Вопросы для обсуждения:
1. Общие задачи и направленность ППФК в высших учебных заведениях
2. Производственная физическая культура.
3. Основы прикладной физической подготовки
4. Планирование учебно-воспитательного процесса по прикладной физической подготовке
Физическое воспитание студенческоймолодежи проводится по государственным программа и с учетом интересов занимающихся.
В первом случае физическое воспитание осуществляется преподавателями кафедр физического воспитания, во втором– тренерами спортивного клуба при участии студенческого физкультурного актива.
Физическое воспитание в вузах проводится в следующих формах:
¨ академические учебные занятия (обязательные и факультативные);
¨ профессионально - прикладнаяфизическая подготовка;
¨ физические упражнения в режиме дня;
¨ самодеятельные занятия физической культурой спортом и туризмом во внеурочное время;
|
|
¨ массовые оздоровительные, физкультурные и спортивные мероприятия.
Все студенты по состоянию здоровья и уровню физического развития для прохождения курса физического воспитания подразделяются на три группы – специальную, подготовительную и основную.
В соответствии с этим создается три отделения – специальное медицинское, подготовительное и спортивного совершенствования, занятия в которых имеют свою специфику как по содержанию, так и по методике.
В соответствии с учебными планами вузов академические учебные занятия на первом и втором курсах проводятся по 2часа обязательных и 2 часа факультативных в неделю, на последующих курсах – по 4 часа факультативных. Однако в отдельных вузах по решениям ректоратов физическое воспитание в форме обязательных занятий проводится на всех курсах.
Профессионально-прикладная физическая подготовка в системе физического воспитания высшей школы занимает большое место. Они представляет собой составную часть разносторонней подготовки студентов.
Профессионально-прикладная физическая подготовка осуществляется с учетом особенностей профессий, а также географических и климатическихусловий, в которых предстоит им работать.
Учебно-тренировочные занятия по профессионально-прикладной подготовке проводятся по специальным учебно-методическим пособиям и программам.
Физические упражнения в режиме учебного дня в виде утренней гигиенической гимнастики, вводной гимнастики, физкультурнойпаузы, производственной физической культуры способствуют укреплению здоровья, являются одним из путей внедрения физической культуры в быт студентов.
|
|
Самодеятельные занятия студентов физическойкультурой, спортом и туризмом во внеурочное время организует и проводит спортивный клуб.
В его функции входит:
¨ организация и проведение учебно-тренировочных занятий в спортивных секциях и по туризму;
¨ организация и проведение семинаров по подготовке общественных инструкторов и судей по спорту;
¨ организация наглядной агитации и пропаганда здорового образа жизни.
Массовые оздоровительные физкультурные и спортивные мероприятия – составная часть всей системы физического воспитания в вузе. Организационнымиформами работы являются занятия в спортивных секциях, секциях общей физической подготовки и группах здоровья, соревнования по видам спорта и туристские походы, физкультурно-оздоровительные мероприятия в студенческих общежитиях и спортивно - оздоровительныхлагерях. Вся работа проводится под руководством спортивного клуба вузапри непосредственном участии преподавателей кафедры физического воспитания.
Спортивный клуб является общественной организацией, его работа проводится на основе широкой творческой инициативы, демократии, коллегиальности руководства и выборности руководящих органов, отчетности их перед членами спортивного клуба. Основой деятельности спортивного клуба является широкая самодеятельность, самоуправление и самообслуживание его членов с привлечением к работе студенческого спортивного актива.
Высшим руководящим органом коллектива физической культуры ВУЗа является конференция членов спортивного клуба. На конференции открытым голосованием избирается правление спортивного клуба.
На первом заседании правления из его состава избирается председатель и его заместители, распределяются обязанности между остальными членами правления. В правлении спортивного клуба организуются секторы, количество и наименование секторов устанавливает правление спортивного клуба при согласовании с профкомом.
Правление спортивного клуба работает под руководством профкома вуза.
ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
ПРИКЛАДНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ
Одна из целевых установок в системе воспитания учащейся молодежи - подготовка к трудовой деятельности и службе в рядах белорусской армии. В системе физического воспитания одним из основополагающих принципов является принцип прикладности (связи физической культуры с практической жизнью общества). Этот принцип отражает важнейшую функцию физической культуры в обществе - быть фактором подготовки человека к трудовой и оборонной деятельности. Главные положения этого принципа выражаются в следующем:
1. Решая конкретные задачи физической подготовки, следует при прочих равных условиях отдавать предпочтение тем средствам (физическим упражнениям), которые формируют жизненно важные двигательные умения и навыки непосредственно прикладного характера.
2. В любых формах физкультурной деятельности необходимо стремиться обеспечить приобретение возможно более широкого спектра разнообразных двигательных умений и навыков, а также разностороннее развитие физических способностей.
3. Надо постоянно и целенаправленно связывать культурную деятельность с формированием активной жизненной позиции личности на основе воспитания трудолюбия, патриотизма и нравственных качеств.
Эти положения обязывают как преподавателя ОБЖ (учителя физической культуры), так и самих юношей и девушек максимально связывать физическое воспитание с практической жизнью общества.
Прикладность в самом общем смысле есть свойство чего-либо быть прикладным, практически пригодным и полезным в качестве приложения к чему-то основному, дополнять его и (или) воздействовать на него в определенном направлении.
|
|
Физическая подготовка - это педагогический процесс, направленный на воспитание физических качеств и развитие функциональных возможностей и систем организма, создающих благоприятные условия для совершенствования всех сторон подготовки.
Прикладная физическая подготовка представляет собой специализированный вид физического воспитания, осуществляемый в соответствии с требованиями и особенностями трудовой деятельности и службы в рядах беорусской армии.
Прикладная физическая подготовка направлена на формирование нужных в жизни двигательных умений и навыков, развитие жизненно важных физических способностей, оптимизации здоровья и работоспособности учащейся молодежи.
Содержанием прикладной физической подготовки являются не только специально подобранные физические упражнения, выполняемые в необычных условиях, но и учебный материал, обеспечивающий психологическую готовность к деятельности в экстремальных ситуациях. Но одновременно вместе с ней учащиеся должны получить на занятиях навыки по саморегуляции, умению быть психологически готовыми к действиям в любых опасных и трудных ситуациях.
Основными задачами прикладной физической подготовки учащихся 10-11-х классов являются:
1) целенаправленное развитие физических способностей, отвечающих специфической деятельности юношей и девушек;
2) совершенствование умений и навыков, необходимых в трудовой деятельности и на военной службе;
3) повышение функциональной устойчивости организма юношей и девушек к необычным и экстремальным условиям.
Реализация программного материала по прикладной физической подготовке осуществляется на уроке и на внеклассных спортивно-массовых мероприятиях (например, на спортивно- прикладных соревнованиях) преподавателем ОБЖ или учителем физической культуры, а также в процессе самостоятельных тренировочных занятий по заданию преподавателя. При этом необходимо максимально приблизить условия выполнения двигательных действий и тренировки физических качеств к реальным жизненным ситуациям, в которых изученное на занятиях будет использоваться.
|
|
Практические занятия по прикладной физической подготовке состоят из трех функционально связанных составных частей: подготовительной, основной и заключительной. Последовательность этих частей отражает закономерности изменения работоспособности организма под влиянием физических нагрузок. В начале нагрузки организм преодолевает инерцию покоя посредством постепенного повышения функциональной работоспособности своих органов и систем. Это называется фазой врабатывания, которая соответствует подготовительной части занятия. Затем достигнутый уровень функциональной работоспособности определенное время сохраняется с небольшими колебаниями в сторону ее повышения и снижения. Это называется фазой устойчивой работоспособности, которая соответствует основной части занятия. По мере расходования функциональных резервов рабочих органов и систем организма (сердечно-сосудистой, дыхательной, мышечной и др.) работоспособность занимающегося постепенно снижается. Это называется фазой истощения, или утомления, которая соответствует заключительной части занятия.
ОСНОВЫ ПЛАНИРОВАНИЯ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПО ПРИКЛАДНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ
Планирование учебно-воспитательного процесса по прикладной физической подготовке - это предварительная разработка и определение на предстоящую деятельность целевых установок и задач, содержания, методики, форм организации и способов (методов) проведения занятий с конкретным контингентом занимающихся.
Наиболее важные требования к процессу планирования таковы:
1. Целевая направленность педагогического процесса. Заключается в требовании определения конечной цели этого процесса и подчинении (подборе) всего его содержания, методов и форм организации достижению поставленной цели. Иначе говоря, из методического арсенала преподавателя ОБЖ (учителя физической культуры) использовать то, что непосредственно служит реализации цели.
Намеченная цель должна быть реальной, поэтому преподавателю необходимо трезво оценить возможности ее достижения (подготовленность занимающихся, затраты учебного времени, наличие материально-технической базы и пр.).
Основой для разработки целевых установок служат требования государственной программы «Основы безопасности жизнедеятельности. 1-11-е классы (раздел «Прикладная физическая подготовка»).
Цель конкретизируют целой системой педагогических задач с определением последовательности и сроком их реализации.
2. Всесторонность планирования задач педагогического процесса.Требование состоит в том, чтобы, исходя из поставленной цели, достаточно полно предусмотреть образовательные, оздоровительные и общевоспитательные задачи и наметить соответствующие им средства, методы и формы организации занятий.
3. Учет закономерностей физического воспитания. Планирование только тогда эффективно, когда оно основывается на объективных закономерностях физического воспитания (на закономерностях формирования двигательных умений и навыков, развития физических качеств и параллельно освоения знаний по данному предмету) и на соответствующих им педагогических принципах (систематичности, доступности и индивидуализации, прогрессирования и др.).
В планировании процесса прикладной физической подготовки надо также учитывать биологические закономерности роста и развития организма учащихся, их возрастные психологические особенности.
4. Конкретность планирования. Требование состоит в строгом соответствии намечаемых задач, средств и методов физического воспитания подготовленности занимающихся и условиям занятий (учебно-материальная база, климатические условия и пр.).
Степень конкретизации зависит от временного периода, на который составляется план: чем на меньший срок он составляется, тем в большей степени конкретизируется. Самым конкретным (детализированным) планом является план-конспект одного урока (занятия).
При разработке документов планирования по прикладной физической подготовке желательно придерживаться такой последовательности основных операций:
1. Прежде чем приступить к планированию, собираются определенные сведения о занимающихся, для которых предстоит составить план (состояние здоровья, уровень физической подготовленности и др.). Иначе нельзя полноценно осуществить планирование. Кроме того, данные нужны для комплектования однородных по состоянию здоровья и уровню подготовленности групп при проведении занятий по прикладной физической подготовке.
Преподаватель получает необходимые предварительные сведения посредством собеседования с теми, с кем предстоит вести занятия, проведения с ними контрольных испытаний (тестирования), использования данных врачебного обследования.
2. Определяются и конкретизируются цели и задачи учебно-воспитательного процесса по прикладной физической подготовке применительно к конкретному контингенту занимающихся и конкретным условиям ведения занятий.
3. Исходя из поставленных задач, устанавливаются нормативы и требования, которые должны быть выполнены занимающимися на соответствующих этапах прикладной физической подготовки.
4. Определяются разделы программы занятий и рассчитывается учебное время на разработку теоретического и практического содержания программы и ее прохождение.
5. Намечается рациональная последовательность прохождения учебного материала (теоретического и практического) на год, полугодие, отдельные занятия и уточняются объем и интенсивность намечаемых нагрузок.
6. Определяется общая организация работы по реализации плана, подбираются методы и формы занятий для решения поставленных педагогических задач.
7. В заключение приступают к сводному текстуально-описательному либо табличному оформлению плана. При этом просматриваются и согласуются все его пункты, разделы, параметры нагрузок и т. д. Когда это возможно, содержание планов рекомендуется выражать в наглядной форме, используя средства графического изображения, разные цвета.
Таким образом, планирование носит последовательный характер и составляется по принципу от общего к более детальному.
Основными документами планирования учебно-воспитательного процесса по прикладной физической подготовке являются: 1) распределение учебного времени на различные виды программного материала (сетка учебных часов); 2) тематический план поурочного прохождения учебного материала; 3) планы-конспекты занятий. Все документы планирования логически и содержательно связаны между собой. Они разрабатываются самими преподавателями, исходя из официальных документов: учебного плана общеобразовательной школы и программы по прикладной физической подготовке. Каждый последующий документ более частного характера, разрабатывается в соответствии с предшествующим.
В сетке учебных часов указывается количество часов, отведенных на каждый раздел прикладной физической подготовки, и распределение временных затрат на прохождение учебного материала по месяцам в течение года.
Контрольные вопросы и задания:
1. Охарактеризовать задачи и направленность ППФК в высших учебных заведениях
2. Значение производственной физической культуры
3. Характеристика теоретико-методических основ прикладной физической подготовки.
4. Дать характеристику основным организационным формам занятий физической культурой и тренировочным занятиям.
Лекция № 12