Вспомните, как точно пел Высоцкий: «Нет, ни церковь, ни кабак, Все теперь не свято. Нет, ребята, все не так, Все не так, как надо...»
Владимир Семенович пытался лечиться от этой боли и водкой и марихуаной. Его судьба известна каждому жителю нашей страны...
По поводу чувства неудовлетворенности можно написать целый философский трактат или психологическое исследование. Одно лишь совершенно очевидно — именно ощущение присутствия Бога внутри собственной души, ощущение того, что кто-то внутри нас знает, что правильно, а что не правильно в человеческих поступках и мыслях, мы называем совестью.
Когда человек совершает неправильный поступок, принимает решение, не соответствующее внутреннему предназначению человека, которое отвергает его собственный «внутренний голос», его душа начинает болеть. Что-то внутри него самого точно знает, что может позволить себе человек, а что нет. Человек по-разному называет эту боль: иногда тревогой, иногда депрессией, иногда одиночеством.
|
|
В древности такие страдания человеческой души медики не лечили. Их врачеванием занималась религия. Еще в языческих культах признавалось, что не всякому человеку дано очиститься и стать жрецом. Но душа в грешном мире болит у каждого...
Врачеванием ощущения бессмысленности жизни, боли совести издавна занимались во многих странах мира.
В Древней Греции их лечили во время мистерий. Мистерией назывались тайные "религиозные обряды, к участию в которых допускались только посвященные. Позже в средневековой Западной Европе мистериями назывались стихотворные инсценировки, разыгрывающиеся на площадях во время религиозных праздничных торжеств.
В древней Индии их лечили во время коллективных бдений, сосредоточенных коллективных размышлений — медитаций «аркчпо».
В древнем Китае их лечили с помощью даосистских «бесед». Даосизм — древнекитайская религия, указывающая путь к поиску и достижению вечного счастья.
Каждая древняя религия и культура знала свой ритуал, направленный на познание обычным человеком самого себя, на понимание им своей особенной роли в судьбе Вселенной.
Жрецы практически всех древних культур использовали в этих ритуалах свои «секретные растения». К ним принадлежала когда-то и виноградная лоза. Во всех культурах Востока к числу этих растений относилась марихуана.
Однако, и это очень важно понять, «секретные растения» были только помощниками языческих священнослужителей, а отнюдь не главной частью ритуала. Марихуана позволяла жрецам легче настроить человека на «священную волну», а не подменяла собой священнодействие. Сегодня мы можем предположить, что она помогала вызывать конкретные состояния психики, облегчающие жрецам проведение массовых мистерий.
|
|
Дело в том, что есть ощущения, которые обязательно испытывает человек, участвующий в религиозной церемонии — сакральном ритуале, независимо от того, к какой религии он принадлежит. Эти чувства подробно описаны за века психологами и мистиками.
Первое из таких ощущений — ощущение особого священного времени.
Время для участника ритуала как будто останавливается, замирает, прекращает свой бег. Здесь, в храме, оно как будто отсутствует. Время здесь то же самое, что было и сто, и тысячу, и две тысячи лет назад. И если вы не участвовали в мистерии много лет, то, вернувшись в храм, вы вновь окажетесь как будто в том же самом мгновении, как будто годы пролетели где-то в другом измерении.
Это ощущение блестяще описал известный философ и историк религии Мирча Элиаде, к книгам которого мы и отсылаем интересующихся.
Второе ощущение — необычность окружающего.
Во время мистерии даже самые обычные предметы: посох, кубок, одежда, мебель, находящиеся в храме или священном пространстве, становятся необычными. Они меняются, живут отдельной, самостоятельной, таинственной жизнью. Обычные предметы приобретают символическое, знаковое значение. Само пространство становится живым и полным тайны...
Если вы внимательно прочитали описание Тео-филя Готье, то вы, наверное, уже поняли, что эти ощущения характерны для легкой формы опьянения продуктами каннабиса. Именно для того, чтобы вызвать и углубить ощущения такого рода, и использовалась конопля в языческих религиозных культах.
«Как здорово! — скажет читатель. — Значит, можно использовать коноплю вместо религиозного экстаза, значит, можно не разбираться в себе, не ходить в храм, и все это заменит один «косяк»?»
Нет, дорогой читатель, это не так. Именно поэтому Веды, мистерии Диониса, китайские мудрецы, Авиценна и стремились держать в секрете использование каннабиса для врачевания души.
Во время мистерий и таинств марихуана создавала лишь форму, фон, внешнюю оболочку духовных состояний. Она облегчала новичку только вход в мистическое переживание. Дальше человека вел и управлял его ощущениями посвященный жрец, на котором лежала ответственность за то, чтобы участник мистерии правильно воспринял смысл своих ощущений. Марихуана не заменяла собой мистерию, она лишь помогала войти в нужное состояние и приобщиться к ней.
Вот почему посвященные боялись выхода знаний о марихуане за стены храмов. Они боялись отрыва формы от содержания; отрыва ощущения от его духовного, религиозного смысла...
Так и произошло. Выйдя за пределы языческих храмов, марихуана лишилась смысла. Она перестала быть источником познания священных и мистических загадок человеческой души.
Опьянение осталось, а его духовный смысл потерялся в веках.
Лишь карикатурные отзвуки на священную роль марихуаны в древнем мире можно заметить в склонности курильщиков собираться для употребления марихуаны группами — компаниями. Некоторые группы ищут «многоопытного» наркомана, который играл бы роль «проводника», руководил коллективным «кайфом». Такого человека иногда называют «ведуном», почти как древнего священнослужителя.
Особенно много попыток вернуть марихуане роль «священного растения» замечалось в Америке 60—70-х годов во время молодежного движения хиппи. Они тоже пытались что-то постичь с помощью марихуаны и новоявленных «гуру», но так и не успели понять, что же это было такое на самом деле.
Но мы немного отвлеклись на описание ритуальной роли марихуаны, как бы забыв о самом главном: языческий религиозный ритуал и марихуана, используемая жрецами внутри священного процесса, служили для того, чтобы помочь человеку обрести смысл жизни, обрести ясный взгляд на то, для чего он призван на землю в своем облике и в свое время.
|
|
Смысл ритуала заключался в конечном итоге в том, чтобы избавить участника от того мистического чувства неудовлетворенности жизнью, с описания которого мы начали эту главу.
Главный миф и главный обман всех наркотиков и каннабиса в частности и в особенности заключается в том, что они действительно способны на какое-то время — на период опьянения —.искусственно приглушить эту общечеловеческую, метафизическую тоску, это почти бесконечное ощущение неправильности жизни, столь свойственное людям.
Полный смысл участия марихуаны в религиозных церемониях древности заключался в том, что марихуана, погружая человека в Священное время, создавая необычность обстановки, незаметно обезболивала душу человека, притупляла моральную тоску, свойственную ей.
Жрецы использовали необычность и блажен-ность состояния опьянения для того, чтобы внушить человеку чувство осмысленности его существования перед лицом Бога. Единого или Дао — не важно каким именем древние называли Духовную Сущность Вселенной.
Человек, прошедший через мистерию, выносил из нее убежденность в своей сопричастности творчеству Бога, и ему становилось легче нести бремя жизни без всякого дальнейшего участия наркотиков. Его жизнь приобретала высший, нетленный смысл. Происходило это благодаря вере, а «секретное растение» играло в этом мистическом процессе лишь роль инструмента в руках несущего смысл жреца-врачевателя.
Когда знание о психоактивных свойствах марихуаны покинуло храмы и стало достоянием каждого, сохранилась лишь информация о ее способности избавлять человека на короткий срок от моральной боли. Знание оке о том, как с помощью марихуаны дать человеку возможность почувствовать свою роль во Вселенной, исчезло без следа.
Эта роль марихуаны очень заметна в наш страшный век. Она стала широко использоваться ветеранами недавних бессмысленных войн, в преступной среде, в странной и бессмысленной среде новых русских. Марихуана за пределами языческих храмов сохранила свою роль «травы забвения», лекарства от совести...
|
|
В отличие от многих других наркотических средств, марихуана при ее применении вне таинства имеет не только физическое и психическое действие, она имеет действие моральное. Мы не знаем, каким образом это происходит, но при применении в быту марихуана способна атрофировать человеческое воспоминание о Боге в душе — она оказывает прямое физическое воздействие на человеческую совесть.
Мало того, что марихуана вызывает прямую агрессию, она способна анестезировать (обезболивать) душу, устранять душевную боль, вызванную последствиями агрессивных деяний человека. Тот, кто курит марихуану систематически, не будет испытывать чувства вины перед собой и близкими за дурные поступки, которые он совершил. Именно поэтому солдатам после бессмысленных и жестоких войн в Афганистане и Вьетнаме так помогала марихуана. Она анестезировала самый глубокий вид душевной боли — боль моральную, комплекс вины человека за смерть, принесенную другому.
Человек не будет испытывать боль, стало быть, не сможет осознать свою вину. Раз он не сможет осознать свою вину, значит, не сможет и развиваться.
Вдумайтесь еще раз! Нормальная человеческая жизнь подразумевает не только удовольствия, но и боль. Душа болит, когда мы не правы. Она тревогой и депрессией реагирует на наше равнодушие к ближнему, на наши попытки свести жизнь только к приобретению материальных ценностей.
Солдат, участвующий в несправедливой войне, испытывает невыразимые страдания из-за человеческой крови, которую он пролил бессмысленно и которую пролили его товарищи у него на глазах. Он испытывает чувство вины.
С этим чувством можно бороться только двумя путями.
Путь первый. Можно осознать причину боли и попытаться искупить вину, найти новое применение своей душе. Сохранить болезненный опыт войны, но переработать его в сознательную человеческую позицию. Сделать это очень непросто. Но на этом пути может помочь религия. Может помочь и медицинская наука, которая называется психотерапией.
Второй путь — это путь наркотиков в самом широком смысле этого слова. Это путь «добивания» души психоактивными веществами, попытка обезболить душу наркотиками или успокоительными лекарствами.
Но практика показала, что наркотик не способен вылечить душевную боль. Он способен лишь загнать ее куда-то в бессознательное, спрятать от сознания, да и то на очень непродолжительный срок своего химического действия. Как и заморозка — анестезия зубов и челюсти, — анестезия души наркотиком скоро кончится, и душевная боль или ощущение бессмысленности, неинтересности жизни вернется с удвоенной силой.
Для человека, следующего по пути приема наркотиков, остается лишь один выход — употреблять наркотик непрерывно...
Долгие века после храмов люди употребляли марихуану как «моральное обезболивающее». Эти века доказали: душа, лишенная боли, окончательно лишается смысла.
КАКОВ ХИМИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ ДЕЙСТВИЯ МАРИХУАНЫ?
Передача нервного импульса в мозгу человека осуществляется с помощью специальных химических веществ-посредников, которые называются нейромедиаторами. Основной действующий компонент марихуаны — ТНС — влияет на циркуляцию в нервной системе одного из главных таких медиаторов — ацетилхолина.
Ацетилхолин отвечает за правильное течение процессов возбуждения в глубоких отделах мозга. ТНС вызывает резкое понижение количества ацетилхолина. Под его влиянием процессы возбуждения начинают протекать несинхронно, как бы сами по себе, что в основном и вызывает резкое изменение картины окружающего мира, свойственное опьянению марихуаной.
В 1986 году группа шведских ученых опубликовала сообщение об открытии в нервной системе человека естественных химических веществ, очень похожих по своей структуре на ТНС. Эти вещества были названы авторами анандомидами (от слова «ананда», обозначающего на санскрите «блаженство»). По мнению исследователей, данные вещества отвечают за тонкую регуляцию в организме таких процессов, как чувство боли, аппетит, функционирование кратковременной памяти, то есть на те же самые процессы, на которые в физической сфере воздействует марихуана. Можно предположить, что, как и в случае употребления героина и других опиатов, курение марихуаны вытесняет из организма естественные регуляторы. И если прием продуктов каннабиса становится систематическим, то он уменьшает их естественный синтез в организме. По мнению биохимиков, это и может приводить к свойственному курильщикам марихуаны снижению памяти, отсутствию аппетита без приема наркотиков, повышению порога болевой чувствительности и общей замедленности темпа мышления, речи и движения.
Однако на сегодняшний день существование в организме анандомидов нельзя считать однозначно доказанным. Специалисты ищут подтверждение этой гипотезы.