Каждое предприятие должно периодически проводить инвентаризацию ТМЦ.
Инвентаризация ТМЦ – это сравнение фактического наличия материалов с учетными данными. Причины инвентаризации ТМЦ могут быть различны: как смена материально ответственного лица, так и плановая очередная проверка. Инвентаризация материалов может проводиться как в середине года при необходимости, так и в конце.
Инвентаризации должны подвергаться все материалы, имеющиеся у предприятия. Помимо материалов, хранящихся на складах, сюда также относятся материалы, переданные на хранение или переработку на другие предприятия, а также отгруженные, но не оплаченные покупателям, и материалы, находящиеся в пути, то есть купленные и оплаченные у поставщиков, но не дошедшие еще до организации.
Документальное оформление инвентаризации ТМЦ:
ИНВ-3 «Инвентаризационная опись ТМЦ» — в этой описи отражаются данные о материалах, находящихся на складах предприятия;
ИНВ-4 «Акт инвентаризации ТМЦ отгруженных» — здесь указываются сведения об отгруженных покупателю материалах, но оплата за которые еще не поступила, данные для заполнения формы берутся из документов, подтверждающих отгрузку;
|
|
ИНВ-5 «Инвентаризационная опись ТМЦ, принятых на ответственное хранение» — данная форма предназначена для отражения данных о материалах, переданных на хранение на склады других организаций, данные для заполнения берутся из документов, подтверждающих передачу на ответственное хранение;
ИНВ-6 «Акт инвентаризации расчетов за ТМЦ, находящихся в пути» — форма предназначена для учета материалов, купленных организацией, но еще не полученных от поставщика, сведения берутся из документов, подтверждающих оплату и покупку ценностей.
В процессе заполнения указанных выше форм указываются следующие данные:
· наименование материалов;
· номенклатурный номер, артикул;
· количество;
· стоимость;
· другие необходимые сведения.
После того, как описи заполнены, данные из них переносятся в сличительные ведомости. Существует форма ИНВ-19 «Сличительная ведомость результатов инвентаризации ТМЦ», в ней происходит сравнение фактических данных и данных бухгалтерского учета.
Бухгалтерский учет инвентаризации материалов:
В процессе сравнения может быть выявлена недостача или излишки. Выявленные расхождения подлежат обязательному отражению в бухгалтерском учете.
Учет излишек, выявленных при инвентаризации материалов:
Излишки приходуются на счет учета материалов по рыночной стоимости и относятся к прочим доходам предприятия.
Проводки по учету излишек:
|
|
Оприходованы излишки материалов на склад предприятия
Дебет: 10 Кредит: 91/1
Учет недостачи материалов:
Недостача списывается со счета учета материалов по учетной стоимости на счет 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей».
Если сумма недостачи не значительна, в пределах установленных норм, то она списывается в расходы на производство, либо на продажу.
Если выявлен виновник возникновения недостачи, то она списывается на его счет и возмещается либо из зарплаты виновника, либо путем внесения им денег за недостачу в кассу предприятия.
Если виновник не выявлен либо судом не признан таковым, то недостача списывается в прочие расходы предприятия.