Дизайн как проектная деятельность, отличия проектной деятельности от научной, художественной, производственной деятельности. Специфика дизайна среди других видов проектной деятельности.
Польза, прочность и красота – лозунг дизайна. Дизайн вытекает их художественно-предметного мира.
Дизайн предполагает серийность.
Сначала был канон, т.е. свод правил и законов для предметно-ремесленной деятельности.
Конец средних веков – появление прикладного искусства. Под прикладным искусством в первую очередь понимают орнаменты, части скульптуры, цветовые решения.
Вещь становится не совсем функциональной.
В конце 18 века зарождается проектная деятельность, зарождается проектная документация.
Конец 19 века - начало 20 века – деление на искусство и не искусство, рождение промышленного дизайна. Это связано с тем, что тиражирование стало совершеннее.
На фоне дизайне выделяется декоративно-прикладное искусство.
Цепочка: архитектура – искусство – ДПИ – дизайн
|
|
Дизайн содержит в себе все элементы искусства, но не является искусством.
Искусство – субъективное.
Наука – обратная сторона искусства. Первый шаг в любой науке – открытие, Затем – изобретение. Изобретение толкает дизайнера на проектирование. Задача дизайнера из набора изобретений сделать товар для продажи.
В дизайне всегда присутствует конструирование.
Цепочка: наука – конструирование - дизайн – эргономика – человек.
Различие и сходство образа в искусство и в дизайне:
В искусстве образ - конкретный идеал, субъективное представление художника.
В дизайне – вещь создается для потребителя, недопустим субъективный подход, образ тиражируется, имеют влияние экономика, экологическая ситуация, для дизайна характерен глобализм.
Общее: идеальность, цельность, осмысленность.
Дизайн – это проектирование материальных объектов и жизненных ситуаций на основе метода компановки, при необходимом использовании данных науки с целью придания результатам проектирования эстетических качеств и оптимизации их действий с человеком и обществом.
В основу проектной деятельности легла критика, исследование и новые технологии.
Дизайнер создает новые культурные образцы, а иногда и новый сегмент потребителей.
Цели дизайна – включать продукты техники в мир человеческой культуры.
Признаки дизайна:
1. Решение дизайнерских задач методом компановки и перекомпановки.
2. Наличие осознанной цели, целеполагание (цели извне и от дизайнера самого)
3. Наличие исходных данных, аналогов и прототипов.
Аналог – предмет, очень близкий по функциям к разрабатываемому товару.
|
|
Прототип – ближайший аналог.
4. Отношение к технологии, тесное взаимодействие дизайна и технологии. Технологичный дизайн.
5.. Экономическая составляющая. Капитальные затраты и вложения. Получение прибыли от дизайна.
6. Эффективность дизайна. (взаимодействие с человеком и окружающей средой)
7. Дизайн и восприимчивость дизайна к эстетическим категориям. Попадание в образ потребителя.
8. Искусственное устаревание вещей и влияние на мир в целом.
9. Соединение красоты и пользы.
10. Воспитание потребителя вещью
Дизайн как средство коммуникации между различными сферами, определяющими производство и потребление в современном мире.
Дизайнер создает новые культурные образцы, а иногда и новый сегмент потребителей.
Цели дизайна – включать продукты техники в мир человеческой культуры.
Дизайнер проектирует не вещь, а функцию и способ, вникая в общество потребителя.
Иногда дизайнер даже создает новый сегмент потребителей.
Дизайн формирует культурную среду.
Существует субъект и объект проектирования, объект выступает как некая проблема.
Стандартно потребители делятся на 3 типа:
1. Вещь для него как инструмент
2. Ценят вещь как принадлежность к определенной социально – культурной среде.
3. Вещь, отражающая идеал стиля, моды.
Дизайн - как институт, поддерживающий социальную дифференциацию. Аксиология современного мира диктует иллюзорные ценности, среди них и дизайн вещей.
Дизайн как тиражирование товаров порождает конкуренцию на рынке, вызывая этим феномен быстрого устаревания: мы покупаем новые вещи, когда старые еще не испортились в погоней за новинками.
Дизайн отражает глобальные проблемы человечества (бум зеленых технологий в наше время).
Коммуникация с помощью проектной документации внутри компании – общение проектировщиков с производителями. Так же технология DFM (дизайн для производства) – новый метод общения дизайнеров с производством, позволяющий избежать ошибок.
Графический дизайн (Реклама) – как общение между фирмой производителем товаров и услуг и потребителем.
И наконец, феномен моды – мода связана с потребностями и интересами индивида. А конкретнее товар становится видом интереса. Очень часто товар для человека – возможность принадлежать к определенной социокультурной группе.
Обратная связь «потребитель производителю» осуществляется в основном посредствам спроса.
3. Основные виды современного дизайна, их общность, различия, взаимосвязи. Типология проектных задач в зависимости от вида дизайна.
Виды дизайна:
- промышленный – основной вид. Особенность в программном и целостном подходе. От общих задач к частным.
- дизайн среды (интерьера) – средовой подход дает возможность рассматривать среду обитания человека в неразрывности всех ее компонентов. При рассмотрении субъектно – объектных связей следует рассматривать среду из 2ух компонентов: пространство и деятельность. Проектирование методом функционального зонирования. Постоянно следует думать о масштабности. Специфика в этапах: концептуальный макет, эскизный дизайн проект (без вариантов), технический проект (документация – планы, развертки, 3д, все сметы и расчеты обязательно), авторский надзор.
- графический дизайн – обслуживающий дизайн
- дизайн одежды
- арт – дизайн – обладает качествами искусства, т.е. некоторой субъективностью, ограничен в тираже, эксклюзивен
- ландшафтный дизайн – тесно связан с архитектурой
- рекламный дизайн
- виртуальный дизайн (скоро 3д голограммы)
- web – дизайн
- расширяющийся дизайн – политический дизайн, имидж – дизайн.
Проектные задачи должны решать проектные проблемы-противоречия.
|
|
Проектные проблемы связаны с пппп:
Потребителем (соц.)
Производством
Продажей
Проектированием
Проектные требования – основные требования концепции, связанные с объектом проектирования ограничения.
4. Тип и прототип в дизайне. Представление о прототипическом и непрототипическом проектировании. Культурный прототип как источник дизайнерских решений. Проблема инноваций в дизайне.
Культурный прототип – это каноны, в которых накоплен опыт предыдущей человеческой деятельности в различных сферах.
Прототип – ближайший аналог. Совпадает по функции, по размерам и по принципу действия.
Тип – сходная единица конструирования научной, проектной или художественной картины мира. Каждый тип несет в себе определенную культурную (стилевую) программу.
Общий внешний вид, структура вещи должна с первого взгляда определять принадлежность к тому или другому типу. Принадлежность к типу – первое впечатление.
Прототип
Прототип - это тот конкретный образец, ставший основой для концепции.
Использовать прототип - это не значит клонировать
Прототипы бывают
1 1)структурные,
2 2)концептуальные,
3 3)дизайнерские - обычно прототипом бывает либо предыдущий вариант, либо развитый вариант чьей-либо независимой разработки.
Бывает так, что талантливая разработка конкретного дизайнера со временем становится прототипом для многих. Рождается определенное направление в стиле или стиль.
Аналоги: прямые и косвенные.
Аналоговое проектирование – важная часть проектного исследования. Анализ аналогов позволяет выявлять проблемы и решать их в собственном проекте.
Проблемы инновационного дизайна: стремление к проектированию новых типов вещей, не имеющих прямых аналогов. Инновации – смелые идеи, способные стать культурными образцами. При проетировании абсолютно новых объектов используют непрототипическое проектирование.
Инновации требуют решения более сложных задач при проектировании и большей работы.
|
|