Мировая торговля и ее экономическая основа. Внешнеторговая политика страны

Мировое хозяйство — глобальная экономика, связывающая национальные хозяйства в единую систему международным разделением труда.

К формам международных экономических отношений отно­сятся:

• международная торговля;

• вывоз капитала и международный кредит;

• международные валютные отношения;

• международная миграция рабочей силы: международный обмен в области науки и техники.

Международная торговля — форма международных эконо­мических отношений, осуществляемая посредством экспорта товаров и услуг.

Причинами, вызывающими международную торговлю, явля­ются:

• неравномерность распределения и обеспеченности экономи­ческими ресурсами различных стран;

■ наличие разного уровня эффективности различных техноло­гий в разных странах. Международная торговля имеет большое значение, а именно:

• преодолевает ограниченность национальной ресурсной базы;

• расширяет емкость внутреннего рынка и устанавливает свя­зи национального рынка с мировым;

• обеспечивает получение дополнительно го дохода за счет раз­ницы национальных и интернациональных издержек произ­водства;

• расширяет масштабы производства за счет привлечения.ино­странных ресурсов.

Мировая торговля формируется на базе внешней торговли, осуществляемой разными странами. Под термином «внешняя торговля» понимается торговля с другими странами, состоящая из оплачиваемого ввоза (импорта) и оплачиваемого вывоза (экспорта) товаров.

Внешнеторговая политика — составная часть экономической политики государства, предполагающая оказание влияния на внешнюю торговлю посредством экономических и административных рычагов. В контексте внешнеторговой политики государство законодательно устанавливает определённые правила внешней торговли, которым подчиняются как резиденты, так и связанные с ними партнёры-нерезиденты.

Исторически выделяется два противоположных вида внешнеторговой политики: протекционизм и свобода торговли. В современных условиях внешнеторговая политика государств представляет собой сочетание обеих противоположностей, оптимизируемое в зависимости от обстоятельств.

Протекционизм – государственная политика защиты внутреннего рынка от иностранной конкуренции. Политика протекционизма осуществляется посредством прямого и косвенного ограничения ввоза иностранных товаров и поддержки национального экспорта.

Основные направления протекционизма:

· селективный протекционизм - защита внутреннего рынка от конкретного вида товара, или от конкретного государства;

· отраслевой протекционизм - защита отрасли производства;

· коллективный протекционизм - взаимозащита нескольких стран, объединенных в союз;

· скрытый протекционизм - нетаможенные методы протекционизма.

Политика протекционизма осуществляется тарифными и нетарифными методами. Тарифный метод основан на использовании таможенных пошлин (взимаемый государственными таможенными органами при ввозе товара на территорию данной страны или вывозе товара с этой территории обязательный взнос, являющийся неотъемлемым условием такого ввоза или вывоза). Нетарифные методы представляют собой административное регулирование внешней торговли путем:

• квотирования экспорта-импорта – установления в количественном или стоимостном выражении предельного объема (квот) на ввоз или вывоз товаров;

• введения государственной монополии на торговлю определенными товарами;

• лицензирования – требования получения от государственных органов разрешения на импорт или экспорт товаров в установленном количестве за определенный промежуток времени;

• добровольного ограничения экспорта – принятие экспортером обязательства ограничить или не расширять объем экспорта;

• введения технических и санитарных стандартов;

• налогообложения импортной продукции.

• выдачи субсидий – денежных выплат, направленных на поддержку национальных экспортеров и косвенную дискриминацию импорта. Субсидии часто принимают форму кредитов, выдаваемых государственными банками под процент ниже рыночного.

Свобода торговли (фритредерство)— внешнеторговая политика, при которой таможенные органы только регистрируют ввоз или вывоз товаров. Они не взимают импортные и экспортные пошлины, не применяют какие-либо количественные или иные ограничения на внешнеторговый оборот. Такую политику обычно проводят страны с высокой эффективностью национального хозяйства

Таблица отражает недостатки и достоинства проведения свободной внешней торговли.

 

 

Демпинг - ценовая дискриминация на мировом рынке, при которой экспортирующая фирма продает свой продукт на каком-либо зарубежном рынке дешевле, чем на отечественном.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: