4.1. Формы и методы текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации.
Тема (раздел) | Методы текущего контроля успеваемости |
Тема 1: Теоретические аспекты бизнес-планирования инвестиционных проектов | Опрос Практическое задание Тест |
Тема 2: Особенности разработки бизнес-плана инвестиционного проекта | Опрос Практическое задание Тест |
Тема 3: План маркетинга: его место и роль в структуре бизнес-плана инвестиционного проекта | Опрос Практическое задание Тест |
Тема 4: План производства: его место и роль в бизнес-плане инвестиционного проекта | Опрос Практическое задание Тест |
Тема 5: Расчет уровня безубыточности инвестиционного проекта | Опрос Практическое задание Тест |
Тема 6: Применение методов экономического анализа при расчете уровня безубыточности инвестиционного проекта | Опрос |
Тема 7: Оценка эффективности инвестиционного проекта | Опрос Практическое задание Тест |
Тема 8: Методы учета риска и неопределенности при оценке эффективности инвестиционного проекта | Опрос Тест |
Тема 9: Управление инвестиционным портфелем | Опрос Тест |
4.1.2. Промежуточная аттестация проводится в форме:
экзамена
4.2. Материалы текущего контроля успеваемости.
Тема 1: Теоретические аспекты бизнес-планирования инвестиционных проектов
Вопросы для проведения экспресс-опроса:
1. Сущность и специфика инвестиционной деятельности предприятий.
2. Понятие и сущность бизнес-плана инвестиционного проекта.
3. Требования Минэкономразития к оценке бизнес-плана (приложение к Приказу Минэкономразвития России от 2 ноября 2012 г. № 713).
Ответы на вопросы оцениваются по критерию зачтено/не зачтено. Зачтено = 1 балл.
Комплект практических задач и заданий
1) Дайте определения следующим понятиям: «план предприятия», «бизнес-план», «инвестиционный проект».
2) Заполните таблицу, отразив разделы бизнес-плана инвестиционного проекта в логической последовательности (табл. 1):
№ п/п | Название раздела | Краткая характеристика |
1 | Резюме | |
2 | Описание отрасли | |
3 | Описание продукции | |
4 | План маркетинга: 1) Анализ рынка. 2) Анализ конкурентов. 3) Сегментация рынка. Потенциальные и целевые потребители. 4) Прогнозирование спроса 5) Политика ценообразования | |
5 | План производства | |
6 | Финансовый план: 1) Финансирование проекта. 2) Определение уровня безубыточности инвестиционного проекта. 3) Финансовая эффективность проекта. |
3) В макроэкономике термин «инвестиции» употребляется в строго определенном смысле. Он означает затраты на новое строительство или покупку нового оборудования. Приобретение ценных бумаг также часто называют инвестированием средств. Однако, хотя финансовые активы и обеспечивают их владельцам денежный доход, с точки зрения макроэкономики затраты на них не относятся к инвестициям. Как вы думаете, почему? Обоснуйте свой ответ.
Контент-тест
1. Заранее разработанная система мероприятий, предусматривающая цели, содержание, сбалансированное взаимодействие ресурсов, объем, методы, последовательность и сроки выполнения работ по производству и реализации определенной продукции, определяется как:
a) План предприятия;
b) Инвестиционный проект;
c) Бизнес-план;
d) Нет правильных ответов.
Правильный ответ – a).
2. Замысел (задача, проблема) и необходимые средства его реализации с целью достижения желаемого экономического, технического, технологического или организационного результата, определяется как:
a) План предприятия;
b) Проект;
c) Бизнес-план;
d) Нет правильных ответов.
Правильный ответ – b).
3. Предпринимательский проект позволяет:
a) Обосновать экономическую целесообразность направления развития фирмы;
b) Рассчитать ожидаемые финансовые результаты деятельности, в первую очередь, объемы, прибыль, доходы на капитал;
c) Определить намечаемое финансирование выбранной стратегии, т.е. способы концентрирования финансовых ресурсов;
d) Все вышеуказанные ответы верны.
Правильный ответ – d)
4. Направление денег на приобретение дополнительного капитала характеризуется как:
a) Инвестирование;
b) Сбережение;
c) Потребление;
d) Нет правильных ответов.
Правильный ответ – a)
5. Денежные средства, которые предоставляются фирме в обмен на право совладения ее имуществом и доходами, а потому, как правило, не подлежат возврату и приносят доход, зависящий от итогов работы фирмы, характеризуются как:
a) Собственный капитал;
b) Заемный капитал;
c) Акционерный капитал;
d) Все вышеуказанные ответы верны.
Правильный ответ – c).
6. Бизнес-план – это документ, в котором:
a) Описываются все основные аспекты будущего коммерческого предприятия;
b) Анализируются проблемы, с которыми оно может столкнуться;
c) Определяются способы решения этих проблем;
d) Все вышеуказанные ответы верны.
Правильный ответ – d).
7. Денежные средства, ценные бумаги, иные ценности, имеющие денежную оценку, вкладываемые в объекты предпринимательской и(или) иной деятельности с целью получения прибыли и (или) достижения иного желаемого полезного эффекта, называются:
a) инвестициями;
b) сбережениями;
c) капиталом;
d) Все вышеуказанные ответы верны.
Правильный ответ – a).
8. Обоснование экономической целесообразности, объема и сроков осуществления капитальных вложений, в том числе необходимая проектная документация, разработанная в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также описание практических действий по осуществлению инвестиций (бизнес-план) называется:
a) Инвестиционным проектом;
b) Предпринимательским проектом;
c) Бизнес-планом;
d) Все вышеуказанные ответы верны.
Правильный ответ – b).
9. Объектами капитальных вложений являются:
a) Вновь создаваемые предпринимательские проекты;
b) Коммерческие организации различных форм собственности;
c) находящиеся в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности различные виды вновь создаваемого и (или) модернизируемого имущества, за изъятиями, устанавливаемыми федеральными законами;
d) объекты инвестиционной деятельности, строительство которых осуществляется с привлечением внебюджетных источников финансирования на земельном участке, находящемся в государственной или муниципальной собственности.
Правильный ответ – c).
10. Пользователи объектов капитальных вложений - …:
a) Физические и юридические лица, а также государственные органы, органы местного самоуправления;
b) Иностранные государства, международные объединения и организации, для которых создаются указанные объекты;
c) Инвесторы;
d) Все вышеуказанные ответы верны.
Правильный ответ – d).
Закрытые тесты на нахождение соответствия - в каждом варианте ответа необходимо проставить идентификатор соответствующего ему понятия или описания.
Например: Соотнесите названия приведенных разделов с их содержанием и расставьте в правильном порядке.
Название раздела | Содержание | ||
1 | Резюме | а | Обоснование выбора тех продуктов, которые фирма хочет предложить на рынок для получения прибыли |
2 | Выбор товара и конкурентной стратегии | б | Краткое изложение основных особенностей и возможных выгод проекта создания или развития фирмы, которое помещается в начале бизнес-плана, но в идеальном варианте разрабатывается в конце его составления, когда проработаны все прочие аспекты проекта |
3 | Обоснование конкурентной стратегии | в | Исходная информация, необходимая для исследования рыночного спроса; Методы оценки спроса, их описание; Определение объемов рыночного спроса на товары и услуги, в том числе на величину текущего и перспективного спроса; Способы продвижения товара на рынок; Прогнозирование оценки объема продаж товаров и услуг; Методы ценообразования продукции; Организация гарантийного и ремонтного обслуживания |
4 | План маркетинга | г | Емкость целевого сегмента рынка (в %); Доступность целевого сегмента рынка; Прибыльность операций в данном сегменте рынка; Наличие конкуренции в целевом сегменте рынка. |
5 | Оценка емкости рыночного сегмента | д | выбор типа конкурентных преимуществ, которые фирма намеревается использовать для достижения успеха на рынке |
6 | План производства | е | Соотношение собственного и привлеченного капитала; Структура инвестиционных издержек; Система показателей, характеризующих ликвидность, платежеспособность, прибыльность, использование активов и акционерного капитала; Показатели коммерческой эффективности: чистый дисконтированный доход; внутренняя норма прибыли; период погашения задолженностей; простая норма прибыли. |
7 | Финансовый план | ж | Определение производственной мощности; Расчет минимально рентабельного объема производства; Расчет потребностей в сырье, материальных ресурсах и комплектующих изделиях; Применяемая технология; |
Задание 3 оценивается по балльной шкале: один правильный ответ – 1 балл.
Правильные ответы:
1-б;
2-а;
3-д;
4-в;
5-г;
6-ж;
7-е.
По вышеуказанным тестовым заданиям балл начисляется в случае полностью правильного их решения. Если в тесте есть ошибки, баллы не начисляются.
Тема 2: Особенности разработки бизнес-плана инвестиционного проекта
Вопросы для проведения фронтального экспресс-опроса
1. Структура ТЭО проекта.
2. Структура бизнес-плана проекта.
3. Характеристика сферы предпринимательства и предприятия.
4. Описание продукции.
5. Решение о производстве нового товара: разработка собственными силами, приобретение патента.