Универсальные учебные действия. Познавательные универсальные учебные действия и их специфика

Курсовая работа

 ИГРА-ПУТЕШЕСТВИЕ КАК СРЕДСТВО ОСВОЕНИЯ ШКОЛЬНИКАМИ МЕТОДОВ ПОЗНАНИЯ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА НА ВНЕУРОЧНЫХ ЗАНЯТИЯХ ПО ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЕ СПб

студентки 231 группы

Аграновской Елизаветы Сергеевны

специальность 440202

«Преподавание в начальных классах»

 

 

Руководитель

Соловьев Андрей Сергеевич

Санкт-Петербург

2017

Оглавление

 

Введение. 3

1. Универсальные учебные действия. Познавательные универсальные учебные действия и их специфика. 6

2. Особенности развития познавательной сферы в младшем школьном возрасте. 10

3. Особенности проведения игры-путешествий в начальной школе. 16

4. Пример занятия в форме игры-путешествия на внеурочных занятиях по истории и культуре Санкт-Петербурга. 19

Заключение. 27

Список литературы.. 31

 



Введение

 

Начальная школа самая важная и значимая ступень в системе школьного образования, так как впервые ведущей деятельностью ребенка становится учебная деятельность. И от того, как будет сформирована эта деятельность, насколько будет привит ребенку интерес к процессу познания, насколько он будет способен ставить перед собой познавательные цели, находить и использовать методы познания окружающего мира, самостоятельно создавать условия для организации собственной познавательной деятельности, зависит не только успешность обучения на последующих этапах, но и желание и умение обучающегося совершенствовать свое образование на протяжении жизни.

Особое место в стандарте начального образования сегодня отводится формированию познавательной компетентности младшего школьника, что обусловлено наличием целого комплекса проблем, связанных с развитием его познавательной сферы (снижение познавательной мотивации, трудности при постановке и удержании целей познавательной деятельности, выборе средств их достижения, анализе и оценке результатов).

Вместе с тем, ФГОС НОО предъявляет высокие требования к развитию познавательных умений младшего школьника по окончанию начальной школы. Так, выпускник начальной школы, согласно современным требованиям образования, – это любознательный, активно и заинтересованно познающий мир человек, владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности («портрет выпускника начальной школы»), обладающий способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, осуществлять поиск средств ее осуществления, умеющий выбирать способы решения проблем творческого и поискового характера, использовать различные способы работы с информацией в соответствии с познавательными задачами.

Среди метапредметных результатов обучения стандарт отдельно выделяет познавательные универсальные учебные действия, которыми должен овладеть младший школьник. К ним, среди прочего, относятся универсальные учебные действия, отражающие методы познания окружающего мира, о которых пойдет речь в данной курсовой работе.

Таким образом, содержание не только каждого учебного предмета, но и внеклассной работы должно обеспечивать реализацию этих задач, которые в свою очередь связаны с организацией познавательной деятельности школьника и развитием познавательной сферы младшего школьника.

Направленность процесса обучения на выполнение всех вышеперечисленных требований диктует острую необходимость поиска новых средств, методов и приемов организации познавательной деятельности в начальной школе, обеспечивающих развитие познавательных УУД, направленных на освоение младшими школьниками методов познания окружающего мира, что будет способствовать успешности их познавательной деятельности на последующих этапах обучения. Одним из средств обучения, способных решить вышеперечисленные задачи являются уроки-путешествия, основанные на краеведческом материале.

Цель нашего исследования: выявить педагогические условия организации игры-путешествия, способствующие освоению обучающимися методов познания окружающего мира на внеурочных занятиях по истории и культуре Санкт-Петербурга.

В соответствии с целью работы мы сформулировали следующие задачи:

1. Определить сущность понятия универсальные учебные действия, охарактеризовать познавательные универсальные учебные действия, отражающие методы познания окружающего мира.

2. Выявить особенности развития познавательной сферы в младшем школьном возрасте.

3. Уточнить понятие «Игра- путешествие» и выявить специфику его проведения в начальной школе.

4. Привести примеры уроков-путешествий на внеурочных занятиях по истории и культуре Санкт-Петербурга, направленные на освоение младшими школьниками методов познания окружающего мира.

         Структура работы состоит из введения, четырех пунктов, заключения, списка литературы, приложения.

 



Универсальные учебные действия. Познавательные универсальные учебные действия и их специфика

 

Развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, формированием универсальных учебных действий (УУД), которые выступают в качестве основы образовательного и воспитательного процесса. Качество усвоения знания определяется многообразием и характером видов универсальных действий.

Универсальные учебные действия разработаны группой ученых-психологов под руководством члена-корреспондента РАО, профессора МГУ А.Г. Асмолова. Авторы стандартов второго поколения рассматривают УУД как обеспечение возможностей учащегося самостоятельно действовать при получении образования.

Теоретико-методологическим обоснованием формирования универсальных учебных действий может служить системно-деятельностный культурно-исторический подход, базирующийся на положениях научной школы Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, П.Я. Гальперина, В.В. Давыдова и др.

Термин «Универсальные учебные действия» в широком значении означает умение учиться, то есть способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

«Универсальные учебные действия» в более узком (собственно психологическом) значении можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.

Универсальные учебные действия как обобщенные действия открывают учащимся возможность широкой ориентации как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности. Таким образом, достижение умения учиться предполагает полноценное освоение школьниками всех компонентов учебной деятельности, включая: 1) познавательные и учебные мотивы; 2) учебную цель; 3) учебную задачу; 4) учебные действияи операции(ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка).

К универсальным учебным действиям относятся: личностные, познавательные, коммуникативные и регулятивные универсальные учебные действия. Каждая из этих групп выполняет свои задачи и функции в образовательном процессе. В аспекте нашей курсовой работы нас интересуют познавательные универсальные учебные действия и специфика их формирования в младшем школьном возрасте.

Познавательные универсальные учебные действия – это система способов познания окружающего мира, построения самостоятельного процесса поиска, исследования и совокупность операций по обработке, систематизации, обобщению и использованию полученной информации.

Познавательные универсальные учебные действия включают в себя логические, общеучебные действия, формулирование и решение проблемы.

Зададимся вопросом, в чем важность познавательных УУД в процессе обучения в начальной школе? В сегодняшнем информационном мире, мире гаджетов и интернета, для современного школьника крайне важно умение ориентироваться в потоке информации, которую он получает в ходе обучения. Ведь для эффективного приобретения знаний необходимо переработать и усвоить материал, выполнить поиск недостающих сведений, осмыслить тексты. В таком случае младший школьник должен уметь выбирать наиболее результативные методы решения задач с учетом конкретных условий, контролировать и оценивать процесс и итоги своей деятельности, осуществлять рефлексию приемов и обстоятельств действий, а также формулировать, ставить проблемы. Этому способствует освоение обучающимися познавательных УУД.

Данная группа универсальных учебных действий в урочной и внеурочной деятельности в начальной школе предполагают следующие умения младших школьников:

1. Читать и слушать, отбирая нужные сведения, находить их в дополнительных источниках, в материалах учебников, тетрадей, литературе.

2.  Осознавать познавательную задачу.

3. Выполнять аналитические, синтезирующие, сравнительные, классификационные операции, формулировать причинно-следственные связи, делать выводы, обобщения.

4. Понимать информацию, представленную в модельном, схематичном, изобразительном видах

5. Использовать знаковые и символичные средства при решении разнообразных познавательных задач.

Таким образом, эта группа универсальных учебных действий является одной из наиболее важных в современном учебном процессе, т.к. обеспечивают формирование у младшего школьника умения работать с информацией, перерабатывать, анализировать и пользоваться ею в зависимости от поставленной учебной задачи.

В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования (ФГОС НОО) в качестве цели освоения младшими школьниками учебного предмета «Окружающий мир» выделено требование, которое учителями не всегда осознается. Речь идет об овладении младшими школьниками доступными способами изучения окружающего мира. Это требование во ФГОС НОО сформулировано следующим образом: освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве). Казалось бы, здесь нет ничего нового: и наблюдениями, и опытами, и измерениями, и сравнениями, и классификацией учителя занимались и раньше. Но здесь появляется новый аспект. Если раньше эти способы познания мира выступали в качестве методов обучения, то сейчас этими методами (способами) должны овладеть сами учащиеся.

Таким образом, ФГОС НОО подчеркивает, что успешность процесса развития познавательных умений невозможна без освоения обучающимися методами познания окружающего мира т.к. без выбора верного направления работы с информацией, доступных способов изучения окружающего мира невозможно дальнейшее успешное решение учебной задачи.

Неслучайно, что к планируемым результатам формирования познавательных УУД в начальной школе относят действия младших школьников, отражающие методы познания окружающего мира.

В следующем параграфе мы рассмотрим особенности формирования данных УУД во взаимосвязи с психологическими новообразованиями младшего школьного возраста.

 




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: