Основная часть данных методов заключается в строгой упорядоченности
действий выполняющего упражнения и достаточно четком регулировании воздействующих факторов, что выражается:
- в возможно полном соответствии операционной основы упражнения (движений, действий) заданной программе;
- в возможно точном нормировании нагрузки и управлении ее динамикой по ходу упражнения, а также регулировании интервалов и порядка чередования их с фазами нагрузки;
- в создании оптимальных внешних условий, способствующих достижению желаемого эффекта упражнения (использование тренировочных снарядов, тренажеров и т.п.).
Смысл такой регламентации понятен: всем этим обеспечивается строгое управление эффектом тренировки. В зависимости от конкретных задач и условий их решения в процессе тренировки методы строго регламентированного упражнения применяются в различных вариантах:
а) по особенностям подхода к освоению структуры целостного действия выделяются методы расчленено-конструктивного упражнения (когда действия разучивают первоначально в расчлененном виде, а затем сводят части в целое) и методы целостного упражнения (когда действие разучивают сразу в целом с незначительными упрощениями);
|
|
б) по степени избирательного воздействия на функции организма различают методы избирательного направленного упражнения и методы генерализованного упражнения (с общим воздействием на комплекс тех или иных способностей спортсмена);
в) по степени моделирования (приближенного воспроизведения в процессе тренировки) основных особенностей соревновательной деятельности следует различать методы частичного моделирования и методы целостно-приближенного моделирования соревновательного упражнения;
г) по признакам стандартизации либо варьирования тренировочных воздействий различают методы стандартно-повторного и методы вариативного (переменного) упражнения;
д) по признакам дискретности (прерывности) либо непрерывности нагрузки в процессе упражнения выделяют методы интервального упражнения и методы непрерывного (перманентного) упражнения (где нагрузка в рамках каждого отдельного случая использования метода не прерывается интервалом отдыха).
Соревновательный и игровой методы.
Действия и общая линия поведения спортсмена во время состязания или игра, как известно, во многом определяется соревновательными или игровыми ситуациями, что и обуславливает прежде всего отличия соревновательного и игрового методов от методов строго регламентированного упражнения.
Игровой метод обладает многими признаками, характерными для физического воспитания. Игра является не только средством физического воспитания (т.е. характерной системой физических упражнений), но и эффективным методом спортивной тренировки.
|
|
Игровой метод находит широкое применение в подготовке спортсмена, причем не только у представителей игровых видов спорта. В процессе тренировки он используется не обязательно на спортивно-игровом материале, т.е. в виде общепринятых спортивных игр (например, типа баскетбола и гандбола по упрощенным правилам с добавлением дополнительных действий с учетом особенностей избранного вида спорта). Элементы игрового метода может сочетаться и с отдельными подготовительными упражнениями.
Соревновательный метод.
Основу соревновательного метода составляет рационально организованный процесс состязания, причем спортсмен может соревноваться не только с другими, но и с самим собой стремясь превысить свой спортивный результат или показатели в подготовительных упражнениях.
Соревновательный метод, совпадая по ряду признаков с игровым методом, характеризуется вместе с тем некоторыми чертами строго регламентированного упражнения (четкая унификация состава действий, порядка их выполнения, способа оценки результата и определения первенства и др.). В процессе тренировки он представлен как в своих элементарных формах (кратковременные прикидки на качество выполнения отдельных движений, в том числе сугубо подготовительных, и т.д.), так и в виде полуофициальных и официальных соревнований, которым придается в основном подготовительный характер (контрольные, классификационные, отборочные соревнования и т.п.).
Различные комбинации этих методов и их вариантов широко применяются в практике. Это позволяет разнообразить процесс тренировки, создавая наиболее выгодные условия для их совершенствования.
Контрольные вопросы и задания:
1. Дать характеристику общая и специальная физическая подготовка.
2. Средства и методика развития физических качеств
3. Охарактеризовать методы физической подготовки
4. Основные задачи ОФП
Лекция № 7
Техническая и интегральная подготовка в спорте
Вопросы для обсуждения:
1. Характеристика технической подготовки.
2. Задачи, средства и методы технической подготовки.
3. Основные задачи интегральной подготовки.