Заключение брака и его последствия

Брак сине ману.

Сине Ману (пер. брак без руки) – нестрогий брак, возникающий после привода невесты в дом жениха. Предполагается, что он возник в плебейских кругах. Разрывался этот вид брака заявлением одной из сторон, без указания причин. В этом браке муж не имел власти над женой, она продолжала подчиняться своему отцу, сохраняя личную и экономическую самостоятельность перед мужем.

Имущество супругов было раздельным. Главой семьи и при этом виде брака был муж, жена получала имя и сословную принадлежность мужа. Жена могла покидать своего мужа на три ночи подряд ежегодно, таким образом разрывая давность владения собою. В случае невыполнения условия по какой-либо причине, брак из нестрогого превращался в строгий (с властью мужа, возникшей благодаря давности владения).

Дети, рожденные в нестрогом браке, считались законными и следовали правовому положению отца. Жена имела право требовать на расходы от мужа, а муж – требовать от жены ведения хозяйства в доме. Супруги должны помогать друг другу, не должны судиться друг с другом и свидетельствовать друг против друга. Постепенно неформальный брак вытесняет брак кум ману и в классический период становится единственной формой брака.

Конкубинат.

Конкубинат (естественный брак, дикий брак, половая связь) являлся внебрачным союзом. Конкубинат возникал в том случае, если по какой-то причине невозможно заключение брака (напр., между сенатором и вольноотпущенницей).

Конкубинат – это сожительство с целью удовлетворения полового влечения, без цели создания семьи.

Находиться в конкубинате могла вольноотпущенница и свободнорожденная (главным образом, женщина, место рождения которой неясно или которая продавала свое тело).

Вот какое определение конкубинату дает знаменитый римский юрист Юлий Павел в своих сентенциях: «в то время когда кто-нибудь имеет жену, он не может иметь конкубину. Ибо конкубина от жены отличается только любовью».

В христианскую эпоху для образования конкубината требовалось отсутствие родственных связей, несостояние в другом браке или конкубинате, длительное совместное проживание. Дети, рожденные в конкубинате, считались «природными» и в случае узаконивания становились законными детьми. В Византии и Западной Европе конкубинат был отменен лишь в XII в.

Заключение брака и его последствия.

Заключение браков рассматривалось римлянами как важное государственное дело. О необходимости заключения браков обратился к римскому народу цензор Метелл Нумидик: «Если бы возможно было обойтись совсем без жен, мы избавились бы от этого зла; но так как установлено природой, что нельзя ни счастливо жить с ними, ни обойтись без них, то следует более иметь в виду сохранение нашего рода, чем преходящие радости».

Брак возникал при наличии сожительства и супружеской любви, а при отсутствии одного из этих условий брак прекращался. Притворный брак не имел никакой силы и считался фиктивным.

Основным моментом заключения брака являлся торжественный увод невесты в дом мужа. Супружеская любовь выражалась в намерении супругов проживать вместе, в едином браке («жить полной общности жизни, сливаясь в божественном и человеческом праве»). Длительное отсутствие супруга (выполняющего, допустим, государственные поручения) не прерывало брак. Брак создается не сожительством, но согласием, говорили римские юристы.

Жена называлась матерфамилиас, дети обязаны были ее уважать. Цицерон утверждал, что звание матерфамилиас давалось жене лишь в строгом браке. Жена обязана была поддерживать порядок в доме, невыполнение этой обязанности могло привести к разводу или наложению штрафа на нерадивую супругу. Бесчестие жены падало на мужа, и, наоборот, положение мужа в обществе распространялось на жену.

Жена должна относиться к мужу с глубоким почтением и оказывать ему всяческие услуги.

На праздновании богини Доброй женщины покрывали шатер виноградными лозами, у ног богини помещалась священная змея. Мужчинам запрещалось присутствовать на празднике, все религиозные обряды совершали женщины. Место проведения праздника – дом консула или претора, все мужчины должны были покинуть здание. В год избрания Цезаря претором праздник проходил в его доме. На празднество решил тайно проникнуть, чтобы повидаться тайно влюбленный в супругу Юлия Цезаря, Помпею некто Клодий. Он не имел бороды и рассчитывал пробраться незамеченным, переодевшись в женское платье, но грубый голос выдал его. Утром весь Рим узнал о происшествии. Хотя отсутствовали доказательства измены жены, Цезарь мгновенно развелся с Помпеей. На вопрос, почему он так поступил, последовал ответ: «На мою жену не должна падать даже тень подозрения».

Неверным будет считать положение жены как невыносимое, а отношение к ней мужа только жестоким. Супругов объединяла любовь и верность. Плутарх, рассказывая о жене Брута – Порции, приводил в пример следующий случай. Пытаясь узнать печаль и беспокойство своего супруга, Порция нанесла себе ножом большую рану и обратилась к мужу: «Брут, я дочь Катона и вошла к тебе в дом не как наложница, не для того только, чтобы делить с тобой ложе и стол, но чтобы участвовать во всех твоих радостях и несчастиях…».

Хотя женщина была в подчиненном положении по отношению к мужчине, в семье она занимала почетное положение, не несла тяжелых работ, лежавших на рабах, а только надзирала и занималась пряжей – почетным и почти обязательным для нее делом.

В ходе развития римского права правовое положение женщины улучшается. Мать семейства, почитаемая рабами и детьми, пользовалась уважением своего мужа, стала хозяйкой своего дома… Матерфамилиас могла уже приносить в жертву богам, как сам домовладыка, богам – ларам, контролировала домашнюю работу рабов; руководила воспитанием детей…А во времена империи женщины высшего общества уже открыто вмешиваются в политические интриги, проявляя при этом свойственные им хитрость и упорство.

Женщины имели право создавать свои общества, так же как и мужчины. Одно из таких обществ имело название «общество для распространения стыдливости». Во время выборов женщины активно участвовали в агитации.

Супругов нельзя было принудить к даче показаний друг против друга. Незамужней женщине разрешалось легально заниматься проституцией.

Существовало несколько видов брака: кум ману (строгий брак), сине ману (нестрогий брак) и внебрачный союз – конкубинат.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: