Римское право - это ряд правовых систем, которые сменяли друг друга на протяжении 13-вековой истории Рима (VIII в. до н.э. - VI в. н.э.). РП имеет своим предметом право Древнего Рима, которое подразделялось на две основные части — публичное и частное. Предметом изучения РЧП является не все римское право, а его часть — частное право.
РП: 1) публичное право jus publicum (Обращено к статусу, к состоянию римского государства, у Цицерона вкл. святыни sacra, служение жрецов sacerdotes, положение магистратов magistrates). К нему относ. нормы: о судопроизводстве, уголовного права, о законах, о правоспособности и дееспособности лиц, о структуре власти, о занятии государственных должностей и т.д. Императивный характер норм. 3 раздела (права и обязанности чиновников, права и обязанности священников, уголовное право); 2)частное право jus privatum – нормы рег. вопросы имущественных и семейных отношений, касающихся интересов отдельных лиц. Делилось на комплекс имущественных (по поводу вещей) и личных прав (абсолютных, неотчуждаемых) Диспозитивн. 5 разделов (право собственности, договоры и иные обязательства, семейное право, наследование, защита частных прав).
|
|
Частное право изначально включало в себя гражданское, а затем и торговое право (постеп. расширение круга S с возн. ius gentium).
2. Системы норм римского частного права. Дуализм гражданского права.
Ius Quiritium (квиритское право): dominium ex iure Quiritium — собственность по квир. праву, позднее ius civile – право государства-города civitas. (Законы 12 таблиц, законы рексов, императорские конституции и рескрипты т.д.) Национальный характер. Вкл. законы и комментарии юристов. В эпоху принципата и домината - одновременно и совок-ть норм действующего права и наукой права;
Ius praetorium или honorarium (преторское право): от слова «honores» — почетная должность. Новые соц.-экон. условия –> необходимость в правовом регулировании иного характера. Судебные магистраты — преторы. Ряд институтов, разраб. преторами путем издания эдиктов и созд. новых средств защиты. Взаимод. с цивильным правом: правила ius civile воспроизводились в эдикте, и наоборот: например, наравне с dominium ex iure Quiritium (квиритской собственностью) возникла так называемая бонитарная (in bonis esse), наряду с цивильным наследником (heres) стал преторский владелец наследства (bonorum possessor ). Сближение между собой еще с класс. периода, хотя формальное противоположение двух систем сохранялось до Юстиниана. Новые нормы и институты в кодификации Юстиниана - результат слияния этих двух систем.
Ius gentium (право народов):. С развитием торгового права (commercium) закрепление за чужаками-купцами (hostes - враги) прав собственности, вступать в договоры, требовать исполнения обяз-ва в суде и т.д., а также закрепление взаимного права вступать в брак (conubium). Претор перегринов фиксировал нормы ius gentium. Иногда нормы ius gentium применялись к спорам между гражданами, если они возникли из коммерческих отношений. Оно менее форм. и более подвижно, чем квиритское. Универсально - применяется ко всем участникам торгового оборота, независимо от их гражданства.
|
|
Ius aequum (справедливое право, или aequitas): Принцип справедливости, как начало равенства всех свободных и перед законом. В частн. праве – соотв-ие требованиям морали и справедливости. В конце республики право собственности возводили к естественной справедливости (выражение в праве воли собственника, прекарий), несовместимой с тем, чтобы кто-нибудь путем обмана (dolus) извлекал какую-либо выгоду. Противоположность обману - добрая совесть - bona fides. Постановления преторского права часто объясн. принципом справедливости и они часто предпис. судье внести решения исходя из принципа доброй совести.
Ius natnrale (естественное право): Цицерон: требования морали, право покоится на неизменном нравственном сознании и законе, который природа вложила в сердца всем людям. Ульпиан: считал право собственности в какой-то мере осн. на естественном праве, а также распр. его действие даже на животных. Освобожд. от принадлежности к правовой системе какого-либо государства и соблюд. всем человечеством, как и право народов.
Дуализм цивильного права и права народов -> их взаимное слияние (интерес класса рабовл. в развитии гражд. и торг. оборота, укрепление торговых сношений – необх. унификация права). Преторское право, судебный обычай, деятельность юристов способствовали слиянию. Цив. право долго господствовало в области семейных и наследственных отношений, хотя, оборот движимостей, договорные отношения развивались под сильным влиянием ius gentium. Созд. новые типы договоров, которые, на основе ПРОСТОГО соглашения сторон, независимо от каких-либо формальностей. Институты права народов были поглощены цивильным правом, и усовершенствованы путем включения старых цивильных норм (стипуляция, письменное обяз-во и погашение обязательств — acceptilatio стали распространяться перегринов и провинции). Цицерон: цивильное право - продукт законодательства,а ius gentium - порождение естественного разума (ratio naturalis).
3. Деление права на неписаное (обычай) и писаное. Закон как источник римского права.
Деление права на fas (божественные предписания, родовые и общинные порядки) и jus (творятся людьми для общественных нужд). Наиболее древние jus - обычаи (mores maiorum, usus, consuetude) - неписаные общие правила поведения, сложившиеся в силу многократной повторяемости и обеспеченные силой государственного принуждения, осущ. sine iure certo. Много позже сложились письменные формы права, такие как законы. Пролема – неизвестность права -> сост. свод законов цивильного права - Законы XII таблиц: закр. обычаев + некот. новые распоряжения.
Обычаи. С усилением законодательной деятельности обычай в значительной мере потерял свое значение, но не перестал быть источником права. Цицерон вел в них отдельный вид действующего права. Стали выполнять новые задачи —функцию отмены и преодоления устаревших норм цивильного права (desuetude, обычай имел большое значение для обновления права, так право очищалось, например, от формализма в сделках). Наряду с прежним обычаем появляется судебный, и судебная практика. Юлиан (принципат) призн. обычаем такую же силу и такое же основание, как и за законом, выдел. образующие обычай признаки — давнее применение и молчаливое согласие общества. Но в начале домината запрещено действие обычаев, которые отменяют законы: Авторитет обычая и долговременного применения представляется не малым, однако его не следует доводить до такого значения, чтобы он преодолевал разум или закон. Цель: ограничить местные обычаи Египта и др. провинций, а также подчерк. общий смысл и цели закона - его не могут изменять местные пережитки.
|
|
Закон. В древнем Риме закон (leges rogatae) - решение комиций (народного собрания по куриям, центуриям, трибам), требовалось содействие: Магистрата (консул, диктатор, претор), кот. должен был сначала выработать письменный проект закона; Народа, собранного магистратом в комиций (не обсужд., просто голосование); Сената (auctoritas patrum). Закон сост. из 3 частей: а) praescriptio (имена инициаторов, народное собрания и обстоятельства); б) rogatio (содержание закона), в) санкция (sanctio).
Виды законов по санкции: leges perfectae, воспрещавшие какой-либо юридический акт и объявлявшие его ничтожным, minus quam perfectae боролись с нежелательными актами угрозой невыгодных последствий, не объявляя их ничтожными, и leges imperfectae воспрещавшие акты, без угрозы невыгодными последствиями.
К концу республики leges rogatae стали противопост. законы, устанавливавшиеся по делегации законодателя полководцами в завоеванных провинциях (leges datae). К концу I в. н.э. народные собрания перестали проводить законы, хотя их законодательная власть не была упразднена.
В период принципата законы стали издаваться сенатом (сенатусконсульты - распоряжения принцепсов). С I до середины III в.в. н.э. сенатусконсульты – осн. форма законодательства. В них давались лишь общие положения, которые развивались преторами - неоформленные законы. Назывались они по имени лиц, их предложивших. Сенат не имел законодательной инициативы - оформления предложений императора, которые он вносил письменно или устно.
В период домината единоличное распоряжение императора стало признаваться законом. Императорские законы носили название конституций и существовали в виде: 1) эдиктов – общие распоряжения, обращенные к населению. 2) рескриптов – распоряжения по отдельным делам. 3) мандатов – инструкции для чиновников. 4) декретов – решения по поступавшим на рассмотрение императора спорным делам. Мандаты постепенно выходят из употребления; декреты и рескрипты имеют силу только по конкретным делам, а основной формой закона является императорский эдикт. Огромное кол-во конституций необходимо было свести воедино (Кодекс Грегориана – 19 книг, Кодекс Гермогениана – 120 конст. в кот. вход. 69 титулов без деления на книги, Кодекс Феодосия – 16 книг, Кодекс Юстиниана – 4 осн. части: 66 книг и 168 новелл).
|
|
4. Эдикты магистратов как источник права.
Эдикты магистратов (претора, курульного эдила, правителя провинции). Термин "эдикт" происходит от слова dico (говорю) и в соответствии с этим первоначально обозначал устное объявление магистрата по тому или иному вопросу.
Магистрат изд. эдикт, в котором объявлял программу своей деятельности еще при вступлении в должность (постоянный эдикт). Большое значение имели эдикты преторов (усл. судебной защиты), ставшие источником образования особой системы права. Преторы издавали эдикты равные по силе закону, но не были вправе отменить или изменить закон. Однако в своей суд. деятельности претор мог придать норме цивилизованного права практическое значение или, наоборот, лишить силы то или иное положение цивильного права. Давая средства защиты вопреки цивильному праву (или хотя бы в дополнение цивильного права), преторский эдикт создавал новые нормы права. В эпоху принципат а преторы сохр. право издавать эдикты, однако, утратили свою самостоятельность - не могли вступать в конфликт с императорской властью (подчинены сенату, потеряли инициативу). Проводили постановления сенатов, предоставляя специальные иски. Вводилось мало новых положений.
Кодификация преторского права была проведена при Адриане юристом Сальвием Юлианом, хотя edictum perpetuum «Вечный эдикт» не был признан законом, но особый сенатусконсульт объявил его неизменяемым (право вносить поправки ост. за императором). Эдикт имел две части: в главной - отдельные моменты и пункты исков, в дополнительной – типовые формуляры исков. Не систематизирован.
5. Деятельность римских юристов как источник права.
Республиканские юристы. С развитием экономики и общества в целом появилась необходимость помощи со стороны юристов (закрепление прав собственника, выработку форм договоров и т. п).
В республиканский период - редактирование формальных актов (cavere), в руководство ведением судебных дел (agere), консультации (respondere), и прежде всего, в толкование норм права.
Путем толкования XII таблиц были выработаны институты эманципации (освобождения) детей от отцовской власти, наследования по закону и др. Так развилась большая часть институтов цивильного права. В древности – строгая словесная форма, подчеркивающая консерватизм методов старого толкования.
Комментарий Элия Пета Ката (II в. до н.э.) в трех частях: объяснения текста законов 12 таблиц, толкования юристов и исковые формулы. Более поздние произведения дают обобщение практики, ряд юридических правил (Марк Порций Катон - отец и сын, II до н. э.). Позже - систематические комментарии по отдельным системам цивильного и преторского права: Сцевола, Сервий Сульпиций Руф, Марк Манилий, Марк Юний Брут и Цицерон (I в. до н. э.).
Ius respondendi. В республиканский период некоторые наиболее выдающиеся юристы получили ius publice respondendi — право давать официальные консультации по поручению императора. Их Responsa (ответы) имели такую же силу, как и императорские толкования, и были обязательны для судей.
Классические юристы. Расцвет в период принципата (расцвет права частной собственности).
Классовые противоречия, восстания рабов, противоречия среди населения, рост государственной территории, => необходимость соответствующих изменений в праве, с чем юристы преуспели. Устанавливая новые принципы, часто исп. старые понятия и ссылки на авторитет старых юристов (консерватизм). Классические юристы не отходили от грамматически словесного толкования при отсутствии в словах закона или сделки какой-либо двусмысленности, но в противном случае, вместо словесно-грамматического толкования применялось отыскание воли и цели законодателя или сторон ради достижения справедливости (прогрессивность). Наиболее видные представители: Лабеон - основатель юридической школы прокулианцев. Капитон - основателем сабиньянской школы. Сабин, Ювенций Цельз, Помпоний, Гай, Павел и Ульпиан
Упадок юриспруденции - с середины III в. н.э. Императорская власть абсолютна, и воля императора единственный источник права. Юристы выступают в качестве чиновников императорской канцелярии. Но responsa классических юристов сохранили значение источника права: в 426 г. закон «о цитировании юристов», призн. обязательное значение за сочинениями Папиниана, Павла, Ульпиана, Гая, Модестина. При различии мнений - перевес большинства, а при равенстве - мнение Папиниана.
Из юристов эпохи домината сколько-нибудь выдающимся можно признать Гермогениана (приблизительно IV в.).
Юридическая литература. Это элементарные руководства - институции (institutiones enchiridia), определения (definitiones), правила (regulae), сборники консультаций и казусов - ответы, письма проблемы и диспугации (responsa, epistolae, quaestiones, disputationes). Более обширные - комментарии к эдикту, книги по цивильному. праву комментарии к Кв. Муцию и М. Сабину. Дигесты рассматривали одновременно и преторское и цивильное право. Также комментарии к отдельным законам, сенатусконсультам, монографии по отдельным отраслям права, специальные монографии по законодательству - своду XII таблиц, императорскому законодательству.
6. Формы гражданского судопроизводства.
3 формы: 1). Легисакционный 2) Формулярный 3) Экстраординарный. Рег. также нормами частного права (!).
Легисакционный процесс – исторически первый. Стороны польз. устн. формулами, — строго согласованными с текстом законов (legis actio). Такой процесс отличался строгим формализмом и обеспечивал защиту лишь в пределах узкого круга случаев, подходивших под букву закона. Сложилось 2 стадии производства: перед магистратом а, если ответчик не соглашался с претензиями на первой стадии, то дело подвергалось рассмотрению по существу в суде. Судью выбирали стороны из предложенного круга лиц (граждане, с состоянием более 200 000 сестерциев). Решение было безапелляционным
С развитием экономики в практике перегринского претор а стал складываться формулярный порядок производства: от письм. формул, которые претор давал судье в качестве директивы, на основе которой следовало вынести решение. Теперь претор не был связан буквой закона, а давал формулу или отказывал в иске, исходя из всех конкретных обстоятельств дела, а не слепо следуя закону. Вскоре формулярный процесс совершенно вытесняет легисакционный.
Сохранилось разделение процесса на две фазы: а) перед магистратом — in iure и б)перед судьей (apud iudicem).Судебная функция магистрата in iure сост. в обязанности дать правильную юридическую формулировку спору сторон или же отказать в иске, если требование истца необоснованно или истец признавал возражения ответчика (истец мог обратиться вторично). Еще до вызова к претору истец обязан был ознакомить ответчика со своими претензиями и подготовить данные для формулы, в частности, четко обозначить объект иска. Ответчик обязан был явиться к претору, защищать себя, участвовать в составлении формулы и выборе судьи, оспаривать требования истца, критиковать формулу и настаивать на включении в нее эксцепций. Оконч. редакция формулы зависела ТОЛЬКО от претора, в формулярном процессе он произносил формулу, которая заносилась в протокол, откуда стороны могли получить копии (контестация спора, которая в легисакционном процессе выражалась в приглашении свидетелей. Суть в том, чтобы установить объем обязательств ответчика). После контестации процесс переходил в in iudicium и иск прекращал свое существование (процессуальное погашение, больше обращаться нельзя). Происходит доказывание. Решение судья выносит сам либо по решению присяжных, следуя указанию формулы. Исполнение решения принудительно проводят государственные органы, если в течение 2 мес. ответчик сам его не исполняет. В класс. эпоху если решение незаконно можно требовать у претора реституции, в имперскую – подать апелляцию.
Процесс делился на 2-е стадии:
С 1в. для рассмотрения отдельных споров вводится новая форма процесса: Когниционный э кстроординарный процесс (без передачи решения дела присяжному судье). Отпали формулы и суд. договоры. Суд. ф-ции осущ. чиновниками. Рассмотрение дел утратило публичный характер. Появляются судебные расходы (ранее были штрафы), которые несла проигравшая сторона. Судебное решение приводилось в исполнение органами гос. власти по просьбе истца. (если ответчик не отдавал вещь добровольно в течении 2-х месяцев(по решению суда), она отбиралась у него принудительно). Стала допускаться апелляция.
Наравне с исковым сущ. интердиктное производство по частн. спорам – адм. власть преторов (простые, двусторонние И, запретительные и восстановительные)
7. Формула иска и ее значение в развитии права.
Формула иска. 1. Номинация – указание судье юридического обоснования предоставления защиты (нормы которыми руководствовался претор). 2. Изложение исковых требований – «интенцио» 3. Кондемнация – присуждение. 4. Адъюкация – полномочия судьи установившие новое право (иск о размере общ. собственности). 5. Прескрипция – указание на то, что истец взыскивает лишь часть того, на что имеет право, дается для повторного обращения в суд для довзыскания. 6. Фикция – указание на факт, которого не существует, но на суде говорится, что этот факт имел место. Эксцепция – возражение ответчика на иск.
Внешними рамками деятельности судьи во второй стадии процесса всегда оставалась переданная ему от претора сторонами формула, судья обязан принять ее, хотя бы она и заключала в себе какие-либо ошибки. Особенно важно значение ошибок в требовательном пункте формулы (intentio). В интенции фигурировало имя представляемого лица (dominus litis), а в кондемнации — имя процессуального представителя.
Формула присуждения (кондемнации) могла гласить либо: a) сколько эта вещь будет стоить, столько денег присуди, либо б) что по этому делу надлежит исполнить по доброй совести, столько присуди (в данном случае дело не ограничивается возмещением только стоимости вещи)
Эксцепция представляла ссылку на такое обстоятельство, которое делает неправильным удовлетворение иска, даже если интенция иска основательна. Эксцепция есть условие, которое или изъемлет ответчика от присуждения или только уменьшает присуждение: направлена на освобождение ответчика от присуждения или на уменьшение этого присуждения. По сути - противопоставляемое иску и его проведению юридическое препятствие, важность которого не вытекает сама собой из иска, а потому может быть рассматриваема судьей только в том случае, если на это указывает особая часть формулы. Это защита ответчика, который не может поколебать intentio формулы, но имеет возражение, которое судья примет во внимание, если претор уполномочит его на это. Э. необходима, когда правоотношению, указанному в интенции, противопоставлялось какое-нибудь второе правоотношение, о котором присяжный судья не мог судить по одной интенции.
Эксцепции бывают уничтожающие ( перемпторные, постоянно имеют юридическую силу и не м.б. отклонены) и отлагательные (имеют силу до определенного срока).
Иски, формулы которых содержат фикцию, т. е. указание судье присоединить к наличным фактам определенный несуществующий факт или устранить из них какой-либо факт, а весь случай разрешить по образцу другого определенного случая, называются фиктивными.
Прескрипции. чтобы избежать невыгодных последствий запроса, существовало лишь одно средство — ввести в формулу проскрипцию в пользу истца, предупреждающую судью о возможности дальнейшего уточнения истцом его требований.
Присяжный судья должен был строго следовать указаниям, данным в формуле, и выразить устно свое суждение — sententia
8. Понятие и виды исков. Исковая давность.
Иск - средство защиты нарушенного субъективного права в судебном порядке Actio – в шир. и узком понимании (все действия и действия как достижение S права определ. результата в судебном процессе). Иск давал претор, при формулярн. процессе претор мог дать или не дать иск, не смотря на указания цивильного права.
Виды:
1) По системам права, положенным в осн. исков: цивильные иски (иски строгого права) и иски гонорарные (преторские, предост. защиту на осн. расширит. толкования закона по аналогии или в случ. предост. иска с фикцией).
2) O: Вещный иск напр. на призн. права в отношении определенной вещи, ответчик - любое третье лицо. Личный иск напр. на выполн. обязательства определенным должником, ответчик – один или несколько должников. Но иногда ответчик по личному иску определялся не прямо (например, иск из сделки, совершенной под влиянием принуждения, давался не только против принудившего, но также и против всякого, кто получил выгоду с этого) – смешанные иски. Также существовали иски Статутные напр. на защиту правового положения истца (свободы).
3) По кругу ответчиков: Абсолютные (против всех) иски и относительные (из обязательств, против определ. лиц).
4) По объему и цели (имущественные иски): Реиперсекуторные — иски для восстановления нарушенного состояния имущественных прав (напр., виндикац. иски); Пенальные — штрафные иски, предмет: взыскание частного штрафа и иногда возмещение убытков. Истреб. не только то, что отнято или получено, но и возмещение дополнительного ущерба (иск против лица, которое обманом причинило убытки, хотя и не обогатилось от этого). Actio mixtae — возмещение убытков и наказание ответчика (за повреждение вещей). Арбитрарные – напр. на установление парва, определ. его объема. Возмещение.
5) Кондикционные иски - упрощ. форма док-ва обосн. тебован. Очевидн. неправ-ть действий ответчика.
6) Популярные иски. Предоставлялись всякому гражданину, заметившему угрозу безопасности общ-ва (подвешенное, поставленное);
7) Преторские иски: Фиктивные, иски bonae fidei (из конеценсуальн. контрактов, учитывается не только волеизъявление, но и воля сторон в договоре, не обязательна эксцепция).
Исковая давность - срок, в течении которого управомоченное лицо может требовать рассмотрения его иска. Классич. праву знало только «законные сроки» (независ. от активности лица). Например, в поруч-ве – 2 года. Исковая давность появляется в 5в. При Юстиниане срок исковой давности для всех исков - 30лет. Начало - момент возникновения искового притязания (с момента нарушения кем-либо господства лица над вещью, когда обязанный субъект совершал действие, противоположное принятой обязанности, когда возникала возможность немедленно требовать исполнения обязанности от обязанного и т.д.). Течение давности может приостанавливаться в виде каких-нибудь обстоятельств, истекш. время учитывалось, или начинаться заново (истекшее время на в счет) - предъявление иска, признание требований обязанным лицом.
По истечении исковой давности ответчик имел право противопоставить эксцепцию всякой попытке истца осуществить судебным порядком погашенные давностью притязания. Ног судья не учитывал давности, если этого не требовало обязанное лицо.
По общему правилу, действие исковой давности не распространялось на эксцепции (так.как эксцепцию можно заявить лишь, когда будет предъявлен иск), кроме случаев, когда лицо могло по поводу своего права предъявить и иск, и эксцепцию и пренебрегло правом предъявления иска.
9. Особые средства преторской защиты.
Реституция (res + status) - возвращение вещи первоначального статуса. Часто использ. для защиты интересов несовершеннолетних граждан (невыгодно), а также когда сделка утрачивала свою силу и призн. недействит. Реституция – основание недействительности сделки на сегодн. день. Исп. для ликвидации последствий сделок, цель в которых недостижима и в случ. недобросовестности сторон при ее заключении. В некоторых случая – средство дополняющее решение по иску.
Интердикт – приказ претора, адресованный конкретному лицу, предпис. воздержаться или совершить какое-л действие в отношении обратившегося за защитой гражданина. Основание для издание: насилие или угроза нас. Доступней, чем исковая защита. Не требовало пристутств. ответчика. Интердикты бывают: простые и двусторонние, запретительные и восстановительные (одностор.,ликвидация последствий насильственных действий по отношению к заявителю), предъявительные (одностор., безотлаг., на глазах у претора, огранич. использование вещи).
Преторская стипуляция – требование претора, обращенное к одной из сторон об обещании сделать что-либо или предоставить другой стороне, как бы устанавливала обязательство перед претором, соверш. в интересах другой стороны. Использовалась для оформления мировых соглашений, закл. в ходе рассмотрения спора в суде. Является не самостоятельным средством защиты, а лишь особым способом оформлением обяз-ва.
10. Понятие «persona» и субъект права.
Субъекты прав. Лицами, или субъектами прав, были в Риме как отдельные люди — физические лица, так и объединения физических лиц (род, цех, корпорация) или независимые от них учреждения — юридические лица.
Термин персона (личность, человек, наделенный правосубъектностью) введен р. юристами, впоследствии стал отождествляться с понятием субъекта в праве. Подчеркивает, что любой человек в правовой сфере играет строго определенную роль, зависящую от личностных факторов, от его происхождения. Правоспособностью римлянина зависела от его происхождения, положения в обществе, отношения гос-ва к жителям той или иной территории, вход. в состав Рима.
Полная правоспособность слагалась из трех основных элементов или состояний: состояние свободы, состояние гражданства и семейное состояние.
С точки зрения состояния свободы, различались свободные и рабы; с точки зрения состояния гражданства, - римские граждане и другие свободные лица (латины, перегрины); с точки зрения семейного состояния, - самостоятельные, patresfamilias и подвластные какого-либо paterfamilias. Обладание тем или иным статусом могло быть предметом спора. На этой почве появились специальные средства защиты правоспособности - так называемые статутные иски (например, иск о признании лица вольноотпущенником, предъявляемый против того, кто задерживает этого человека как раба, и т.п.).
Постепенно разница сглаживалась (за исключением свободных и рабов) – формальное равенство свободных людей в области частного права (конституция Каракаллы).
11. Правоспособность физических лиц и ее ограничение.
Правоспособность: 1) активная (капут законная возможность обладать правами ), 2) пассивная (возм. распоряжения, извлечения доходов и т.п. при наличии активных прав)
Правоспособность обозначалась словом caput. Быть правоспособным значило caput habere. Возн. в момент рождения человека, и прекращ. смертью (зачатый, но не рождённый ребенок также мог быть признан S права, если речь идет о его выгодах - наследование). Правоспособность римлянина зависела от его происхождения, положения в обществе, отношения гос-ва к жителям той или иной территории, вход. в состав Рима.
Полная правоспособность предполагала статус свободы, римское гражданство и не нахождение под властью домовладыки (patria potestas) ( status iibertatis - состояние свободы, status civitatis - состояние гражданства, status familias - семейное состояние).
Ограничение правоспособности: влекло за собою и прекращение, либо изменение объема или содержания правоспособности. Первоначально capitis deminutio рассматривалась как гражданская смерть. Позже рассматр. как перерождение (утра свободы – возрожд. iure naturali; римского гражданства - iure gentium; прежнего семейного состояния - iure civili). Отсюда разные степени.
Изменение в каком-либо из статусов носило название capitis deminutio. Изменение в status libertatis называлось capitisdeminutio maxima (наивысшее, наиболее существенное); изменение status civitatis называлось capitis deminutio media (среднее); изменение status familias обозначалось как capitis deminutio minima (наименьшее).
Основания: capitis deminutio maxima: плен, рождение от рабыни, обращение в раба; capitis deminutio media – утрата римского гражданства (пленение, добровольный отказ), capitis deminutio minima установление или прекращение новых семейных связей (вступление в брак, узаконение).
Последствия: утрата агнатическогородства с его прежними агнатами, хотя когнатическое родство оставалось в силе. Manus отпадала, но брак продолжал существовать в качестве брака sine manu, но только при capitus deminutio minima. По первоначальной концепции - утрата лицом всего своего имущества, обязанности прекращались (за редким исключением претор давал иски к этим лицам, например кредиторам при усыновлении, будто усыновленному выделилось имущество в виде пекулия), позже минимальное ограничение правоспособности перестало означать перемещение имущества
Ограничения правоспособности вследствие умаления гражданской чести. Важнейшими случаями такого ограничения правоспособности были:
1. Intestabilitas. В отнош. свидетеля, который потом отказывался подтверждать то, что видел (лишение права быть свидетелем и прибегать к помощи свидетелей при совершении гражданских сделок).
2. Infamia. Лица с плохой репутацией не допускалися к осуществлению публичных функций (список сенаторов, всаднических центурий, выступл. на суде, быть опекуном, быть избранным на общественные должности).
3. Turpitudo. умаление чести, связанное с занятием некоторыми профессиями (актера и др.).
Ограниченные в правоспособности: 1. свободные, не имеющие статус гражданства (латины, прегрины и др.), 2. жители провинций, завоёванных Римом или присоединенные к нему договором, 3. Граждане других государств, живущие в Риме.
12. Дееспособность физических лиц и ее ограничение.
Дееспособность зависела от возраста (до 7 лет – полная недееспособность, частично дееспособны мальчики до 14 лет, девочки до 12 лет, совершеннолетие – 25 лет), пола, здоровья, поведения в обществе.
Дееспособность включала в себя возможность вступать в брак и возможность участвовать в сделках.
Частично недееспособны незрелые граждане. Юноши от 14 до 25 лет дееспособны, но состоят под попечением кураторов, и иногда попечителей, сами могут делать завещания и вступать в брак. Женщины хоть и получили право вступать в сделки и были самовластны, но также находились под опекой. Душевнобольные и умалишенные не являлись полностью недееспособными, их Д. только ограничивалась и им назначался куратор, который следил, чтобы от их имени не совершалось невыгодных сделок. Кроме душевной болезни и умственного расстройства выделялась болезнь воли – неспособность противостоять соблазнам (расточители, алкоголики, игроки). Однажды ограниченные в Д. снова стать полностью Д. не могли. Также дееспособность ограничивалась в силу физических недостатков (глухонемоты, хотя глухонемые состояли под попечительством, а не под опекой, но имуществом их управляли кураторы). Под опекой состояли только дети и женщины, под попечительством – все остальные.
В республиканском римском праве женщины находились под вечной опекой домовладыки, мужа, ближайшего родственника. В конце классического периода было признано, что взрослая женщина, не состоящая под властью ни отца, ни мужа, самостоятельна в управлении и распоряжении своим имуществом, но не вправе принимать на себя в той или иной форме ответственность по чужим долгам. В праве Юстиниановой эпохи ограничения правоспособности и дееспособности женщины были ослаблены, но равноправия полов все-таки не было
Опека и попечительство призваны компенсировать недостаток их собственной дееспособности, устанавливаются только тогда, когда дееспособность гражданина ограничена не по его вине.
При умалении чести лицо могло лишиться возможности вступать к некоторые правоотношения., утрачивалось право на законный брак, терялась связь с родственниками, невозможность выступать в качестве свидетеля, совершения сделок с их присутствием и т.д.
13. Опека и попечительство.
Различие между опекой и попечительством выражалось в порядке деятельности опекуна и попечителя. Опекун формальным актом согласия (auctoritatis interpositio) придает юридическую силу сделкам, к совершению которых подопечный не способен; попечитель же выражает свое согласие (consensus) неформально, возможно даже неодновременно со сделкой.
В древнейшие времена опека устанавливалась в интересах не подопечного, а лиц, которые были его ближайшими наследниками по закону. Ее основной задачей была охрана имущества подопечного в интересах его наследников. Поэтому порядок призвания к опеке, если опекун не назначен в завещании, совпадал с порядком призвания к наследованию (ближайший агнат).
В древнейшее время опека представляла собою не обязанность опекуна, а его право, точнее — власть опекуна над имуществом и личностью подопечного, близкую по содержанию к власти paterfamilias.
Однако постепенно права опекуна начинают пониматься как средство для осуществления его обязанностей. Эти изменения, тесно связанные с последовательным ослаблением родовых связей, постепенно превращают понятие опеки, как власти, в понятие опеки, как общественной повинности (munus publicum).
В связи с этим, наряду с двумя указанными выше порядками установления опеки (в силу агнатического родства с подопечным и по завещанию paterfamilias), возникает третий порядок: назначение опекуна государством. Вместе с тем постепенно развился и контроль государством деятельности опекунов. Развивается система исков к опекуну (непредост. отчета, растрата, нерадивость). Затем входит в обычай требовать от опекуна при вступлении его в должность представления обеспечения (satisdatio rem pupilli salvam fore), а в период империи вводится законная ипотека подопечного на все имущество опекуна.
14. Правовое положение латинов и перегринов.
Латины. Изначально латины - жители Лациума о. Позже их положение предост. население отдельных италийских общин за пределами Лациума. Также это лица, освобожденные из рабства господином-латином, и лица, освобожденные из рабства, при определенных условиях.
Правовое положение latini приобретается: а) рождением, б) присвоением правового положения латина актом государственной власти; в) добровольным переходом римского гражданина в число latini в целях приобретения земель, раздаваемых населению колонии; г) освобождением из рабства.
В се латины не имели права служить в римских легионах, но при этом пользовались правом голосовать, во время пребывания в Риме, в римских народных собраниях.
Только latini veteres имели как ius conubii, так и ius commercii. Все остальные, не имея ius conubii, имели ius commercii, которое, однако, ограничивалось для latini luniani. Об этой категории латинов говорили: «живут как свободные, умирают как рабы» (не вправе сост. завещаний, не допускалось наследование по закону, все его имущество переходило к господину, освободившему умершего из рабства). Имущественные споры всех латинов разрешались в тех же судах и тем же порядком, что и споры римских граждан.
Л атины приобретали римское гражданство либо а) в силу общих постановлений, присваивавших целым категориям латинов при определенных обстоятельствах римское гражданство, либо б) в силу специальных актов государства, наделявших правами гражданства отдельных латинов или целые группы их (например latini veteres, переселившимся в Рим). Позже - присвоение римского гражданства всему населению Италии. Latini luniani наделялись правами римского гражданства за услуги, оказанные римскому государству в деле охраны безопасности дорог, поставок римскому государству и т.п.
Перегрины. Перегринами назывались чужеземцы как не состоявшие в подданстве Рима, так и римские подданные, но не получившие ни римской, ни латинской правоспособности.. Основания: а) рождение от брака перегринов или от не состоявшей в браке перегринки; б) присуждение уголовным судом в период республики; в) присуждение к высылке в период империи. Такие «чужаки» в древнейшую эпоху считались бесправными. С развитием хозяйственной жизни перегрины были признаны правоспособными по системе ius gentium
Положение перегринов в публичном и в частном праве. Не имели политических прав. В частноправовой сфере были подчинены своим национальным системам права (leges provinciae, устан. правовое положение провинций). Постепенно вырабатывалось ius gentium.
Приобретение римского гражданства. а) в силу законов, присваивавших римское гражданство в награду за различные услуги, оказанные римскому государству, либо б) в силу специальных актов государственной власти, присваивавших отдельным группам перегринов римское гражданство или отдельные из прав граждан (отсюда cives sine suffragio) по экономическим и политическим соображениям (пополнение легионов, возложение налога).
15. Правовое положение вольноотпущенных и колонов.
Освобождение из рабства. До конца республики раб мог быть освобожден из рабства только по воле господина (manumission), например, п утем включения господином соответствующего распоряжения в завещание manumissio testament. Другим способом освобождения из рабства была manumissio censu: внесение раба в списки граждан с ведома господина. Этот способ освобождения из рабства отпал ко времени принципата с прекращением ценза. Третий способ - manumissio vindicta — мнимый процесс о свободе, где магистрат объявлял раба свободным, затем был заменен заявлением господина об освобождении раба с занесением в протокол. Во второй половине республики развиваются и новые неформальные способы освобождения из рабства: путем заявления господина об освобождении в присутствии свидетелей, путем составления господином отпускного письма. Однако отпущенный таким образом раб не становился свободным iure civili (только претор делал его полностью способным). В таком же положении находились и рабы, отпущенные на свободу не цивильным, а преторским, бонитарным собственником. Принципат, в силу закона освобождаются из рабства раб, открывший убийцу господина, раб, в течение 20 лет живший как свободный человек или больной раб, брошенный господином.
В IV в. н.э. церковная форма освобождения рабов путем соответствующего заявления господина в церкви.
В зависимости от того, кем освобожден раб, он становился либо римским гражданином, либо латином.
Статус вольноотпущенника: Вольноотпущенники, становившиеся римскими гражданами всегда были несколько ограничены: они не служили в легионах, не могли голосовать или становиться сенаторами, но в период империи специальным постановлением императора им могла быть дарована полная политическая правоспособность, при юстиниане подобные ограничения отпали. Отношения патроната между бывшим хозяином и вольноотпущенником (эксплуататорские отношения: домашний суд, личные услуги, материальная помощь, наследование, указание хозяина в имени), господин утрачивал свои права, если отказывает ему в алиментах, возбуждал дело, грозящее казнью, пытался передать права на его услуги возмездно.
Колоны. Термин colonus постепенно изменил свое значение: в период республики и при принципате colonus — это арендатор чужой земли, юридически независимый от арендодателя, с которым его связывают лишь договорно-обязательственные отношения. В период империи меняет свое значение (сдача землив аренду за натуральный оброк (colonia partiaria), колоны попадают в экономическую зависимость от землевладельцев)
С налоговой реформой, к числу доходных статей земли стали относить и живших на ней колонов (оставление земельного участка колоном означало уменьшение ценности участка) -> прямое прикрепления колонов к земле. Законы: Конституция 322 г предписывает принудительно возвращать колонов на самовольно оставленные ими земли. В 357 году закон, запрещается продажа земли без живущих на ней колонов. Они не ограничены в правоспособности. Землевладелец не вправе изгнать колона, не вправе продать земли без колонов, либо колонов без земли. Основания возникновения колоната: а) рождение от родителей, из которых хотя бы один является колоном; б) соглашение, в силу которого свободный человек поселяется в качестве колона на чужой земле; в) проживание в течение 30 лет на чужой земле на условиях, на каких обычно живут колоны. Кроме того, превращаются в колонов трудоспособные лица, изобличенные землевладельцем в занятии нищенством.
Прекращение колоната: приобретение колоном обрабатываемого им земельного участка и возведение колона в епископский сан.
16. Правовое положение рабов. Пекулий.
Объекты прав. В древнейшее время рабство носило патриархальный характер, позднее переросло в эксплуатацию.
Способы установления рабства: 1) п лен, 2) рождение от матери-рабыни, 3) обращение в раба (продажа, присуждение судом)
Личное положение рабов. Не несут они и публичных обязанностей - служба в римских войсках им недоступна; налогов они не платят. Не имели семьи. Раб может быть объектом права собственности, может быть предметом сделок. Если рабу причинено телесное повреждение, над ним учинено насилие, соответствующий иск предъявляется не рабом, а господином. Отказ господина от своих прав не делает раба свободным (брошенная вещь). Раб допускался в известной мере к участию в отправлении домашнего культа. Место погребения раба охранялось сакральным правом.
запрещено отдавать раба в труппы гладиаторов; господин утрачивает права на раба, которого покинул в старости или болезни. уголовная ответственность за убийство своего раба, как за убийство чужого, и пр.
Имущественное положение рабов: не имели имущества. Но за рабом была признана способность вступать в имущественные сделки ex persona domini, создавая при помощи этих сделок права для господина (претор выработал вид исков к господину).
Уже издревле было установлено, что если раб причинит кому-нибудь имущественный вред, украдет, испортит вещь, то господин обязан либо возместить этот вред, либо выдать раба потерпевшему.
Господин часто давал рабу отдельные хозяйственные поручения, а нередко назначал раба управляющим каким-нибудь предприятием, капитаном корабля, снаряженного господином для торговли с дальними странами. Договоры, заключенные рабом в ходе исполнении хозяйственных заданий господина, стали признаваться основанием преторских исков к господину — actiones adiecticiae qualitatis.
Пекулий: Господин выделял рабу определенные имущественные ценности: земельный участок, скот, даже других рабов (servi vicarii) и предоставлял рабу вести самостоятельную хозяйственную деятельность, лишь внося господину определенную часть доходов. Юридически такое имущество, peculium, принадлежало господину, но фактически раб свободно располагал входившими в состав peculium имущественными ценностями. В ходе эксплуатации пекулия претор стал предоставлять иск из сделок, совершенных рабом с пекулием, к господину в пределах стоимости пекулия.
Раб постепенно приобрел право обращаться к магистрату для рассмотрения последним личных и имущественных претензий раба к другим лицам. В частности, раб мог потребовать принудительного осуществления своей обязанности лицом, которое, получив от раба определенную сумму денег, обязалось выкупить раба и затем освободить из рабства.
За государственными рабами прямо признавалось право распоряжаться по завещанию половиной предоставленного им пекулия.
17. Юридические лица в римском праве.
Римские юристы первыми предположили, что в обороте могут участвовать не только граждане, но и организации, как воображаемые персоны. 2 разновидности обьъединений физ. лиц: тов-ва и корпорации. Отличия корпорации от тов-ва легли в основу определения юридического лица: тов-во всегда выступает как совокупность лиц, без представительства, без разграничения имущественных интересов товарищей, прекращалось со смертью или выходом товарищей, когда корпорация не зависела от персонального состава ее участников, их вступление и выход не прекращал сущ. корпорации. Имущество в тов-ве – общая долевая собственность, каждый мог требовать раздела, у корпорации же имущество обособленное, участники не могли забрать свой вклад и требовать компенсации расходов на общее дело. Корпорация не несет ответственности по долгам своих участников и участники не несут ответственности по долгам корпорации.
В империи – разрешительный порядок создания частных корпораций. Для получения статуса юр лица необходимо предоставить устав, отраж. доли участников, сведения об управлении объединением. Государство могло отказать в ее создании или вообще вынести запрет на существование. Корпорация законна, тольк если ее существование разрешено сенатом (для некоторых, например, похоронных бюро – свобойдный порядок образования).
Существование корпорации прекращалось в случае банкротства, когда долги превышали существующие активы и доходы, а также в случае распада (менее 3 участников – переход в тов-во), самороспуска, истечении срока, на который была создана организация.
К. не могла обладать ни волей, ни дееспособностью, как персона – ее права и обязанности реализовывались через физических лиц. Корпорация зависела только от действий ОФИЦИАЛЬНОГО ПРЕДСТАВИТЕЛЯ (а не всех участников, как тов-во), хотя интситут прямого представительства в риме отсутствовал.
К. неделиктоспособны (нет воли, нет умысла).
Корпорации участвовали в публичных, коммерческих а также личных неимущественных отношениях (патронат над вольноотпущенниками, опекунство и попечительство, первоначально могли выступать в кач-ве наследников при отсутствии родственников, к концу клас. периода не могли наследовать только им-во бывших подопечных, при Юстиниане приоритет в отношении выморочного имущества своих участников).
В самом конце – появление учреждений (империя при христианских императорах) – церковные учреждения как юр. лица. Обычно они связаны с благотворительностью, имущественно самостоятельны, ряд привилегий. Затем учреждениями становятся больницы, приюты и прочее. Учения об их правоспособности выработано не было.
18. Понятие семьи и виды родства. Свойство.
Семья - круг отношений, основанных на власти и подчинении, в который входил paterfamilias, его жена дети и прочие ему подчиненные. Свободный от patria potestas гражданин считался paterfamilias и в тех случаях, когда у него не было ни жены, ни детей.
Агнатическое и когнатическое родство. Агнатическое родство - ю ридическое родство, основание права наследования и призвания к опеке над недееспособными. Это лица, которые были подчинены власти одного и того же paterfamilias в прошлом или были бы подчинены этой власти, если бы этому не воспрепятствовала смерть paterfamilias. Только по мужской линии. Когнатическое – родство кровное, например, paterfamilias и его дети.
Степени агнатического родства по прямой линии определялись числом рождений, отделявших данное лицо от его paterfamilias (сын — агнат отца первой степени, внук — агнат деда второй степени).
Родство по боковой линии определялось общим числом рождений, отделявших двух данных лиц от общего paterfamilias (братья были агнатами второй степени (1+1), дядя и племянник — агнатами третьей степени (1+2))
Род (gens) это союз людей, которые уже не в состоянии назвать paterfamilias, некогда осуществлявшего власть над их общими предками, но которые продолжают носить общее имя, nomen gentilicium, осуществляют общий родовой культ, sacra gentilicia, и, при отсутствии агнатов, призываются к наследованию и опеке.
Свойством называют родство через брак.
19. Понятие и формы брака. Конкубинат.
Брак изначально - союз мужа и жены, объединение всей жизни, общение в праве божеском и человеческом. Позде появился брак sine manu.
1. Брак cum manu, устан. власть, мужа над женой. Capitis deminutio жены.
2. Брак sine manu, не порожд. власти мужа над женой и первоначально не устанавливавший вообще юридической связи между мужем и женой: юридически чужая мужу и своим детям, жена пребывает в том же семейном положении, в каком она была до вступления в брак. Она не участвовала в религиозном культе этой семьи, не связывали ее с мужем и никакие связи светского права. Признание брака sine manu находит выражение уже в законах XII таблиц.
Брак cum manu и брак sine manu резко отличались один от другого и в порядке заключения и прекращения. Заключение брака cum manu требовало совершения определенных обрядов, это был акт формальный. Брак sine manu было актом неформальным путем простого соглашения.
В браке cum manu развод мог иметь место только по инициативе мужа и был. Брак sine manu мог быть расторгнут по соглашению супругов и односторонним волеизъявлением как мужа, так и жены.
Сожительство с намерением установить брачные отношения и если ни одна из сторон не состояла в законном браке, называлось конкубинатом и рассматривалось как неполноценный брак. Дети от такого сожительства в отличие от других рожденных вне брака детей наделялись некоторыми правами наследования после родителей, был установлен порядок их узаконения и т. п.
Вытеснение древнего брака cum manu.
Заключению брака: предшествовало обручение, которое в древности совершалось без брачующихся, позже – жених и невеста с согласия патерфамилиа в форме 2 стипуляций. Позднее – неформальным соглашением..
Формы совершения брака ( установления manus):
1. Confarreatio (патрицианской форма) не доступна плебеям. Религиозный обряд, соверш. в присутствии жрецов и 10 свидетелей. (исчезает в первоме веку нашей эры). Дети только от такого брака могли стать жрецами.
2. Coemptio (светская, плебейская форма) - «воображаемая» покупка жены мужем в форме mancipatio.
3. Usus (приобретательная давность) в области брачных отношений. Исчез раньше всех.
20. Условия заключения и прекращения брака.
Условия вступления в брак:
1. Достижение брачующимися брачного возраста: 14 лет для мужчин и в 12 лет для женщин.
2. Согласие на брак. В древнейшее время - только paterfamilias. Позже требовалось согласие брачующихся, paterfamilias и старших родственников. Позже право обжаловать магистрату неосновательный отказ paterfamilias в согласии на брак. Затем детям было разрешено вступать в брак и без согласия paterfamilias, если он взят в плен или безвестно отсутствует. Редко согласие на брак испрашивалось не у агнатического родственника, а у родственников по крови.
3. Наличие у брачущихся ius conubii. Препятствия из-за принадл. к различным слоям общества, либо из родственной связи между ними или иногда из других, существовавших между ними отношений (в древности не допускались браки между патрициями и плебеями, не допускались браки вольноотпущенников со свободнорожденными, а после закона Юлия — с лицами сенаторского сословия).
4. Отсутствие родственных связей. Родство (агнатическое, когнатическое), служило препятствием к браку: в прямой линии без ограничения степеней, в боковых линиях - до 6 степени; до конца республики - между лицами матери которых были сестрами, а отцы братьями; наконец, в период империи только между лицами, из которых хотя бы одно является нисходящим первой степени общего для обоих предка.
В период империи стало препятствием к вступлению в брак также и свойство по прямой линии без ограничения степеней, а при христианских императорах - и в боковых линиях между зятем и золовкой.
Кроме того, были запрещены браки между опекуном и подопечной, правителем провинции и жительницами последних. Запрещены браки между супругом, виновным в прелюбодеянии, и его сообщником.
Прекращение брака:
Кроме смерти одного из супругов, брак прекращался:
1. Capitis deminutio maxima одного из супругов, т. е. обращением его в рабство.
2. Capitis deminutio media, т. е. утратой права гражданства, ибо неграждане, кроме latini veteres, также не имели ius conubii.
3. Capitis deminutio minima, т. е. изменением семейного состояния одного из супругов, которое устанавливало такую степень агнатического родства его с другим супругом, при которой вступление в брак было бы невозможно.
4. По воле мужа или его paterfamilias в браке cum manu, своершив формальности обратные его заключению; по воле мужа или жены, либо по их соглашению в браке sine manu.
Свобода развода была – одно из основных начал римского брачного права.
Вступление во второй брак после прекращения первого не встречало ни в период республики, ни в период принципата никаких ограничений. Вдова, вступающая в новый брак, обязана соблюсти так называемый траурный год.
21. Личные и имущественные права супругов.
Отношения супругов при браке cum manu. Жена подчинена власти мужа или власти его paterfamilias, которая в принципе не отличается от patna potestas отца над детьми. Муж может истребовать жену, покинувшую дом, при помощи иска, подобного виндикации. Он может продать ее в кабалу. Он вправе наложить на нее любое наказание вплоть до лишения ее жизни. Так же как рабы и дети, жена лишена правоспособности в области имущественных отношений. Все, что ей принадлежало до брака, если она была persona sui iuris становится в момент заключения брака достоянием мужа. Все, чем она будет обладать во все время существования брака, например имущество, подаренное ей ее отцом, принадлежит мужу. Однако она является наследницей мужа - одна, если у него нет законного потомства, на равных началах с детьми, если они есть. Она агнатка всех агнатов мужа, и следовательно, наследует в соответствующих случаях и после них.
Почет, связанный с общественным положением мужа, распространялся и на жену.
В браке sine manu. Брак sine manu не менял юридического положения, в котором жена была до вступления в брак. Она остается in patria potestate, если была подчинена отцовской власти до брака. Она по-прежнему агнатка своих старых агнатов. Если до вступления в брак sine manu жена была persona sui iuris она остается persona sui iuris и после вступления в брак. Имущество, принадлежавшее ей до брака, если она была persona sui iuris, остается ее имуществом, а все, что она приобретает во время брака, принадлежит ей одной. Она вправе вступить с мужем в любую имущественную сделку. Воспрещены были лишь дарения между супругами (для того, чтобы обеспечить полную имущественную независимость супругов одного от другого).
С течением времени было признано, что супруги не вправе предъявлять один к другому инфамирующие (гражд. Честь, сомнительная репутация) иски, в случаях имущественной ответственности одного супруга перед другим он пользуется правом отвечать только в пределах имеющихся у него средств. Претор стал давать мужу интердикт для истребования к себе жены и отказывать в таком же иске отцу, когда тот пытался истребовать свою дочь, состоявшую в браке sine manu. Так постепенно сложилось некоторое общее положение о личных отношениях супругов: муж должен охранять жену, жена обязана почитать мужа.
Имущественные отношения супругов: Издержки общей семейной жизни, содержание детей и т. п. лежали на муже. Но уже со времени появления брака sine manu вошло в обычай давать мужу особое приданое, dos, в целях облегчения ему бремени семейных расходов. dos устанавливалась либо paterfamilias жены, либо самою женой, либо третьим лицом. dos всегда становилась собственностью мужа.
Позднее жена и лица, устанавливавшие dos, начали требовать от мужа обещания, в силу которого он обязывался обеспечить возвращение dos жене, либо установителю dos, если брак будет прекращен разводом или смертью мужа. В случае невозвращения dos, жена или установитель dos могли предъявить иск.
Основные черты правового положения dos сводились к следующему: в случае прекращения брака смертью жены, dos оставалась у мужа или возвращалась еще находившемуся в живых отцу жены. Если брак прекращался смертью мужа, dos возвращалась жене или ей совместно с ее отцом. Dos возвращалась жене и в том случае, когда брак прекращался разводом по почину мужа или по его вине. Наоборот, dos оставалась у мужа, если жена брала на себя инициативу развода или вызвала развод своим поведением.
Но муж при существовании брака продолжал считаться собственником dos и, следовательно, мог ее законно отчуждать. Поэтому воз. необходимость в запрете на отчуждение недвиж. без согласия жены.
Требование жены о возврате ей приданого удовлетворялось уже в классическом праве преимущественно перед требованиями других личных кредиторов мужа (законная ипотека жены на все имущество мужа). Таким образом, хотя муж еще и в праве Юстиниана признается собственником приданого, однако, оно по сути принадлежит жене. В сущности муж только пользовался dos во время брака и оставлял ее у себя в качестве штрафа за ненадлежащее отношение жены к вытекавшим из брака обязанностям.
Donation (как особый брачный дар) - сумма, обыкновенно приблизительно равную сумме dos, которую муж обязывался выплатить жене в случае развода по его инициативе или вине. Таким образом жена получала как подлежавшую возвращению dos, так и donatio. В этом заключалось и своеобразие этой последней, которая в действительности вовсе не была дарением: она не лишала мужа права собственности на соответствующее имущество в течение брака и не лишала его права собственности вообще, если брак не прекращался разводом по почину или по вине жены.
22. Отцовская власть: установление и прекращение.
Отцовская власть возникает 1) с рождением сына или дочери, состоящих в законном браке, 2) путем узаконения или 3) усыновления.
Отцовская власть могла быть установлена путем узаконения детей от конкубины (признание законными детей данных родителей, рожденных ими вне законного брака).
Узаконение могло быть произведено: а) последующим браком родителей внебрачного ребенка; б) путем получения соответствующего императорского рескрипта; в) путем зачисления сына в члены муниципального сената (курии), а дочери — путем выдачи замуж за члена муниципального сената.
Усыновление устанавливало отцовскую власть над посторонним лицом.
Усыновление различалось двух видов:
*если усыновлялось лицо, не находящееся под отцовской властью, это называлось arrogatio;
*если же усыновление производилось в отношении лица, находящегося под отцовской властью, оно называлось adoptio.
По праву Юстиниана arrogatio совершалось путем получения на то императорского рескрипта; adoptio — путем занесения в судебный протокол (apud acta) соглашения прежнего домовладыки усыновляемого с усыновителем в присутствии усыновляемого.
Необходимые условия усыновления: а) усыновлять может, как правило, только мужчина (женщина — в виде исключения, именно если она до усыновления имела детей и их потеряла); б) усыновитель не должен быть подвластным (должен быть persona sui iuris); в) усыновитель должен быть старше усыновляемого не меньше, чем на 18 лет.
Прекращение patria potestas: Как уже указано, patria potestas была пожизненной и нормально прекращалась смертью paterfamilias.
При жизни его и независимо от его воли она прекращалась лишь с приобретением сыном высшего жреческого звания, дочерью — звания весталки; в позднейшее императорское время ее пр
Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:
|