Билет 4. Организационная структура управления земельными ресурсами

Организационные системы в отличие от других сложных систем обеспечивают решение большого круга организационных задач и должны соответствовать целям процесса, и поэтому организационная структура должна формировать единую систему деятельности достижения этой цели, которая зависит как от первой, так и от второй подсистемы.

Под организационной структурой системы управления понимают иерархическую соподчиненность органов, вырабатывающих решения по управлению земельными ресурсами. Организационные системы управления обладают следующими важнейшими свойствами, которые необходимо учитывать при выработке управленческих решений и организации структуры управления:

1)целостность — устойчивость функционирования организационной системы при ее минимальной структурной сложности и минимально необходимых ресурсах;

2)обособленность — относительная изолированность, автономность организационных систем или их подсистем, проявляющаяся в разделении полномочий, формировании границ экономической, организационной, политической и хозяйственной самостоятельности предприятий, регионов, отраслей;

3)централизованность — управление из одного центра (руководитель, администрация, госорганы и т. д.);

4)адаптивность — возможность учета изменений внутренних и внешних условий, обеспечивающего эффективность и стабильность функционирования системы;

5)совместимость — согласованность подсистем и элементов системы, обеспечивающая их взаимоприспособляемость и взаимоадаптивность;

6)эмерджентность — несоответствие целевых функций отдельных подсистем с целевой функцией всей системы. Так, целевая функция хозяйственного комплекса страны может не совпадать с целевой функцией отдельной отрасли, а целевая функция отдельного работника — с интересами организации;

7)мультипликативность — возможность умножения положительных или отрицательных эффектов системы;

8)неопределенность данных — отсутствие точных значений характеристик процесса управления;

9)многокритсриальность — возможность оценки деятельности организационной системы управления по нескольким показателям;

10)стохастичность — отсутствие однозначных результатов реализации управленческих решений;

11) наличие фактора времени — старение добываемой информации, связанное с сокращением процедуры обоснования и принятия управленческих решений и др.

 

Государственное управление в области использования и охраны земель осуществляют как представительные, так и исполнительные органы власти, между которыми возможны два типа отношений:

-жесткое подчинение, которое характерно для министерств, ведомств, комитетов и инспекций. При жестком подчинении нижестоящий орган полностью подчинен вышестоящему;

-функциональное соответствие, когда органы выполняют аналогичные функции, отличающиеся только степенью детализации и полнотой функций. Вышестоящий орган вырабатывает общие правила и ограничения для нижестоящих.

Управление земельными ресурсами осуществляют на основе определенных принципов, методов и средств целенаправленного воздействия на субъекты прав на земельные участки. Как было отмечено ранее, выделяются управляющая и управляемая системы с наличием определенного вида связей: прямых и обратных, директивных, стимулирующих, регулирующих. Сложились определенные организационно-структурные блоки системы управления, позволяющие распределить функции управления между различными органами управления (по горизонтали и вертикали), а также между субъектами с различными экономическими формами хозяйствования.

Органы управления земельными ресурсами:

- Органы, определяющие цели развития хозяйственно-экономического комплекса страны, осуществляющие распределение земельных ресурсов по субъектам РФ: органы государственной власти РФ (президентские структуры управления РФ; Федеральное собрание РФ; Правительство РФ); органы государственной власти субъектов РФ (правительства, администрации субъектов РФ; законодательные органы субъектов РФ); местные органы власти (местные администрации; местные законодательные органы).

- Органы, курирующие техническое решение частных задач хозяйственно-экономического комплекса страны: в рамках функциональных земельно-имущественных комплексов, имеющие право регламентировать отдельные вопросы землепользования в рамках специализации; Министерство сельского хозяйства РФ; Министерство природных ресурсов РФ; другие ведомства и министерства, курирующие рациональное природосберегающее использование природных ресурсов, и др.

- Органы, осуществляющие независимую поддержку и развитие различных экологических и природных комплексов: Министерство сельского хозяйства РФ; Министерство природных ресурсов РФ; органы других ведомств, осуществляющие развитие (контроль) различных природно-экологических комплексов.

- Органы исполнительной власти, осуществляющие комплексное управление земельными ресурсами: министерства, государственные комитеты, федеральные службы, исполняющие распоряжения вышестоящих органов по вопросам распределения земельных ресурсов как государственного имущества, надзоры (их региональные и местные органы); территориальные органы федеральной власти; органы исполнительной власти субъектов РФ; местные органы исполнительной власти.

   Система органов государственного управления земельными ресурсами образует единую управленческую вертикаль и находится во взаимодействии с государственными органами исполнительной власти: на федеральном уровне, уровне субъектов Федерации, муниципальных образований (административный район, поселения). Представительными органами государственной власти являются аппарат Президента Российской Федерации, Совет Федерации и Государственная Дума Российской Федерации, а также соответствующие органы субъектов Российской Федерации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: