Словесная эквилибристика

Паттерны "словесной эквилибристики" или "раскрутки" (английский термин Sleight of Mouth, буквально "ловкость рта") предназначены для быстрого рефрейминга убеждений, содержащих одно из следующих нарушений мета-модели: а)причинно-следственное моделирование; б)комплексную эквивалентность. Четырнадцать паттернов модели "словесной эквилибристики" были впервые разработаны Робертом Дилтсом и Тоддом Эпштейном как модель речевых паттернов Ричарда Бэндлера. Впоследствии модель неоднократно расширяли, структурировали, изучая речевые паттерны эффективных ораторов, полемистов, от античных философов до современных политиков. Владение паттернами Sleight of Mouth - часть сертификационных требований уровня "НЛП-мастер".

Стартовые высказывания

  • "Вы часто заглядываете в книгу, значит, плохо знаете предмет."
  • "Второе место - это все равно, что последнее."
  • "Ты нахмурилась, а значит, сердишься на меня."
  • "У этого человека много денег, значит, он вор."
  • "Забыть дату нашей свадьбы - то же самое, что забыть нашу любовь."

если А, значит Б (корреляция). Комплексные эквивалентности

  • "Меня огорчает то, что он себя так ведет."
  • "У меня нет времени на личную жизнь, потому что я много работаю."
  • "Рак приводит к смерти."
  • "Я не могу свободно заговаривать с незнакомыми людьми, потому что меня так воспитали."

Фразы из второй группы немного отличаются. Они говорят, что одна какая-то вещь является причиной, а другая - следствием.

Эти сухие лингвистические определения скрывают за собой одни из важнейших процессов, происходящих в нашем сознании, процессов, определяющих наши представления о реальности. Наши знания о мире. Наши убеждения. Мы все имеем множество убеждений о том, как устроен мир. Они жизненно важны для нас.

Мы учимся, конструируя убеждения о причинно-следственных связях и эквивалентностях. Это позволяет нам вырабатывать шаблоны или, как их еще называют, паттерны - стандартные, повторяющиеся последовательности действий, мыслей, слов и т.п. Благодаря накопленным убеждениям о причинах и следствиях и эквивалентностях мы заранее знаем, как открыть дверь, как включить телевизор, как завязать шнурки...

Переопределение (Relefine)

Неправильны причина, следствие или признак

-У меня нет времени на личную жизнь, потому что я много работаю.
а) В действительности у вас не остается времени на личную жизнь, потому что вы так организуете свою работу.

Какие другие причины могли вызвать это явление? А к каким другим явлениям могла бы привести эта причина? В случае убеждения об эквивалентности задайте вопрос: Что еще может означать этот признак?


Последствия (Consequence)

Всякое убеждение ведет к определенным последствиям, среди которых могут быть деструктивные

-Второе место - это все равно, что последнее.
-Думая так, вы лишаете себя даже той награды, которую честно заработали. Таким образом, вы бессознательно лишаете себя стимула к дальнейшему совершенствованию, которое помогло бы вам выиграть.

К чему, к каким последствиям ведет вас это убеждение? Позитивные это последствия или негативные?


Намерение (Intention)

В этом паттерне мы привлекаем внимание человека к намерению, которое лежит за его убеждением. Является ли данное убеждение самым эффективным способом достижения цели?

-Меня огорчает то, что он себя так ведет.
-Извини, но если ты хочешь, чтобы он изменил свое поведение, то тебе для этого вовсе не обязательно расстраиваться.

-Ты нахмурилась, а значит, сердишься на меня.
-Разве ты хочешь, чтобы я и вправду рассердилась? Нет?

Каково позитивное намерение этого убеждения? Чего вы хотите достичь, придерживаясь данного убеждения? Какие еще есть способы достижения этой цели?



Детализация (Chunk down) и укрупнение (Chunk up)

Детализация

-У меня нет времени на личную жизнь, потому что я много работаю.
-Какие именно из ваших профессиональных обязанностей лишают вас времени на личную жизнь?

Укрупнение

-Второе место, все равно что последнее

-Даже последнее место говорит о том, что человек решился принять участие в соревновании

Из каких деталей состоят элементы данного убеждения? Частью чего большего являются эти элементы?


Контрпример (Counter-Example)

Для нейтрализации или опровержения

-Меня огорчает то, что он себя так ведет.
-Я полагаю, вы можете вспомнить массу случаев, когда вы огорчались независимо от его поведения и, возможно, случаи, когда вы не огорчались, хотя он вел себя именно так.

 


Другой результат (Another Outcome)

Показать, что не всегда какое-то явление имеет негативные последствия

-Я не могу свободно заговаривать с незнакомыми людьми, потому что меня так воспитали.
-Значит, прежде чем заговорить, вы будете тщательно собирать информацию. Это сделает вас гораздо эффективнее в общении.

-Забыть дату нашей свадьбы - то же самое, что забыть нашу любовь.
-Извини. Можно помнить даты или нет, но что бы мы могли сделать, чтобы независимо от этого, знать, что мы любим друг друга?

Какие позитивные следствия можно вывести из описываемой в вашем исходном убеждении ситуации?



Метафора (Analogy)

На высказывание вспомнить анекдот, притчу… - чтобы сместить фокус оппонента

Рекурсия или применение к себе (Apply to Self)

Применить условие к самому убеждению

-У меня нет времени на личную жизнь, потому что я много работаю.
-Сколько же времени вам пришлось затратить, чтобы убедиться в том, что у вас нет времени?


Иерархия ценностей (Hierarchy of Criteria)

Опять смещаем фокус.(По структуре похоже на укрупнение, а по функции – на метафору).

-Меня огорчает то, что он себя так ведет.
-Разве твое собственное самочувствие не более важно?



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: