Управление материально-техническими ресурсами

Значительную роль при организации строительства играет управ­ление материально-техническим обеспечением. Материальные ресурсы являются одной из основных предметных областей инвести­ционно-строительного проекта и включают трудовые и материальные ресурсы, машины и механизмы, оборудование, финансовые ресурсы и различного рода услуги, связанные с развитием и завершением строительства.

Ресурсы любого проекта, как правило, ограничены, а потому основными задачами их управления являются:

· оптимальное планирование и закупки;

· своевременные поставки и управление запасами;

· распределение запасов по этапам осуществления строительного проекта.

На этапе планирования проводится анализ требуемых и доступных ресурсов, необходимых для проекта, их прогнозное распределение на основе графиков потребности в ресурсах. Планирование ресурсов по проекту является основой определения во времени потребностей в ресурсах и определения возможности обеспечения ресурсами для заключения контрактов по закупкам, планирования поставок ресур­сов, а также основой распределения уже закупленных ресурсов.

Под закупками и поставками понимают мероприятия, направлен­ные на обеспечение строительных проектов ресурсами, т. е. имуще­ством (товарами), выполнением работ (услуг), передачей результатов интеллектуального творчества в связи с конкретным проектом.

  Основной правовой формой организации и регулирования отно­шений при осуществлении закупок между их участниками (субъекта­ми) являются договоры поставки и подряда. Основным источником, регулирующим договорные отношения, является Гражданский кодекс Российской Федерации.

Защита нарушенных или оспариваемых прав и интересов предпри­ятия и предпринимателей при выполнении закупок осуществляется арбитражными судами (как правило) и общими судами (в некоторых случаях). Споры, возникающие в связи с внешнеторговой деятель­ностью, разрешаются в Международном коммерческом арбитражном суде при Торгово-промышленной палате Российской Федерации.

В системе материально-технического обеспечения строительства существует два основных типа юридических договоренностей — до­говор поставки и договор подряда.

Договор поставки — это договор, по которому поставщик, яв­ляющийся предпринимателем, обязуется в обусловленные сроки передать в собственность (или в полное хозяйственное ведение или в оперативное управление) покупателю товар, предназначенный для предпринимательской деятельности или иных целей, а покупатель обязуется принимать товар и платить за него определенную цену.

Договор подряда — это договор, суть которого заключается в том, что одна сторона по заданию другой обязуется выполнить для него за плату определенную работу (заказ), результат которой переходит в собственность заказчика.

На основе такого рода обязательств осуществляются: создание нового имущества (строительство предприятий, сооружение дорог); ремонт и улучшение имеющихся вещей (работы по реконструкции и капитальному ремонту зданий, сооружений, оборудования, ремонт и техническое обслуживание машин, оборудования); реализация ре­зультатов творческой деятельности (выполнение НИОКР, создание производственных новшеств — образцов нового изделия).

Разновидностями договора подряда являются договор на капи­тальное строительство, производство проектных и изыскательских работ, а также выполнение научно-исследовательских и опытно-кон­структорских работ. Практически все взаимоотношения участников проекта оформляются договорами подряда.

Различают следующие организационные формы закупок:

· прямые, в этом случае правовая связь существует между двумя субъектами закупок (между ними заключается соответствующий договор);

· посреднические, в этом случае лицо, осуществляющее проект, вступает в правовые отношения с посредником, т.е. лицом, которое способствует обеспечению проекта необходимыми ресур­сами;

· биржевые, в этом случае члены биржи осуществляют биржевую торговлю непосредственно от своего имени и за свой счет, или от имени клиента и за его счет, или от своего имени за счет клиента, или от имени клиента за свой счет.

Государственное регулирование закупок осуществляется через налоги (налоговое регулирование), ограничение монопольного по­ложения отдельных субъектов хозяйственных отношений на товар­ном рынке (антимонопольное регулирование), таможенные сборы (таможенное регулирование).

Управление материальными ресурсами проекта начинается еще на прединвестиционной фазе при разработке обоснования инвестиций, затем на фазе планирования, когда прорабатываются потребности в ресурсах и возможности их обеспечения.

Структура задач материально-технического обеспечения проектов на обобщенном уровне сводится к следующим этапам работ:

· подготовка спецификаций и технических условий, характеризу­ющих количество и качество необходимого оборудования, машин и механизмов, конструкций, материалов, работ, услуг;

· планирование и организация процесса закупок;

· изучение возможных источников закупки ресурсов и переговоры с возможными поставщиками;

· предварительный отбор участников торгов и подготовка докумен­тов;

· проведение торгов и принятие решения о победителях, выиграв­ших торги;

· размещение заказа, включая переговоры о поставках;

· контроль поставок (своевременность, комплектность, количество и качество) и принятие необходимых мер в случае появления от­клонений;

· разрешение конфликтов и взаиморасчеты;

· организация бухгалтерского учета, прием на работу необходимых специалистов (подрядчиков), включая консультантов;

· планирование поставок, учет и контроль доставки;

· доставка, приемка и хранение товара.

Последние четыре позиции иностранными фирмами принято выделять в самостоятельный блок работ, называемый «поставка­ми». Остальные же работы относят к закупкам. Такое деление не случайно, так как закупки осуществляет заказчик, а поставки — подрядчик.

Различают следующие виды закупок: закупки работ; закупки ма­териалов и оборудования; закупки услуг, в том числе консультантов проекта.

Несмотря на непривычность терминологии, отечественная структура закупок близка к зарубежной, отличаясь от нее только

последним элементом, не нашедшим пока в России широкого применения, — это использование на конкурсных началах услуг консультантов.

По остальным элементам закупок налицо сближение подходов. Отличие состоит лишь в том, что в развитых зарубежных странах все процедуры закупок строго регламентированы (правилами, ин­струкциями), тогда как в России процесс регламентации только разворачивается.

К некоторым из вышеперечисленных шагов в цикле закупок и по­ставок предъявляются следующие требования:

· закупки и поставки осуществляются на основе данных проектной документации;

· графики разрабатываются в увязке с общим планом проекта и учитывают длительность всех его фаз;

· план должен охватывать весь проект в целом;

· выбор места закупок определяется на основе расчета стоимости вариантов;

· в плане определяются структуры и лица, ответственные за каждую позицию, подлежащую поставке.

Выбор поставщиков и контроль выполнения договорных обязательств. Выбор поставщиков проходит на основе изучения так называемых квалификационных анкет, призванных осветить управленческие, технические, производственные и финансовые возможности претендента. Окончательный выбор поставщиков осу­ществляется в результате торгов.

Контроль над поставками рекомендуется выполнять следующим образом:

· осуществлять на основе специальных графиков, разработанных для каждого из видов поставок;

· графики разрабатываются на основе общего плана проекта;

· все изменения вносятся в общий график проекта;

· использовать стандартные формы отчетности.

Все перечисленные работы возглавляет служба руководителя проекта, работающая в контакте со всеми предприятиями и орга­низациями, обеспечивающими проект ресурсами. В крупных про­ектах руководитель (менеджер) проекта делегирует соответствующие полномочия специальному менеджеру по поставкам (или специаль­ной службе).

Договор поставки товаров (контракт) является основным до­кументом, регламентирующим сроки, объемы и условия поставки. Проект-менеджер становится ключевой фигурой, координирующей поставки в интересах проекта в целом. Его функции являются одной из наиболее ответственных и сложных в управлении про­ектом.

Система обеспечения строительства ресурсами должна отвечать следующим требованиям:

· гарантировать устойчивое обеспечение сырьем, материалами, комплектующими в объемах и ассортименте, диктуемых харак­теристиками проекта;

· создавать материальные условия для постепенной диверсифика­ции номенклатуры продукции на наиболее прогрессивные инже­нерные решения;

· обеспечить своевременный переход к выпуску новых, конкуренто­способных на мировом и российском рынках, видов продукции;

· способствовать снижению материалоемкости производства, в том числе за счет применения новых технологий и материалов, со­кращению уровня материальных запасов и транспортно-загото­вительных затрат;

· обеспечить поставку ресурсов в соответствии с проектной доку­ментацией и технологией реализации проекта.

Следует отметить, что индустриализация строительства суще­ственно изменила структуру поставляемых ресурсов: уменьшилась доля первичных исходных материалов (песка, кирпича, леса, цемента и др.) и соответственно увеличился удельный вес готовых конструк­ций.

При поставке на объект первичных материалов снабжение сво­дилось к выполнению поставок по валу независимо от технологии работ. Конструкции же и готовые изделия должны подаваться непо­средственно на строительную площадку для немедленного примене­ния в деле, т. е. процесс снабжения должен быть синхронно увязан с технологией работ.

Повышение уровня организации строительства обусловливают объективную необходимость и возможность преобразования дей­ствующей системы снабжения в производственно-технологическую комплектацию строительства.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: