Вселенские соборы начали созываться сразу после прекращения гонений христиан. Они не были регулярными. Это реакция на некоторые «болезненные» для Церкви вопросы, требующие решений.
Разные Церкви признают разные количества ВС: 3, 7, 21 Соборов у Армянской, православной и католической Церквями соответственно.
У католиков Собор определяет папа.
У православных Собор признается Вселенским коллективно, или время, в том смысле, какова политическая обстановка в данное время (например, давление со стороны светской власти).
449 г. - Разбойничий Собор.
Первые два Собора касались вопроса триадологии, т.е. учения о Троице.
Первая ересь — арианство. Арий — александрийский священник, создавший свое учение в 4 веке. Он пришел к выводу, что невозможно признать Христа Богом: если он рожден от Бога-Отца, то, по аналогии с человеческим миром, от него (отца), что-то отделяется, его становится меньше. Но если Бог это абсолют, от него нельзя что-либо отколоть, нельзя родить, а значит, Христа он сотворил из ничего. Но он не простой человек, а совершенный, наделенный особенными качествами, но несоизмеримо ниже Бога.
|
|
По инициативе Константина Великого собирается первый Вселенский Собор, т.к. ему не хотелось раскола. 325 г. Никея. На нем присутствовало около 300 представителей Церкви, за исключением римского папы (были его пресвиторы), и Ария. Источник — Евсевий Кессарийский (поддержал Ария). Есть легенда, что на соборе присутствовал Николай Чудотворец, но он тогда лишь представлял маленький город, и не имел большого веса. «Заушил» - дал по уху. Противниками арианского учения были александрийский епископ Александр, Афанасий Александрийский, и другие.
«сомоусиус» - единосущий, т.е. отношение Христа к Богу-Отцу. Предложение Константина.
Собор принимает это учение, сформулированное императором, оно известно нам как никейский Символ Веры, т.е. сборник догматов. Туда же добавили, что Христос рожден, а не сотворен.
Ариане предложили добавить букву «йот», и слово превращалось в «сомисиус», таким образом оно приобретало значение «подобносущным».
Афанасий Александрийский предлагал доказать позицию ариан, полимизировал на эту тему, и систематизированно опровергал их учения.
381 г. - Второй Вселенский Собор. При Феодосии Великом, в Константинополе.
Численный перевес епископов склонялся против ариан, они предлагают еще доработать Никейский Символ Веры. Были обсуждены Природа или Сущность, и Лицо или Ипостась, т.е. продолжение триадологии.
Обсуждалась и новая ересь — пневматомахия, те, кто отрицали божественность Святого Духа. Они утверждали, что он сотворен, а не рожден.
|
|
Была принята окончательная версия Символа Веры — Никео-Константинопольский. 12 пунктов, которые говорят о самых важных для христиан вещах. Начинается с «Верую», или «Credo». Менять эти принципы было нельзя, иначе бы это привело к расколу. Это канон.
Следующие 4 Cобора были посвящены христологии, т.е. непосредственно о Христе.
Новая ересь — несторианство, от Нестория, ориентировавшегося на сирийскую и антиохийскую богословскую школы. Он говорил, что Христос был рожден Девой Марией, но как он мог родиться от земной женщины, если он Бог? Значит, этот младенец был человеком в этот момент, а после рождения в него вселился Бог.
В Александрии епископ Кирилл утверждал, что Христос был и полноценным человеком, и полноценным Богом, т.е. Богочеловеком, и нельзя разделять его сущности в моменты жизни Христа, они неразделимы.
Третий собор состоялся в 431 г. Феодосий 2, город Эфес. Не дождавшись приезда Нестория со сторонниками, было принято решение признать несторианство ересью, а Несторий собрал свой, так называемый Соборик, где приняли диаметрально противоположное решение. Феодосий 2 решил арестовать Кирилла и Нестория, и в конце концов, поддерживает Кирилла, признав его Собор — Третьим, хотя официально его признали Вселенским только на следующем соборе.
Диоскор Александрийский, племянник Кирилла. Его соратником был архимандрит Евтихий, живший в Константинополе. Они развили учение Кирилла до монофизитства, что впоследствии стало ересью. «Моно» - один, «физио» - природа. Речь идет о том, что у Христа одна природа. «Капля меда в море воды», т.е. человеческая природа Христа полностью растворилась в божественной. Папа Лев 1 сформулировал свою концепцию, объясняющую, что единой природы нет. Христос пришел на Землю не для того, чтобы подавить человеческую сторону, а преобразить ее, очистить. Его миссия — возвысить человеческое до Божественного, а сделать это он мог, только если был полноценным человеком и полноценным Богом.
449 г. - Эфес, собирается Разбойничий Собор. Под председательством Диоскора, он жестко давил на участников, принуждая признать монофизитство, и его почти признали официальной версией. Противниками были папские легаты. Император Феодосий 2 умирает, и на его место приходит Маркиал, и Диоскор теряет авторитет, поэтому многие епископы потребовали нового собора.
451 г. - Четвертый Вселенский Собор, город Халкедон. Осудил монофизитство и принял концепцию диофизитства, двойственной сущности Христа. Две природы соединяются не слиянно, не раздельно, не изменно и не разлучно.