Всемирно-исторический процесс: единство и многообразие.
Вопрос о том, что собой представляет исторический процесс (всеобщий процесс или плюралистичный, многообразный). Вопрос стал волновать историков с 17 века. Понятие цивилизации для раскрытия разности истории используется с середины 18 века. Однако на протяжении 18-19 веков предпочтение отдавалось концепции всеобщности истории. Классическая для Европы модель истории сложилась в 19 веке и строилась на концепции всеобщности истории, ее однолинейности.
С приходом индустриальной эпохи, появился марксистский вариант этой теории, который строился на принципах:
- приоритета индустриального труда
-производственного коллективизма
-унифицированного распределения
3.Геополитическое положение и природа, их влияние на направление и характер исторического развития Руси-России.
Выделим факторы самобытности российской истории, влиявшей на её развитие.
1. Природно-климатический и географический. Он «в ответе» за многие за многие проблемы и парадоксы истории. Налицо проблема распада славянского единства и отхода восточных славян на север. На рубеже 5-6вв. славяне разными путями (северный и южный) расселились на великую русскую равнину.
|
|
Влияние данного фактора: короткое лето и длинная зима – крайнее напряжение сил на протяжении 100-120 дней, остальное время – почти полное отсутствие действий по хозяйству. Т.о. русский человек привык много отдыхать, но трудиться на износ. Отсутствие корреляции (хрен знает, что это такое) между трудом и результатами труда, в национальном характере труд отождествляется с обязанностью. Природные условия таковы, что возникает проблема вынужденного характера экстенсивного ведения хозяйства. В таких условиях выжить только сообща – отсюда общинность русского народа.
2. Геополитический фактор. Отсутсвие выхода к морям, множество соседей. Древняя Русь – равнина, поэтому оказалось открытой для влияния соседей. Среди них – Византия, империя Карла Великого, Хазарский каганат. Перед Россий встает задача найти своё место в геополитической системе, не поддаться влиянию мусульманской среды и сблизиться с европейскими государствами. (можно сказать про приглашения Варягов и про «Норманнскую теорию»).
Т.о. природно-климатический и геополитический факторы повлияли на формирование хозяйственно-культурных типов жизнедеятельности, они определили основные черты менталитета русского супер-этноса, они показали неизбежность для России стать полем притяжения двух потоков влияния – западного и восточного. Стоит отметить, что русский народ оказался очень восприимчивым к воздействию извне, несмотря на его традиционность.
|
|
Образование и развитие древнерусского государства. Роль норманнского влияния.
Говоря о генезисе древнерусского государства, стоит заметить, что важнейшей причиной образования древнерусского государства можно считать геополитическую.
Славяне имели систему протогосударственных объедиений, которые к 7-8 векам начали объединяться. Причины: решение общих задач – защита территории и населения, борьба за ресурсы. Центрами первоначального объединения племен стали города Киев, Новгород, Белоозеро, Ростов. К 8 веку насчитывалось уже 144 союза племен. Во главе этих первых догосударственных политических образований стояли племенные вожди-князья.
Особую роль в формировании государственности сыграло наличие водного торгового пути («Из Варяг в Греки»).
Стоит отметить, что Русь сделала выбор в пользу ориентации на Европу.
Славяне 6-сер9 веков сохраняли основы первобытно-общинного строя: общинную собственность на землю и скот, вооружение всех свободных людей, регулирование социальных отношений с помощбю традиций и определенных правовых норм, вечевую демократию и т.д.
Но этот же период стал временем разложения такого строя, когда начали складываться феодальные отношения. Выделим причины данного разложения.
- эволюция хозяйства. Подсечная система уступает место залежной, переложной, 2-х и3-х польной.
- распадается патриархальная родовая община на смену которой приходит соседская, единство которой поддерживалось хозяйственными связями.
- происходит общественное разделение труда, т.е. отделение скотоводства от земледелия, ремесла от земледелия, торговли от ремесла.
- Появление имущественного неравенства в общине, частной собственности на землю, что способствовало выделению из общины имущественной верхущки, что, в свою очередь, способствовало переходу от вечевой демократии к княжескому правлению.
Отличительными чертами государственности на Руси можно назвать:
- система вассалитета – особая система договорных отношений, когда власть заключает договор с вассалом о взаимных правах и обязанностях.
- Древняя Русь была городской цивилизацией. Город – военно-политический, экономический, торговый и культурный центр.
- социальная дифференциация, появление вотчин, общин.
- войско стало не только опорой государственности, но и первым всеобщим народным ополчением.
Что касается норманнского влияния, то действительно в 862 году племена, населявшие северо-западные земли и тяготевшие к Новгороду как к политическому центру, пригласили на княжение варягского конунга Рюрика с дружиной. Со времен М.В.Ломоносова и до сих пор ведутся споры о том, кем же создано древнерусское государство, как возникло само название страны и народа. По причине того, что исторических источников крайне мало и они зачастую противоречивы, ответ на этот вопрос не найден до сих пор. В разное историческое время в России бытовали различные концепции появления государства, но чаще всего они были привязаны к политическим и идеологическим реалиям взятого периода.
Социально экономический и политический строй Древней Руси.
Основными признаками Древне-Русского Государства, сложившимися в 9-10 веках, стали:
- Династическая наследственная княжеская власть, опирающаяся на гос аппарат в лице дружины
- Территориальный принцип расселения, пришедший на смену племенному
- Определенная система налогооблажения населения
- после принятия христианства единая государственая религия
- Русь с самого начала была многоэтнической по составу, но уже началось складывание древнерусской народности
Древнерусское общество строилось на принципах коллективизма. Основной ячейкой социального устройства была община. Наибольшее значени имели родовые общины знати и соседские общины свободных крестьян. В общинах крупных землевладельцев (бояр и князей) обрататывали землю рабы (в основном из числа военопленных) и полусвободные. Вотчина, основанная на рабском труде, развивалась медленно и не играла существенной роли в экономике.
|
|
Соседская община свободных крестьян была основана на коллективной форме собственности и базировалась на принципах уравнительности. Её внутренняя жизнь строилась на основе прямой демократии. Вле владения общины делились на общественные и личные. По сравнению с родовой общиной, соседская давала больше свободы человеку.
Уже в 11-12 вв. развернулся процесс классообразования на основе выделения частной собственности.. В 11 в. выдеиллась крупная собственность: церковная, княжеская, боярская. В целом в период киевского государства сложилась коллективная структура общетсва. Она формировала соответсвующую ментальность – стремление к коллективизму, уравнительным принципам социальной справедливости. Община играла коллосальную роль в жизни человека. Общинность сказывалась и на характере власти, определяла принципы её наследования. Носителем верховной власти являлся не великий князь как таковой, а княжеский род. Каждый князь был лишь временным владельцем власти, которая передавалась по принципу «старший в роде».
В древнерусском обществе господствовал идеал народоправства – коллективного общинного управления. Можно назвать его вечевым идеалом. Князь в Киевской Руси не был в полном смысле слова государем. Государство строилось в буквальном смысле на принципах общественного договора. Приезжая в ту или иную волость, князь должен был заключить договор с народным собранием. А это значит, что он был тоже элементом общинной власти, призванной блюсти интересы общества, коллектива. Государственное устройство держалось на договоре земель и княжеской власти, который предусматривал взаимные обязательства. Народное вече обладало большими правами. Оно ведало вопросами войн и мира, распоряжалось княжеским престолом, финансовыми и земельными ресурсами волости, санкционировало денежные сборы, вводило в обсуждение законодательства, смещало администрацию и т.д. Состав вече был демократичным. Древнерусская знать не обладала необходимыми средствами для его подчинения. С помощью веча народ влиял в 11-нач13 веков на ход общественно-политической жизни.
|
|
Киевскую Русь по праву можно назвать городской цивилизацией. Кроме Киева, существовоал еще ряд крупных городов, где городская жизнь была даже оживленнее, чем на западе. На Руси город являлся политическим центром, к которому тяготели округа. Это был город-государство. Городская демократия по типу была близкой к античной демократии городов-полисов.
Еще одна особенность – всеобщее вооружение народа в форме народного ополчения, организованного по десятичной системе (сотни, тысячи). Княжеская дружина была своего рода «штабом». Подчинялось народное ополчение не князю, а вечу.