Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования
«Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского»
(ННГУ)
Арзамасский филиал
Факультет дошкольного и начального образования
Кафедра методики дошкольного и начального образования
Выполнила:
Романова А.А.,
студентка IV курса очной формы обучения,
направление «Педагогическое образование»
(профиль Дошкольное образование)
Курсовая работа
Использование диалоговых технологий как условие социально-коммуникативного развития детей старшего дошкольного возраста
Научный руководитель:
кандидат педагогических наук, доцент
Филиппова Л.В.
Г. Арзамас
2018
СОДЕРЖАНИЕ
Введение ………....……………………………………………………......3
Глава 1. Теоретические основы использования диалоговых технологий как условия социально-коммуникативного развития детей старшего дошкольного возраста ……………………………………………...........................................................…
|
|
1.1. Понятие «диалоговые технологии» в психолого-педагогической и методической литературе………………………………………………………
1.2. Особенности социально-коммуникативного развития детей старшего дошкольного возраста………………………………………………..
1.3. Использование диалоговых технологий в процессе непосредственной образовательной деятельности детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………………
Выводы по 1 главе ……………………………………………………...
Глава 2. Опытно - экспериментальная работа по использованию диалоговых технологий как условия социально-коммуникативного развития детей старшего дошкольного возраста …......................................................................………………….
2.1. Диагностика исходных показателей социально-коммуникативного развития детей старшего дошкольного возраста…………………………………
2.2. Система работы по социально-коммуникативному развитию детей старшего дошкольного возраста с использованием диалоговых технологий …
2.3. Динамика показателей опытно-экспериментальной работы
Выводы по 2 главе………………………………………………………
Заключение………………………………………………………………
Литература………………………………..................................................
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Современный высокотехнологичный во всех сферах жизни человека XXI век, ежегодно добавляет в жизнь людей новый поток информации и уровней социально-коммуникационного взаимодействия. Накопленные знания предыдущего поколения, помогает передавать хорошо развитая и богатая речь, она же служит идеальным средством для полноценного развития личности. Процесс развития социально-коммуникативного развития ребенка - невероятно важен для детей старшего дошкольного возраста.
|
|
Социально-коммуникативное развитие в дошкольном учреждении связано со всеми этапами образовательно-воспитательной работы с детьми, когда дети неосознанно или целенаправленно осваивают новые лексические значения слов, учатся межличностному взаимодействию, вступают в диалог друг с другом и с взрослыми. В процессе разных видов деятельности в дошкольном учреждении, ребенок не просто узнает новые слова, а задумывается над их смыслом и постепенно учится самостоятельности высказываний и диалогу.
Заложенный в дошкольном учреждении уровень социально-коммуникативного развития и умения вести диалог, будет влиять на будущее успешное обучение в школе. Ведь хорошая и развитая речь и социально-коммуникативные навыки, будут являться залогом полноценного развития и успешного обучения старшего дошкольника, и она же скажет о его готовности к обучению в школе, прежде всего. Целенаправленное изучение различных современных технологий для развития социально-коммуникативного развития – важно для развития современного дошкольника, что определило актуальность и выбор темы курсовой работы: «Использование диалоговых технологий как условие социально-коммуникативного развития детей старшего дошкольного возраста».
Проблема исследования: Вопросами изучения социально-коммуникативного развития дошкольников занимались О.В. Бурачевская, В.Л. Виноход, О.Ю. Дорошенко, О.В. Евдокишина, О.А. Легчакова, О.С Меджидова, О.О. Монгуш, А. В. Сергеенко и мн. др.
О популярности изучаемой темы говорит регулярно появляющиеся в периодических изданиях статьи педагогов, методистов и молодых ученых со статьями о разнообразных сторонах социально-коммуникативного развития и способах его изучения и совершенствования.
Цель исследования: описание возможностей использования диалоговых технологий как условие социально-коммуникативного развития детей старшего дошкольного возраста.
Объектом исследования: социально-коммуникативное развитие старших дошкольников.
Предмет исследования: использование диалоговых технологий в социально-коммуникативном развитии.
Гипотеза исследования: социально-коммуникативное развитие будет эффективным, если использовать диалоговые технологии при соблюдении следующих условий:
- увеличить эффективность работы воспитателей по формированию социально-коммуникативного развития у детей посредством диалоговых технологий;
- обеспечить социально-коммуникативное развитие старших дошкольников диалоговыми технологиями разными методами и в разных формах;
- получить высокие показатели в развитие личности дошкольника, в общем.
Задачи исследования:
- Изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по теме использование диалоговых технологий как условие социально-коммуникативного развития детей старшего дошкольного возраста.
- Определить особенности социально-коммуникативного развития детей старшего дошкольного возраста.
- Рассмотреть условия использования диалоговых технологий в процессе непосредственной образовательной деятельности детей старшего дошкольного возраста.
- Выявить исходящий уровень социально-коммуникативного развития детей старшего дошкольного возраста.
- Разработать и апробировать дидактический материал по использованию диалоговых технологий.
- Описать результаты опытно-экспериментального исследования.
Теоретическая база исследования: изучение, обобщение и систематизация теоретического материала по теме курсовой работы.
|
|
Методы исследования: сбор, анализ педагогической и психологической литературы по проблеме исследования, констатирующий эксперимент, формирующий эксперимент, обобщение и систематизация результатов.
Экспериментальная база исследования: МДОУ детский сад № 23 "Улыбка".
Структура работы: курсовая работа обусловлена поставленными целью и задачами и состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДИАЛОГОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА