V.Учебно-материальное обеспечение

ДИСЛИПИДЕМИИ. АТЕРОСКЛЕРОЗ.

 

 

Утверждено на заседании кафедры

Протокол № __

от  «___»______2009 г.

 

Заведующий кафедрой факультетской терапии

д.м.н.  доцент _________

М.А.Качковский

 

Составитель –

профессор В.В.Симерзин

 

Самара 2009 г.

 

 Содержание методической разработки

 1. Учебные и вспомогательные цели

На кафедре факультетской терапии у студентов 4 и 5 курсов на практических занятиях и лекциях по теме ДЛП и атеросклероз происходит формирование их клинического мышления – умения оценить полученную информацию (опрос, осмотр больного, данные лабораторно-инструментального исследования) для формулировки развернутого клинического диагноза.

Знание основ клинической медицины, которая в основном преподается на кафедрах внутренних болезней, имеет первостепенное значение для подготовки врачей всех специальностей. Это связано с тем, что

в целом при изучении внутренних болезней формируются основы:

· клинического мышления,

· медицинской деонтологии,

· происходит овладение умениями и навыками обследования больных и принятия решения о назначении лечения.

 

Основным методом обучения на кафедре и в клинике является самостоятельная работа студентов:

· у постели больного под руководством преподавателя,

· в диагностических кабинетах:

   а) функциональной диагностики,

   б) рентген-кабинете,

· клинической и биохимической лаборатории,

· палатах интенсивного наблюдения,

· поликлинике,

· участие студентов в обходах больных с заведующим кафедрой, профессорами и доцентами.

Детальная клиническая характеристика больных с ДЛП и атеросклерозом на практических занятиях сопровождается демонстрацией и подробным разбором результатов современных дополнительных исследований (инструментальные, лабораторно-биохимические, эндоскопические, функциональные, морфологические).

Необходимо предусмотреть приобретение студентами практических умений в оценке ряда дополнительных методов исследования больных, в частности, данных: ЭКГ, УЗИ, R-обследования, ЭхоКГ, ЧПЭКС, ВЭМ, суточного холтеровского мониторирования ЭКГ, АД, результатов УЗДГ и триплексного сканирования артерий брахиоцефального соединения, аорты, сонных и бедренных артерий данных реоэнцефалографии, анализов (липидемического профиля, печеночных проб, электролитного баланса, гликемического профиля), сцинтиграфии (миокарда, щитовидной железы).

Общие учебные цели при проведении

практического занятия по теме: ДЛП и атеросклероз:

· дать знание этиологии и патогенеза ДЛП и атеросклероза, клинических проявлений основных атеросклеротических заболеваний;

· закреплять и совершенствовать умения обследовать больного с ДЛП и атеросклерозом;

· формировать клиническое мышление (умение на основе собранной информации о больном поставить развернутый клинический диагноз);

· научить использовать метод дифференциальной диагностики в пределах разбираемых нозологических форм атеросклеротических заболеваний;

· научить основным принципам первичной и вторичной профилактики и лечения ДЛП и атеросклеротических заболеваний.

 

Частные учебные цели при преподавании

Практического занятия по теме: ДЛП и атеросклероз

Студент должен знать:

· этиологию (факторы риска) и патогенез, клинические проявления ДЛП и атеросклеротических заболеваний и осложнения;

· симптоматологию наиболее распространенных атеросклеротических заболеваний, протекающих в типичной форме;

· ведущие синдромы ДЛП и основных атеросклеротических заболеваний (программы диагностического поиска по ним);

· методику дифференциальной диагностики (идентификации и исключения);

· основные лабораторные и инструментальные методы диагностики и верификации диагноза с учетом их чувствительности и специфичности;

· основные классификации и риск-стратификации пациентов с факторами риска и наличием атеросклеротических заболеваний;

· основные группы медикаментов применяемых в липидологии в терапии пациентов с ДЛП и атеросклеротическими заболеваниями их дозы;

· принципы лечения ДЛП и основных атеросклеротических заболеваний;

· экспертизу временной и стойкой нетрудоспособности;

· симптоматологию и основные принципы оказания медицинской помощи при некоторых неотложных состояниях при ИБС;

· принципы первичной и вторичной профилактики ДЛП и ИБС;

· показания и противопоказания для физиотерапевтического и санаторно- курортного лечения.

 

Студент должен уметь:

· провести расспрос больного (и/или родственников) и получить полную информацию о заболевании, установив этиологию (факторы риска);

· провести физикальное обследование больного (осмотр, пальпация, перкуссия, аускультация и т.п.);

· сформулировать методом идентификации предварительный диагноз и написать план обследования и лечения;

· выделить ведущий синдром и составить программу диагностического поиска;

· провести дифференциальную диагностику методом идентификации и исключения с использованием лабораторных и инструментальных методов обследования;

· сформулировать клинический диагноз разбираемых больных с ДЛП и атеросклеротическими заболеваниями, протекающих в типичной форме, и обосновать этот диагноз и его осложнения;

· написать лист назначения и/или выписать рецепты курируемому больному;

· написать клиническую историю болезни курируемому больному;

· проанализировать (по алгоритму)и дать заключение по ЭКГ в 12 отведениях курируемых больных с ДЛП и ИБС;

· проанализировать R-гр грудной клетки, данные ЭхоКГ, триплексного сканирования артерий БЦС, аорты и магистральных артерий при ДЛП и основных атеросклеротических заболеваниях;

· оценить результаты биохимического анализакрови и показатели липидемического профиля.

· оказать неотложную помощь при наиболее распространенных атеросклеротических заболеваниях.

 

Перечень практических умений по теме:

ДЛП и атеросклероз у

· Обследовать больного с ДЛП и атеросклерозом (сбор анамнеза, внешний осмотр, проведение перкуссии и аускультации легких и сердца, магистральных артерий, осмотр и пальпация живота и т.д.).

· Оценить выявленные при обследовании изменения со стороны различных систем и органов.

· Использовать данные физикального, инструментального, рентгенологического обследования, лабораторных данных для формулировки предварительного и клинического диагноза.

· Уметь выделить ведущий синдром и составить программу диагностического поиска.

· Провести дифференциальную диагностику методом идентификации и исключения.

· Оформлять лист назначения курируемого больного.

· Написать историю болезни больного в осеннем семестре и амбулаторную карту в весеннем.

· Оказать экстренную помощь при неотложных состояниях (ангинозный приступ, статус, сердечная астма, отек легких и некоторых других).

· Заполнить санаторно-курортную карту больному.

· Оценить анализ мочи на желчные пигменты, уробилин и амилазу.

· Оценить показатели периферической крови и данные биохимического исследования крови:

       а) содержание общего белка и фракций;

       б) активности печеночных и сердечных ферментов;

       в) содержание мочевины и креатинина;

       г) показатели активности воспалительного процесса (С-реактивный белок, фибриноген и др.);

       д) липидного спектра;

       е) пигментный обмен;

       ж) пуринового обмена;

· Оценить клиническую значимость электролитного и кислотно-основного баланса крови.

· Знать алгоритм расшифровки ЭКГ, рентгенограммы.

· Интерпретировать и использовать для диагностики современные методы исследования:

          а) ВЭМ;

          б) ЭхоКГ;

          в) УЗИ органов брюшной полости (печень, поджелудочная железа, почки, желчный пузырь);

          г) ЭКГ, триплексного сканирования артерий БЦС и магистральных артерий;

          д) суточное мониторирование ЭКГ;

          е) суточное мониторирование АД;

· Составить программу диагностического поиска по ведущему синдрому: ДЛП, боли за грудиной, в грудной клетке; систолическому шуму в зоне сонных артерий, брюшной аорты, бедренных артерий.

· Выписать рецепты.

 

   ОЗНАКОМИТЬСЯ:

· с новейшими достижениями в области данной проблемы

 

II. Время - 225 минут

 

III. Место проведения занятия.

   Учебная комната, палата терапевтического отделения, процедурный

   кабинет.

 

V.Учебно-материальное обеспечение.

1. Литература (см. приложение №9)

2. Методическое обеспечение:

    а) набор тестов для определения исходного уровня знаний

    б) студентам демонстрируются больные с различными клиническими

        проявлениями ревматизма и синдромосходными заболеваниями

    в) графологическая структура учебной темы "Атеросклероз "

       (дифференциальная диагностика, клинические формы, лечение,

        профилактика, врачебная экспертиза)

    г) поэтапная схема дифференциально-диагностического поиска при

        наличии ведущего синдрома – ДЛП

    д) поэтапная схема дифференциально-диагностического поиска при

        наличии ведущего синдрома – ДЛП

     е) методическая разработка практического занятия

 

3. Наглядные пособия:

    а) учебные таблицы:

 

№ табл Название таблицы
1 Факторы риска и патогенез атеросклероза
2 Диагностические критерии ДЛП и атеросклероза
3 Рабочая классификация ГХС, ДЛП и атеросклероза
4 Клинико-лабораторная характеристика ДЛП, атеросклероза
5 Дифференциально-диагностическая программа по синдромам ГХС, ДЛП
6 Цель лечения ДЛП и атеросклероз
7 Лечебная программа при ДЛП и атеросклерозе
8 Эскалация дозового режима статинов и экстракорпоральные вмешательства при рефрактерных ДЛП и генерализованных формах атеросклероза
9 Профилактика атеросклероза

 

б) копии клинических и биохимических анализов (крови и др.)

в) комплекты учебных рентгенограмм, электрокардиограмм, эхокардиограмм, триплексного сканирования артерий БЦС и периферических артерий

г) набор медикаментов, применяемых в лечении заболевания

д) набор ситуационных задач 

е) альбом с аннотациями лекарственных препаратов

 

4. Технические средства обучения:

    а) персональный компьютер

    в) электрокардиограф

    г) мельтимедийная установка

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: