Методы строго регламентированного упражнения

    Основная часть данных методов заключается в строгой упорядоченности

 действий выполняющего упражнения и достаточно четком регулировании воздействующих факторов, что выражается:

- в возможно полном соответствии операционной основы упражнения (движений, действий) заданной программе;

- в возможно точном нормировании нагрузки и управлении ее динамикой по ходу упражнения, а также регулировании интервалов и порядка чередования их с фазами нагрузки;

- в создании оптимальных внешних условий, способствующих достижению желаемого эффекта упражнения (использование тренировочных снарядов, тренажеров и т.п.).

Смысл такой регламентации понятен: всем этим обеспечивается строгое управление эффектом тренировки. В зависимости от конкретных задач и условий их решения в процессе тренировки методы строго регламентированного упражнения применяются в различных вариантах:

а) по особенностям подхода к освоению структуры целостного действия выделяются методы расчленено-конструктивного упражнения (когда действия разучивают первоначально в расчлененном виде, а затем сводят части в целое) и методы целостного упражнения (когда действие разучивают сразу в целом с незначительными упрощениями);

б) по степени избирательного воздействия на функции организма различают методы избирательного направленного упражнения и методы генерализованного упражнения (с общим воздействием на комплекс тех или иных способностей спортсмена);

в) по степени моделирования (приближенного воспроизведения в процессе тренировки) основных особенностей соревновательной деятельности следует различать методы частичного моделирования и методы целостно-приближенного моделирования соревновательного упражнения;

г) по признакам стандартизации либо варьирования тренировочных воздействий различают методы стандартно-повторного и методы вариативного (переменного) упражнения;

д) по признакам дискретности (прерывности) либо непрерывности нагрузки в процессе упражнения выделяют методы интервального упражнения и методы непрерывного (перманентного) упражнения (где нагрузка в рамках каждого отдельного случая использования метода не прерывается интервалом отдыха).

 

Соревновательный и игровой методы.

 

Действия и общая линия поведения спортсмена во время состязания или игра, как известно, во многом определяется соревновательными или игровыми ситуациями, что и обуславливает прежде всего отличия соревновательного и игрового методов от методов строго регламентированного упражнения.

Игровой метод обладает многими признаками, характерными для физического воспитания. Игра является не только средством физического воспитания (т.е. характерной системой физических упражнений), но и эффективным методом спортивной тренировки.

Игровой метод находит широкое применение в подготовке спортсмена, причем не только у представителей игровых видов спорта. В процессе тренировки он используется не обязательно на спортивно-игровом материале, т.е. в виде общепринятых спортивных игр (например, типа баскетбола и гандбола по упрощенным правилам с добавлением дополнительных действий с учетом особенностей избранного вида спорта). Элементы игрового метода может сочетаться и с отдельными подготовительными упражнениями.

Соревновательный метод.

Основу соревновательного метода составляет рационально организованный процесс состязания, причем спортсмен может соревноваться не только с другими, но и с самим собой стремясь превысить свой спортивный результат или показатели в подготовительных упражнениях.

Соревновательный метод, совпадая по ряду признаков с игровым методом, характеризуется вместе с тем некоторыми чертами строго регламентированного упражнения (четкая унификация состава действий, порядка их выполнения, способа оценки результата и определения первенства и др.). В процессе тренировки он представлен как в своих элементарных формах (кратковременные прикидки на качество выполнения отдельных движений, в том числе сугубо подготовительных, и т.д.), так и в виде полуофициальных и официальных соревнований, которым придается в основном подготовительный характер (контрольные, классификационные, отборочные соревнования и т.п.).

Различные комбинации этих методов и их вариантов широко применяются в практике. Это позволяет разнообразить процесс тренировки, создавая наиболее выгодные условия для их совершенствования.

Контрольные вопросы и задания:

1. Дать характеристику общая и специальная физическая подготовка.

2. Средства и методика развития физических качеств

3. Охарактеризовать методы физической подготовки

4. Основные задачи ОФП

Лекция № 7

Техническая и интегральная подготовка в спорте

 

Вопросы для обсуждения:

1. Характеристика технической подготовки.

2. Задачи, средства и методы технической подготовки.

3. Основные задачи интегральной подготовки.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: