Комплексный анализ себестоимости продукции

Cебестоимость продукции, работ и услуг является важнейшим показателем, характеризующим эффективность деятельности предприятий. От уровня этого показателя зависят темпы расширенного воспроизводства, получение организацией прибыли или убытка и в конечном счете - финансовое состояние субъектов хозяйствования.

Данный анализ также необходим для определения рентабельности производства и отдельных видов продукции, осуществления внутрипроизводственного анализа, обоснования решений о запуске в производство новых видов продукции и снятия с производства устаревших.

Целью анализа себестоимости является достижение наивысших результатов с наименьшими затратами, то есть максимальной экономии материальных, трудовых и денежных ресурсов.

Частные цели анализа заключаются в выявлении тенденций изменения данного показателя, определении влияния факторов на его прирост, изучении структуры и динамики затрат по экономическим элементам, калькуляционным статьям, отдельным товарам с учетом изменений в производственном процессе, а также в изыскании резервов сокращения себестоимости.

Конечной целью анализа себестоимости следует назвать выявление возможностей снижения себестоимости продукции.

Комплексный анализ себестоимости продукции можно разделить на следующие этапы.

1. Оценка выполнения плана по себестоимости за прошедший отчетный период: анализ издержек производства в разрезе элементов затрат. Выявление основных направлений дальнейшего анализа.

2. Проведение выборочного поиздельного анализа. Анализ отдельных статей калькуляции.

3. Подведение итогов проведенного анализа. Формирование управленческой информации о выявленных резервах сокращения себестоимости и сдерживания ее роста.

 

Анализ ликвидности и платежеспособности

Один из основных составляющих финансовой устойчивости предприятия – ликвидность и платежеспособность. Результаты анализа ликвидности и платежеспособности всегда составляют значительную часть информационного обеспечения финансовых менеджеров. Важность их анализа объясняется тем, что в управлении финансами должна учитываться одна из основных взаимосвязей «ликвидность (платежеспособность) – доходность». Предприятие должно определиться максимизация ликвидности (платежеспособности) в ущерб доходности или наоборот. В финансовом менеджменте различают понятия «ликвидность баланса» и «ликвидность предприятия».

Ликвидность баланса – возможность субъекта хозяйствования обращать свои активы в наличность и погашать свои платежные обязательства. По сути, это степень покрытия долговых обязательств предприятия его активами, срок трансформации которых в денежные средства соответствует сроку погашения платежных обязательств.

Ликвидность предприятия – более общее понятие по сравнению с ликвидностью баланса. Так, ликвидность баланса предполагает изыскание платежных средств только за счет внутренних источников. Однако предприятие может привлечь дополнительные заемные средства и со стороны в случае, если у него имеется соответствующий имидж в деловом мире.

Платежеспособность – финансовое состояние предприятия, при котором у последнего существует возможность наличными денежными ресурсами своевременно погашать свои платежные обязательства.

Активы для оценки ликвидности объединяются в следующие группы:

– наиболее ликвидные активы (А1) = денежные средства + краткосрочные финансовые вложения;

– быстрореализуемые активы (А2) = дебиторская задолженность + прочие денежные средства;

– медленно реализуемые активы (А3) = запасы + долгосрочные финансовые вложения – расходы будущих периодов;

– труднореализуемые активы (А4) = необоротные активы – долгосрочные финансовые вложения. Пассивы для оценки ликвидности и платежеспособности объединяются в следующие группы:

– наиболее срочные обязательства (П1) = кредиторская задолженность;

– краткосрочные пассивы (П2) = займы и кредиты + + прочие краткосрочные пассивы;

– долгосрочные пассивы (П3) = кредиты и займы;

– постоянные пассивы (П4) = все статьи раздела баланса «Капитал и резервы».

Объединение пассивов в группы происходит по принципу убывания срочности обязательства. Показатели платежеспособности предприятия:

1) коэффициенты текущей ликвидности (коэффициент покрытия долгов) рассчитывается как отношение всей суммы текущих активов, включая незавершенное производство, к общей сумме краткосрочных обязательств; характеризует степень, в которой текущие активы покрывают текущие пассивы; имеет нормативное значение для всех отраслей;

2) коэффициент быстрой ликвидности рассчитывается как отношение ликвидных средств первых двух групп (за вычетом запасов долгосрочной дебиторской задолженности) к общей сумме краткосрочных долгов предприятия; его нормативное значение – 0,8–1;

3) коэффициент абсолютной ликвидности рассчитывается как отношение ликвидных средств первой группы ко всей сумме краткосрочных долгов предприятия; его нормативное значение – 0,2–0,25.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: