ДИСЛИПИДЕМИИ. АТЕРОСКЛЕРОЗ.
Утверждено на заседании кафедры
Протокол № __
от «___»______2009 г.
Заведующий кафедрой факультетской терапии
д.м.н. доцент _________
М.А.Качковский
Составитель –
профессор В.В.Симерзин
Самара 2009 г.
Содержание методической разработки
1. Учебные и вспомогательные цели
На кафедре факультетской терапии у студентов 4 и 5 курсов на практических занятиях и лекциях по теме ДЛП и атеросклероз происходит формирование их клинического мышления – умения оценить полученную информацию (опрос, осмотр больного, данные лабораторно-инструментального исследования) для формулировки развернутого клинического диагноза.
Знание основ клинической медицины, которая в основном преподается на кафедрах внутренних болезней, имеет первостепенное значение для подготовки врачей всех специальностей. Это связано с тем, что
в целом при изучении внутренних болезней формируются основы:
· клинического мышления,
· медицинской деонтологии,
|
|
· происходит овладение умениями и навыками обследования больных и принятия решения о назначении лечения.
Основным методом обучения на кафедре и в клинике является самостоятельная работа студентов:
· у постели больного под руководством преподавателя,
· в диагностических кабинетах:
а) функциональной диагностики,
б) рентген-кабинете,
· клинической и биохимической лаборатории,
· палатах интенсивного наблюдения,
· поликлинике,
· участие студентов в обходах больных с заведующим кафедрой, профессорами и доцентами.
Детальная клиническая характеристика больных с ДЛП и атеросклерозом на практических занятиях сопровождается демонстрацией и подробным разбором результатов современных дополнительных исследований (инструментальные, лабораторно-биохимические, эндоскопические, функциональные, морфологические).
Необходимо предусмотреть приобретение студентами практических умений в оценке ряда дополнительных методов исследования больных, в частности, данных: ЭКГ, УЗИ, R-обследования, ЭхоКГ, ЧПЭКС, ВЭМ, суточного холтеровского мониторирования ЭКГ, АД, результатов УЗДГ и триплексного сканирования артерий брахиоцефального соединения, аорты, сонных и бедренных артерий данных реоэнцефалографии, анализов (липидемического профиля, печеночных проб, электролитного баланса, гликемического профиля), сцинтиграфии (миокарда, щитовидной железы).
Общие учебные цели при проведении
практического занятия по теме: ДЛП и атеросклероз:
· дать знание этиологии и патогенеза ДЛП и атеросклероза, клинических проявлений основных атеросклеротических заболеваний;
|
|
· закреплять и совершенствовать умения обследовать больного с ДЛП и атеросклерозом;
· формировать клиническое мышление (умение на основе собранной информации о больном поставить развернутый клинический диагноз);
· научить использовать метод дифференциальной диагностики в пределах разбираемых нозологических форм атеросклеротических заболеваний;
· научить основным принципам первичной и вторичной профилактики и лечения ДЛП и атеросклеротических заболеваний.
Частные учебные цели при преподавании
Практического занятия по теме: ДЛП и атеросклероз
Студент должен знать:
· этиологию (факторы риска) и патогенез, клинические проявления ДЛП и атеросклеротических заболеваний и осложнения;
· симптоматологию наиболее распространенных атеросклеротических заболеваний, протекающих в типичной форме;
· ведущие синдромы ДЛП и основных атеросклеротических заболеваний (программы диагностического поиска по ним);
· методику дифференциальной диагностики (идентификации и исключения);
· основные лабораторные и инструментальные методы диагностики и верификации диагноза с учетом их чувствительности и специфичности;
· основные классификации и риск-стратификации пациентов с факторами риска и наличием атеросклеротических заболеваний;
· основные группы медикаментов применяемых в липидологии в терапии пациентов с ДЛП и атеросклеротическими заболеваниями их дозы;
· принципы лечения ДЛП и основных атеросклеротических заболеваний;
· экспертизу временной и стойкой нетрудоспособности;
· симптоматологию и основные принципы оказания медицинской помощи при некоторых неотложных состояниях при ИБС;
· принципы первичной и вторичной профилактики ДЛП и ИБС;
· показания и противопоказания для физиотерапевтического и санаторно- курортного лечения.
Студент должен уметь:
· провести расспрос больного (и/или родственников) и получить полную информацию о заболевании, установив этиологию (факторы риска);
· провести физикальное обследование больного (осмотр, пальпация, перкуссия, аускультация и т.п.);
· сформулировать методом идентификации предварительный диагноз и написать план обследования и лечения;
· выделить ведущий синдром и составить программу диагностического поиска;
· провести дифференциальную диагностику методом идентификации и исключения с использованием лабораторных и инструментальных методов обследования;
· сформулировать клинический диагноз разбираемых больных с ДЛП и атеросклеротическими заболеваниями, протекающих в типичной форме, и обосновать этот диагноз и его осложнения;
· написать лист назначения и/или выписать рецепты курируемому больному;
· написать клиническую историю болезни курируемому больному;
· проанализировать (по алгоритму)и дать заключение по ЭКГ в 12 отведениях курируемых больных с ДЛП и ИБС;
· проанализировать R-гр грудной клетки, данные ЭхоКГ, триплексного сканирования артерий БЦС, аорты и магистральных артерий при ДЛП и основных атеросклеротических заболеваниях;
· оценить результаты биохимического анализакрови и показатели липидемического профиля.
· оказать неотложную помощь при наиболее распространенных атеросклеротических заболеваниях.
Перечень практических умений по теме:
ДЛП и атеросклероз у
· Обследовать больного с ДЛП и атеросклерозом (сбор анамнеза, внешний осмотр, проведение перкуссии и аускультации легких и сердца, магистральных артерий, осмотр и пальпация живота и т.д.).
· Оценить выявленные при обследовании изменения со стороны различных систем и органов.
· Использовать данные физикального, инструментального, рентгенологического обследования, лабораторных данных для формулировки предварительного и клинического диагноза.
|
|
· Уметь выделить ведущий синдром и составить программу диагностического поиска.
· Провести дифференциальную диагностику методом идентификации и исключения.
· Оформлять лист назначения курируемого больного.
· Написать историю болезни больного в осеннем семестре и амбулаторную карту в весеннем.
· Оказать экстренную помощь при неотложных состояниях (ангинозный приступ, статус, сердечная астма, отек легких и некоторых других).
· Заполнить санаторно-курортную карту больному.
· Оценить анализ мочи на желчные пигменты, уробилин и амилазу.
· Оценить показатели периферической крови и данные биохимического исследования крови:
а) содержание общего белка и фракций;
б) активности печеночных и сердечных ферментов;
в) содержание мочевины и креатинина;
г) показатели активности воспалительного процесса (С-реактивный белок, фибриноген и др.);
д) липидного спектра;
е) пигментный обмен;
ж) пуринового обмена;
· Оценить клиническую значимость электролитного и кислотно-основного баланса крови.
· Знать алгоритм расшифровки ЭКГ, рентгенограммы.
· Интерпретировать и использовать для диагностики современные методы исследования:
а) ВЭМ;
б) ЭхоКГ;
в) УЗИ органов брюшной полости (печень, поджелудочная железа, почки, желчный пузырь);
г) ЭКГ, триплексного сканирования артерий БЦС и магистральных артерий;
д) суточное мониторирование ЭКГ;
е) суточное мониторирование АД;
· Составить программу диагностического поиска по ведущему синдрому: ДЛП, боли за грудиной, в грудной клетке; систолическому шуму в зоне сонных артерий, брюшной аорты, бедренных артерий.
· Выписать рецепты.
ОЗНАКОМИТЬСЯ:
· с новейшими достижениями в области данной проблемы
II. Время - 225 минут
III. Место проведения занятия.
Учебная комната, палата терапевтического отделения, процедурный
кабинет.
V.Учебно-материальное обеспечение.
|
|
1. Литература (см. приложение №9)
2. Методическое обеспечение:
а) набор тестов для определения исходного уровня знаний
б) студентам демонстрируются больные с различными клиническими
проявлениями ревматизма и синдромосходными заболеваниями
в) графологическая структура учебной темы "Атеросклероз "
(дифференциальная диагностика, клинические формы, лечение,
профилактика, врачебная экспертиза)
г) поэтапная схема дифференциально-диагностического поиска при
наличии ведущего синдрома – ДЛП
д) поэтапная схема дифференциально-диагностического поиска при
наличии ведущего синдрома – ДЛП
е) методическая разработка практического занятия
3. Наглядные пособия:
а) учебные таблицы:
№ табл | Название таблицы |
1 | Факторы риска и патогенез атеросклероза |
2 | Диагностические критерии ДЛП и атеросклероза |
3 | Рабочая классификация ГХС, ДЛП и атеросклероза |
4 | Клинико-лабораторная характеристика ДЛП, атеросклероза |
5 | Дифференциально-диагностическая программа по синдромам ГХС, ДЛП |
6 | Цель лечения ДЛП и атеросклероз |
7 | Лечебная программа при ДЛП и атеросклерозе |
8 | Эскалация дозового режима статинов и экстракорпоральные вмешательства при рефрактерных ДЛП и генерализованных формах атеросклероза |
9 | Профилактика атеросклероза |
б) копии клинических и биохимических анализов (крови и др.)
в) комплекты учебных рентгенограмм, электрокардиограмм, эхокардиограмм, триплексного сканирования артерий БЦС и периферических артерий
г) набор медикаментов, применяемых в лечении заболевания
д) набор ситуационных задач
е) альбом с аннотациями лекарственных препаратов
4. Технические средства обучения:
а) персональный компьютер
в) электрокардиограф
г) мельтимедийная установка