Дизайн как средство коммуникации между различными сферами, определяющими производство и потребление в современном мире

Дизайн как проектная деятельность, отличия проектной деятельности от научной, художественной, производственной деятельности. Специфика дизайна среди других видов проектной деятельности.

 

Польза, прочность и красота – лозунг дизайна. Дизайн вытекает их художественно-предметного мира.

Дизайн предполагает серийность.

 

Сначала был канон, т.е. свод правил и законов для предметно-ремесленной деятельности.

Конец средних веков – появление прикладного искусства. Под прикладным искусством в первую очередь понимают орнаменты, части скульптуры, цветовые решения.

Вещь становится не совсем функциональной.

В конце 18 века зарождается проектная деятельность, зарождается проектная документация.

Конец 19 века - начало 20 века – деление на искусство и не искусство, рождение промышленного дизайна.  Это связано с тем, что тиражирование стало совершеннее.

На фоне дизайне выделяется декоративно-прикладное искусство.

Цепочка: архитектура – искусство – ДПИ – дизайн

Дизайн содержит в себе все элементы искусства, но не является искусством.

Искусство – субъективное.

Наука – обратная сторона искусства. Первый шаг в любой науке – открытие, Затем – изобретение. Изобретение толкает дизайнера на проектирование. Задача дизайнера из набора изобретений сделать товар для продажи.

В дизайне всегда присутствует конструирование.

Цепочка: наука – конструирование - дизайн – эргономика – человек.

Различие и сходство образа в искусство и в дизайне:

В искусстве образ - конкретный идеал, субъективное представление художника.

В дизайне – вещь создается для потребителя, недопустим субъективный подход, образ тиражируется, имеют влияние экономика, экологическая ситуация, для дизайна характерен глобализм.

Общее: идеальность, цельность, осмысленность.

Дизайн – это проектирование материальных объектов и жизненных ситуаций на основе метода компановки, при необходимом использовании данных науки с целью придания результатам проектирования эстетических качеств и оптимизации их действий с человеком и обществом.

 

В основу проектной деятельности легла критика, исследование и новые технологии.

 

Дизайнер создает новые культурные образцы, а иногда и новый сегмент потребителей.

Цели дизайна – включать продукты техники в мир человеческой культуры.

 

Признаки дизайна:

1. Решение дизайнерских задач методом компановки и перекомпановки.

2. Наличие осознанной цели, целеполагание (цели извне и от дизайнера самого)

3. Наличие исходных данных, аналогов и прототипов.

Аналог – предмет, очень близкий по функциям к разрабатываемому товару.

Прототип – ближайший аналог.

4. Отношение к технологии, тесное взаимодействие дизайна и технологии. Технологичный дизайн.

5.. Экономическая составляющая. Капитальные затраты и вложения. Получение прибыли от дизайна.

6. Эффективность дизайна. (взаимодействие с человеком и окружающей средой)

7. Дизайн и восприимчивость дизайна к эстетическим категориям. Попадание в образ потребителя.

8. Искусственное устаревание вещей и влияние на мир в целом.

9. Соединение красоты и пользы.

10. Воспитание потребителя вещью



Дизайн как средство коммуникации между различными сферами, определяющими производство и потребление в современном мире.

Дизайнер создает новые культурные образцы, а иногда и новый сегмент потребителей.

Цели дизайна – включать продукты техники в мир человеческой культуры.

 

Дизайнер проектирует не вещь, а функцию и способ, вникая в общество потребителя.

Иногда дизайнер даже создает новый сегмент потребителей.

Дизайн формирует культурную среду.

 

Существует субъект и объект проектирования, объект выступает как некая проблема.

Стандартно потребители делятся на 3 типа:

1. Вещь для него как инструмент

2. Ценят вещь как принадлежность к определенной социально – культурной среде.

3. Вещь, отражающая идеал стиля, моды.

 

Дизайн - как институт, поддерживающий социальную дифференциацию. Аксиология современного мира диктует иллюзорные ценности, среди них и дизайн вещей.

 

Дизайн как тиражирование товаров порождает конкуренцию на рынке, вызывая этим феномен быстрого устаревания: мы покупаем новые вещи, когда старые еще не испортились в погоней за новинками.

 

Дизайн отражает глобальные проблемы человечества (бум зеленых технологий в наше время).

 

Коммуникация с помощью проектной документации внутри компании – общение проектировщиков с производителями. Так же технология DFM (дизайн для производства) – новый метод общения дизайнеров с производством, позволяющий избежать ошибок.

 

Графический дизайн (Реклама) – как общение между фирмой производителем товаров и услуг и потребителем.

 

И наконец, феномен моды – мода связана с потребностями и интересами индивида. А конкретнее товар становится видом интереса. Очень часто товар для человека – возможность принадлежать к определенной социокультурной группе.

 

Обратная связь «потребитель производителю» осуществляется в основном посредствам спроса.
3. Основные виды современного дизайна, их общность, различия, взаимосвязи. Типология проектных задач в зависимости от вида дизайна.

Виды дизайна:

 - промышленный – основной вид. Особенность в программном и целостном подходе. От общих задач к частным.

 - дизайн среды (интерьера) – средовой подход дает возможность рассматривать среду обитания человека в неразрывности всех ее компонентов. При рассмотрении субъектно – объектных связей следует рассматривать среду из 2ух компонентов: пространство и деятельность. Проектирование методом функционального зонирования. Постоянно следует думать о масштабности. Специфика в этапах: концептуальный макет, эскизный дизайн проект (без вариантов), технический проект (документация – планы, развертки, 3д, все сметы и расчеты обязательно), авторский надзор.

- графический дизайн – обслуживающий дизайн

- дизайн одежды

- арт – дизайн – обладает качествами искусства, т.е. некоторой субъективностью, ограничен в тираже, эксклюзивен

- ландшафтный дизайн – тесно связан с архитектурой

- рекламный дизайн

- виртуальный дизайн (скоро 3д голограммы)

- web – дизайн

- расширяющийся дизайн – политический дизайн, имидж – дизайн.

 

Проектные задачи должны решать  проектные проблемы-противоречия.

Проектные проблемы связаны с пппп:


Потребителем (соц.)

Производством

Продажей

Проектированием

Проектные требования – основные требования концепции, связанные с объектом проектирования ограничения.


 4. Тип и прототип в дизайне. Представление о прототипическом и непрототипическом проектировании. Культурный прототип как источник дизайнерских решений. Проблема инноваций в дизайне.

 

Культурный прототип – это каноны, в которых накоплен опыт предыдущей человеческой деятельности в различных сферах.

Прототип – ближайший аналог. Совпадает по функции, по размерам и по принципу действия.

Тип – сходная единица конструирования научной, проектной или художественной картины мира. Каждый тип несет в себе определенную культурную (стилевую) программу.

 

Общий внешний вид, структура вещи должна с первого взгляда определять принадлежность к тому или другому типу. Принадлежность к типу – первое впечатление.

 


Прототип

Прототип - это тот конкретный образец, ставший основой для концепции.

Использовать прототип - это не значит клонировать

Прототипы бывают

1 1)структурные,

2 2)концептуальные,

3 3)дизайнерские - обычно прототипом бывает либо предыдущий вариант, либо развитый вариант чьей-либо независимой разработки.

 

Бывает так, что талантливая разработка конкретного дизайнера со временем становится прототипом для многих. Рождается определенное направление в стиле или стиль.

 

Аналоги: прямые и косвенные.

Аналоговое проектирование – важная часть проектного исследования. Анализ аналогов позволяет выявлять проблемы и решать их в собственном проекте.

 

Проблемы инновационного дизайна: стремление к  проектированию новых типов вещей, не имеющих прямых аналогов. Инновации – смелые идеи, способные стать культурными образцами. При проетировании абсолютно новых объектов используют непрототипическое проектирование.

 

Инновации требуют решения более сложных задач при проектировании и большей работы.

 




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: