Следует хорошо ориентироваться в сочинениях конца XV – XVI веков. Знать основных авторов и проблематику: представления о мировой истории, месте Руси в мировой истории, её предназначении, концепцию русской истории до XVII века, теории государственной власти конца XV-XVI веков, иерархию ценностей в обществе Московского царства.
Для освоения данной проблематики следует хорошо ориентироваться в следующих вопросах:
1. Мировая история. Место в ней Руси.
1.1. Какие периоды истории человечества выделял Филофей в «Послании» к Василию III? Какое место занимает «Третий Рим» по отношению к первому и второму? Почему он является последним мировым царством?
1.2. Место московского государя в христианском мире по теории «Москва — третий Рим». Как определил Филофей меру его ответственности? С помощью каких мер он мог реализовать свое предназначенье?
1.3. Какие генеалогические и исторические доказательства равенства России европейским государствам приведены в «Сказании о князьях Владимирских»? Как представлена родословная Рюриковичей?
|
|
1.4. Место Руси в мировом историческом процессе по сочинениям конца XV—XVI веков.
2. История Руси.
2.1. Каковы основные концептуальные положения истории Руси удельного периода по летописным памятникам XII—XV веков?
2.2. Почему в московский период возникло «Сказание о князьях Владимирских»? Что входило в царские регалии, подаренные Владимиру II византийским императором Константином Мономахом?
2.3. Как связано «Сказание о князьях Владимирских» с венчанием на царство внука Ивана III Дмитрия в 1498 году?
2.4. Почему автор «Сказания о князьях Владимирских» счел необходимым упомянуть генеалогию великих князей литовских?
2.5. Идея непрерывности и единства русской истории в «Книге степенной царского родословия».
2.6. Как доказать, что в представлениях об истории Руси московские книжники были традиционалистами?
3. Теории государственной власти.
3.1. Какую форму власти московские книжники (авторы «Сказания о князьях Владимирской», «Валаамской беседы», Максим Грек, старец Филофей, Иосиф Волоцкий) считали идеальной для России и почему?
3.2. Почему православная вера царя могла уберечь его политику от деспотизма? Какими качествами должен обладать православный царь, по мнению старца Филофея?
3.3. Почему «государева мораль» царя могла уберечь его политику от деспотизма? Как царь должен относиться к подданным по мнению Ермолая-Еразма, Фёдора Ивановича Карпова, кн. Андрея Михайловича Курбского?
3.4. Как выглядит в «Послании...» Фёдора Ивановича Карпова власть и общество, построенные на «законе», и построенные на «терпении»? В каком обществе Вы предпочли бы жить? Преимущества «закона» над «терпением» по мнению Фёдора Ивановича Карпова. Вы согласны с ним?
|
|
3.5. Место духовенства в государстве по Иосифу Волоцкому и по «Валаамской беседе»?
3.6. Концепция Ивана IV о неограниченных полномочиях царской власти. Как объяснял Иван IV божественное происхождение царской власти? Считал ли он себя наследником власти русских великих князей («Послание Андрею Михайловичу Курбскому»)?
4. Древнерусское общество московского периода. Ценностные ориентиры.
4.1. Место просвещения в иерархии ценностей Московского царства. Связь идей «нестяжателей» о самосовершенствовании с христианским просвещением. Какая из светских наук была особенно популярна среди московской книжной элиты XVI века?
4.2. Способы решения проблемы инакомыслия в Московском царстве конца XV—начала XVI веков?
4.3. Трудолюбие как одна из высших ценностных категорий русской жизни. Как описывает Ермолай - Еразм положение российских земледельцев середины XVI века в «Правительнице»? Отношение древнерусской литературной традиции к тому, что мешает труду — к пьянству («Домострой», глава 15; Ермолай - Еразм)?
4.4. Семья как одна из высших ценностных категорий русской жизни. Какими качествами должен обладать хозяин дома? («Домострой», главы 15, 25 33, 39). Что лежало в основе воспитания детей? Обязанности родителей перед детьми и детей перед родителями: «Слово о житии Дмитрия Ивановича Донского», «Домострой» (главы 19, 20, 21, 22). Ваше отношение в таким основам воспитания. Идеал доброй жены и идеал злой жены в древнерусской литературной традиции конца XV—начала XVI веков: Ефросин «Слово о женах добрых и злых», «Домострой» (главы 23, 33, 39). Совпадает ли это с Вашими представлениями?
4.5. Как выглядело нарушение баланса прав и обязанностей власти в Московии во второй половине XVI века? Какие цели преследовал Дракула, проводя жестокую политику? Как мог чувствовать себя человек, в том числе простой, живший в Мунтьянской земле («Дракула»Ф.В.Курицына)? Хотели бы Вы там оказаться? Какие свойства человеческого характера развивает в подданных жестокая власть («Дракула» — о католических монахах, о после венгерского короля)? Как Вы к этому относитесь?
4.6. Как выглядели ценностные ориентиры родовой российской аристократии в условиях самодержавной власти царя? Ее роль в политических преобразованиях Ивана IV. Отношение царя к родовой аристократии: переписка князя Андрея Михайловича Курбского с Иваном IV.
4.7. Как повлияло иго на складывание российского самодержавия?
4.8. Основные направления ценностных ориентиров православной церкви московского периода. «Валаамская беседа» о характере взаимоотношений церкви и мирян, церкви и власти. Какие положения «Валаамской беседы» иллюстрируют связь с идеологией «нестяжательства»? Почему именно среди «нестяжателей» находились духовные наставники русского народа?
4.10. В чем Вы можете усмотреть проповедь аскетизма в «Беседе о преодолении греховных помыслов» Нила Сорского? Ваши представления о гневе и ярости совпадают с «Беседой...» Нила Сорского? Почему не написано житие Нила Сорского, но все о нем знают?
4.11. Какие пороки общества первой половины и середины XVI века были особенно заметны и вызывали резкую критику старца Филофея в «Послании к Ивану IV», Ф.И.Карпова в «Послании митрополиту Даниилу», Ермолая -Еразма в «Правительнице»?
4.12. Какие качества человека или какие его поступки считались в первой половине XVI века предосудительными, какие достойными одобрения? («Домострой», главы 28, 29, 30; «Поучение святых отцов к ленивым и не желающим работать», «Слово о молчании», «Правительница» Ермолая - Еразма). Совпадает ли это с Вашими оценками окружающих людей?
|
|
4.13. В чем выражалось единство русской традиционной культуры московского периода?
Самостоятельно обобщить основные положения сочинений древнерусских авторов XI – XVI веков по проблемам:
1. Концепция мировой истории в произведениях древнерусской литературы XI—первой половины XVI веков. Нестор. Иларион. Филофей.
2. Какое место в мировой истории занимала Русь по сочинениям древнерусских книжников XI—первой половины XVI веков? Нестор. Иларион. Филофей. «Сказание о князьях Владимирских».
3. Концепция отечественной истории в произведениях древнерусских книжников XI—XVI вв. с момента призвания Рюрика до второй половины XVI века. Нестор. Общерусские летописи периода уделов. «Сказание о князьях Владимирских». Филофей. «Степенная книга».
4. Обобщить ценностные ориентиры великокняжеской власти: Владимир Мономах, Ярослав Мудрый, Дмитрий Донской.
5. Обобщить теории государственной власти XI—XVI веков Тенденция развития российской государственной власти к концу XVI века.
6. Характеристики царя Ивана IV в первой половине XVI века и во второй половине XVI века. Максим Грек. Филофей. Князь Андрей Михайлович Курбский.
7. Какие черты русского национального характера складывались под влиянием книжной традиции?