Структура вероучения

Экзаменационные вопросы

по курсу «История и теория религии».

 

 

1. Религия, ее сущность и функции.

2. Основные подходы к изучению религии.

3. Структура религии. Вероучение и обрядность.

4. Классификация религий.

5. Ранние формы религии.

6. Ритуал и его значение в религиозной практике.

7. Магия и миф в религии.

8. Национальные религии. Древний Египет, Древняя Греция и Рим.

9. Шаманизм, его структура и формы. (Бурятия, Республика Алтай).

10. Иудаизм, вероучение и обрядность.

11. Мировые религии, краткая характеристика.

12. Возникновение буддизма. Личность основателя буддизма.

13. Учение и основные направления буддизма: Тхеравада, Махаяна,

      Ваджраяна.

14. Тибетский буддизм, особенности вероучения и обрядности. 

      (Бурятия, Калмыкия, Тыва)

15. Возникновение христианства. Христианство в Римской империи

16. Причины разделения христианcтва: католичество и     

     православие.

17. Православие: вероучение и культ.

18. Католицизм: вероучение и культ.

19. История православия в России.

20. Церковь и государство в России: история и современность.

21. Реформация: причины, преобразования в догматике и культе.  

22. Протестантизм и его направления.

23. История возникновения ислама. Личность основателя ислама.

24. Вероучение и культ в исламе.

25. Коран и Сунна.

26. Суннизм и шиизм.

27. Ислам в современной России: основные направления.

28. Религиозная ситуация в современном российском обществе:  

     проблемы и пути решения. 

29. Новая религиозность: учение Н. Рериха и Е.Рерих «Живая 

     Этика».

 

 

Ответы на вопросы:

Мировые религии.

Христианство. Наиболее распространенной из мировых религий является христианство, последователями которого считаются 1,6 млрд. человек. Наиболее прочные позиции христианство сохраняет в странах Европы, Америке и Австралии.

Христианство появилось в начале нашей эры как развитие библейское мудрости, созидавшейся на протяжении предшествующих 2000 лет. Библии учит понимать и осуществлять смысл жизни. Библейское мышление придает решающее значение вопросу жизни и смерти, концу Света.

Иисус Христос проповедовал идеи братства, трудолюбия, нестяжательства и миролюбия. Было осуждено служение богатству и провозглашено превосходство духовных ценностей над материальными.

 

Первый Вселенский Собор, собравшийся 325 г. в Никее, заложил догматические ocновы Единой Святой Соборной Апостольской Церкви на многие века вперед.

В христианстве был принят взгляд о «нераздельном и неразлучном» соединении в Иисусе Христе двух естеств — божественном и человеческом. В V в. были осуждены сторонники архиепископа Нестора, признававшие основной человеческую природу Христа (впоследствие обособившиеся в несториан), и последователи архимандрита Евтихия, который утверждал, что в Иисусе Христе есть только одна божественная природа. Сторонники одной природы Иисуса Христа стали называться монофизизтами. Приверженцы монофизизма составляют определенную долю среди современных православных христиан.

В 1054 г. произошел главный раскол христианской церкви на Восточную (православную центром в Константинополе (ныне Стамбул) и Западную (католическую) с центром в Ватикане. Это разделение проходит через всю мировую историю.

Православие утвердилось в основном среди народов Восточной Европы и Ближнего Востока. Наибольшее число приверженцев православия — русские, украинцы, белорусы, греки, румыны, сербы, македонцы, молдаване, грузины, карелы, коми, народы Поволжья (мари, мордва, удмурты, чуваши). Очаги православия существуют в США, Канаде, ряде стран Западной Европы.

 

В истории русского православия произошел трагический раскол, приведший к появлению старообрядчества. Истоки раскола восходят еще к годам принятия христианства Русью. В те времена в Византии господствовали два близких друг к другу устава, по которым осуществлялся обряд богослужения. На востоке Византии наиболее распространенным был устав Иерусалимский, а на западе преобладал Студийский (Константинопольский) устав. Последний стал основой русского устава, в то время, как в Византии преобладающим все более становился устав Иерусалимский (св. Саввы). Время от времени в Иерусалимский устав привносились те или иные нововведения, так что он стал именоваться новогреческим.

Русская церковь до середины XVII в. вела обряд по архаичному Студийскому уставу двуперстным крещением, сохраняя православие в высшей чистоте. Многие православные народы смотрели на Москву, как на духовный центр.

 

За пределами Русского государства, в том числе на Украине, церковные обряды осуществлялись по новогреческому образцу. С связи с соединением Украины и России в 1654 г. Киев начинает оказывать огромное влияние на духовную жизнь Москвы. Под его воздействием Москва начинает отворачиваться от старины, принимает новый образ жизни, более угодный Киеву. Патриархом Никоном вводятся новые чины и обряды. Иконы обновляются по киевским и львовским образцам. Патриарх Никон производит редакцию церковно-славянских богослужебных книг по новогреческим изданиям итальянской печати.

В 1658 г. Никон заложил под Москвой Новоиерусалимский мужской монастырь и город Новый Иерусалим, по его замыслу, будущую столицу христианского мира.

В результате никоновских реформ в канон были введены шесть крупных нововведений. Двоеперстное крестное знамение заменено троеперстным, вместо «Исус» велено было писать и выговаривать «Иисус», во время проведения таинств обхождение храма было поведено делать против солнца.

Введение неправославного почитания царя поставило его выше религиозного духовного владычества. Это снизило роль церкви в государстве, низвело ее до положения Церковного приказа (приказ, это своего рода министерство в России тех времен). Многие верующие восприняли никоновские реформы как глубокую трагедию, тайно исповедовали старую веру, шли за нее на муки, сжигали себя, уходили в леса, болота. Роковой 1666 год привел к катастрофическому расколу русского народа на принявших новый обряд и отвергнувших его. За последними сохранилось название «старообрядцы».

Католицизм является другой основной ветвью христианства. Он распространен в Северной и Южной Америке. К католикам принадлежат итальянцы, испанцы, португальцы, часть французов, большая часть бельгийцев, часть австрийцев и немцев (южные земли ФРГ), поляки, литовцы, хорваты, словенцы, большая часть венгров, ирландцы, некоторая часть украинцев (в виде униатства или греко-католичества). Крупным очагом католицизма в Азии являются Филиппины (влияние испанской колонизации). Много католиков в странах Африки, Австралии, Океании.

Западная католическая церковь смело отбрасывала старые и придумывала новые обряды, стоящие ближе по духу к европейцам и их представлениям о мире как пространстве, взывающем к покорению. Были догматически обоснованы экспансионизм и обогащение церкви. Жестоко подавлялись выступления не-католиков и еретиков. Результатом явились непрерывные войны, массовые репрессии инквизиции и снижение авторитета католической церкви.

 

В XIV-XV вв. в Европе возникли идеи гуманизма и возрождения. В ходе Реформации XVI в. от католицизма отделился протестантизм. Возникший в Германии протестантизм сформировался в виде нескольких самостоятельных течений, важнейшими из которых стали англиканство (ближе всего стоит к католицизму), лютеранство и кальвинизм. Из протестантских церквей образовывались новые течения, носившие сектантский характер, их число в настоящее время превышает 250. Так, от англиканства отпочковался методизм, а к методизму тесно примыкает организованная на военный лад «Армия спасения». С кальвинизмом генетически связан баптизм. Из баптизма выделились пятидесятнические секты, а также отделилась секта свидетелей Иеговы. Особое место в протестантской среде занимают мормоны нехристианского исповедания.

 

Оплотом протестантизма является Северная и Центральная Европа. В США протестантов около 64% населения. Крупная группа американских протестантов — баптисты, за ними следуют методисты, лютеране, пресвитериане, В Канаде и ЮАР протестанты составляют около половины населения. Немало приверженцев протестантизма в Нигерии. Протестантизм преобладает в Австралии и большинстве стран Океании. Отдельные формы этой ветви христианства (особенно баптизм и адвентизм) распространены в России и на Украине.

Основатель протестантизма, католический монах M. Лютер, выступил с требованиями ограничения чрезмерной власти церкви и призывами к трудолюбию и бережливости. Вместе с тем он утверждал, что спасение души человеческой и избавление от грехов совершается самим Богом, а не силами человека. Кальвинистская реформация пошла еще дальше. По Кальвину, Бог предвечно избрал одних людей к с спасению, а других к гибели, независимо от их воли. Со временем эти идеи обернулись ревизией христианских догматов. Кальвинизм оказался проникнут антихристианским отрицанием аскетизма и стремлением поставить взамен его культ естественного человека. Протестантизм стал идейным оправданием капитализма, обожествления Прогресса, фетишизацией денег и товаров. В протестантизме, как ни в какой другой религии, усилен догмат покорения природы, воспринятый в последствии марксизмом.

 

Ислам самая молодая мировая религия. Ислам ведет летоисчисление с 622 г. н. э., когда пророк Мухаммед со своими приверженцами переселился из Мекки в Медину и к нему стали примыкать бедуинские племена арабов.

В учении Мухаммеда можно заметить следы христианства и иудейства. Ислам признает пророками Моисея и Иисуса Христа как предпоследнего пророка, но ставит их ниже Мухаммеда.

 

В частной жизни Мухаммед запретил свинину, спиртные напитки и азартные игры. Войны исламом не отвергаются и даже поощряются, если они ведутся за веру (священная война джихад).

Все основания и правила мусульманской религии соединены в Коране. Объяснения и толкования неясных мест Корана, сделанные Мухаммедом были записаны его близкими людьми и мусульманскими богословами и составили сборник преданий, известный под названием сунна. Позднее мусульмане, признававшие Коран и сунну, стали называться суннитами, а мусульмане, признававшие лишь один Коран, а из сунны лишь разделы, основанные на авторитете родственников пророка, получили название шииты. Это деление существует и по настоящее время.

Религиозная догматика легла в основу мусульманского права шариат - совокупности юридических и религиозных норм, основанных на Коране.

 

Сунниты составляют около 90% мусульман. Шиизм преобладает в Иране и Южном Ираке. В Бахрейне, Йемене, Азербайджане и нагорном Таджикистане половина населения — шииты.

Суннизм и шиизм дали ряд сект. Из суннизма вышел ваххабизм, господствующий в Саудовской Аравии, распространяющийся среди чеченцев и некоторых народов Дагестана. Основными шиитскими сектами стали зейдизм и исмаилизм, испытавший влияние атеизма и буддизма.

В Омане получило распространение третье направление ислама ибадитизм, последователи которого именуются ибадитами.

 

Буддизм. Самой древней из мировых религий является буддизм, который возник в середине I тыс. до н. э. в Индии. После более чем 15 веков господства в Индии буддизм уступил место индуизму. Однако буддизм широко распространился по странам Юго-Восточной Азии, проник в Шри-Ланку, Китай, Корею, Японию, Тибет, Монголию. Число приверженцев буддизма оценивается приблизительно в 500 млн. чел.

 

В буддизме сохранены все социально-нравственные догматы индуизма, но ослаблены требования кастовости и аскетизма. Буддизм обращает большее внимание на текущую жизнь.

В начале первого тысячелетия буддизм распался на две крупнейшие ветви. Первая из них - тхеравада, или хинаяна, — требует от верующих обязательного прохождения монашества. Ее приверженцы — тхеравадины — проживают в Мьянме, Лаосе, Камбодже и Таиланде (около 90% населения этих стран), а также в Шри-Ланке (около 60%).

 

Другая ветвь буддизма — махаяна — допускает, что спастись могут и миряне. Последователи махаяны сосредоточены в Китае (в том числе в Тибете), Японии, Корее, Непале. Некоторое число буддистов имеется в Пакистане, Индии, а также среди китайских и японских иммигрантов в Северной и Южной Америке.

 

Структура вероучения.

В каждой религии можно выделить составные части:

 

1. Вера в Бога (или богов); вера- главный признак религии. Это мистическая составляющая, объединяющая все, относящееся к ощущению и пониманию связи человека с Бесконечным.

2.Мифологическая, включающая в себя совокупность мифов, входящих в состав религии.

 

3. Обряды, входящие в состав религии,- церковная служба, молитвы, пост, паломничество и т.п.; поклонение Богу выражается в культе: выполнении посвященных ему обрядов и ритуалов. Они имеют своим источником магическую составляющую мифологии. Во всех религиях от верующих, как правило, требуется личное обращение к Богу с молитвами. Религиозный культ включает коллективные богослужения с молениями, песнопениями и другими ритуальными действиями.

4. Материальные предметы, используемые в религиозных целях: иконы, фрески, реликвии и т.д. Важной стороной религиозного культа является символика. Культовые предметы, действия, жесты- это символический язык, на котором происходит диалог человека с Богом.

 

5. Догматическая- основные представления о происхождении и устройстве мира и человека, изложенные в священных книгах, устных преданиях и т.п. Во всякой религии имеются священные тексты, в которых излагается содержание религиозного верования (христианская Библия, зороастрийская Авеста, мусульманский Коран). Обычно первичные священные тексты рассматриваются как «божественное откровение», и авторство их приписывается либо самому Богу, либо основателю религии как его посланнику или его воплощению в человеческом облике. К этим текстам примыкают предания о жизни и делах выдающихся пророков, проповедников и святых, о творимых ими подвигах и чудесах. К священным текстам со временем добавляются их толкования, сочиненные выдающимися историческими деятелями религии. Далее священные тексты и их канонизированные толкования становятся основой, на которой строится религиозная наука- богословие (теология). Важное место в этой литературе занимает апологетика – часть богословия, ставящая своей задачей защиту вероучения. На наиболее абстрактном уровне вероучение приобретает истолкование в религиозной философии.

 

6. Моральные представления, существующие в данной религии.

 

7. Социальная часть- совокупность верующих, церковная иерархия, религиозные учреждения и т.д. Они объединяются под названием социального института. Формируется вероучение и система культа, устанавливается иерархия священнослужителей. На смену первоначальной религиозной общине приходит «организованная религия», которая объединяет верующих в сеть общин, построенных по единым правилам. Церковь становится типичной формой организации верующих. Церковь состоит из множества религиозных общин, которые концентрируются вокруг церковных храмов – святилищ, мечетей, молитвенных домов, соборов. В церковной организации есть клир-иерархия профессиональных служителей церкви, священников различного ранга, и паства- миряне, простые верующие. Церковь выступает как форма духовной власти. Церковная организация верующих превращается в социальную силу, призывающую верующих подчиняться установленным церковью правилам вероисповедания.

По мнению Э.Дюркгейма социальный аспект является главным, отличающим религию от мистики и мифологии. Благодаря ему можно отличить от мистики и мифологии мировые религии как системы определенных представлений и культов, распространенных по всему земному шару и не возникающих в каждом регионе спонтанно, а передающихся посредством сознательного социального наследования. Мировые религии отличает открытый универсальный характер, когда любой человек может сделать самостоятельный выбор и войти по желанию в любую общину.

Цель церкви как социального института, по А.Тойнби, помочь найти человеку свой путь к Богу.

В первобытную эпоху требуемые культом ритуальные действия совершают жрецы, шаманы, обладающие для этого особыми способностями, знаниями, навыками. В дальнейшем среди служителей культа происходит дифференциация. В древних религиях Индии, Египта, Греции появляются жрецы, специализирующиеся на служении отдельным богам и выполнении тех или иных ритуалов. Развитые формы религии- буддизм, христианство, ислам- нуждаются уже в профессиональных священнослужителях, которые должны получить духовное образование в специальных учебных заведениях, чтобы овладеть вероучением и умением совершать культовые ритуалы.

2.

Вероуче?ние — совокупность вероучительных определений (догматических положений веры) христианства; главный критерий, по которому проводится дифференциация между вероисповеданиями.

Термин «вероучение» в русском языке применяется исключительно к христианству. Во избежание возникновения неоднозначности, применительно к исламу иногда используется альтернативное слово «вероубеждение».

 

Источники вероучения

 

Православная церковь

В числе текстов, за которыми православная церковь признаёт несомненный вероучительный авторитет и непреходящее значение —

Священное Писание

Никео-Цареградский Символ веры

догматические определения первых семи Вселенских Соборов.

Наряду с ними, по мнению архиеп. Василия (Кривошеина), по степени вероучительной значимости можно поставить

догматические определения IV Константинопольского Собора 879—880 гг.,

определение Константинопольского Собора 1156—1157 гг. о Евхаристии как о жертве (а не только воспоминании), приносимой Христом по человечеству Св. Троице,

постановления Константинопольского Собора 1341—1351 гг. о Божией сущности и Её действиях[21].

Помимо соборных догматических определений, символов и исповеданиях веры, православное вероучение выражается также в литургическом предании — «по крайней мере в той его части, которая запечатлена авторитетом св. отцов и проверена временем»[4]. Так, пишет архиеп. Василий (Кривошеин), «можно без преувеличения сказать, что анафора литургий св. Василия Великого и св. Иоанна Златоуста по своей богословско-догматической авторитетности нисколько не уступает догматическим постановлениям Вселенских Соборов»[22].

Ещё одним авторитетным свидетельством христианской веры православная церковь признаёт также святоотеческое наследие в целом. Общепризнанным в православии является убеждение, что только на основании святоотеческой мысли может быть правильно понято христианское вероучение во всей его целостности и полноте: «Вселенские Соборы начинали свои догматические постановления словами „Последуя святым отцам“, выражая тем своё убеждение, что верность им по духу есть основной признак православного богословия»[23]. Однако ввиду многочисленности, разнообразия и неравнозначности написанного отцами, церковь никогда не пыталась кодифицировать какой-либо определённый корпус святоотеческих творений, который бы исчерпывающе отвечал принципу consensus patrum[4].

В отличие от западных христианских конфессий православие не придаёт большой вероучительной ценности следующим догматическим памятникам древности:

Апостольскому Символу веры — как западному по происхождению, неизвестному Вселенским Соборам и недостаточному по содержанию[24]

Афанасиевому Символу веры — как неизвестному древней Церкви, отражающему августиновскую триадологию и содержащему «в своем латинском оригинале (хотя, может быть, и не изначала) учение об исхождении Святого Духа a Patre et Filio»[24].

Символу свт. Григория Чудотворца, еп. Неокесарийского (III в.) — не может претендовать на общецерковный авторитет, как личное исповедание верного ученика Оригена, хотя и не содержащее ничего еретического, а сам документ признаётся как важный исторический памятник[25].

Символические книги православной церкви

В русском дореволюционном академическом богословии к ним принято было относить

«Православное исповедание Кафолической и Апостольской Церкви Восточной» (1662), и

«Послание Патриархов Восточно-Кафолической Церкви о православной вере» (1723).

При рассмотрении их как источников православного вероучения проф. Н. Н. Глубоковский замечает, что «по существу, в Православии нет „символических книг“ в техническом смысле слова. Все разговоры о них крайне условны и соответствуют лишь западным вероисповедным схемам, в противоречии с историей и природой Православия»[26]. Само возникновение названных выше исповеданий относится к периоду упадка православного богословия, когда оно «было вынуждено вооружиться западным схоластическим богословским оружием и… это, в свою очередь, повело к новому и опасному влиянию на православное богословие не только не свойственных ему богословских терминов, но и богословских и духовных идей»[27]. Поэтому наряду с другими исповеданиями веры и догматическими постановлениями XVI и последующих столетий сегодня эти тексты не рассматриваются как авторитетные и тем более общеобязательные источники православного вероучения, «как не имеющие общецерковного характера по своему происхождению, как обычно невысокие по уровню богословской мысли, а часто и отрывающиеся от святоотеческого и литургического предания и как носящие следы формального, а иногда и существенного влияния римо-католического богословия»[28].

[править]Католицизм

В средние века в Римско-католической Церкви была сформулирована и развита концепция «сокровищницы веры» (лат. depositum fidei), по которой церковь рассматривается как хранительница определённой суммы христианских истин, которые ей доверено развивать и формулировать. В связи с этим важное место занимает понятие «учительство Церкви» — «безошибочный церковный голос, звучащий в соборных и папских определениях и в отдельных богословских разработках, официально принятых католической Церковью»[4]. Документы «учительства Церкви» имеют вероучительное (доктринальное) значение. Связывая их с положениями, содержащимися в Священном Писании и церковном Предании, католическая церковь формулирует их как истины Божественного Откровения. На сегодняшний день к источникам католического вероучения относится широкий круг доктринальных текстов от Апостольского Символа веры и догматических определений семи Вселенских Соборов, признаваемых также и православной церковью, а также решений последующих вселенских Соборов католической Церкви; ряда декретов папской канцелярии и папских булл.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: