, то (это) приведет к разрушению.
Поэтому, если государь изрекает, то вассалы должны внимать.
Если высшие приказывают, то низшие должны подчиняться.
256
Поэтому, почтительно воспринимая государевы указы, обязательно соблюдайте (их).
Несоблюдение (указов) естественно поведет к (общему) упадку.
IV (статья) гласит:
Сановники и чиновники! В основу (своей деятельности) положите ритуал.
Основа управления народом безусловно в (соблюдении) ритуала.
Если высшие не соблюдают ритуала, то среди низших нет порядка.
Если низшие не соблюдают ритуала, то непременно возникают преступления.
Поэтому, если сановники и вассалы соблюдают ритуал, то положение рангов не нарушается.
Если простой народ соблюдает ритуал, то и государство управляется естественно.
V (статья) гласит:
, Избавьтесь от чревоугодия, откажитесь от жадности и справедливо разбирайте поступающие жалобы.
Ведь жалоб простого народа за один день (накапливается) до тысячи. Если даже за один день столько (жалоб), то сколько их наберется за годы.
В последнее время лица, разбирающие жалобы, сделали обычаем извлекать из этого (личную) выгоду и выслушивать заявления после получения взятки.
Поэтому-то жалоба имущего человека подобна камню, брошенному в воду, а жалоба бедняка подобна воде, политой на камень.
|
|
Из-за этого бедный народ не знает пристанища.
Именно в этом есть нарушение (истинного) пути (наших) вассалов.
VI (статья) гласит:
Наказание зла и поощрение добра — хорошее древнее правило.
Поэтому не скрывайте добра людей, а, заметив зло, обязательно исправляйте (его).
Льстецы и обманщики — острое орудие для подрыва государства; (они) — остроконечный меч, разящий народ.
Подхалимы весьма охотно говорят высшим об ошибках низших, а при низших злословят об ошибках высших.
Подобные люди всегда неверны государю и немилосердны к народу, а это является источником больших неурядиц.
VII (статья) гласит:
Каждый человек должен иметь (свои) обязанности, и дела управления Должны быть разграничены.
257
|
"*2-51 |
Когда умного человека назначают на должность, тотчас же слышатся
похвалы.
Когда же беспринципный человек занимает должность, то многочисленны беспорядки.
В мире мало мудрецов, мудрость есть следствие глубоких размышлений.
Нет больших и малых дел; все дела непременно будут улажены, если
(на должности) будут приняты способные люди. И тогда не будет срочного и несрочного.
При умных людях все естественно улаживается. Таким образом, государство будет вечным и страна будет в безопасности.
Поэтому-то в древности мудрые государи искали способных людей на посты, а не искали постов для людей.
VIII (статья) гласит: *т
Сановники и чиновники! Приходите раньше на службу и позднее
уходите.
Государственные дела не допускают нерадивости. Даже за весь день
трудно (их) завершить.
Если будете приходить поздно на службу, не управитесь со срочными >
(делами).
Если же будете уходить рано, безусловно, не завершите всех дел.
IX (статья) гласит:
Доверие есть основа справедливости. В каждом деле должно быть доверие.
Добро и зло, успех и неуспех, безусловно, зиждутся на доверии. • Если сановники и вассалы будут доверять друг другу, то любые дела
осуществятся.
Если сановники и вассалы не будут доверять друг другу, то все разрушится.
X (статья) гласит:
Избавьтесь от гнева, отбросьте негодование и не сердитесь на других
за то, что они не такие, (как вы).
У каждого (человека) есть сердце, а у каждого сердца есть (свои) наклонности.
Если он прав, то я неправ. Если я прав, то он неправ.
Я не обязательно мудрец, а он не обязательно глупец.
Оба (мы) только обыкновенные люди.
Кто может точно определить меру правильного и неправильного?
Оба (мы) вместе и умны и глупы, подобно кольцу без концов.
258
Поэтому, если даже он и сердится (на меня), то (я) сам, напротив, должен опасаться сделать ошибку.
Хотя, возможно, я один и прав, но должен следовать за всеми и действовать одинаково (с ними).
XI (статья) гласит:
Справедливо оценивайте заслуги и провинности; обязательно награждайте и соответственно наказывайте.
Временами награды (дают) не по заслугам, а наказания — не по вине. Сановники, ведающие государственными делами! Выявляйте заслуживающих как награды, так и наказания.
XII (статья) гласит:
Государевы контролеры провинций и наместники провинций! Не облагайте простой народ излишними налогами.
В стране нет двух государей; у народа нет двух господ. Государь есть господин народа всей страны.
Назначенные (им) чиновники все суть вассалы государя; почему же (они), наряду с казной, осмеливаются незаконно облагать (своими) налогами простой народ?
XIII (статья) гласит:
Все назначенные (государем) чиновники должны одинаково хорошо исполнять (свои) служебные обязанности.
Не заниматься служебными делами (разрешается) только в связи с болезнью или с отъездом по (государеву) поручению.
Однако, когда (вы) сможете исполнять (свои) обязанности, то действуйте, как и прежде, в духе согласия.
|
|
Чиновники! Не задерживайте государственные дела под предлогом того, что (они к вам) не относятся.
XIV (статья) гласит:
Сановники и вассалы! Не будьте завистливы! Если мы завидуем другим, то и другие завидуют нам. Беды от зависти не имеют своего предела.
По этой причине, если (кто-либо) превосходит (нас) по уму, то (мы) не радуемся; если (кто-либо) превосходит (нас) по способностям, то (мы) завидуем ему.
Поэтому умного встречаешь только (раз) в пятьсот лет, а одного мудреца трудно найти и (раз) в тысячу лет.
Однако, как будет управляться страна без умных людей и мудрецов?
259
XV (статья) гласит:
Отвернуться от личного и повернуться к государственному есть (истинный) путь вассалов.
Если человеком овладевает личное, то (им) обязательно овладевает злоба; а если человеком овладевает злоба, то (у него) обязательно будут разногласия (с другими людьми).
При разногласиях (его) личное вредит государственному.
Когда возникает злоба, то (она) направляется против порядка и нарушает законы.
Поэтому, как сказано в I статье, взаимное согласие высших и низших
есть дух и данной статьи.
XVI (статья) гласит:
Привлекать народ (к выполнению трудовой повинности) в соответст-, вующее время года, есть древнее хорошее правило; поэтому народ должно использовать в зимние месяцы, когда (у него) свободное время.
С весны до осени, в сезон обработки полей и шелковицы, народ трогать нельзя.
Если не обрабатывать полей, то чем же питаться? Если не обрабатывать шелковицу, то во что же одеваться?
XVII (статья) гласит:
Важные дела нельзя решать одному, (их) обязательно нужно обсуждать со всеми.
С малыми делами проще, (обсуждать их) со всеми не обязательно. Если же рассматривать важные дела единолично, то допустимы сомнения в наличии ошибки; а при согласовании со всеми (ваши) суждения могут получить надежное обоснование.
Попов К. А. Законодательные акты средневе-ковой Японии. — М., 1984. — С. 22 — 26.