А.С.Пушкин. Этапы жизни и творчества

Стихотворения «Узник», «Пророк», «Поэт и толпа», «Поэту» («Поэт, не дорожи любовию народной…»), «Туча», «Осень», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…», «Два чувства дивно близки нам…» – 4 часа

Тема поэта и поэзии, свободы личности и свободы творчества. Источник творческого вдохновения. Природа и жизнь человека. Поэтический мир стихотворений.

Поэма «Цыганы»1 час

«Цыганы» как романтическая поэма. Своеобразие романтизма Пушкина. Проблема героя. Образ автора. Поэтический мир произведения.

 

«Моцарт и Сальери»1 час

«Маленькие трагедии» как философский цикл. Нравственная проблематика. Конфликт произведения (гений и злодейство). Верность своему предназначению как условие творчества.

 

Повесть «Пиковая дама»2 часа

Нравственно-философская проблематика. Конфликт. Тип героя нового времени. Символическое в произведении. Фантастическое и реальное. Художественное своеобразие.

 

Роман в стихах «Евгений Онегин»6 часов

История создания романа. Своеобразие жанра (единство эпического и лирического в романе). Особенности сюжета и композиции. Историческая основа романа. Энциклопедичность. Проблематика романа. Евгений Онегин как герой времени. Система образов. Специфика образа автора. Язык и стиль романа. Онегинская строфа как минимальная композиционная и ритмико-смысловая единица произведения.

Поэты пушкинской поры – 2 часа

К.Н. Батюшков. Слово о писателе. Стихотворение «Разлука».

Д.В.Давыдов. Слово о писателе. Стихотворения «Песня» («Я люблю кровавый бой…»), «Листок».

Е.А. Боратынский. Слово о писателе. Стихотворения «Разуверение», «Мой дар убог, и голос мой негромок».

А.А.Дельвиг. Слово о писателе. Стихотворения «Русская песня» («Соловей»), «Н.М. Языкову».

 

М.Ю.Лермонтов. Этапы жизни и творчества.

Стихотворения «Смерть поэта», «Пророк», «Утёс», «Выхожу один я на дорогу» – 2 часа

Одиночество, смирение, надежды в лирике Лермонтова. Духовная основа лирики. Поэтический мир стихотворений.

Поэма «Мцыри»2 часа

Поэма «Мцыри» как вершина позднего романтизма. Философская проблематика поэмы. Образ главного героя. Проблема выбора как духовная и жизненная основа произведения. Сюжет и композиция. Система образов. Природа в произведении. Поэтический мир произведения.

 

Роман «Герой нашего времени»6 часов

История создания. Своеобразие жанра. Стилевое многообразие. Единство эпического, лирического и драматического в романе. Проблема героя времени (традиция и новаторство). Принцип циклизации повестей. Особенности сюжета и композиции. Сюжетные источники произведения. Система повествователей. Система персонажей. Специфика изображения русской действительности в романе. Мастерство Лермонтова-прозаика.

 

Н.В.Гоголь. Этапы жизни и творчества.

Поэма «Мёртвые души» – 6 часов

История создания произведения. Эволюция замысла и воплощения. Проблема жанра. Эпическое и лирическое в поэме. Главные герои поэмы (Россия – автор – Чичиков). Сюжетная основа произведения. Смысл названия поэмы. Особенности композиции, значение внесюжетных элементов. Изображение русского мира в поэме (помещики, чиновники, народ). Комическое в поэме. Своеобразие авторского пафоса. Особенности повествовательной манеры Гоголя. Роль детали в создании образов. Мотив дороги и пути в поэме. Язык и стиль.

 

Комедия «Ревизор»4 часа

Жанр общественной комедии (традиции и новаторство). Особенности конфликта. Композиция как способ выражения авторской идеи. Страх и любопытство как движущая сила развития конфликта. «Миры» «Ревизора» (преступный, миражный, истинный). Образ уездного города и образ Петербурга в пьесе. Система персонажей. Своеобразие смеха (виды комического и приёмы комизма).

 

Проза и драматургия в русской литературе второй половины XIX века – 2 часа

Развитие русской прозы. Ведущая роль романа в отражении русской действительности. Актуализация изученного ранее. Драматургия. Островский как создатель русского национального театра.

И.С.Тургенев. Слово о писателе.Стихотворения в прозе «Друг и враг», «Русский язык», «Два богача»2 часа

Своеобразие жанра. Философская проблематика и глубина лирического переживания. Художественное мастерство Тургенева.

Ф.И.Тютчев. Слово о писателе. Стихотворения «С поляны коршун поднялся…», «Есть в осени первоначальной…», «Фонтан» – 2 часа

Философская лирика Тютчева. Основные темы: творчество, Россия, любовь, природа. Поэтический мир стихотворений.

А.А.Фет. Слово о писателе. Стихотворения «На заре ты её не буди», «Вечер», «Учись у них, у дуба, у берёзы…» – 2 часа

Единство лирических переживаний в изображении жизни, любви, природы. Поэтический мир стихотворений.

Н.А.Некрасов. Слово о писателе.Стихотворения «Тройка», «Вчерашний день, часу в шестом…», «Я не люблю иронии твоей»2 часа

Жанрово-стилевое разнообразие лирики Некрасова. Гражданское и личное. Народная тема. Лирический герой поэзии Некрасова. Актуализация изученного ранее. Поэтический мир стихотворений.

 

Русская литература XX века

Развитие русской литературы в XX веке – 2 часа

Этапы развития русской литературы XX века. История и литературный процесс. Развитие прозы. Развитие поэзии. Развитие драматургии.

М.А.Горький. Слово о писателе. Рассказ «Макар Чудра» – 2 часа

Стиль ранних рассказов Горького. Особенности конфликта. Отражение современной действительности в рассказах. Герой ранних рассказов. Художественное своеобразие. Актуализация изученного ранее.

 

М.А.Булгаков. Слово о писателе. Повесть «Собачье сердце» – 2 часа

Общечеловеческое и социальное в повести. Своеобразие конфликта. Философская проблематика. Комическое у Булгакова. Фантастика и реальность. Система образов. Мастерство Булгакова-прозаика.

 

М.А.Шолохов. Слово о писателе. Рассказ «Судьба человека» – 2 часа

Жизнь человека как отражение истории русского народа. Андрей Соколов – ровесник века. Гуманистический пафос произведения. Национальное и общечеловеческое значение образа главного героя. Художественное мастерство Шолохова.

 

А.И.Солженицын. Слово о писателе. Рассказ «Матрёнин двор» – 2 часа

Жизненная и нравственная основа рассказа. Проблема национального характера. Мотив праведничества. Образ автора-повествователя. Гражданское и философское звучание авторской позиции.

 

В.М.Шукшин. Слово о писателе. Рассказ «Чудик»1 час

Особенности героя Шукшина. Проблематика рассказа. Традиции русской литературы в творчестве Шукшина.

 

Ф.А.Искандер «Кролики и удавы»1 час

Социально-философская сказка. Сатирическая основа. Аллегорический смысл. Проблема власти и рабства.

 

Всего учебных часов 100 часов
Пять аудиторных сочинений 10 часов
Резерв (в том числе на внеклассное чтение) 5 часов

 

Примерное тематическое планирование курса «Литература» с характеристикой основных видов деятельности учащихся

 

Планирование составлено в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (2010 г.) и Примерной программы по литературе.

 

Раздел программы

Программное содержание

Характеристика основных видов деятельности учащихся (учебных действий)

5 класс 105 ч.

Литература как искусство слова

Литература и жизнь. Литература как искусство слова. Вымысел. Литература как учебный предмет.

Читать и постигать смысл учебно-научного текста учебника. Устно отвечать на вопросы.

Реальность и вымысел

Фольклор

Малые жанры фольклора

Загадки, пословицы и поговорки как основные малые жанры фольклора. Выражение народного миропонимания. Роль средств художественной изобразительности. Роль фольклора в национальной культуре, современном языке и речи.

Различать пословицы и поговорки. Выявлять художественные приёмы, характерные для малых жанров фольклора. Создавать творческие работы с использованием пословиц и поговорок.

Русские народные сказки

Сказка как выражение народного миропонимания и мироотношения. Сказка как явление фольклора. Художественный мир сказок. Виды сказок.

Выявлять признаки сказки как жанра фольклора.

Различать волшебные, бытовые и сказки о животных. Читать и постигать смысл учебно-научного текста учебника. Сжимать полученную информацию и представлять результаты сжатия в форме таблицы. Устно отвечать на вопросы.

«Хрустальная гора…».

Волшебная сказка. Нравственно-философские основы волшебной сказки. Чудесное как условие достижения идеала. Структура волшебной сказки. Герой волшебной сказки.

Выразительно читать сказку.

Пересказывать сказку.

Выявлять в тексте признаки волшебной сказки.

Формулировать идею сказки.

Характеризовать героев сказки.

Устно отвечать на вопросы.

«Тетерев и Лиса».

Сказка о животных. Иносказательность. Своеобразие сюжета. Мораль сказки о животных.

Выразительно читать сказку.

Пересказывать сказку.

Выявлять в тексте признаки сказки о животных.

Формулировать идею сказки.

Характеризовать героев сказки.

Сопоставлять литературные произведения.

Устно отвечать на вопросы.

«Как старик домовничал».

Бытовая сказка. Своеобразие содержания. Отражение народного уклада жизни и нравов. Поучительность бытовой сказки.

 

Выразительно читать сказку.

Пересказывать сказку.

Выявлять в тексте признаки бытовой сказки.

Формулировать идею сказки.

Характеризовать героев сказки.

Сопоставлять литературные произведения.

Устно отвечать на вопросы.

ВНЕКЛАССНОЕ ЧТЕНИЕ

«Пойди туда – не знаю куда, принеси то – не знаю что»

Устанавливать связь прочитанного произведения с ранее изученным материалом.

Формулировать идею сказки.

Характеризовать героев сказки.

Сопоставлять литературные произведения.

Устно отвечать на вопросы.

Авторская и литературная сказка

Авторская сказка

Литературная сказка и фольклорная сказка.

Народность литературной сказки.

Читать и постигать смысл учебно-научного текста учебника. Устно отвечать на вопросы.  
А.С.Пушкин. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях».

Слово о писателе. Нравственная проблематика: проблема добра и зла, истинного и ложного. Сюжет сказки. Образы героев. Поэтическое мастерство Пушкина.

Выразительно читать сказку. Пересказывать сказку. Устно отвечать на вопросы. Формулировать и доказывать свою позицию.
Е.Л.Шварц. Сказка «Два клёна».

Слово о писателе. Специфика драматургического произведения: предназначенность для сценического воплощения. Сказка-пьеса. Читатель и зритель. Фольклорная основа сюжета. Образы героев. Нравственная проблематика сказки. Торжество добра и справедливости.

Выявлять признаки драматургического произведения. Выразительно читать сказку. Пересказывать сказку. Устно отвечать на вопросы. Формулировать и доказывать свою позицию.
Н.В.Гоголь. Повесть «Ночь перед Рождеством».

Слово о писателе. Фантастическая повесть. Волшебные и фольклорные основы повести. Художественные средства. Юмор.

Воспринимать текст литературного произведения. Выразительно читать фрагменты произведения. Находить в тексте незнакомые слова и определять их значение. Выделять смысловые части художественного текста. Характеризовать героев произведения. Выявлять художественные особенности произведения. Устно отвечать на вопросы. Формулировать и доказывать свою позицию. Создавать письменный текст на заданную тему.
М.М.Пришвин. Сказка-быль «Кладовая солнца».

Слово о писателе. Специфика сказки-были. Сказочные элементы в произведениях. Образы героев. Нравственная проблематика.

Воспринимать текст литературного произведения. Выразительно читать фрагменты произведения. Находить в тексте незнакомые слова и определять их значение. Характеризовать героев произведения. Выявлять художественные особенности произведения. Устно отвечать на вопросы.
 

П.П.Бажов. Сказ «Медной горы хозяйка». Предание, сказ, сказка. Реальное и чудесное. Образ главного героя. Аллегорический образ Медной горы Хозяйки. Роль рассказчика.

Воспринимать текст литературного произведения. Выразительно читать фрагменты произведения. Находить в тексте незнакомые слова и определять их значение. Выявлять признаки сказа в тексте произведения. Устно отвечать на вопросы. Формулировать и доказывать свою позицию. Характеризовать героев произведения.
В.М.Гаршин. Сказка «То, чего не было».

Слово о писателе. Специфика сказки-притчи. Иносказательность.

Воспринимать текст литературного произведения. Устно отвечать на вопросы.
ВНЕКЛАССНОЕ ЧТЕНИЕ

В.Гауф. Слово о писателе. Сказка «Холодное сердце».

Устанавливать связь прочитанного произведения с ранее изученным материалом. Формулировать идею сказки. Характеризовать героев сказки. Сопоставлять литературные произведения. Устно отвечать на вопросы.

Басня

Басня

Аллегория и мораль в басне.

Читать и постигать смысл учебно-научного текста учебника. Устно отвечать на вопросы.
И.А.Крылов. Басни «Ворона и лисица», «Волк и ягнёнок», «Свинья под Дубом», «Лебедь, Рак и Щука», «Демьянова уха», «Слон и моська».

Слово о писателе. Специфика басни. Басня и сказки о животных. Образы и сюжеты. Аллегория и мораль.

Выразительно читать басню. Выявлять художественные особенности произведения. Сопоставлять произведения. Устно отвечать на вопросы. Формулировать мораль басни.
ВНЕКЛАССНОЕ ЧТЕНИЕ

Эзоп. Басни «Крестьянин и его сыновья», «Соловей и ястреб». Жан де Лафонтен. Басни «Лев, который собирался на войну», «Обезьяна и кот». Г.Э.Лессинг. Басня «Свинья под дубом»

Устанавливать связь прочитанных произведений с ранее изученным материалом. Сопоставлять литературные произведения. Устно отвечать на вопросы.

Этот необычный мир…

Легенда

Специфика легенды. Её отличие от сказки. Историческая легенда. Поэтическая легенда.

Читать и постигать смысл учебно-научного текста учебника. Устно отвечать на вопросы.
А.С.Пушкин. Стихотворение «Анчар».

Добро и зло в человеке и мире. Поэтический мир стихотворения.

Выразительно читать стихотворение. Выявлять художественные особенности произведения. Выявлять идею произведения. Сопоставлять произведения. Устно отвечать на вопросы. Читать и постигать смысл учебно-научного текста учебника.
М.Ю.Лермонтов.Стихотворение «Три пальмы».

Слово о писателе.Поэтическая философская легенда. Проблема жизненного выбора. Поэтический мир стихотворения.

Выразительно читать стихотворение. Выявлять художественные особенности произведения. Определять идею произведения. Устно отвечать на вопросы. Читать и постигать смысл учебно-научного текста учебника.
«Повесть временных лет» («Кий, Щек, Хорив», «Призвание варяжских князей», из сказаний о князе Олеге, «Создание славянской азбуки»).

Летопись как один из истоков древнерусской литературы. История и предание. Проблема автора. Фольклорные элементы.

Воспринимать древнерусский текст в современном переводе. Выявлять характерные особенности летописи как жанра древнерусской литературы. Характеризовать героев древнерусской литературы. Сопоставлять произведения. Устно отвечать на вопросы.
А.С.Пушкин. Баллада «Песнь о вещем Олеге».

Легендарное и художественное. Летописная основа произведения. Человек и судьба. Поэтический мир произведения.

Выразительно читать стихотворение. Выявлять идею произведения. Выявлять художественные особенности произведения. Устно отвечать на вопросы.
ВНЕКЛАССНОЕ ЧТЕНИЕ

Легенда о Томасе Лермонте

Устанавливать связь прочитанного произведения с ранее изученным материалом. Сопоставлять литературные произведения. Устно отвечать на вопросы.

Лирическое стихотворение

Лирическое стихотворение

Первоначальное понятие о лирике. Мир души и чувств.

Читать и постигать смысл учебно-научного текста учебника. Устно отвечать на вопросы.

А.С.Пушкин. Стихотворения «Пущину», «Няне».

Жизненная основа душевных переживаний. Поэтический мир стихотворений.

Выразительно читать стихотворение. Выявлять художественные особенности произведения. Выявлять идею произведения. Сопоставлять произведения. Устно отвечать на вопросы.

М.Ю.Лермонтов. Стихотворения «Листок», «Молитва» («В минуту жизни трудную…»).

Стремление человека к гармонии с миром. Поэтический мир стихотворений.

Выразительно читать стихотворение. Выявлять художественные особенности произведения. Определять идею произведения. Сопоставлять произведения. Устно отвечать на вопросы.

А.А.Фет. Стихотворения «Я пришёл к тебе с приветом…», «Кот поёт, глаза прищуря…», «Мотылёк мальчику».

Слово о писателе. Лирические переживания человеком мира: впечатления, чувства, душевные состояния. Поэтический мир стихотворений.

Выразительно читать стихотворение. Выявлять художественные особенности произведения. Выявлять идею произведения. Устно отвечать на вопросы.

Ф.И.Тютчев. Стихотворения «Весенняя гроза», «Весенние воды», «Есть в светлости осенних вечеров…», «Летний вечер».

Слово о писателе. Образы природы в лирическом произведении. Человек и жизнь природы. Поэтический мир стихотворений.

Выразительно читать стихотворение. Выявлять художественные особенности произведения. Выявлять идею произведения. Сопоставлять произведения. Устно отвечать на вопросы.

 

Н.А.Некрасов. Стихотворение «Крестьянские дети». Слово о писателе. Отображение реальной жизни в лирике. Сюжетность в лирике. Поэтический мир произведения.

Выразительно читать стихотворение. Выявлять идею произведения. Устно отвечать на вопросы. Читать и постигать смысл учебно-научного текста учебника. Выявлять художественные особенности произведения. Давать письменный аргументированный ответ на вопрос.

И.А.Бунин. Стихотворение «Густой зелёный ельник у дороги…»

Слово о писателе. Отношения человека и природы. Ведущее настроение стихотворения. Поэтический мир стихотворения.

Выразительно читать стихотворение. Выявлять художественные особенности произведения. Устно отвечать на вопросы. Читать и постигать смысл учебно-научного текста учебника.

С.А.Есенин. Стихотворение «Берёза»

Слово о писателе. Самобытность поэта. Особенность создания картин природы. Поэтический мир стихотворения.

Выразительно читать стихотворение. Выявлять художественные особенности произведения. Устно отвечать на вопросы. Читать и постигать смысл учебно-научного текста учебника.

ВНЕКЛАССНОЕ ЧТЕНИЕ

Г.Гейне. «На севере диком…» (пер. М.Ю.Лермонтова). И.В.Гете. «Ночная песня странника» (пер. М.Ю.Лермонтова), «Мальчик с сурком» (пер. С.Заяицкого)

Устанавливать связь прочитанных произведений с ранее изученным материалом. Выразительно читать стихотворения. Сопоставлять литературные произведения. Устно отвечать на вопросы.

Роман, повесть, рассказ

Эпические жанры литературы

Событие в эпическом произведении

Читать и постигать смысл учебно-научного текста учебника. Устно отвечать на вопросы.  
Д.Дефо. Роман «Робинзон Крузо» (фрагменты).

Слово о писателе. Случай и судьба в жизни человека. Воля и труд. Образ главного героя.

Воспринимать текст литературного произведения. Устно отвечать на вопросы. Характеризовать сюжет и проблематику произведения. Характеризовать героя произведения. Письменно отвечать на вопросы.
А.С.Грин. Рассказ «Зелёная лампа».

Слово о писателе.Человек в необычной ситуации. Проблема испытания и преодоления. Нравственная проблематика.

Воспринимать текст литературного произведения. Характеризовать героев произведения. Сопоставлять героев произведения. Выявлять проблему и идею произведения. Составлять план произведения. Устно отвечать на вопросы.
А.П.Платонов. Рассказ «В прекрасном и яростном мире».

Слово о писателе. Человек в экстремальной ситуации. Проблема испытания силы духа. Образ главного героя.

Воспринимать текст литературного произведения. Характеризовать героев произведения. Сопоставлять героев произведения. Устно отвечать на вопросы. Выявлять проблему и идею произведения. Составлять план произведения. Письменно отвечать на вопросы.
И.С.Тургенев. Рассказ «Бежин луг».

Слово о писателе.Таинственное и реальное в жизни. Природа как тайна. Человек и природа в рассказе. Образы главных героев.

Воспринимать текст литературного произведения. Составлять план произведения. Устно отвечать на вопросы. Характеризовать проблематику рассказа. Выявлять роль пейзажа в произведении. Выявлять проблему и идею произведения. Характеризовать героев произведения. Сопоставлять героев произведения. Письменно отвечать на вопросы.
Ю.П.Казаков. Рассказ «Оленьи рога».

Слово о писателе. Внутренний мир человека. Характер главной героини. Роль сказочно-поэтического мировосприятия в жизни человека.

Воспринимать текст литературного произведения. Устно отвечать на вопросы. Характеризовать проблематику рассказа. Характеризовать героиню произведения. Выявлять художественные особенности произведения. Читать и постигать смысл учебно-научного текста учебника.
Дж.Лондон. Повесть «Сказание о Кише».

Слово о писателе. Тема человека и природы. Особенности характера главного героя.

Воспринимать текст литературного произведения. Устно отвечать на вопросы. Характеризовать проблематику повести. Характеризовать героя произведения. Сопоставлять произведения.
В.П.Астафьев. Рассказ «Васюткино озеро».

Слово о писателе. Человек в чрезвычайных обстоятельствах. Преодоление себя. Образ главного героя.

Воспринимать текст литературного произведения. Устно отвечать на вопросы. Составлять план произведения. Характеризовать проблематику рассказа. Читать и постигать смысл учебно-научного текста учебника. Письменно отвечать на вопросы. Характеризовать героя произведения. Выявлять художественные особенности произведения. Выявлять роль пейзажа в произведении. Сопоставлять произведения.
О’Генри. Рассказ «Вождь краснокожих».

Слово о писателе. Необычная ситуация. Комическое.

Воспринимать текст литературного произведения. Устно отвечать на вопросы. Читать и постигать смысл учебно-научного текста учебника. Характеризовать героев произведения. Выявлять художественные особенности произведения.
М.М.Зощенко. Рассказы из цикла «Лелька и Минька»: «Ёлка», «Галоши и мороженое», «Золотые слова».

Слово о писателе.Столкновение мира взрослых и мира детей. Комическое.

Воспринимать текст литературного произведения. Устно отвечать на вопросы. Читать и постигать смысл учебно-научного текста учебника. Характеризовать героев произведения. Выявлять художественные особенности произведения.
ВНЕКЛАССНОЕ ЧТЕНИЕ

Мы помним (произведения о ВОВ)

Устно отвечать на вопросы. Сопоставлять литературные произведения.

6 класс 105 ч.

Литература как искусство слова

Содержание художественного произведения. Его основные элементы: тема, проблема, идея. Понятия «сюжет» и «композиция». Первичное представление о жанрах.

Читать и постигать смысл учебно-научного текста учебника. Устно отвечать на вопросы.

Как появилась поэзия и проза

Истоки и вершины

Понятие о поэзии и прозе; о форме и способе повествования.

Читать и постигать смысл учебно-научного текста учебника. Устно отвечать на вопросы.
Песня

Песня как малый жанр фольклора. Обрядовое и лирическое. Слово и ритм.

Выявлять признаки песни как жанра фольклора. Различать обрядовые и лирические песни.
Былина «Садко»

Былина как русский героический эпос. Основные сюжеты и главные герои былин. Художественное своеобразие и язык былин. Своеобразие былин о Садко. Образ главного героя.

Выразительно читать былину. Пересказывать текст. Характеризовать героев былины. Сопоставлять героев произведения. Устно отвечать на вопросы.
«Повесть о Петре и Февронии Муромских»

Повесть как жанр древнерусской литературы. Духовные ценности и нравственные идеалы. Сюжет и герои.

Воспринимать текст произведения древнерусской литературы. Выразительно читать фрагменты произведения. Находить в тексте незнакомые слова и определять их значение. Выделять смысловые части художественного текста. Характеризовать героев произведения. Формулировать идею произведения. Устно отвечать на вопросы.  
ВНЕКЛАССНОЕ ЧТЕНИЕ

И.А.Бунин. Былина «Святогор и Илья»

Устанавливать связь прочитанного произведения с ранее изученным материалом. Выразительно читать былину. Сопоставлять литературные произведения. Сопоставлять героев произведения. Устно отвечать на вопросы.
Классические образцы поэзии и прозы

Лирическое стихотворение. Рифма, ритм, размер, строфа.

Читать и постигать смысл учебно-научного текста учебника. Устно отвечать на вопросы.
А.С.Пушкин. Слово о писателе. Стихотворение «Зимнее утро». М.Ю.Лермонтов. Слово о писателе.Стихотворения «Парус», «Утёс».

Двусложные размеры: ямб, хорей. Поэтический мир стихотворений. Аллегория. Символ. Пейзаж.

Выразительно читать стихотворения. Выявлять художественные особенности произведений. Устно отвечать на вопросы. Определять стихотворные размеры.
А.С.Пушкин. Слово о писателе.Повесть «Дубровский»

Историческое время. Особенности сюжета и проблематики. Образы главных героев, их сопоставление. Быт и нравы. Мастерство Пушкина-прозаика.

Воспринимать текст литературного произведения. Устно отвечать на вопросы. Выразительно читать фрагменты произведения. Характеризовать проблематику повести. Характеризовать героев произведения. Сопоставлять героев произведения. Формулировать идею произведения. Выявлять художественные особенности произведения. Давать развёрнутый письменный ответ на вопрос. Писать сочинение.
ВНЕКЛАССНОЕ ЧТЕНИЕ

Л.Н.Толстой. «Юность» (глава XLV «Я проваливаюсь»)

Устанавливать связь прочитанного произведения с ранее изученным материалом. Характеризовать героя произведения. Сопоставлять литературные произведения. Устно отвечать на вопросы.

О чём и о ком рассказывает литературное произведение

Герой литературного произведения

Понятие о теме, герое, сюжете в литературном произведении.

Читать и постигать смысл учебно-научного текста учебника. Устно отвечать на вопросы.
А.С.Пушкин. Повесть «Выстрел»

Характер и судьба, честь и жизненный выбор. Образы главных героев. Особенности композиции.

Воспринимать текст литературного произведения. Устно отвечать на вопросы. Выразительно читать фрагменты произведения. Характеризовать проблематику повести. Характеризовать героя произведения. Сопоставлять героев произведения. Формулировать идею произведения. Выявлять художественные особенности произведения.  
Н.С.Лесков. Слово о писателе. Повесть «Тупейный художник»

Историческое время. Главные герои. Особенности сюжета. Смысл финала.

Воспринимать текст литературного произведения. Устно отвечать на вопросы. Выразительно читать фрагменты произведения. Характеризовать героев произведения. Формулировать идею произведения. Выявлять художественные особенности произведения.  
Л.Н.Толстой. Слово о писателе. «Кавказский пленник»

Истинная красота и сила человека. Жилин и Костылин. Образ Дины. Тема узничества.

Воспринимать текст литературного произведения. Устно отвечать на вопросы. Выразительно читать фрагменты произведения. Характеризовать проблематику повести. Характеризовать героев произведения. Сопоставлять героев произведения. Формулировать идею произведения. Выявлять художественные особенности произведения. Давать развёрнутый письменный ответ на вопрос.
А.П.Чехов. Слово о писателе. Рассказ «Человек в футляре»

Тема человека и мира. Характер героя и сюжетная ситуация. Особенности повествования. Роль детали. Аллегория. Символ.

Воспринимать текст литературного произведения. Устно отвечать на вопросы. Характеризовать героя произведения. Формулировать идею произведения. Выявлять художественные особенности произведения.  
ВНЕКЛАССНОЕ ЧТЕНИЕ  

Ю.С.Рытхэу. Рассказ «Хранитель огня»

Устанавливать связь прочитанного произведения с ранее изученным материалом. Характеризовать героя произведения. Сопоставлять литературные произведения. Устно отвечать на вопросы.

Тема литературного произведения

А.В.Кольцов. Слово о писателе. Стихотворение «Косарь»

Тема труда. Национальный характер. Связь с фольклором. Поэтический мир стихотворения.

Выразительно читать стихотворение. Выявлять художественные особенности произведения. Устно отвечать на вопросы.
М.Ю.Лермонтов. Слово о писателе. Стихотворение «Поэт» («Отделкой золотой…»)

Тема поэта и поэзии. Призвание и судьба поэта. Назначение поэзии. Поэтический мир стихотворения.

Выразительно читать стихотворение. Выявлять художественные особенности произведения. Выявлять идею произведения. Устно отвечать на вопросы. Определять стихотворные размеры.  
Н.А.Некрасов. Слово о писателе.Поэма «Саша»  

Тема человека в социальном мире. Смысл сопоставления главных героев поэмы. Понятие о трёхсложных размерах (дактиль). Поэтический мир произведения.

Выразительно читать поэму. Выявлять художественные особенности произведения. Выявлять идею произведения. Сопоставлять героев произведения. Определять стихотворный размер. Устно отвечать на вопросы. Читать и постигать смысл учебно-научного текста учебника. Определять стихотворные размеры.
С.А.Есенин. Слово о писателе. Стихотворения «Там, где капустные грядки», «Пороша»

Тема родной природы. Поэтический мир стихотворений.

 

Выразительно читать стихотворения. Выявлять художественные особенности произведений. Устно отвечать на вопросы. Определять стихотворные размеры.
Н.М.Рубцов. Слово о писателе.Стихотворения «Звезда полей», «Листья осенние в горнице»

Тема родной природы. Поэтический мир стихотворений.

 

Выразительно читать стихотворения. Выявлять художественные особенности произведений. Устно отвечать на вопросы. Определять стихотворные размеры.  
ВНЕКЛАССНОЕ ЧТЕНИЕ

Габдулла Тукай «Пара лошадей»

Устанавливать связь прочитанного стихотворения с ранее изученным материалом. Выявлять художественные особенности произведения. Сопоставлять литературные произведения. Устно отвечать на вопросы.

Литература: мир вопросов и ответов

Как человек понимает мир и себя

Лирический герой.

 

Читать и постигать смысл учебно-научного текста учебника. Устно отвечать на вопросы.
А.С.Пушкин. Слово о писателе.Стихотворения «Зимний вечер», «Зимняя дорога»

Образы природы в лирическом стихотворении. Поэтический мир стихотворений.

Выразительно читать стихотворения. Выявлять художественные особенности произведений. Сопоставлять произведения. Устно отвечать на вопросы. Определять стихотворные размеры.  
Дж.Г.Байрон. Слово о писателе.Стихотворение «Душа моя мрачна» (пер. М.Ю.Лермонтова), «Прометей»

Изображение душевного переживания в лирическом стихотворении. Поэтический мир стихотворений.

 

Выразительно читать стихотворение. Выявлять художественные особенности произведения. Выявлять идею произведения. Устно отвечать на вопросы. Определять стихотворные размеры.  
М.Ю.Лермонтов. Слово о писателе.Стихотворения «Нет, я не Байрон…»    

Осознание себя и своего места в мире. Поэтический мир стихотворения.

Стихотворение «Ангел».

Лирическая история души. Трёхстопный размер (амфибрахий). Поэтический мир стихотворения.

Выразительно читать стихотворение. Выявлять художественные особенности произведения. Выявлять идею произведения. Устно отвечать на вопросы. Определять стихотворные размеры.  
Как отражается таинственное в судьбе человека

Идея и проблематика литературного произведения.

 

Читать и постигать смысл учебно-научного текста учебника. Устно отвечать на вопросы.
В.А.Жуковский. Слово о писателе. Баллада «Лесной царь»

Понятие баллады. Своеобразие жанра. Особенности сюжета. Таинственное. Человек. Судьба. Поэтический мир произведения.

Выразительно читать балладу. Выявлять художественные особенности произведения. Выявлять идею произведения. Устно отвечать на вопросы.
Народная баллада «Чёрный ворон». А.С.Пушкин «Ворон к ворону летит». Э.По. Слово о писателе. «Ворон»

Народная и литературная баллада. Специфика балладного образа. Его роль в формировании смысла. Образ ворона в балладе. Поэтический мир стихотворений.

 

 

Выразительно читать балладу. Выявлять художественные особенности произведения. Выявлять идею произведения. Сопоставлять произведения. Устно отвечать на вопросы.
А.С.Пушкин. Стихотворение «Бесы»

Балладные мотивы в лирическом произведении. Таинственное в душе человека. Поэтический мир стихотворения.

Выразительно читать стихотворение. Выявлять художественные особенности произведения. Устно отвечать на вопросы. Определять стихотворные размеры.  
ВНЕКЛАССНОЕ ЧТЕНИЕ

Н.В.Гоголь. Повесть «Вий»

Устанавливать связь прочитанного стихотворения с ранее изученным материалом. Выявлять художественные особенности произведения. Сопоставлять литературные произведения. Устно отвечать на вопросы
Как человек относится к людям и ко всему живому

Нравственная проблематика литературного произведения.

 

Читать и постигать смысл учебно-научного текста учебника. Устно отвечать на вопросы.
Ф.М.Достоевский. Слово о писателе. Рассказ «Мальчик у Христа на ёлке»

Жанр святочного рассказа. Идея сострадания. Образы детей.

Воспринимать текст литературного произведения. Устно отвечать на вопросы. Характеризовать проблематику повести. Характеризовать героев произведения. Сопоставлять героев произведения. Формулировать идею произведения. Выявлять художественные особенности произведения. Давать развёрнутый письменный ответ на вопрос.
И.А.Бунин. Слово о писателе.Рассказы «Лапти», «Подснежник»

Нравственная проблематика. Самоотверженность и равнодушие. Образы героев.

 

Воспринимать текст литературного произведения. Устно отвечать на вопросы. Выразительно читать фрагменты произведения. Характеризовать проблематику рассказов. Характеризовать героев произведений. Формулировать идею произведения. Выявлять художественные особенности произведения.  
А.И.Куприн. Слово о писателе.Рассказы «Белый пудель», «Чудесный доктор»

Нравственная проблематика. Жестокость и милосердие. Образы героев.

 

Воспринимать текст литературного произведения. Устно отвечать на вопросы. Выразительно читать фрагменты произведения. Характеризовать проблематику рассказов. Характеризовать героев произведения. Сопоставлять героев произведения. Формулировать идею произведений. Выявлять художественные особенности произведений. Давать развёрнутый письменный ответ на вопрос. Писать сочинение.
В.В.Маяковский. Слово о писателе. Стихотворение «Хорошее отношение к лошадям»

Видение мира. Проблема взаимопонимания. Поэтический мир стихотворения.

 

Выразительно читать стихотворение. Выявлять художественные особенности произведения. Устно отвечать на вопросы.
А.П.Платонов. Слово о писателе. Рассказ «Цветок на земле»

Своеобразие писательской манеры. Идея рассказа. Образы Афони и дедушки. Аллегорический смысл названия.

Воспринимать текст литературного произведения. Устно отвечать на вопросы. Характеризовать проблематику рассказа. Характеризовать героев произведения. Формулировать идею произведений. Выявлять художественные особенности произведения.  
А.Сент-Экзюпери. Слово о писателе.Сказка «Маленький принц»  

Философская повесть-сказка. Мечта об идеале. Проблема ответственности. Символика.

 

Воспринимать текст литературного произведения. Устно отвечать на вопросы. Выразительно читать фрагменты произведения. Выразительно читать фрагменты произведения. Характеризовать проблематику сказки. Характеризовать героев произведения. Формулировать идею произведений. Выявлять художественные особенности произведений. Давать развёрнутый письменный ответ на вопрос. Писать сочинение.
ВНЕКЛАССНОЕ ЧТЕНИЕ

И.С.Тургенев. «Муму»

Устанавливать связь прочитанного произведения с ранее изученным материалом. Выявлять художественные особенности произведения. Сопоставлять литературные произведения. Устно отвечать на вопросы.
«Вечные темы». Социальная проблематика литературного произведения

Отношение людей в обществе. Нравственное и социальное, их взаимосвязь.

 

Читать и постигать смысл учебно-научного текста учебника. Устно отвечать на вопросы.
Ф.Шиллер. Слово о писателе. Баллада «Перчатка» (пер. В.А.Жуковского)

Проблема истинного и ложного в выборе человека. Образ главного героя. Поэтический мир баллады.

 

Выразительно читать балладу. Выявлять художественные особенности произведения. Выявлять идею произведения. Сопоставлять произведения. Устно отвечать на вопросы.
Н.А.Некрасов. Стихотворения «Железная дорога», «Размышление у парадного подъезда»

Проблема социальной несправедливости и жестокости. Надежда на лучший мир. Поэтический мир стихотворений. Трёхстопный размер (анапест).

 

Выразительно читать стихотворение. Выявлять художественные особенности произведений. Выявлять идею произведений. Устно отвечать на вопросы.
Р.Л.Стивенсон. Слово о писателе.Баллада «Вересковый мёд»

Значение воли и убеждённости для совершения выбора. Цена поступка. Поэтический мир баллады.

 

Выразительно читать балладу. Выявлять художественные особенности произведения. Выявлять идею произведения. Сопоставлять произведения. Устно отвечать на вопросы.
В.Г.Короленко. Слово о писателе. Повесть «Дети подземелья» (глава IX «Кукла»)

Нравственная проблематика. Дружба и душевное участие. Образ главного героя.

 

Воспринимать текст литературного произведения. Устно отвечать на вопросы. Характеризовать проблематику произведения. Характеризовать героев произведения. Формулировать идею произведений.  
К.Г.Паустовский. Слово о писателе. Рассказ «Драгоценная пыль» (из цикла «Золотая роза»)

Труд, любовь, искусство как смысл жизни и назначение человека. Образ главного героя. Смысл заглавия.

Воспринимать текст литературного произведения. Устно отвечать на вопросы. Характеризовать проблематику произведения. Характеризовать героев произведения. Формулировать идею произведений. Выявлять художественные особенности произведений.  
С.А.Есенин. Отрывок из поэмы «Сорокоуст» (часть 3)

Цивилизация и природа. Технический прогресс и естественная жизнь. Поэтический мир стихотворения.

Выразительно читать стихотворение. Выявлять художественные особенности произведения. Выявлять идею произведения. Устно отвечать на вопросы.
ВНЕКЛАССНОЕ ЧТЕНИЕ

Мы помним (произведения о ВОВ)

Устно отвечать на вопросы. Сопоставлять литературные произведения.

7 класс 70 ч.

Литература как искусство слова

Литература как способ постижения и выражения отношения к миру. Вечное и злободневное в литературе. Углубление представления о жанрах. Система жанров.

Читать и постигать смысл учебно-научного текста учебника. Устно отвечать на вопросы.

Какими способами литература представляет мир

Роды литературы.  

Понятия: эпос – эпическое, лирика – лирическое, драма – драматическое.

Читать и постигать смысл учебно-научного текста учебника. Устно отвечать на вопросы.
Гомер. Слово о писателе. «Илиада» (фрагмент «Гектор и Ахиллес»), «Одиссея» (фрагмент «Одиссей у Циклопа»)

Мифологическая основа эпоса. Эпический герой. Основные мотивы эпического сюжета (сражение и путешествие).

 

Подбирать и обобщать дополнительный материал о биографии и творчестве писателя. Воспринимать текст литературного произведения. Устно отвечать на вопросы. Характеризовать героев произведения. Формулировать идею произведений. Формулировать вопросы по тексту произведения.  
Н.В.Гоголь. Слово о писателе. Повесть «Тарас Бульба»

Борьба народа за свою независимость и свободу. Эпическое в произведении. Мотивы богатырства. Образы главных героев. Сопоставление характеров.

Подбирать и обобщать дополнительный материал о биографии и творчестве писателя. Воспринимать текст литературного произведения. Составлять план произведения. Устно отвечать на вопросы. Выразительно читать фрагменты произведения. Характеризовать проблематику повести. Выявлять проблему и идею произведения. Выявлять характерные для произведения образы и приёмы изображения человека. Характеризовать героев произведения. Сопоставлять героев произведения. Письменно отвечать на вопрос. Писать сочинение.
ВНЕКЛАССНОЕ ЧТЕНИЕ

Народный героический эпос.

Устанавливать связь прочитанного произведения с ранее изученным материалом. Сопоставлять литературные произведения. Устно отвечать на вопросы.
Лирика как род литературы

Изображение внутреннего мира человека. Темы и мотивы лирики.

Читать и постигать смысл учебно-научного текста учебника. Устно отвечать на вопросы.
Ф.Петрарка. Слово о писателе. Сонет LXXXVII. У.Шекспир. Слово о писателе. Сонет № 130 («Её глаза на звезды не похожи…»), сонет № 66 («Зову я смерть»)

Жанр сонета. Виды сонета.

 

Подбирать и обобщать дополнительный материал о биографии и творчестве писателя. Выразительно читать стихотворения. Выявлять художественные особенности произведений. Выявлять идею произведений. Устно отвечать на вопросы. Определять стихотворные размеры.
А.С.Пушкин. Слово о писателе.Стихотворения «Погасло дневное светило…», «К морю»  

Переживание судьбы. Выбор жизненной позиции. Достижение берега. Поэтический мир стихотворений. Двусложные размеры. Актуализация изученного ранее.

Выразительно читать стихотворение. Выявлять художественные особенности произведений. Выявлять идею произведений. Устно отвечать на вопросы. Определять стихотворные размеры.
Д.И.Фонвизин. Слово о писателе. Комедия «Недоросль»

Жанр общественной комедии. Актуальность пьесы. Драматический конфликт, композиция. Система персонажей (традиционные амплуа).

Подбирать и обобщать дополнительный материал о биографии и творчестве писателя. Воспринимать текст литературного произведения. Находить в тексте незнакомые слова и определять их значение. Устно отвечать на вопросы. Характеризовать проблематику пьесы. Выявлять проблему и идею произведения. Выявлять характерные для драматического произведения образы и приёмы изображения человека. Характеризовать героев произведения. Сопоставлять героев произведения. Письменно отвечать на вопрос. Писать сочинение. Инсценировать пьесу.
ВНЕКЛАССНОЕ ЧТЕНИЕ

Эсхил. «Прометей прикованный»

Устанавливать связь прочитанного произведения с ранее изученным материалом. Сопоставлять литературные произведения. Устно отвечать на вопросы.

Как в литературе проявляется отношение к миру

Пафос литературного произведения

Понятие о пафосе как идейно-эмоциональной оценке мира. Типы пафоса.

Читать и постигать смысл учебно-научного текста учебника. Устно отвечать на вопросы.
Владимир Мономах «Поучение»

Жанр поучения. Своеобразие пафоса. Основная идея произведения.

Воспринимать текст произведения древнерусской литературы. Формулировать идею произведения. Устно отвечать на вопросы.  
М.Ю.Лермонтов. Слово о писателе.Стихотворение «Бородино»

Героизм русского народа. Историческая основа произведения. Проблема поколения. Система образов. Поэтический мир произведения.

Выразительно читать поэму. Выявлять идею произведения. Характеризовать героя поэмы. Устно отвечать на вопросы. Определять стихотворные размеры.
В.П.Астафьев. Слово о писателе. Повесть «Пастух и пастушка»

Любовь и война. Мастерство писателя в изображении картин боя. Образы героев. Своеобразие жанра.

Воспринимать текст литературного произведения. Устно отвечать на вопросы. Характеризовать проблематику повести. Выявлять идею произведения. Выявлять характерные для произведения образы и приёмы изображения человека. Характеризовать героев произведения. Писать сочинение.
У.Шекспир. Слово о писателе. Трагедия «Ромео и Джульетта»

Жанр трагедии. Понятие о трагическом конфликте. Любовь и вражда в мире. Образы главных героев. Смысл трагического финала.

Воспринимать текст литературного произведения. Находить в тексте незнакомые слова и определять их значение. Устно отвечать на вопросы. Характеризовать проблематику пьесы. Выявлять проблему и идею произведения. Выявлять характерные для драматического произведения образы и приёмы изображения человека. Характеризовать героев произведения. Сопоставлять героев произведения. Формулировать вопросы по тексту произведения. Письменно отвечать на вопрос. Инсценировать пьесу.
А.П.Чехов. Слово о писателе. Рассказ «Тоска»

Трагическое в повседневной жизни. Одиночество человека. Мастерство Чехова-прозаика.

Подбирать и обобщать дополнительный материал о биографии и творчестве писателя. Воспринимать текст литературного произведения. Устно отвечать на вопросы. Выявлять идею произведения. Выявлять характерные для произведения образы и приёмы изображения человека.  
Ж.-Б.Мольер. Слово о писателе. Комедия «Мещанин во дворянстве»

Сатирический пафос комедии. Историко-культурная основа. Образ главного героя.

Подбирать и обобщать дополнительный материал о биографии и творчестве писателя. Воспринимать текст литературного произведения. Устно отвечать на вопросы. Характеризовать проблематику пьесы. Выявлять характерные для драматического произведения образы и приёмы изображения человека. Характеризовать героев произведения. Инсценировать пьесу.
М.Е.Салтыков-Щедрин. Слово о писателе. Сказки «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Дикий помещик», «Премудрый пискарь», «Медведь на воеводстве»

Сатира как вид комического. Специфика сказок Салтыкова-Щедрина. Многообразие проблематики. Художественное своеобразие и приемы комизма.

 

Подбирать и обобщать дополнительный материал о биографии и творчестве писателя. Воспринимать текст литературного произведения. Устно отвечать на вопросы. Выразительно читать фрагменты произведения. Выявлять идею произведения. Выявлять характерные для произведения образы и приёмы изображения. Формулировать вопросы по тексту произведения. Писать сочинение.
А.П.Чехов. Рассказы «Смерть чиновника», «Хамелеон»  

Юмор как вид комического. Чехов как мастер юмористического рассказа (ситуации и герои). Роль детали.

 

Воспринимать текст литературного произведения. Устно отвечать на вопросы. Выявлять идею произведения. Выявлять характерные для произведения образы и приёмы изображения человека.  
ВНЕКЛАССНОЕ ЧТЕНИЕ

М.М.Зощенко «Галоша»

Устанавливать связь прочитанного произведения с ранее изученным материалом. Сопоставлять литературные произведения. Устно отвечать на вопросы.

Что лежит в основе пафоса

Тематика литературного произведения

Понятие о вечных темах, как о темах, представляющих жизненные и нравственные основы человеческого бытия.

Читать и постигать смысл учебно-научного текста учебника. Устно отвечать на вопросы.

Родная природа

М.Ю.Лермонтов. Стихотворение «Родина»  

Любовь к родине. Глубина и искренность чувства. Поэтический мир стихотворения.

Выразительно читать стихотворение. Выявлять художественные особенности произведения. Выявлять идею произведения. Устно отвечать на вопросы. Определять стихотворные размеры.
А.К.Толстой. Слово о писателе.Стихотворения «Колокольчики мои…», «Не ветер, вея с высоты…»   

Лирическое переживание жизни природы, ее красоты. Поэтический мир стихотворений.

 

Подбирать и обобщать дополнительный материал о биографии и творчестве писателя. Выразительно читать стихотворение. Выявлять художественные особенности произведений. Устно отвечать на вопросы. Определять стихотворные размеры.
А.А.Ахматова. Слово о писателе. Стихотворения «Перед весной бывают дни такие…», «Родная земля»

Состояние природы и лирической героини. Меняющийся мир природы. Своеобразие звучания патриотической темы.

Выразительно читать стихотворение. Выявлять художественные особенности произведений. Выявлять идею произведений. Устно отвечать на вопросы. Определять стихотворные размеры.

Гражданские мотивы

А.С.Пушкин. Стихотворение «К Чаадаеву»

Жанр дружеского послания. Единство судьбы человека и его родины. Поэтический мир стихотворения.

Выразительно читать стихотворение. Выявлять художественные особенности произведения. Выявлять идею произведения. Устно отвечать на вопросы. Определять стихотворные размеры.
М.Ю.Лермонтов. Стихотворение «Дума»    

Жанр думы. Проблема поколения: историческое и национальное. Поэтический мир стихотворения.

Выразительно читать стихотворение. Выявлять художественные особенности произведения. Выявлять идею произведения. Устно отвечать на вопросы. Определять стихотворные размеры.
Н.А.Некрасов. Слово о писателе.Стихотворение «Школьник»  

Юность жизни и будущее родины. Поэтический мир стихотворения.

Подбирать и обобщать дополнительный материал о биографии и творчестве писателя. Выразительно читать стихотворение. Выявлять художественные особенности произведения. Выявлять идею произведения. Устно отвечать на вопросы. Определять стихотворные размеры.

Защита отечества

А.Т.Твардовский. Слово о писателе. Поэма «Василий Тёркин» (главы «Переправа», «Два бойца»)  

«Василий Тёркин» как патриотическая поэма. Историческая основа произведения. Национальный характер. Героизм народа. Жанрово-стилевое своеобразие.

Подбирать и обобщать дополнительный материал о биографии и творчестве писателя. Выразительно читать стихотворение. Выявлять художественные особенности поэмы. Выявлять идею произведения. Устно отвечать на вопросы. Определять стихотворные размеры.
Р.Гамзатов. Слово о писателе.Стихотворение «Товарищи далёких дней моих…». М.Джалиль. Слово о писателе.Стихотворение «Прощай, моя милая». М.Карим. Слово о писателе. Стихотворение «Бессмертие»  

Человек и война. Мечта человека о мире и гармонии жизни. Поэтический мир стихотворений.

 

Выразительно читать стихотворение. Выявлять идею произведений. Сопоставлять произведения. Устно отвечать на вопросы. Определять стихотворные размеры.

Национальный характер

И.С.Тургенев. Слово о писателе. Рассказы «Хорь и Калиныч», «Певцы»  

«Записки охотника» как цикл рассказов о жизни русского народа. Образ повествователя. Типы национального характера. Быт, нравы. Талант и душа человека из народа. Роль пейзажа. Мастерство Тургенева-прозаика.

Подбирать и обобщать дополнительный материал о биографии и творчестве писателя. Воспринимать текст литературного произведения. Устно отвечать на вопросы. Характеризовать проблематику рассказов. Выявлять характерные для произведения образы и приёмы изображения человека. Характеризовать героев произведений. Сопоставлять произведения. Формулировать вопросы по тексту произведения.  
В.М.Шукшин. Слово о писателе.Рассказы «Миль пардон, мадам», «Микроскоп»  

Своеобразие национального типа в изображении Шукшина. «Чудики» как вечные герои. Общечеловеческое в обычном человеке. Повествовательное мастерство Шукшина.

Воспринимать текст литературного произведения. Устно отвечать на вопросы. Выявлять идею произведений. Выявлять характерные для произведения образы и приёмы изображения ч

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: