Преподобный Ферапонт Монзенский, Галичский

Дни памяти: 27 Мая, 12 / 25 Декабря

О происхождении и ранних годах его жизни сведений не сохранилось.

Около 1580 г. в Костромской Крестовоздвиженский монастырь[101] вступил некий таинственный пришлец, муж

преклонных лет, и принял постриг с именем Ферапонт. Вопрошавшим его он сказал уклончиво, что в Москве он был «соседом святого Василия Блаженного». А так как блаженный Василий (+ ок. 1557) не имел жилища, а жил на улицах, то предположили, что незнакомец прежде юродствовал, подобно ему, на улицах Москвы. По другому предположению, он мог служить в Свято-Покровском соборе на рву, в народе известном, как «храм Василия Блаженного».  В монастыре он пробыл 13 лет. Подвизался он наипаче в смиренном послушании и скоро стяжал почитание всех. Узнали о нем и в городе и стали приходить к нему. Тогда он решил уйти оттуда.

Прп. Ферапонт Монзенский

Однажды преподобный Ферапонт явился во сне двум инокам Павло-Обнорского монастыря[102] Пафнутию и Андриану и повелел основать обитель на берегу реки Монзы (близ Солигалича). Избегая славы человеческой, преподобный удалился из Воздвиженского монастыря и некоторое время жил отшельником. Когда монастырь на реке Монзе был построен старцем Андрианом, преподобный прославил его двумя чудесами: явившись во сне рыбаку из Солигалича и кузнецу из Буя, у которых болели сыновья, он предсказал, что дети их исцелятся в новоустроенном Благовещенском монастыре на реке Монзе. И действительно, привезенные в монастырь, оба юноши исцелились.

Через некоторое время преподобный Ферапонт сам пришел в Благовещенскую обитель и просил игумена, старца Андриана, стать его духовным отцом. Во время исповеди Андриан был потрясен душевной чистотой преподобного, силой его веры. Два года пребывания преподобного Ферапонта в Монзенском монастыре были временем великого смирения, кротости и аскетических подвигов. Благовещенский монастырь был всегда дорог преподобному: он чудесно содействовал его устроению и перенесению на новое место, защищал от недоброжелателей, чудесно изыскивал средства для его содержания.

Предузнав день своей кончины, святой простился с братией и мирно почил 12 / 25 декабря 1597 г. Перед смертью он очень просил, чтобы ему, уже умершему, дали Богоявленской святой воды. Исполняя волю почившего, ему дали святой воды, и он проглотил ее. В летописи монастыря описаны многочисленные исцеления, происходившие у гроба преподобного. Однажды святой спас суда от гибели при прохождении через «пороги» на реке Костроме, прямо против Благовещенского монастыря, причем некоторые видели благолепного старца, садившегося на корму каждого струга и правившего в опасном месте. Также, явившись во сне игумену монастыря, преподобный предсказал голод 1601 года и повелел запасти больше хлеба.

Через 20 лет после кончины преподобного были обретены его нетленные мощи, причем даже ризы были целыми. Было это так. Когда прп. Адриан, собравшееся духовенство и иноки пришли к месту погребения преподобного Ферапонта, его гроб оказался стоящим на поверхности земли, над тем местом, где он был зарыт. Все недоумевали, не знали, что делать, и, покрыв гроб покровом, удалились. Когда в тот же день вечером снова пришли ко гробу угодника Божия, то увидели, что он опустился в землю, наверху остался только покров. Начали копать около гроба и дорылись до него. Сдвинув гробовую крышку, присутствующие увидели нетленными и мощи подвижника, и даже ризы, покрывавшие их. Из гроба распространилось великое благоухание. Но поднять гроба собравшиеся были не в состоянии и потому, обложив его новыми досками, снова закопали в том же месте[103].

Сам Ферапонтов Монзенский монастырь в 1724 году приписан к Иаково-Железноборовскому монастырю[104], а в 1764 году упразднен, а храм обращен в приходской. Приход действовал до 1937 года, когда после ареста настоятеля храм закрыт, и в последующее время то пустовал, то использовался для ссыпки зерна. В 1990 году приход в Благовещенском храме был возрожден. Началось восстановление. В 2005 году приход был преобразован в подворье Иаково-Железноборвского монастыря.

Тропарь Ферапонту Монзенскому, глас 8:

Любовию Христовою, Богомудре, просветився и добродетельми, /сожитель­ствовал еси Василию блаженному, /и, всякое наслаждение плотское вознена­видев, /в пустыню вселился еси, /в ней же вельми подвизался еси в жизни сей временней, /плоть умершвляя свою в пениих, и во бдениих, и в пощениих. /Темже и Христос даром чудес обогати тя, /но поминай убо нас, чтущих пресветлую память твою, /преподобне отче Ферапонте, /и моли Христа Бога спастися ду­шам нашим.

События дня.

Владыка произносит отпуст….

В сам день праздника я решил побывать на престольном празднике в создающемся приходе святителя Спиридона Тримифунтского, что на Шесхарисе. Услышанное от о.Сергия время встречи архиерея – 8.30, вселяло решимость на сей раз побывать на месте. Как выяснилось, время 8.30 было ошибочным. На деле служба началась намного раньше (в 8 часов, а то и раньше), однако это я узнал позже. Впрочем, если бы речь шла только обо мне, то я, вероятнее всего, на службе был бы в соборе, куда не надо ехать, и где есть даже частица башмачка с мощей святителя Спиридона. Однако о событии хотелось написать.

Итак, утро 25 декабря. Погода на дворе совсем не праздничная. Ориентируясь на услышанное время, я собираюсь и выхожу из дома. В местах, куда необходимо ехать, проходит изрядно затянувшийся дорожный ремонт, почему дорога представляется проблематичной – к нужному месту едут только маршрутки. В итоге пришлось с пересадками. Наконец, автобус добрался до нужной остановки. Дорога, вопреки всем страшным рассказам, в хорошем состоянии, а вот, на обочинах страшная грязь, да и тротуары не везде есть. Именно здесь, в промышленном районе города, располагается парк имени Ленинского Комсомола. Через дорогу, за забором видны громадные резервуары для отгрузки зерна. Совсем недалеко располагаются корпуса законсервированного, а фактически – закрытого цементного завода «Октябрь». С ним соседствуют жилые кварталы, состоящие, в основном, из частных домов. И посреди всего этого неказистого пейзажа расположен маленький парк. Он огорожен красивым забором, дорожки вполне благоустроены, также здесь стоят весьма оригинальные фонарные столбы. И именно здесь, и расположено двухэтажное здание, где размещается храм. О храме здесь напоминает только большой плакат на стене здания, напоминающий о том, что здесь располагается данный приход. Само здание огорожено забором, на котором висит плакат с изображением будущего храма, который по своему виду явно срисован со Свято-Успенского собора, с той разницей, что вместо двух глав на нем – шесть (пятиглавие в центре и еще одна глава – над алтарем), а над западным входом изображена звонница довольно необычной конструкции. Главы будущего храма изображены почти идеально шарообразными. Вообще, вид будущего здания напоминает даже не столько «новорусский» стиль конца XIX – начала XX века, в котором построен наш собор, сколько «русско-византийский» стиль середины XIX века.

Пройдя парк, подхожу к зданию. Через открытую дверь виден чрезвычайно узкий коридор, сейчас до отказа заполненный народом, вдобавок, прямо в коридоре стоит стол, на который складываются продукты, принесенные верующими для панихиды. На правой стене висят всевозможные объявления. Слева же, у самого входа в здание, располагается открытая дверь, в которую и смотрит стоящая здесь толпа. Там и располагается помещение, приспособленное под храм. Оно длинное, представляющее собой изначально некий зал. На другом конце коридора, как я выяснил чуть позже, находится второй вход в это помещение. Через тот вход, а иногда и через находящийся близ входной двери, снуют двое мальчишек лет 12. Слева, близ самого входа в храмовое помещение, находится стол (а позади стола – полки с иконами), где верующие приобретают свечки, а также подают записки. Чуть дальше, в углу помещения, находится аналой, вокруг которого группируются певчие. Их человек пять-шесть, причем, среди них видны лица из бокового хора собора. На боковых стенах плотными рядами висят большие иконы (изображения разных святых), представляющие собой отпечатанные на бумаге изображения, наклеенные на доски. Перед некоторыми иконами висят лампады. Ближе к дальнему концу этого помещения (с правой стороны, если смотреть из двери, что близ входа в здание) находится аналой с иконой святителя Спиридона. В самом же дальнем конце располагается алтарь. Иконостас совсем простой конструкции, деревянный, выкрашенный в белый цвет. Белые и Царские врата, на которых, впрочем, имеются узоры, отчасти вырезанные, отчасти прикрепленные. Также на них повешены маленькие иконы четырех Евангелистов, а также Божией Матери и Архангела Гавриила (на Царских вратах положено изображать сюжет Благовещения Пресвятой Богородицы). С левой стороны от Царских врат висит большая икона Христа Спасителя в рост, а слева – Божией Матери. На боковых дверях никаких икон нет. В крайнем правом углу висит большая икона святителя Спиридона. В левом углу висящих икон нет, однако стоит аналой с лежащей на нем иконой Божией Матери. А на втором ярусе над Царскими вратами висит маленькая икона Тайной вечери Христовой (это изображение всегда помещается над Царскими вратами в знак напоминание о том, что то же самое происходит в алтаре во время литургии). По бокам помещены вырезанные из дерева буквы «Х» «В», а также узоры, а с боков – небольшие иконы основных двунадесятых праздников. Алтарь убран очень просто. Семисвечник, традиционно стоящий за престолом, совсем маленький. На горнем месте (с восточной части алтаря) висит большая икона Христа Вседержителя на троне, с предстоящими по бокам Божией Матерью и Иоанном Крестителем.

А служба, тем временем, в самом разгаре. Еще входя в коридор, я услышал пение духовенства: «Приидите, поклонимся и припадем ко Христу! Спаси ны, Сыне Божии, во святых дивен сый, поющия Ти, Аллилуиа!» Архиерейский амвон располагается почти напротив двери, в которую смотрит весь народ. Архиерей под пение благословляет на четыре стороны, а затем все духовенство входит в алтарь, после чего архиерей благословляет народ уже с амвона (на поверку он никаким возвышением не обозначен). Хор подхватывает со слов «Спаси ны……» и затем духовенство снова пропевает те же слова. Архиерею сослужат: благочинный Новороссийска, протоиерей о.Максим Карпов, настоятель прихода, иерей о.Игорь Гайдаев, священник храма Новомучеников, протоиерей о.Алексий Ковалев, а также настоятель Свято-Пантелеимоновского прихода при первой городской больнице города, иерей о.Роман Хотков. Евангелие при малом входе традиционно держал протодиакон о.Евгений Габов. Два иподиакона держали дикирий и трикирий, а третий – архиерейский жезл. Рипиды не использовались (замечу, что помещение алтаря – очень маленькое, так что и те, что участвовали в службе, едва там помещались). Итак, только что завершился малый вход. Архиерей, держа в руках дикирий, в предшествии протодиакона с трикирием кадит алтарь и солею при протяжном пении хора «Исполла эти дэспота». Затем каждение завершается и хор более величественно пропевает многолетие (напомню – «Исполла эти дэспота» по-гречески – «на многая лета, Владыко»), а потом его же пропевает духовенство. Начинается пение тропарей и кондаков. Тропарь и кондак святителю Спиридону пропевает хор, после чего духовенство поет кондак Божией Матери: «Предстательство христиан непостыдное….[105]». Так традиционно бывает в храмах в честь святых. И после этого сразу же следует традиционный призыв диакона к молитве и славословие, которое воспевает уже сам архиерей, а затем, как и на всякой полной литургии, звучат традиционные слова: «Господи, спаси благочестивыя, и услыши ны…», повторяемые духовенством в алтаре и затем попеременно тремя хорами, а затем, во весь голос воспевая «И во веки веков», уходит в алтарь. И начинается пение Трисвятого, как всегда, попеременно хором и духовенством. После третьего пения архиерей выходит на амвон с крестом и дикирием и произносит особую молитву: «Услыши Боже с небесе и виждь и посети виноград сей (это про паству) и утверди и (его) его же насади десница Твоя» и благословляет народ на 3 стороны под протяжное пение хора, продолжающего петь Трисвятое протяжным распевом, на греческом языке.

Возглашал прокимен и читал апостольские послания архидиакон Сергий.

Чтения литургии. Сначала – рядовые. Отрывок из послания апостола Павла к Евреям: 1Главное же в том, о чем говорим, есть то: мы имеем такого Первосвященника, Который воссел одесную престола величия на небесах 2и есть священнодействователь святилища и скинии истинной, которую воздвиг Господь, а не человек.

3Всякий первосвященник поставляется для приношения даров и жертв; а потому нужно было, чтобы и Сей также имел, что принести.

4Если бы Он оставался на земле, то не был бы и священником, потому что здесь такие священники, которые по закону приносят дары, 5которые служат образу и тени небесного, как сказано было Моисею, когда он приступал к совершению скинии: смотри, сказано, сделай все по образу, показанному тебе на горе.

6Но Сей Первосвященник получил служение тем превосходнейшее, чем лучшего Он ходатай завета, который утвержден на лучших обетованиях.

7Ибо, если бы первый завет был без недостатка, то не было бы нужды искать места другому.

8Но пророк, укоряя их, говорит: вот, наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет, 9не такой завет, какой Я заключил с отцами их в то время, когда взял их за руку, чтобы вывести их из земли Египетской, потому что они не пребыли в том завете Моем, и Я пренебрег их, говорит Господь.

10Вот завет, который завещаю дому Израилеву после тех дней, говорит Господь: вложу законы Мои в мысли их, и напишу их на сердцах их; и буду их Богом, а они будут Моим народом.

11И не будет учить каждый ближнего своего и каждый брата своего, говоря: познай Господа; потому что все, от малого до большого, будут знать Меня, 12потому что Я буду милостив к неправдам их, и грехов их и беззаконий их не воспомяну более.

13Говоря "новый", показал ветхость первого; а ветшающее и стареющее близко к уничтожению.

Если бы первый Завет был без недостатка, то не было бы нужды во втором. Если бы Ветхий Завет спасал человека, то не было бы нужды и Христу приходить. Но Ветхий Завет для падшего человека оказался практически невыполнимым, за исключением неких внешних обрядов. А покаяние, которое совершал человек в Ветхом Завете, не давало ему очищения в силу повреждения человеческой природы, ведь каясь в одном грехе, он тут же совершал сто, да и от старого греха не отставал совершенно. И только Новый Завет дал человеку возможность очищения, а для этого понадобилась Крестная жертва Христа….

И чтения праздника. Отрывок из послания апостола Павла к Евреям: 7Поминайте наставников ваших, которые проповедовали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их.

8Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же.

9Учениями различными и чуждыми не увлекайтесь; ибо хорошо благодатью укреплять сердца, а не яствами, от которых не получили пользы занимающиеся ими.

10Мы имеем жертвенник, от которого не имеют права питаться служащие скинии.

11Так как тела животных, которых кровь для очищения греха вносится первосвященником во святилище, сжигаются вне стана,- 12то и Иисус, дабы освятить людей Кровию Своею, пострадал вне врат.

13Итак выйдем к Нему за стан, нося Его поругание; 14ибо не имеем здесь постоянного града, но ищем будущего.

15Итак будем через Него непрестанно приносить Богу жертву хвалы, то есть плод уст, прославляющих имя Его.

16Не забывайте также благотворения и общительности, ибо таковые жертвы благоугодны Богу.

17Повинуйтесь наставникам вашим и будьте покорны, ибо они неусыпно пекутся о душах ваших, как обязанные дать отчет; чтобы они делали это с радостью, а не воздыхая, ибо это для вас неполезно.

18Молитесь о нас; ибо мы уверены, что имеем добрую совесть, потому что во всем желаем вести себя честно.

19Особенно же прошу делать это, дабы я скорее возвращен был вам.

20Бог же мира, воздвигший из мертвых Пастыря овец великого Кровию завета вечного, Господа нашего Иисуса Христа, 21да усовершит вас во всяком добром деле, к исполнению воли Его, производя в вас благоугодное Ему через Иисуса Христа. Ему слава во веки веков! Аминь.

«Аллилуиа» - возглашает пронзительный голос диакона, а на архиерейский амвон ставится аналой и в который

раз сюда направляется процессия, состоящая из иподиаконов с подсвечником и архиерейским жезлом, с дикирием и трикирием и наконец, диакон с Евангелием, который кладет Евангелие на аналой, иподиаконы с дикирием и трикирием становятся у иконы праздника. С архиерея в это время снимается большой омофор, а после чтения будет надет малый, в котором он будет служить всю оставшуюся часть литургии. Иподиакон с дикирием и трикирием стоят у иконы праздника, а иподиаконы с рипидами становятся по обестороны от архиерейского амвона, держа диски рипид над Евангелием. Испросив благословение, диакон, начинает читать Евангелие (от Марка): 1В те дни, когда собралось весьма много народа и нечего было им есть, Иисус, призвав учеников Своих, сказал им: 2жаль Мне народа, что уже три дня находятся при Мне, и нечего им есть.

3Если неевшими отпущу их в домы их, ослабеют в дороге, ибо некоторые из них пришли издалека.

4Ученики Его отвечали Ему: откуда мог бы кто взять здесь в пустыне хлебов, чтобы накормить их?

5И спросил их: сколько у вас хлебов? Они сказали: семь.

6Тогда велел народу возлечь на землю; и, взяв семь хлебов и воздав благодарение, преломил и дал ученикам Своим, чтобы они раздали; и они раздали народу.

7Было у них и немного рыбок: благословив, Он велел раздать и их.

8И ели, и насытились; и набрали оставшихся кусков семь корзин.

9Евших же было около четырех тысяч. И отпустил их.

10И тотчас войдя в лодку с учениками Своими, прибыл в пределы Далмануфские[106].

11Вышли фарисеи, начали с Ним спорить и требовали от Него знамения с неба, искушая Его.

12И Он, глубоко вздохнув, сказал: для чего род сей требует знамения? Истинно говорю вам, не дастся роду сему знамение.

13И, оставив их, опять вошел в лодку и отправился на ту сторону.

14При сем ученики Его забыли взять хлебов и кроме одного хлеба не имели с собою в лодке.

15А Он заповедал им, говоря: смотрите, берегитесь закваски фарисейской и закваски Иродовой.

16И, рассуждая между собою, говорили: это значит, что хлебов нет у нас.

17Иисус, уразумев, говорит им: что рассуждаете о том, что нет у вас хлебов? Еще ли не понимаете и не разумеете? Еще ли окаменено у вас сердце?

18Имея очи, не видите? имея уши, не слышите? и не помните?

19Когда Я пять хлебов преломил для пяти тысяч человек, сколько полных коробов набрали вы кусков? Говорят Ему: двенадцать.

20А когда семь для четырех тысяч, сколько корзин набрали вы оставшихся кусков? Сказали: семь.

21И сказал им: как же не разумеете?

Только что Господь совершил чудо насыщения 4000 человек семью хлебами. Но когда он переплыл озеро, то к нему приходят фарисеи, требующие некое знамение, дабы они поверили. Но Он уже столько чудес творил пред их глазами, так что, кажется, неверующих не должно быть вовсе. Но они все равно остались глухими к Его словам и как бы не видели и самых этих чудес. Он не отвечал их представлениям о Мессии, да и чудеса Его были лишены внешнего эффекта. Но чудеса, о которых мечтали они, яркие и эффектные, обычно совершают духи злобы, чья задача – обольщать народ. Но при всей эффектности эти чудеса совершенно бессмысленны. Бог же, совершая чудеса, делает лишь то, что нужно и полезно, не нуждаясь в демонстрации. Более того, чудеса эти совершаются редко, ведь не всегда сам факт совершения чуда может быть полезен человеку, который мог бы расценить его, как признак своего «благочестия». А фокусы, совершаемые бесами, напротив, тешат самолюбие человека, услаждают его взор своей эффектностью. Потому они улавливают многих легковерных, лишенных духовной осторожности и столь же сластолюбивых….. Что сказать? Мы все в той или иной мере сластолюбивы, но для того и положено человеку воздержание, чтобы бороться с этим. Тем более, пагубным является подобное ожидание эффектных фокусов, которые могут производить бесы, желая уловить легковерных…. Но, да не будем мы в их числе….

И также Господь здесь призывает беречься «закваски фарисейской». В Евангелии от Луки приводится более полная фраза: «берегитесь закваски фарисейской, которая есть лицемерие». Свойство фарисеев придавать себе благочестивые маски и заботиться о похвалах от людей, похвалах, тешащих их гордость, повышающих их самооценку, как «праведников», действительно пагубно. Человек, полагающий всю духовную жизнь во внешних делах и считающий, что он уже всего достиг, что он уже праведен, потерян для спасения, так как он считает себя уже совершенным, перестает видеть свой грех. Грех же этот, попав в тепличные условия, растет и укореняется в нем, но сам человек не видит его. Состояние это, тем более, страшно, что, будучи обличенным, он не кается в нем, а озлобляется, так как в его «праведности» усомнились, да еще обвиняют в каких-то грехах, которых у него, разумеется, нет. То, что Господь неоднократно предупреждает учеников об этом, говорит об опасности этого примера, так как соблазн уклониться в одно внешнее делание весьма велик и многие даже в Новом Завете впали в это…. Господь говорит об этом, но ученики беспокоятся о пище и не понимают того, что говорит им Учитель. Они, кажется, особенно не слушают Христа, думая о своем. Но Господь напоминает им о том, как Он на их глазах насытил более чем пять тысяч пятью хлебами, а семью – четыре тысячи. В Его власти находится все, а потому о земных ли благах им беспокоиться?! «Не ищите, что вам есть или во что одеться, ибо всего этого ищут люди мира сего. Вы же ищите прежде Царства Божия и правды его и тогда все прочее приложится вам» - Говорил Господь, призывая доверять Богу, подающему человеку все потребное для жизни, а не надеяться на одного себя. Потому Господь укоряет своих учеников, обеспокоенных тем, что они, отправляясь в путь, забыли взять с собой хлеба. Бог лучше нас знает, что нам полезно, то же, чего мы хотим и просим, часто бывает для нас вредно, спасение же – это то, что должно быть наиболее важным для человека. Поэтому последователь Христа призывается доверять Богу, как ребенок доверяет родителям, зная, что они всегда дадут ему все потребное для жизни….. Это не отменяет необходимости труды самого человека, но вынуждает человека расставлять в своей жизни приоритеты…

Евангелие (от Луки): 12В те дни взошел Он на гору помолиться и пробыл всю ночь в молитве к Богу.

13Когда же настал день, призвал учеников Своих и избрал из них двенадцать, которых и наименовал Апостолами: 14Симона, которого и назвал Петром, и Андрея, брата его, Иакова и Иоанна, Филиппа и Варфоломея, 15Матфея и Фому, Иакова Алфеева и Симона, прозываемого Зилотом, 16Иуду Иаковлева и Иуду Искариота, который потом сделался предателем.

17И, сойдя с ними, стал Он на ровном месте, и множество учеников Его, и много народа из всей Иудеи и Иерусалима и приморских мест Тирских [107] и Сидонских [108], 18которые пришли послушать Его и исцелиться от болезней своих, также и страждущие от нечистых духов; и исцелялись.

19И весь народ искал прикасаться к Нему, потому что от Него исходила сила и исцеляла всех.

20И Он, возведя очи Свои на учеников Своих, говорил: Блаженны нищие духом, ибо ваше есть Царствие Божие.

21Блаженны алчущие ныне, ибо насытитесь. Блаженны плачущие ныне, ибо воссмеетесь.

22Блаженны вы, когда возненавидят вас люди и когда отлучат вас, и будут поносить, и пронесут имя ваше, как бесчестное, за Сына Человеческого.

23Возрадуйтесь в тот день и возвеселитесь, ибо велика вам награда на небесах. Так поступали с пророками отцы их.

24Напротив, горе вам, богатые! ибо вы уже получили свое утешение.

25Горе вам, пресыщенные ныне! ибо взалчете. Горе вам, смеющиеся ныне! ибо восплачете и возрыдаете.

26Горе вам, когда все люди будут говорить о вас хорошо! ибо так поступали с лжепророками отцы их.

И снова – о заповедях блаженства – кратко…

Заканчивается чтение, и диакон уносит Евангелие в алтарь, а архиерей благословляет народ под пение

«Исполла эти дэспота». Архиерейский амвон в это время убирается, и часть храма освобождается, а потому многие из стоящих в коридоре могут войти в храм. Начинается сугубая ектения, в которой мы молимся, преимущественно, о наших ближних, и на которой читаются поданные верующими записки, по которым во время освящения Даров будет возноситься молитва. Чтение, как и прошлый раз, было совсем коротким. При этом была вознесена особая молитва об успешном окончании строительства кафедральных соборов в честь апостола Андрея Первозванного – в Геленджике, а также в честь святителя Николая чудотворца – в Новороссийске.  Также, как всегда, диакон призывал к молитве о священноначалии, а в ответ на призыв к молитве о правящем архиерее отвечало сначала духовенство, потом оба хора. После этого снова была прочитана молитва о прекращении междоусобицы в Малороссии и вразумлении людей, озлобленных друг на друга. Была провозглашена и ектения об усопших, в которой мы призываемся молиться о наших братьях и сестрах, оставивших этот мир. Эта молитва напоминает и нам о том, что и нам надлежит оставить мир сей и дать ответ пред Богом. следует ектения об оглашенных, дабы сии, готовящиеся к принятию крещению, действительно обратились к Богу и просветились светом Духа Божия. В древности, напомню, с этим было строже, чем ныне – приходящий, желая креститься (кроме младенцев), сперва проходил обучение всем истинам веры, при этом руководитель его духовный наблюдал за ним, оценивал готовность к принятию крещения и лишь когда видел, что он готов (как ныне происходит при монашеском постриге), крестил его. Во время этого обучения он должен был посещать богослужение, находясь вплоть до этой ектении и когда по ее окончании диакон возглашает: «Оглашеннии изыдите» - должен был выйти, ибо посторонние не могли присутствовать на литургии верных, на Таинстве, которого скоро будут вкушать. Выходить должны были и те, которым по каким-то причинам было запрещено приступать к Чаше. Поэтому у святителя Иоанна Златоуста и есть слова о том, что если человек находится на литургии – и не причащается, то ему нечего на ней делать – пусть выходит при словах, повелевающим выходить. И тогда храм запирался и в нем оставались лишь те, кто были готовы к принятию Таинства. Это – укор всем нам, использующим подчас любые отговорки, чтобы не принимать это Таинство, даже имея на это возможность.… В это время на престоле разворачивается антиминс. Началась литургия верных – самая важная часть литургия, которую даже архиерейский чин почти не меняет. Звучит славословие: «Яко да под державою Твоею всегда храними и Тебе славу воссылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу¸ ныне и присно и во веки веков.» «Аминь» хор на сей раз поет двукратно и звучит Херувимская песнь: «Иже Херувими тайнообразующей и Животворящей Троице Трисвятую песнь припевающе, всякое ныне житейское отложим попечение». Во время ее пения священники читают длительную молитву, в которой говорится о недостоинстве человека с его плотскими страстями и похотями приступать ко Святым Дарам. После этого архиерей с сослужащими переходит к жертвеннику, где совершается архиерейская проскомидия. Предстоятель дробит приготовленную просфору. Диакон кадит алтарь и солею. Лишь после совершения архиерейской проскомидии начинается обычный чин Великого входа: из северных дверей выносятся, подсвечник и архиерейский жезл, а также дикирий и трикирий, а затем выходит и прочее духовенство, держа в руках чаши, и дискос, а также традиционно блюдо, лжицу и копие, а также напрестольные кресты. Архиерей встречает приготовленные Дары в Царских вратах. Этот момент символизирует шествие Христа на страдания. После этого предстоятель произносит традиционные слова, упоминая священноначалие Церкви и всех православных христиан и все духовенство входит в алтарь. После этого Владыка снова благословляет народ и дальше служба не отличается от обычной, архиерейский чин его особенно не меняет, лишь в определенное время архиерей под пение «Исполла эти дэспота» благословляет народ, а при возгласах: «Благодать Господа нашего Иисуса Христа и любы Бога и Отца и причастие Святаго Духа буди со всеми вами…», «ГорЕ имеим сердца», «благодарим Господа» благословляет народ на три стороны. А затем, хор поет «Достойно есть…..».И после этого правящий архиерей возносит молитву, прося Бога помянуть (вспомнить) Святейшего патриарха Кирилла и митрополита Исидора, как главу Кубанской митрополии, после чего один из священников возносит такую же молитву о правящем архиерее. Традиционной для архиерейского богослужения выклички не было. После пения молитвы Господней и закрытия Царских врат перед причащением духовенства (что символизирует тайную вечерю Христову, совершаемую когда-то тоже при закрытых дверях), хор поет стихиры, посвященные святителю Спиридону.

Отмечу, что около половины молящихся в храме составляли обычные прихожане храма Новомучеников. Для столь небольшого прихода число желающих причащаться Святых Таин на этой службе было довольно велико. Причащал их о.Роман Хотков. Как и всегда, частицы, вынутые во время поминовения на литургии, погружаются в Чашу с прошением к Богу омыть грехи всех, здесь поминаемых, Кровью Своей. Именно поэтому поминовение на литургии выше, чем на любой другой из служб и треб. Наступает заключительная часть литургии, состоящая в благодарении за возможность причащения Святых Таин. Эта часть просто не предусматривает того, что кто-то может не причащаться, подобно тому, как писал святитель Иоанн Златоуст – если ты не причащаешься, значит….. уходи при словах «оглашении изыдите… - даже и диакон с амвона призывает причастников к благодарению и ты, не причащающийся на литургии, чувствуешь себя лишним и скорбишь о том, что не подготовился (впрочем, этого не бывает, если ты все-таки подготовился к сему Таинству). Читается заамвонная молитва, в которой священник просит помощи Божией всем молившимся в храме, дабы Господь сохранил их после того, как они после службы пойдут в мир с его злом.

Хор дважды пропевает «Буди имя Господне благословенно от ныне и до века». В это время в центре храма расстилаются орлецы. Духовенство выходит в центр, а хор, тем временем, поет тропарь и кондак праздника. После этого Владыка прочитал молитву святителю Спиридону, а затем духовенство пропело величание святителю Спиридону….. После отпуста протодиакон провозгласил многолетие всему священноначалию Церкви, правящему архиерею, настоятелю и прихожанам храма этого и всем верующим…. После этого архиерей, под пение многолетия, уходит в алтарь для разоблачения. Выходит он на амвон уже в рясе, мантии и клобуке.

Владыка начал проповедь на тему нынешнего праздника. Сегодня мы с вами чтим святителя Спиридона, епископа Тримифунтского. О нем известно, что первую часть жизни своей он прожил в миру. Он был простым пастухом, сочетавшим труд с молитвой. Но когда у него умерла жена, он решил посвятить свою жизнь Богу. Вскоре он был избран епископом города Тримифунта, и теперь с той же ревностью, с какой он пас стада овец, теперь он пас овец Христовых. Он компенсировал отсутствие образования ревностью о Боге, и защищал паству от волков словесных (еретиков) так же ревностно, как ранее защищал овец своих от волков обычных. Известно, что он был участником Первого Вселенского Собора в Никее. Еретики ариане, для борьбы с которыми по призыву императора Константина Великого и был созван этот Собор, возводили хулу на Христа, доказывая, что Он – не Бог, а всего лишь человек, всего лишь некий посредник, сотворенный Богом. Но пока образованные участники Собора полемизировали, пока на одни доводы православных ариане приводили другие доводы, сыпали софизмами, говорили красивые слова, тогда слово взял святитель Спиридон. Многие смеялись, дескать, этот человек вовсе не имеет образования. Однако ему дали слово, зная его святую жизнь. И он просто сотворил чудо – он взял в руки кирпич, из которого на виду у всех вышел огонь и потекла вода, а в руке осталась глина. И сказав о том, что как три стихии различны, а кирпич – один, так и лица во Святой Троице различны, но Бог – один, он дал эту глину одному из наиболее активных полемистов со стороны ариан. И это чудо обратило из ереси многих ариан, а упорствующие, вместе с Арием, который лишь озлобился в своей непомерной гордыни, были отлучены. Они еще долго смущали чад Божиих своей ересью, но приговор ей был уже вынесен. И святитель, будучи человеком святой жизни, много помогал людям, заботясь о нуждающихся. Известно много чудес, которые он совершал…. И ныне мы имеем возможности приступать к нему, прося помощи, зная, что Бог по его молитвам всегда услышит нас. Сегодня мы имеем радость молиться в храме, вернее, в приспособленном под храм помещении, освященном в честь святителя Спиридона. Поблизости строится новый храм… Далее Владыка поздравил всех с престольным праздником и пожелал всего наилучшего…. После этого слово взял настоятель прихода, о.Игорь Гайдаев, который поблагодарил правящего архиерея за то, что он пожелал возглавить в этот день службу в храме. Также он выразил радость по поводу того, как активно в епархии строятся новые храмы после прихода Владыки Феогноста. Поздравив Владыку с праздником, он вручил ему букет цветов. Поблагодарив за поздравление, Владыка сам выразил радость по поводу того, что сейчас активно строятся новые храмы. Сейчас пока еще можно строить храмы, обстановка этому благоприятствует. Но такое благоприятное время в истории бывает редко и оно обычно недолго, а потому грех не воспользоваться этим. Пройдет совсем немного времени, и снова могут начаться новые гонения, поскольку вера наша противоречит духу мира сего. Идеология мира – потребление, делай, что хочешь, живи, как хочешь, без ограничений. Но наша вера говорит о том, что это безумие. Потому наша вера противоречит духу мира, и потому мир воюет с нами. Мы помним, как было еще недавно, как рушились прекрасные, великолепные храмы, как другие храмы обращались в овощехранилища, в МТС (машинно-тракторные станции – прим. моё). А народ, который мог бы этим возмутиться – молчал. Ведь причиной было отступление многих в народе от Бога. Мы помним время, когда после отречения царя многие ликовали, как коллектив семинарий и академий писал верноподданнические письма Временному правительству, как появлялись голоса об отмене всех правил и Уставов Церкви, дескать, давай упраздним монашество, давай отменим посты…. Многие вовсе публично отрекались от Бога, говоря, что они, дескать, обманывали народ. Пока еще это происходило добровольно, но потом новая власть будет к этому принуждать, начнутся гонения, польется кровь. Как говорится, если Бог хочет наказать человека. то Он отнимает у него разум. И помраченные умом люди творили беззакония. Все это Господь попустил, видя массовое отступление людей от Бога, дабы это отступление не зашло так далеко, как это сейчас происходит в Европе. Точно также было некогда в древнем Израиле – когда евреи отступали от Бога, то Бог попускал приход какого-нибудь нечестивого царя, угнетавшего народ, либо приход завоевателей, которые истребляли и угоняли в пел народ Божий, а его святыни – разрушали. Потому в те страшные времена нечестия явилось также и множество мучеников, верующий народ молился так, как не молился больше никогда. Потому этими благословенными временами религиозной свободы, когда власть помогает строить храмы, надо пользоваться, ведь это время будет длиться очень недолго. Но процесс строительства храмов подчас тормозиться не только чиновничьей волокитой, но и косностью священства.… Но все же храмы строятся, на них жертвуют люди, которые преодолели характерную для всех людей любовь к деньгам. Увы, эта любовь после грехопадения Адамова характерна для всех нас. Он могли бы сказать, дескать, это я сделать успею, а сегодня мне надо благоустраивать дом свой, поднимать семью. Но уже завтра, повысив свое благосостояние, он увидит, что и убранство дома морально устарело, и телевизор не такой, да и вообще, все плохо. И погоня за благополучием начинается снова. Так может продолжаться бесконечно. Потому строительство новых храмов всегда сталкивается с проблемами. Я (Владыка Феогност – прим. моё) столкнулся с этим, еще будучи священником. Охотнее всего жертвуют на храм простые люди, которые, подчас, сами нуждаются в помощи. Те из лиц, что держали всего несколько коек на курорте (в Дивноморске) – охотно помогали храму, а от тех, кто занимал целые особняки, помощи дождаться было невозможно, ибо таким людям всегда всего мало. Здесь Владыка снова поблагодарил всех, кто помогает благому делу строительства новых храмов, заметив, что если в этом храме хоть одна душа обратится к покаянию (а на небесах, как говорил Господь, всегда бывает радость о каждом кающемся грешнике), то на Страшном Суде это зачтется и тем, кто вел эту душу к покаянию, как и тем, кто хоть малой лептой этому способствовал, в том числе, те, кто жертвовал на храм. Вместе с тем, важно и то, чтобы люди ходили в эти храмы, молились, участвовали в жизни Церкви, иначе смысла строить новые храмы нет. Зачем тогда строить? Если люди ходят в храм, в лучшем случае, только в воскресный день, игнорируя даже бдение, совершаемое накануне, посещая одну литургию, то смысла строить новые храмы нет. Литургия – всего лишь завершение церковного богослужебного круга, а в круг этот входят: 9 час, вечерня, повечерие, полунощница – хоть полунощница совершается, по большей части, в монастырях, наконец, утреня, а также 1, 3 и 6 часы. Литургия лишь завершает этот круг, потому нельзя посещать ее, игнорируя остальное. Но человек, дав себе одно послабление, дескать, ничего не случится, если я сегодня приду, а займусь тем-то, если я приду лишь на литургию, если я пропущу всенощное бдение под воскресный день. А если завтра начнутся гонения, то человек. чья воля ослаблена всеми этими уступками, даже не заметит, как вовсе отступит от Бога, предаст Христа. Потому посещать храм необходимо, иначе, понастроив новых храмов, мы можем получить ту же ситуацию, что сейчас сложилась в Европе, где храмы закрываются и распродаются. Только в одной Германии ежегодно несколько сотен храмов продаются, и хорошо, если один-два купят православные и передадут под православный храм, а так бывает часто. Но чаще храмы становятся ресторанами, казино, а часто – мечетями. «Христианская» Европа отступила от Бога, и Бог попустил их храмам переходить к мусульманам, которые еще сохраняют какие-то религиозные чувства (вопрос, что это за чувства). Поэтому, если мы не хотим, чтобы такое кощунство совершалось у нас, то строительство новых храмов может совершаться лишь при условии, если люди посещают эти храмы. Поэтому, необходимо посещать храм Божий, участвовать в жизни Церкви (эти слова Владыка повторил еще несколько раз). Надеюсь, что милостью Божией, это благословенное время, когда храмы можно строить, еще продлится, и мы еще сможем свободно трудиться во славу Божию. Здесь Владыка еще раз призвал всех посещать храм Божий, после чего поздравил еще раз всех с престольным праздником, пожелав всего наилучшего. После этого Владыка под пение хора «Тон дэспотин….»[109], благословляя народ, направляется к выходу. У входа с него снимается мантия и клобук, вместо которого он надевает черную скуфию (такие обычно священнослужители носят во внебогослужебное время), а также жилет для защиты от холода.. Еще раз поздравив всех с праздником, он выходит из храма. Какое-то время он ходит по парку, осматривая окрестности, после чего духовенство еще долго беседует друг с другом у припаркованного на обочине архиерейского «Ауди»…. А в храме Крест на целование дает о.Роман Хотков, всех поздравляя с праздником. И мы, приложившись ко Кресту, и поклонившись образу праздника, расходимся…

Вторник 26 декабря.

Этот день для нас известен, в первую очередь, как день памяти мучеников Авксентия, Евстратия, Евгения, Мардария и Ореста – день тезоименитства нескольких клириков храмов города. Из них к настоящему времени в городе остались протоиерей Евгений Кузнецов и протодиакон о.Евгений Габов. К слову, согласно календарю этот праздник - полиелейный. Однако в этот день отмечаются и другие праздники, не менее достойные описания на страницах этой книжки.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: