Предикативность как основной грамматический признак предложения

Понятие предикативности не имеет общепринятого определения в грамматической литературе.

Долгое время под предикативностью понимали "отношения между подлежащим и сказуемым" (Виноградов на раннем этапе). В более поздних его работах дается классическое определение предикативности: "категориальное значение предложения, которое представляет собой соотнесенность сообщения с реальной действительностью, формализованное в синтаксических категориях модальности и времени"; "предикативность, расчленяясь, выражается в синтаксических категориях модальности, времени и лица".

Виноградовское учение о предикативности получило дальнейшую разработку в трудах Н.Ю. Шведовой. Она исключает из понятия предикативности категорию лица. Но выделяет две разновидности модальности: объективную и субъективную.

Объективная модальность – это отношение содержания предложения к действительности: На улице тепло. – реальная модальность; Если б сестра спала. – ирреальная модальность.

Средством выражения объективной модальности являются наклонение глагола и синтаксическое время: синтаксический индикатив – значение наст., буд., прош. вр.: Люди счастливы. Люди были счастливы. Люди будут счастливы. Реальная модальность.

Ирреальная модальность – сослагательным и повелительным наклонением: Люди были бы счастливы. Пусть люди будут счастливы. Пусть бы люди были счастливы.

Субъективная модальность – это отношение говорящего к содержанию высказывания. Субъективная модальность передается обычно дополнительными лексико-грамматическими средствами (модальные слова, частицы, слова КС с модальным значением – можно, нельзя, надо, должно, желательно): Брат приедет – субъективная модальность никак не выражена, нейтральная. Брат, конечно, приедет. Брат, вероятно, приедет. Модальность объективная является обязательным признаком любого предложения, а модальность субъективная – факультативным.

1 этап. Модель предложения - главные члены предложения, или предикативная основа. Именно главные члены предложения создают тот минимум, ту основу, без которой предложение не может существовать. При таком подходе предполагается отвлечение от всего того, что не существенно для предложения как предикативной единицы. На этом основании в структурную схему не входят компоненты предложения, не входят все присловные распространители (второстепенные члены). [Гр.-80]: "Предикативная основа (структурная схема) предложения –это имеющий свою формальную организацию и свое языковое значение синтаксический образец, по которому может быть построено отдельное нераспространенное (элементарное) предложение. Такие предикативные основы являются абстракциями, отвлекаемыми от неограниченного множества конкретных предложений. Предикативная основа предложения организуется несколькими (обычно – двумя) формами слов, находящихся друг с другом в определенных синтаксических отношениях (неоднокомпонентные предложения), а также, возможно, и только одной формой слова (однокомпонентные предложения)".

Ребенок веселится. Поезд идет. Мальчик читает. – отношения процессуального признака (действия или состояния) и его носителя в том или ином временном плане.

Зима. Мороз. Крик. – обозначающая то, что наличествует, и само это наличие, существование. Скрипнула дверь. Задрожала рука.

Слезы. И песни. И жалобы. (А. Блок)

Но как быть с предложениями типа:

Он руководил (кружком).

Он управлял (предприятием).

Мы очутились (здесь) и под.

Первых частей предложения явно недостаточно.

2 этап. Не ставится цели - составить конечный список системы русского предложения. Минимум предложения понимается как "предел семантической автономности, пригодности к выполнению номинативной функции", т.е. к выражению того содержания, какое свойственно выражать предложению. Признается недостаточным определить структурную схему как предикативную основу: ПО УЛИЦАМ СЛОНА ВОДИЛИ.

Структурная схема - это не только грамматическая, а информационно-коммуникативная достаточность.

В.А. Белошапкова предлагает в связи с этим 2 типа структурных схем:

Предложения с минимальной структурной схемой. Специфика предложения как синтаксической единицы состоит в том, что оно выражает актуализированное информативное содержание; дает название какой-то ситуации, одновременно оценивая ее реальность или ирреальность, ее расположенность во времени относительно акта речи. В соответствии с этим минимальная структурная схема должна включать такое сочетание форм слов (или одну форму слова), которое необходимо и достаточно для того, чтобы при определенном лексическом наполнении выразить это значение, передать информативное содержание, актуализировав его, т.е. соотнеся с действительностью в плане предикативных категорий модальности и времени.

В минимальные структурные схемы входят компоненты 3-х родов:

1. Показатели предикативности: спрягаемые формы глагола, инфинитив, спрягаемые формы связки – служебного слова БЫТЬ, выражающие грамматические значения модальности и времени, а также лица.

2. В минимальные структурные схемы, включающие связку, входят определенные формы имен (а также причастий), которые в сочетании со связкой образуют единый синтаксический комплекс: МАТЬ БЫЛА УЧИТЕЛЬНИЦЕЙ. ВАШЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ КСТАТИ.

В минимальные структурные схемы вариативно могут включаться и некоторые другие компоненты.

В зависимости от специфики лексического наполнения минимальные структурные схемы иногда требуют расширения – включения дополнительных компонентов, т.е. превращения минимальной схемы в расширенную. Иногда расширение является обязательным: ОН ПОТЕРЯЛ КЛЮЧ. ОН РУКОВОДИТ ЛАБОРАТОРИЕЙ. У СОСЕДЕЙ ПОЮТ. НЕТ ДЕНЕГ.

Расширенная структурная схема – "это более полный, чем минимальная структурная схема, образец, по которому могут строиться реальные предложения, обладающие семантической автономностью и способные к выполнению номинативной функции - называнию определенного события, ситуации, положения дел" [Белошапкова].

Компоненты, дополняющие минимальную структурную схему дорасширенной, могут быть нескольких типов.

1) СУБСТАНТИВНЫЙ КОМПОНЕНТ С СУБЪЕКТНЫМ ЗНАЧЕНИЕМ: характерен для предложений, которые называют наличие у некоего предмета определенного состояния или сообщают о действии, производимом лицом или некоей стихийной силой, включающим позицию косвенного падежа существительного со значением субъекта: У него удача. Ему везет. Ему плохо. Ветром сорвало крышу. Ему завтра уезжать (= Он скучает. Он уезжает. Ветер сорвал крышу).

 

2) СУБСТАНТИВНЫЙ КОМПОНЕНТ С ОБЪЕКТНЫМ ЗНАЧЕНИЕМ.

В таких предложениях, которые называют ситуацию, предполагающую двух участников: активного, от которого исходит некая физическая, или, если это человек, психическая деятельность (субъекта), и пассивного, на которого эта деятельность направлена (объекта); такие предложения организуются переходными глаголами: Я вымыл окно. Он прочитал книгу. или Помоги соседу. Здесь нам не помешают. Народ верил в победу. Может быть два компонента: Отец подарил сыну часы. Завод перерабатывает свеклу на сахар. Не только в глагольных предложениях: Им все недовольны. Отсюда видно реку. Ему всегда рады.


3) АДВЕРБИАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ.

В глагольных предложениях: Здесь расположился штаб. Молодожены поселились у бабушки. Он поступил благородно. (Локальный компонент – обстоятельственный). Темпоральный: В юности за многое легко берутся.

Проблема остается: как определять необходимость расширения минимальной структурной схемы? По каким формальным признакам?

                                                                                                                  


III этап.

Связан с именем Г.А. Золотовой – начинателя функционального направления в лингвистике. Ее концепция отличается от двух предыдущих. Она отказывается от аспектного рассмотрения предложения: отдельно – структура, отдельно – семантика. Нельзя форму отрывать от содержания. В языке, в предложении они существуют неразрывно.

ОТЕЦ ЧИТАЕТ ГАЗЕТУ.

ОТЦА ОТЛИЧАЕТ СТРОГОСТЬ.

Структура одинаковая только не первый, не очень внимательный, взгляд. В примере 1 главные члены образуют структурный и смысловой минимум предложения, во 2 – не образуют; различная роль дополнения в В.п.; в 1 глагол выполняет роль самостоятельного знаменательного компонента, в 2 – глагол выполняет вспомогательную роль; в 1 схеме соответствует нормальный порядок слов, в 2. – инверсированный. Семантика: субъект – действие – объект; субъект и его признак.

"Модель предложения, или его предикативная основа, определяется как минимально достаточное сочетание взаимообусловленных синтаксических форм, образующее коммуникативную единицу с определенным типовым значением. И типовое значение и модель – синтаксические абстракции, являющиеся результатом обобщения структуры определенного множества предложений, наблюдаемых в употреблении, но взятых в существенном и типическом.

Типовое значение – смысловой результат предикативного сопряжения структурно-смысловых компонентов модели предложения" [с.25].

Следовательно, модель у Золотовой – это не формальная схема, а выделяемый из языка образец, наполненный реальными словами. Под моделью предложения понимается "живой образец, готовый к употреблению, и наблюдаемый в употреблении, но взятый в существенном (в его предикативном минимуме) и в типическом'': У ДЕДА САД. У МАШИ КОШКА. У ДРУГА МОТОЦИКЛ. У НЕЕ СЫН. – модель с типовым значением посессивного (личностного) наличия, в ней сочетаются обозначения субъекта и объекта владения: У этой модели может быть другое значение: У лукоморья дуб. У ворот скамья. У стены диван. – типовое значение локализованного наличия (пространственная соотнесенность предметов). Два ряда моделей, совпадающих в морфологической записи, образованы разными синтаксемами и выражают разные типовые значения.

У разных предложений различно количество обязательных компонентов модели.

Золотова предлагает различать однокомпонентные, двухкомпонентные и трехкомпонентные модели.

1. Для предложений, констатирующих наличие, существование предмета, явления, место, время, бессубъектное состояние среды, достаточно одного компонента, непосредственно отнесенного к действительности: ЗИМНИЙ ВЕЧЕР. НОЧЬ. УЛИЦА. СВЕТАЕТ. МОРОЗНО. ТИШИНА.

2. Большинство моделей предложения русского языка двухкомпонентно, в них сопрягаются предикативной связью компонент, обозначающий предмет, и компонент, обозначающий признак предмета в широком смысле: действие предмета, состояние, качество или свойство, количество, принадлежность и т.д.: НАЧАЛСЯ ДОЖДЬ.

3. Для предложений, сообщающих об отношении одного предмета к другому, минимально достаточным является трехкомпонентный состав: название одного предмета – отношение – название второго предмета: МАТЕРИ ПОНРАВИЛАСЬ КАРТИНА. ОН С НИМИ ДРУЖИТ. СНОСНЕЕ МНОГИХ БЫЛ ЕВГЕНИЙ.

Преимущество функционального подхода: это живой, конкретный образец с выявленным значением. Идея интересная и перспективная. Учение о функционально-структурных схемах.

Понятие парадигмы предложения.

Современный идеал синтаксической характеристики того или иного формального образца предложения предполагает не только его описание, но и выяснение того, как этот формальный образец соотносится с другими, какое место он занимает в системе языка. В этом требовании реализуется принцип системности синтаксического описания.

В соответствии с принципом системности структурная схема предложения принимается не как неизменная данность. Она допускает определенное варьирование, которое сопровождается некоторыми изменениями смысла предложения или экспрессивно-стилистическими эффектами:

ТЫ ПОМОЛЧАЛ. – объективная констатация.

Помолчал бы ты. – выражение желания говорящего.

Сказано лишнее слово. – утверждение.

Не сказано ничего лишнего. – отрицание.

Помолчи. – экспрессивно нейтральное побуждение.

Помолчи ты. – побуждение с экспрессией неодобрения, раздражения.

Ты помолчи. – побуждение с экспрессией доброжелательного совета.

Синтаксический анализ, направленный на выяснение системных видоизменений и соотношений формальных классов предложений, связан с одной из фундаментальнейших идей лингвистики XX века – с идеей о необходимости анализа единиц языка в парадигматическом аспекте.

В синтаксической науке идея о необходимости парадигматического анализа синтаксических единиц нашла свое выражение в учении о парадигме предложения. Понятие парадигмы предложения появилось в конце 50-х годов и стало активно обсуждаться. При этом выявились два толкования парадигмы предложения: широкое и узкое.

Парадигма предложения в ШИРОКОМ понимании включает в себя весьма большой круг явлений, объем и группировка которых устанавливается разными учеными по-разному. В самом общем виде. В так понимаемую парадигму предложения входят три разнородных., составляющих:

1) любые изменения предложения внутрисхемного характера, т.е. не меняющие отличительных признаков его структурной схемы: Я ОТКРОЮ ДВЕРЬ. Я ОТКРЫЛ ДВЕЕЬ. Я ОТКРЫЛ БЫ ДВЕРЬ. открою дверь. я могу открыть дверь. я начал открывать дверь.

2) межсхемные изменения – противопоставления предложений одной структурной схемы предложениям, построенным по другим структурным схемам, которые могут преобразовываться одна в другую: Я открыл дверь. Дверь открыта мной. Я прочитал книгу. Книга мною прочитана.

3) межуровневые изменения - противопоставление предложений определенного формального класса другим синтаксическим единицам или их частям (словосочетанию и сложному предложению, либо его части, например, придаточному предложению), при условии возможности преобразования предложения в другие синтаксические единицы. Я ОТКРЫЛ ДВЕРЬ. – открывание мною двери; открытая мною дверь; Дверь, которую я открыл; Я, открывший дверь.

 

Таким образом, парадигма предложения в широком понимании включает и собственно видоизменения структурной схемы предложения и ее возможные преобразования в другие схемы и в схемы других синтаксических единиц при тождестве лексической базы, а в некоторых вариантах учения о парадигме только на смысловой основе.

Парадигма предложения в УЗКОМ понимании, основывающаяся на понятии формы предложения, включает в себя только определенный круг значимых внутрисхемных видоизменений предложения, поскольку "формами предложения, составляющими в своей совокупности парадигму предложения, могут, естественно, считаться лишь такие модификации структуры предложения, которые не нарушают ее тождества"[О.И. Москальская. Проблемы системного описания синтаксиса. М.,1974. 102 с.]

Преобладающим в отечественном языкознании является узкоепомание синтаксической парадигмы.

Точка зрения Н.Ю. Шведовой, нашедшая отражение в Граматике-80, основана на следующих положениях:

1) грамматическим значением предложения является предикативность, т.е. комплекс модально-временных значений;

2) предикативность, подобно грамматическим категориям морфологического уровня, существует в виде ряда частных значений – модальных (значения реальности/ирреальности разных видов) и временных; причем временные значения определенным образом соотнесены с модальными;

3) частные значения выражаются определенными видоизменениями формальной организации предложения; эти видоизменения называются формами предложения ("Форма предложения – это его изменения, осуществляемые такими грамматическими средствами, которые специально предназначены для выражения объективно-модальных значений – синтаксических времен и наклонений" [Гр.-80]); а вся система форм предложения, выражающая категорию предикативности в целом, – его парадигмой ("Формы предложений организуются в его парадигму").

 

Полный состав форм предложений

Н.Ю. Шведова различает 5 видов модального значения предложения – синтаксических наклонений: 1) индикатив (Ученик пишет; В доме тишина; На дворе темно); 2) сослагательное наклонение (Ученик бы писал; В доме была бы тишина.На дворе было бы темно); 3) долженствовательное (Ученик пиши, а старшие будут бездельничать; В доме будь тишина, а во дворе можно шуметь; На дворе будь темно, а то и на вечер не похоже); 4) желательное (Лишь бы ученик писал; Если бы в доме была тишина!; Вот бы на дворе было темно!); 5) побудительное наклонение (Пиши, ученик; Чтоб в доме была тишина!; Пусть на дворе будет темно!).

Синтаксический индикатив выражает реальность и имеет формы трех времен (Ученик пишет; ученик писал; ученик будет писать).

Сослагательное наклонение обозначает возможность осуществления действия в неопределенном временном плане.

Формы долженствовательного наклонения обозначают, что "то, о чем сообщается, обязательно для осуществления независимо от воли говорящего.

Желательное наклонение выражает эмоционально окрашенную отвлеченную устремленность к какой-либо действительности.

Формы побудительного наклонения обозначают волеизъявление (от категорического требования до согласия).

Таким образом, парадигма предложения семичленна: три времени в индикативе и 4 ирреальных наклонения.

Количество форм в парадигме зависит от семантики предложения и степени его распространенности: чем распространеннее предложение, тем менее вероятно наличие полной парадигмы.

Примеры:

КУРИТЬ ЗАПРЕЩАЕТСЯ. УЧИТЬСЯ – ГЛАВНАЯ ЗАДАЧА. Двухкомпонентные инфинитивные, не имеют долженствонательного наклонения.

С ТОБОЙ НЕ СГОВОРИТЬСЯ. НАМ ЗАВТРА ЕХАТЬ. Однокомпонентные инфинитивные не имеют долженствовательного и повелительного наклонения.

НЕ ШУМЕТЬ! ОТСТАВИТЬ РАЗГОВОРЫ! Имеют только эту форму.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: