Б) для студентов заочной формы обучения

 

Семинар 1. ЛИЦА И ИСКИ.

1. Статус физических лиц.

2. Формы гражданского процесса.

3. Виды исков.

 

Методические рекомендации

Учение о лицах следует связать с понятием правоспособности. Необходимо остановиться на характеристике физического и юридического лица. При этом конкретно показать правовое положение патрициев, плебеев, вольноотпущенников, латинов, перегринов и колонов, отметить особенности положения рабов. По второму вопросу следует рассказать о легисакционном процессе как первой форме судебного разбирательства, формулярном процессе и его роли в формировании преторского права и закончить характеристикой экстраординарного процесса. По третьему вопросу необходимо раскрыть систему исков и особо выделить вещные и личные, рассказать о преторской защите исков.

 

Семинар 2. ВЕЩИ И СОБСТВЕННОСТЬ В РИМСКОМ ПРАВЕ.

1. Деление вещей.

2. Право владения.

3. Право собственности.

4. Право на чужие вещи.

 

Методические рекомендации

В первом вопросе необходимо коснуться системы вещных прав. Дать характеристику понятию «вещь». Подробно указать на признаки деления вещей на манципируемые и неманципируемые, движимые и недвижимые, делимые и неделимые, потребляемые и непотребляемые, родовые и индивидуально-определенные, простые и сложные.

Во втором вопросе следует отметить сущность владения, способы его приобретения, виды; сравнить владение с держанием и владение с собственностью. Студенты должны знать способы преторской защиты владений. Учение о праве собственности следует показывать через его эволюцию. Здесь уместно затронуть различные исторические этапы римской истории, а затем раскрыть содержание права собственности, способы его возникновения и защиты. Четвертый вопрос студенты рассматривают, опираясь на знания, полученные в курсе истории государства и права зарубежных стран. Здесь дается характеристика сервитутному праву, обосновываются признаки личных и предиальных сервитутов.

 

Методические рекомендации по подготовке к семинарским (практическим) занятиям

Семинарские занятия призваны закрепить знания, полученные на лекциях и в результате прочтения рекомендуемой литературы. При подготовке к семинарским занятиям следует подробно изучить юридические термины и конструкции, которые использовались в римском праве. Для этого в УМК имеется специальный словарь. Так как римское право отличается конкретностью, не следует сразу искать аналоги явлений римского права в современном праве. Студенты очной и вечерней формы обучения к семинарским занятиям должны решать соответствующие задачи. На семинарах может практиковаться тестирование. Студенты заочной формы обучения могут получать задачи для решения в межсессионный период. Решение задач может служить основанием для допуска к экзамену.

Подготовка к семинарским занятиям должна также включать изучение дополнительной литературы, которая указана в соответствующем разделе.

Отличие семинарских занятий по римскому праву от семинаров по другим дисциплинам заключается не только в освещении поставленного преподавателем вопроса, но и в способности решать ситуационные задачи. Подготовка к их решению может вестись накануне занятия: по указанию преподавателя студенты получают индивидуальные задачи для решения самостоятельно. На самом занятии результаты решений и логика студента обсуждаются совместно.

Семинарское занятие должно завершаться подведением итогов.

                                                                          

 

IV. ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ К ЭКЗАМЕНУ

 

1. Квиритское право, его источники и особенности.

2. Приобретение права собственности.

3. Преторское право.

4. Защита права собственности.

5. Периодизация римского права.

6. Залоговое право.

7. Источники римского права во все периоды.

8. Договор хранения.

9. Эдикты магистратов, их роль и структура.

10. Понятие и виды прав на чужие вещи.

11. Кодификация Юстиниана.

12. Сервитуты: земельные и личные.

13. Понятие юридического лица в римском праве.

14. Суперфиций и эмфитевзис.

15. Понятие и виды исков.

16. Понятие обязательств. Обязательства из деликтов и из договоров.

17. Исковая и приобретательская давность.

18. Реальные контракты. Виды сделок этого типа.

19. Статус физических лиц.

20. Четыре типа контрактов.

21. Понятие правоспособности.

22. Договор займа, его отличие от договора ссуды.

23. Правовое положение римских граждан, латинов и перегринов.

24. Консенсуальные контракты.

25. Правовое положение рабов и вольноотпущенников.

26. Договор купли-продажи.

27. Правовое положение колонов.

28. Договор найма имущества и договор подряда.

29. Основные формы судебного процесса: легисакционный, формулярный, экстраординарный.

30. Пакты.

31. Римская семья, агнаты и когнаты.

32. Безымянные контракты и квази-контракты.

33. Брак и его формы.

34. Наследование по закону.

35. Личные и имущественные отношения между супругами.

36. Наследование по завещанию.

37. Деление (классификация) вещей.

38. Легаты и фидеикомиссы,

39. Понятие и виды владения.

40. Особые формы преторской защиты.

41. Возникновение владений. Владение и держание.

42. Формы обеспечения договоров.

43. Защита владения.

44. Понятие обязательной доли в праве наследования.

45. Право собственности в классический период римского права, бонитарная собственность.

46. Договор товарищества.

47. Договор новации и цессии.

48. Понятие реституции.

49. Историческое развитие наследственного права.

50. Деликты и квази-деликты.

51. Режим дотального имущества (приданое).

52. Договор поручения.

 

 

V. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

 

В МЮИ при МЮ РФ дистанционные образовательные технологии (ДОТ) (кейс-технология и Интернет – технология) используются в качестве поддержки традиционного – очного, очно-заочного и заочного образования.

 

Кейс-технология

Кейсовая технология основана на предоставлении студентам информационных образовательных ресурсов в виде наборов учебно-методических материалов, предназначенных для самостоятельного изучения (кейсов) с использованием различных видов носителей информации. Доставка материалов студентам при этом осуществляется на CD диске.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: