Подобное смещение акцентов возможно не только в диапазоне исторического времени, но в пределах современности. Разные люди могут в одно и то же время воспринимать один и тот же образ религиозного искусства в его преимущественно эстетическом, нравственном, философском, политическом, историческом, религиозном значениях. Духовное развитие личности, смена ее интересов и установок видоизменяют восприятие художественного образа в течение индивидуальной жизни. Структурно организованная система линейных, объемных, цветовых или звуковых компонентов, составляющих с внешней точки зрения художественное произведение, воспринимается человеком, принадлежащим к определенной культуре, имеющим сложившиеся или «размытые» мировоззренческие установки, известный объем знаний и навыков (в том числе и в сфере эмоциональных отношений), профессиональные и личностно окрашенные интересы, самооценки, амбиции и притязания. В этой психологической среде каждый раз при восприятии произведения искусства осуществляется «со-творчество»: художественный образ становится достоянием внутреннего мира личности (См.: Бучило Н.Ф. Восприятие искусства. М., 1990). Богословские представления о природе и назначении религиозного искусства направляют этот процесс со-творчества преимущественно в русло создания, активизации и закрепления религиозных ассоциаций и переживаний. Однако процессы создания произведений религиозного искусства, передачи, развития и обогащения его традиций, освоения их содержания в социальной памяти, равно как информационное и эмоциональное [337] взаимодействие с ними наших современников, более широки и многоплановы, чем религиозные интерпретации этого искусства.
|
|