Учёт поступления материалов

-1-

Материалы поступают в организацию из различных источников:

Ø от поставщиков,

Ø из собственного производства,

Ø от списания основных средств,

Ø от оприходования излишков, выявленных при инвентаризации,

Ø приобретаются за наличный расчет и др.

При поступления материалов от поставщика, поставщик на основе договора поставки отгружает покупателю материалы, выписывая счёт-фактуру, товарно-транспортную накладную (ТТН - 1) или товарную накладную (ТН – 2). ТТН -1 используется при перевозке груза автотранспортом, ТН – 2 – при доставке ТМЦ нарочным. ТТН – 1 выписывается грузоотправителем в 4-х экземплярах: 1-й - остаётся у грузоотправителя (поставщика) и предназначен для списания товарно-материальных ценностей. 2-й, 3-й и 4-й экземпляры- вручаются экспедитору; из них 2-ой экземпляр сдается экспедитором грузополучателю (служит основанием для оприходования материалов покупателем); 3-ий экземпляр заверяется подписью и штампом грузоотправителя и грузополучателя (служит основанием для расчётов за транспорт); 4-ый экземпляр, тоже заверенный, прилагается к путевому листу. ТН - 2 выписывается в двух экземплярах: один экземпляр остаётся у отправителя и служит для списания материальных ценностей, а второй экземпляр вручается получателю и служит для оприходования материалов.

Для получения материалов на складе поставщика бухгалтер на имя экспедитора выписывает доверенность в одном экземпляре, где указывается его Ф. И. О., паспортные данные, наименование поставщика, перечень материалов и подписи руководителя предприятия, главного бухгалтера, получателя доверенности и ставится круглая печать. Доверенность действительна в течение 10-ти дней. Учёт выданных доверенностей ведётся в Журнале учёта выданных доверенностей. Неиспользованные доверенности подлежат возврату и аннулированию.

Приёмка материалов может производиться на складе покупателя. При поступлении материалов от поставщиков заведующий складом проверяет соответствие их фактического количества товаросопроводительным документам поставщика.

Если расхождений сдокументами поставщика нет, то заведующий складомвыписываетв 1-м экземпляре приходный ордер на все количество поступившего груза или же приходный ордер не составлять, а наТТН – 1 или ТН - 2 проставить специальный  штамп приёмки, где указывается стоимость получаемых материалов, дата и подпись получателя.

Акт о приемке материалов применяется для оформления поступивших материальных ценностей без платежных документов (неотфактурованные поставки) и в случае расхождений (количественных и качественных) с данны­ми сопроводительных документов поставщика. Акт со­ставляется комиссией с обязательным участием предста­вителя поставщика или представителя незаинтересован­ной организации. Акт составляется в двух экземплярах — первый передается в бухгалтерию организации для осу­ществления бухгалтерских записей на счетах и расчета суммы недостачи или излишков, второй - служит основа­нием для предъявления претензии поставщику.

     Количество поступивших материалов от поставщиков должно быть отражено в Журнале учёта поступивших грузов.

Если при приёмке материалов от железной дороги или другой транспортной организации, нарушена целостность пломб или обнаружена недостача материалов, то составляется коммерческий акт, являющийся основанием для предъявления претензии транспортной организации.

Поступление на склад отходов из производства, а также внутреннее перемещение материалов оформляют выпис­кой накладной - требования. Накладная-требованиевыписывается в двух экземплярах. Во всех приходных документах указывается: от кого поступил материал, на такой склад, номенклатурный номер, наименование, ко­личество, цена, сумма поступивших материалов, кто сдал и кто принял, дата и номер документа.

При оприходовании отходов от ликвидации основных средств, излишков, выявленных при инвентаризации составляют приходный ордер.

Подотчетные лица приобретают материалы в торговле, на рынках, у населения за наличные деньги. На поступившие материалы также оформляется приходный ордер, а к авансовому отчёту должен быть приложен товарный чек или акт-справка на закупку материалов, где указывается дата, место закупки, наименование материалов, их количество, цена, сумма и подписи подотчетного лица и продавца, а на поступившие материалы, надо составить приходный ордер. МБП.

Во всех приходных документах указывается: от кого поступил материал, на такой склад, номенклатурный номер, наименование, ко­личество, цена, сумма поступивших материалов, кто сдал и кто принял, дата и номер документа.

Если на склад поступили незаказанные материалы или товары или некачественные, или имеет место бой, лом товаров и покупатель предприятия отказывается от акцепта, т. е. от оплаты счёта, или материалы передают на техническую проверку, то кладовщик записывает их в специальную книгу, и эти материалы сохраняют отдельно, не расходуя их.

В бухгалтерии стоимость таких ценностей относят на забалансовый счёт 002 «Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение» до получения результатовпроверки материалов или ответа поставщика на наш запрос о том, куда отправить материалы. Сырьё и материалы заказчика, принятые в переработку, учитываются на забалансовом счёте 003 «Материалы, принятые в переработку».

 

-2-

Поступление материалов в бухгалтерском учете может отражаться двумя способами:

1.по фактической себестоимости приобретения;

2. по учетным (фиксированным) ценам.

Если текущий учет материалов ведется по фактической себестоимости, то на счете 10 «Материалы» отражается фактическая себестоимость приобретения (покупная стоимость материалов без НДС и все расходы, связанные с приобретением материалов (ТЗР)).

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: