Целесообразность и техника

АРХИТЕКТУРА ФИНЛЯНДИИ

Архитектура Финляндии имеет очень много общего с архитектурой России, особенно это касается традиций деревянного зодчества. Архитектура Финляндии начинает складываться примерно в XII-XIV веке. Для этого периода характерно строительство небольших каменных зданий с небольшими пристройками. Чаще всего таким образом строились сельские церкви. Как правило, типичная церковь того времени выглядела следующим образом: прямоугольные стены из неотесанного камня, с высокой двухскатной кровлей и сводами из кирпича. Более самобытным путем архитектура Финляндии начала развиваться в XVII-XIX веках. Для этого периода характерно возрождение традиций народного ремесла в архитектуре: деревянная резьба, обращение к национальной истории и темам национального фольклора. В финской архитектуре начала XX века преобладает романтизм, также для этого периода характерно использование в строительстве природного камня. В этом стиле построены, например, здание железнодорожного вокзала в Хельсинки, Национальный театр и здание Национального музея Хельсинки. Самыми известными архитекторами того времени были Элиель Сааринен, Ларс Сонк и Армас Линдгрен. Во второй половине XX века в финской архитектуре царил функционализм, родоначальниками которого были АлварАалто и Эрик Брюггман. Функционализм пропагандировал свободную организацию пространств и удобство планировки. Кроме этого, во второй половине XX века основное внимание уделялось массовому строительству жилых домов и других общественных зданий. В архитектуре Финляндии, впрочем, как и в архитектуре любой другой страны этого периода, на первый план выходит комфортное и компактное расселение людей. Именно поэтому самыми известными архитекторами становятся РеймаПиетиля, ТимоПенттила и ЮхаЛейвискяя? архитекторы, использующие в своих проектах симметричные и оригинальные дома, в строительстве которых применялись только современные материалы, позволяющие размещать довольно большое количество человек на небольшой территории.

Круговорот леса

Дерево – возобновляемый материал, который в изобилии производится на финской земле. Оно легче в обращении чем камень, и оно было первым материалом, применимым в строительстве: вернее всего, самым древним типом финской постройки был круглый чум, собранный из тонких стволов. Легко поддающееся обработке дерево дало простор фантазии. На наши положительные представления о традиционном умении финнов строить из дерева, правда, повлияло то, что потомкам сохранились лишь хорошо сделанные постройки: к таковым относятся, прежде всего, построенные народными умельцами деревянные церкви XVII и XVIII веков.

Целесообразность и техника

Центральной целью послевоенного восстановления было строительство достаточного количества практичного жилья по умеренным ценам. В начале работу по проектированию вели в духе бескорыстного общего энтузиазма. Архитекторы хотели экспериментировать: изучали методы расчета, гибкие планировочные решения, стандартизацию. Центральными задачами считали проектирование жилья и нахождение решений для создания хорошей, функциональной, здоровой бытовой среды. Для АлвараАалто уже «Вилла Майреа» была своеобразной лабораторией для изучения решений, подходящих для широкомасштабного жилищного строительства. Он стремился к «эластичной стандартизации», прообраз которой можно найти в природе. АулисБлумстедт, со своей стороны, изучал музыкальную гармонию и соответствующие системы мер и пропорций. В своем первоначальном виде – до строительства новейших торговых зданий, – район Тапиола в Эспоо представлялся наивысшим идеалом городской жизни, связанным с природой: лесной город, какими финские микрорайоны в течение последующих лет двадцати и строили, более или менее удачно. Жилищный вопрос продолжает выдвигать большие требования проектировщикам. Нужны квартиры по умеренным ценам, но еще и работа по совершенствованию жилья и созданию новых жилищных форм.

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Финская архитектура известна во всем мире: средневековые крепости в Турку и в Савонлинне, а также каменные церкви (самая старая каменная архитектура страны). В XVI11—XIX вв. строились преимущественно деревянные церкви. Неподалеку от Савонлинны, в Керимяки, находится самая большая в мире деревянная церковь. Она построена в XIX в. и действует по сей день. Первоначально большинство финских городов было построено из дерева, и так продолжалось примерно до 1940 г. Некоторые города по сей день сохраняют часть старых тихих улиц с деревянными постройками (например, Раума, Кристиина, Тампере и Куопио).

В первой половине XIX в. был застроен центр города Хельсинки, проект которого создал Карл Людвиг Энгель, прусский архитектор. Он соединил неоклассический стиль со стилем Петербурга, создав кафедральный собор, университет и некоторые другие здания, расположенные вокруг Сенатской площади.

Благодаря Энгелю маленькая провинциальная деревянная столица открывала взорам иностранцев великолепный ансамбль Сенатской площади. После смерти архитектора (1840 г.) начался поиск стилей — от неоренессанса до неоготики. Начиная со второй половины XIX в. расцветает национальный романтизм.

 

В 1900 г. на Всемирной выставке в Париже одним из павильонов, привлекших благожелательное внимание критиков, был павильон Финляндии, политически существовавшей тогда лишь как великое княжество России. Его архитекторами были Элиель Сааринен, Ларе Сонк и Армас Линдгрен, а его декоратором — художник Гаплен-Каллела. Период нового искусства, достигший апогея на рубеже веков, вдохновлялся символикой орнамента "Калевалы", в основном на дереве и на граните. Самые яркие образцы этого стиля — Национальный музей, павильон Хвитрэяск около Хельсинки (Элиель Сааринен) и кафедральный собор в Тампере (Ларе Сонк).

Несмотря на влияние нового искусства, Ларе Сонк выделялся из трио Гезеллиус — Линдгрен — Сааринен своим готическим и сугубо усложненным стилем.

Одновременно экспрессионистская группа "Ноябрь", возникшая в 1917 г., выступила против устаревшего и затухающего националистического искусства. Один из ее создателей, С. Тока, в знак протеста изготовлял скульптуры из цемента, тогда как другое движение, близкое по настроению, предпочитало интересоваться урбанистическим лицом Финляндии, о чем свидетельствует удивительный вокзал в Хельсинки, спроектированный Линдгреном, Сонком и Саариненом.

В 30-х гг. XX в. архитекторы и дизайнеры Финляндии приобрели широкую известность за рубежом. Особого внимания заслуживают приемы финской ландшафтной архитектуры. Архитекторы АлварАалто, Элиель и Ээро Сааринены возвели в Финляндии и других странах сооружения, которые возбуждают непреходящий интерес. Дворец "Финляндия" АлвараАалто является одним из самых привлекательных туристских объектов в Хельсинки. После обретения независимости необходимость в обновлении города стала ощущаться особенно остро. В 1927 г. после большой манифестации в Штутгарте финская архитектура испытала новый взлет. Опираясь на функционализм, архитекторы сумели придать городам зрительную индивидуальность, современную и оригинальную, сегодня всемирно признанную. Авангардизм Аалтохарактеризовался прежде всего новым взглядом на архитектуру, формы которой следовало вписывать в окружающее пространство.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: