Билет 27. Основные положения рационального природопользования

Совершение ресурсных циклов базируется на ряде обычных принципов, на основе которых строится природопользование в любой отрасли производства.

 

К ним относятся принцип системного подхода, который предусматривает всестороннюю комплексную оценку воздействия производства на среду и её ответных реакций.

 

С позиции системного подхода ни один природный ресурс не может использоваться или охраняться независимо друг от друга. Так, например, повышение плодородия почв за счет орошения с помощью оросительных систем может привести к истощению водных ресурсов, которые необходимо предвидеть и предупредить.

 

Сбросы отходов в реку должны оцениваться не только по воздействию их на рыбу, но и на биохимию данного водного объекта и на всю систему водоснабжения района, где протекает эта река, включая тот водоём или водоток, куда эта река впадает.

 

Принцип оптимизации природопользования заключается в принятии наиболее целесообразного решения в использовании природных ресурсов и природных систем, на основе одновременного экологического и экономического подхода, прогноза развития различных отраслей и географических регионов. В соответствии с этим принципом целесообразным является перемещение некоторых лесоперерабатывающих предприятий в восточные районы страны, ближе к запасам сырья, что снижает нагрузку на истощенные запасы древесины в Европейской части России.

 

Открытые карьерные способы разработки полезных ископаемых имеют ряд преимуществ перед шахтной добычей по степени максимального использования сырья, но приводят к утрате плодородия почв. Оптимальным при этом является сочетание открытых разработок с рекультивацией земель и восстановлением их плодородия.

 

Принцип опережения темпов заготовки и добычи сырья темпами выхода полезной продукции основан на снижении количества образующихся отходов в процессе производства, т.е. на более полном использовании одного и того же количества исходного сырья. Он предлагает прирост продукции не за счет вовлечения в использование новых масс природных ресурсов, а за счет более полного использования путем ресурсосбережения и совершенствования технологического процесса.

 

Принцип гармонизации отношений природы и производства решается на создании и эксплуатации природно-технических, геотехнических или эколого-экономических систем, представляющие собой совокупность какого-либо производства и взаимодействующих с ним элементов природной среды и обеспечивающих, с одной стороны, высокие производственные показатели, а с другой – поддерживание в зоне своего внимания благоприятной экологической обстановки, максимально возможное сохранение и воспроизводство естественных ресурсов. В таких системах предусматривается прогнозирование нежелательных и опасных ситуаций, а также реализации мер по их предотвращению. Система имеет службу управления, задачей которой является своевременное выявление возможных вредных воздействий и внесение необходимых коррективов в тот или иной компонент системы (производство или окружающую среду). Если обнаружено ухудшение состояния окружающей предприятие природной среды, служба управления принимает решение о необходимости остановить производственный процесс, уменьшив при этом объемы выбросов и сбросов.

 

Своевременное и точное обнаружение опасных ситуаций достигается непрерывным сбором информации о состоянии окружающей среды. С помощью наблюдений за её изменениями, вызванные антропогенными причинами, что позволяет прогнозировать их развитие.

 

Такие системы носят название мониторинга (от греческого «монитор» впередсмотрящий). Самые простые функции этих систем заключаются в контроле загрязнения воздуха, почвы, воды, в наблюдениях за состоянием живых организмов, а непосредственно на предприятии – в контроле стоков и пылегазовых выбросов. Получаемая информация анализируется руководством предприятия, принимающим необходимые технические решения.

 

Принцип комплексного использования природных ресурсов и концентрации производства заключается в том, что на базе имеющихся в данном экономическом районе сырьевых и энергетических ресурсов создаются территориально-производственные комплексы, которые позволяют более полно использовать указанные ресурсы, и тем самым снизить вредную нагрузку на окружающую среду. Такие территориально-производственные комплексы имеют специализацию, сконцентрированы на определенной территории, обладают единой производственной и социальной инфраструктурой (коммуникациями, потоками вещества и энергии, системой здравоохранения, сферой культуры) и совместными усилиями обеспечивают охрану окружающей среды.

 

Билет 28. В конкретных условиях одни и те же процессы могут иметь как отрицательные, так и положительные последствия. Так, подъем уровня грунтовых вод, с одной стороны, снижает устойчивость подземных частей зданий и сооружений, а с другой сторон ы уменьшает риск проявления карстово-суффозионных процессов.

 

Приоритетное значение придается негативным процессам на городских землях, рассматриваемым как комплекс динамических природных и антропогенных явлений, приводящих к отрицательным изменениям состояния городских земель, ухудшению их качественных и количественных характеристик, показателей, параметров, а также к несоответствию состояния городского земельного фонда требованиям освоения, снижению эффективности использования и степени освоения городских земель и, в конечном итоге, к снижению ценности земель. Оценка городских земель в значительной мере является оценкой негативных процессов. Для каждой из категорий городских земель характерно свое сочетание негативных процессов.

 

Оценка негативных процессов и их воздействия на состояние земель в городских условиях происходят на фоне непрекращающейся социальной активности и деятельности в городе; выявляются процессы, происходящие во всех городских средах, но про ецирующиеся и изменяющие состояние именно земельного фонда. При этом осуществляется дифференцированный подход к оценке и выделению на картах различных масштабов негативных процессов в зависимости от конкретных видов и степени проявления процесса.

 

В качестве основных единиц организации городской территории выступают уровни:

 

- административно - территориального (отдельное землепользование / землевладение; муниципальный округ; административный округ);

 

- природно-территориального (ландшафтно-функциональный комплекс) деления города.

 

Анализ негативных процессов осуществляется в процессе следующих оценок:

а) воздействий на городские земли и среды (выбросы в атмосферу, сбросы сточных вод, строительные работы и т.п.),

б) изменений состояния городских земель и сред (уровень загрязнения атмосферы, водных объектов, границ землепользований и т.п.),

в) последствий (деградация зданий и сооружений, суммарные затраты времени на передвижение населения, состояние здоровья жителей и т.п.),

г) устойчивости природных компонентов и комплексов к антропогенным воздействиям (самоочищающая способность атмосферы, почв, вод и т.п.).

 

На основе анализа негативных процессов разрабатываются контрмеры по предупреждению и устранению последствий этих процессов.

 

Комплексная оценка негативных процессов интегрируется на основании детальных оценок с трех точек зрения:

- экономической,

- социальной (антропоэкологической),

- экологической.

 

Показатели анализа негативных процессов и оценки эффективности использования городских земель следует использовать в практике нормативно-правового (например, при проведении государственной экспертизы негативных процессов, консервации з емель при недопустимой степени развития отдельных негативных процессов) и экономического регулирования землепользования (для применения штрафных санкций за развитие и для экономического стимулирования за недопущение негативных процессов).

 

При разработке научно-методических основ создания системы мониторинга земель особое внимание следует обратить на негативные процессы на городских землях. Эти процессы рассматривать как комплекс динамических природных и антропогенных явлений, приводящих к отрицательным изменениям состояния городских земель, ухудшению их качественных и количественных характеристик, показателей, параметров, а также к несоответствию городского земельного фонда требованиям освоения, снижению эффективности использования и степени освоения городских земель и, в конечном итоге, к снижению кадастровой стоимости земель. Негативные процессы - частный, но приоритетный случай, характеризующий отрицательный итог всех процессов, протекающих на городских землях. Для каждой из категорий городских земель будет характерным свое сочетание негативных процессов.

 

В зависимости от причины, явившейся толчком к развитию негативных процессов, вся их совокупность может быть подразделена на четыре группы:

1) природные негативные процессы;

2) природно-техногенные негативные процессы;

3) техногенные негативные процессы;

4) социальные негативные процессы.

 

В зависимости от характера последствий негативных процессов должны быть рассмотрены их отдельные виды, объединяемые в следующие большие классы:

 

1) Процессы, отрицательно воздействующие на нормативно-правовое состояние городских земель (самовольное занятие, самовольное строительство и т.п.);

2) Процессы, отрицательно воздействующие на архитектурно-градостроительное состояние городских земель (нерациональная организация территории, строительство и эксплуатация объектов, отрицательно влияющих на состояние земель, нарушение с уществующих нормативов и т.п.);

3) Процессы, отрицательно воздействующие на инженерно-строительное состояние городских земель (экзогенные и эндогенные инженерно-геологические процессы: карстово-суффозионные явления, просадки, пучение, подтопление, заболачивание и т.п.);

4) Процессы, отрицательно воздействующие на экологическое и санитарно-гигиеническое состояние городских земель (уничтожение растительного покрова, загрязнение и заражение земель различными веществами, захламление и т.п.);

5) Процессы, отрицательно воздействующие на состояние почвенного покрова городских земель (снижение почвенного плодородия в результате нарушения плодородного слоя, эрозии почв, ощелачивание почвенного профиля и т.п.).

 

Дифференциация конкретных негативных процессов по степени их проявления осуществляется по уровням воздействия негативных процессов на состояние земель. Необходимо учитывать как пространственно-временные показатели уровней воздействия н егативных процессов (точечные - линейные - площадные; краткосрочные длительные), так и показатели интенсивности (медленно текущие процессы - сильно выраженные процессы).

 

Можно указать примеры анализа отдельных негативных процессов на территории г. Москвы. Например, детально исследованы геодинамические процессы (38), процессы загрязнения воздушного бассейна (39).

 

В настоящее время ряд факторов (негативных процессов) не учитывается при экономической оценке земель. Работа над созданием системы мониторинга земель даст толчок к необходимости разработки более научно обоснованной методики оценки земе ль. Реализация задач по обновлению сведений о правовом режиме земель, информационному обеспечение функционирования рынка земли неизбежно приведет к выделению самостоятельного крупного раздела мониторинга - маркетинга земель.

 

Основными требованиями к освоению земельного фонда города являются такие, как сохранение нормативного качества окружающей среды обитания человека и устойчивость ландшафтов и геологической среды при различных формах освоения и эффективн ого использования. Соответствие земельного фонда требованиям городского освоения служит исходной оценкой его состояния. Требования к земельному фонду города дифференцируются по основным категориям земель следующим образом:

- земли городской застройки: экологическая безопасность (допустимость), устойчивость к воздействиям, условия для воспроизводства растительности и длительного существования материального и исторического наследия;

- земли городской инфраструктуры и земли для коммунальных нужд города: устойчивость к воздействиям и экологическая допустимость, соответствие стандартным требованиям по параметрам;

- земли с особым режимом использования: сохранение условий для самовосстановления биоценозов, экологическая безопасность, условия для длительного существования исторического наследия, соответствие стандартным требованиям по размерам.

Результаты мониторинга земель должны оформляться в виде, предусмотренном соответствующей нормативно-технической документацией и отвечать требованиям объективности, достоверности, сопоставимости, оперативности.

 

В обобщенном виде основные результаты можно представить в виде совокупности реляционных таблиц различного содержания для различных фиксированных моментов времени, где в "шапке" (ось абсцисс) будут расположены контролируемые параметры и показатели, а в "боковике" (ось ординат) - категории и подкатегории земель и отдельные участки.

 

Результаты МГЗ будут учтены при разработке рекомендаций по рациональному использованию и охране земель для последующего проектирования и реализации планируемых мероприятий, выводу вредных производств, некоторых градообразующих отраслей.

 

Показатели анализа негативных процессов и оценки эффективности использования городских земель должны быть использованы в практике нормативно-правового регулирования земельных отношений. Например, при проведении государственной экспертизы негативных процессов, консервации земель при недопустимой степени развития отдельных негативных процессов.

 

Развитие МГЗ должно осуществляется с учетом создания автоматизированной системы земельного кадастра и ориентироваться на актуализацию и обновление всей информации банка данных создаваемого земельного кадастра.

 

Системы мониторинга земель за рубежом начали создаваться в большинстве стран с развитым земельным рынком по мере формирования земельных кадастров. В России мониторинг земель как целостная система наблюдений за состоянием земельного фон да начал создаваться с 1991 г. в соответствии с требованиями Земельного кодекса РСФСР; до этого велись фрагментарные наблюдения за состоянием земель по отдельным процессам и явлениям.

 

Мониторинг земель тесно связан с рядом тематических систем мониторинга: экологическим мониторингом, мониторингом геологической среды (литомониторингом), рекреационным мониторингом, гидромониторингом, и другими, являясь для них своего р ода базовым мониторингом.

 

В настоящее время создается Единая государственная система экологического мониторинга, куда мониторинг земель входит в качестве подсистемы.

 

Разнообразные параметры и показатели мониторинга определяются с различной, зависящей от характера конкретных наблюдений, периодичностью. Наблюдения при ведении мониторинга земель могут быть базовыми (исходные наблюдения, фиксирующие со стояние объектов наблюдения на момент начала ведения мониторинга), оперативными (дежурные - систематические наблюдения, фиксирующие состояние объектов наблюдения на текущий момент); периодическими (проводимыми через определенный промежуток времени неделю, месяц, год и т.д.); ретроспективными (проведенными до момента начала ведения мониторинга).

 

Исходные сведения для организации системы мониторинга, т.н. базовые наблюдения, получают в результате проведения инвентаризации городских земель.

 

Результаты мониторинга выражаются количественными и качественными параметрами и показателями, характеризующими изменения состояния земель и развитие негативных процессов (примеры: плотность и этажность застройки; характеристика инженер ных сетей, вероятность проявления карстово-суффозионных процессов; степень загрязнения опасными химическими веществами и заражения биотоксикантами и т.д.). Эти параметры и показатели используются в дальнейшем для поаспектной и экономической оценки земель. При картографическом отображении результатов мониторинга городских земель основными могут быть выбраны масштабы ряда 1:2000 - 1:10000, с достаточным разрешением описывающие последствия негативных процессов на землях города.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: