Творчество А.С. Грибоедова

Александр Сергеевич Грибоедов (1795 – 1829) не являлся профессиональным литератором. Но он был человеком разносторонне образованным, превосходно знал французский, немецкий, английский и итальянский языки.  Уже в одиннадцать лет Грибоедов стал студентом словесного отделения философского факультета Московского университета. Позже он учился на естественно-математическом факультете, что было делом необычайным для дворянской молодежи.  

Еще в студенческие годы началось увлечение Грибоедова театром и литературой. Будучи студентом, он нередко читал товарищам собственные стихи, большей частью – сатиры и эпиграммы. В 1810 году Грибоедов написал не дошедшую до нас пьесу – пародию на трагедию Озерова «Димитрий Донской».

1812 год вызвал у Грибоедова подъем патриотических чувств, воодушевлявших его в продолжение всей жизни. Во время войны Грибоедов был в ополчении, позже – находился на военной службе. В 1817 году он начал служить в ведомстве Коллегии иностранных дел.

Грибоедов погиб, защищая интересы России. В 1929 году он находился в Персии, куда привел текст составленного им договора. Обладавший выдающимися дипломатическими способностями, смелостью и неподкупностью Грибоедов стал жертвой провокации. Толпа озверевших фанатиков, искусно направляемых рукой придворной верхушки и духовенства при тайном подстрекательстве английской дипломатии учинила кровавую резню. Грибоедов был зверски убит, а его резиденция разграблена. Это было сделано в отместку за недавние победы России над Персией и заключенный Грибоедовым Туркманчайский договор.

«Отечество, сродство и дом мой в Москве», – говорил Грибоедов о месте, где родился. Этот город он и запечатлел в комедии «Горе от ума».

Замысел «Горя от ума», по-видимому, возник у Грибоедова в 1816 году. К работе над комедией драматург приступил позднее. Два акта написаны им во время пребывания на Кавказе в 1821 – 1822 годах. В Петербурге осенью 1824 году работа была закончена, но и в 1825 году писатель вносил в текст комедии отдельные поправки.

«Горе от ума» – одно из самых злободневных произведений русской драматургии, блестящий пример тесной связи литературы и общественной жизни, образец умения писателя в художественно совершенной форме откликнуться на актуальные явления современности.

На первом плане в «Горе от ума» – барская Москва. Но в разговорах персонажей возникают и облик столичного Петербурга, и саратовская глушь, где живет тетка Софьи, и «необозримые равнины», «все та же глушь и степь» широких просторов России, которые представляются воображению Чацкого. В комедии выступают люди различного общественного положения: от Фамусова и Хлестовой, представителей московского барства, до крепостных слуг. А в обличительных речах Чацкого звучит голос всей передовой России.

Содержание «Горя от ума» раскрывает прежде всего столкновение двух эпох русской жизни – «века нынешнего» и «века минувшего». В сознании передовых людей того времени историческим рубежом между ними была Отечественная война 1812 года – пожар Москвы, разгром Наполеона, возвращение армии из заграничных походов. Отзвуки этих событий наполняют и «Горе от ума». В комедии показано, что столкновение «века нынешнего» с «веком минувшим» было выражением борьбы двух политических лагерей, сложившихся в русском обществе после Отечественной войны, – лагеря феодальной реакции, защитников крепостного строя в лице Фамусова, Скалозуба и других, и лагеря передовой дворянской молодежи, облик которой воплощен Грибоедовым в Чацком.

Историческое содержание комедии существенно дополняется образом Молчалина. Создавая этот характер, Грибоедов показал растлевающее влияние крепостническо-чиновничьей морали на развитие и поведение человека, зависимого от фамусовского общества. Молчалин стал нарицательным обозначением пошлости и лакейства. Совершая подлый поступок, он даже не понимает, что это подлость. Он искренне уверен, что в маленьких чинах «не должно сметь // Свое суждение иметь».

Молчалин вырос в символ рабского молчания, к которому стремились приучить Россию приближенный Александра I Аракчеев («Ведь нынче любят бессловесных», – говорит Чацкий). Позже ту же позицию займет Николай I, неукоснительно проводивший в своей политике принцип «повиноваться, а не рассуждать, и мнения свои держать при себе». Именно в его время скалозубовщина и молчалинство расцвели пышным цветом.

Лагерю крепостнической реакции, защитникам феодальной старины, врагам свободомыслия и просвещения противопоставлен в комедии Чацкий. Он «в противуречии с обществом», – указывает сам Грибоедов.  

Грибоедов первым в русской литературе сумел создать реалистический образ положительного героя своего времени. Речи Чацкого воспринимались как агитационные, как изложение общественной программы. В этом смысле еще современная критика справедливо называла «Горе от ума» политической комедией.

Свободолюбие Чацкого формировалось в тех же условиях, что и у декабристов. Его биография типична для передовой дворянской молодежи 10 – 20-х годов. Не случайно автор указывает, что герой какое-то время находился за границей. Таким образом, Грибоедов впервые в русской литературе раскрыл национально-исторические истоки русского освободительного движения 20-х годов.

В комедии зрители встречаются уже со зрелым Чацким, у него сложившиеся идеи, определенные нравственные требования. Чацкий – гуманист, защитник свободы и независимости личности. Рабство, крепостничество вызывают в нем резкий, решительный протест. Морали Фамусовых и Молчалиных Чацкий противопоставляет высокое понимание чести и долга, общественной роли и обязанностей человека. Свободный и самостоятельный образ мыслей вместо безмолвного преклонения перед «мнениями чужими», независимость и гордое достоинство вместо низкопоклонства и лести, служение делу, «а не лицам» во имя чести и блага родины – таковы моральные принципы Чацкого.

Драма Чацкого типична для того периода русской жизни, который начался с национально-патриотического подъема 1812 – 1815 годов и закончился резким усилением крепостнической реакции в начале 20-х годов. Это время отличается, с одной стороны, пылким увлечением передовых кругов дворянской молодежи свободомыслием, надеждами на скорые изменения в общественной жизни, а с другой – неясностью, незрелостью общественно-политической программы.

 Конфликт пьесы раскрывал типические черты, социально-историческую сущность, силу и слабость дворянского освободительного движения. Чацкий терпит горе от ума, глубокого в своем критическом отношении к эгоистическому и неразумному миру Фамусовых и Скалозубов, но еще слабого в определении правильных путей и действенных методов борьбы за преобразование действительности. Чацкий был подлинным представителем века Просвещения и причины уродливости жизни видел в неразумности общества. Он верил в то, что крепостной строй можно изменить и исправить воздействием благородных, гуманных идей. Жизнь нанесла этим надеждам и мечтаниям страшный удар, раскрыв идеалистический характер просветительского, осложненного романтическими мечтаниями понимания действительности.  

И все же пафос комедии оптимистичен. «Горе от ума» испытывает не только Чацкий. Спокойное и беспечное существование фамусовского общества кончилось. Его паразитический эгоизм обличили, его философию жизни осудили, против него восстали. Если Чацкие пока слабы в своей борьбе, то и Фамусовы бессильны остановить развитие просвещения и передовых идей.  

Появление «Горя от ума» предвещало победу реализма в русской литературе. Комедия проникнута глубоким для своего времени пониманием законов развития общественной жизни, отразившимся в самом художественном методе Грибоедова.

В «Горе от ума» жизнь раскрывается не в статических образах классицистической комедии XVIII века, а в развитии, в борьбе нового со старым. В произведении исторически верно воспроизведена  жизнь современной драматургу эпохи. Ясно ощущается смена исторических эпох, которые определены с хронологической точностью. В высказываниях персонажей возникает образ старой Москвы, уходящей к екатерининским временам, и Москвы после 1812 года, в которой появились люди типа Чацкого.

Утверждая принцип развития, драматург раскрывает характеры героев в тесной связи с общественной средой, в которой они существуют. Молчалин стал Молчалиным именно под влиянием окружающей его среды, от которой он зависит. Особенности воспитания определили характер Софьи. В формировании личности Чацкого подчеркнута роль передовых идей.

Основной чертой реализма является изображение типических характеров в типических обстоятельствах. Этому требованию реализма вполне отвечает «Горе от ума». Художественное новаторство Грибоедова проявилось в том, что он преодолевает однолинейность в изображении характеров, свойственную писателям XVIII века. Типизируя образы, Грибоедов придает каждому персонажу индивидуальные свойства. «Портреты и только портреты, – писал драматург, – входят в состав комедии и трагедии, в них, однако, есть черты, свойственные многим другим лицам, а иные всему роду человеческому настолько, насколько каждый человек похож на всех своих двуногих собратий».

Гениальным новатором оказался Грибоедов и в развитии языка русской драматургии. Он широко и обильно использовал в своей комедии живую разговорную речь. Важно отметить, что индивидуализации персонажей, их яркой портретности способствовали речевые характеристики. 

В «Горе от ума» Грибоедов добился удивительной легкости стиха, который почти неощутим в диалоге, вместе с тем является необыкновенно чеканным и выразительным, резко отличающимся от тяжелого стиха большинства тогдашних комедий. Вольный стих грибоедовской комедии подготавливал переход русской драматургии, в частности комедии, к прозаическому языку. Через десять лет после «Горя от ума» появился «Ревизор» Гоголя, и русская прозаическая комедия утвердилась на сцене.

«Горе от ума» разрушало принятое в эстетике классицизма разделение различных драматургических жанров. Резко отличаясь от классицистической комедии, пьеса не была и комедией, основанной на любовной интриге, поскольку в ней на первом плане была общественная коллизия. Нельзя отнести ее и к жанру бытовой комедии. В «Горе от ума» сочетались и общественная сатира, и комедия характеров, и психологическая драма: комические сцены сменяются в ней сценами патетическими.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: