Учет результатов инвентаризации

-1-

     Общий порядок проведения инвентаризации материальных ценностей предприятия состоит из следующих этапов:

1. На основании приказа руководителя предприятия создается
инвентаризационная комиссия
, включающая не менее 3 человек:

Ø материально ответственное лицо, за которым закреплены проверяемые ценности;

Ø работника экономической службы предприятия (бухгалтер, экономист и т. д.);

Ø работника управленческого персонала, имеющего специаль­ное образование, которое позволяет наиболее объективно оценить состояние проверяемых материальных ценностей (например: если проводят инвентаризацию товаров, в качестве члена комиссии приглашается товаровед; если основных средств - инженер (глав­ный инженер) предприятия и т. д.).

2. В бухгалтерии производится сверка данных аналитического и синтетического учета, уточнение и устранение выявленных рас­хождений по каждому наименованию ценностей, закрепленных за проверяемым материально ответственным лицом.

3. На месте проведения проверки комиссия ставит в известность о приказе па проведение инвентаризации материально ответствен­ное лицо. Если на момент проведения инвентаризации у матери­ально ответственного лица имеются первичные документы на по­ступление или отпуск материальных ценностей, которые еще не сданы в бухгалтерию, они предъявляются комиссии после состав­ления здесь же, в присутствии комиссии отчета (например, кассир составляет «Отчет кассира», кладовщик «Отчет о движении мате­риалов по складу»). Документы и отчет визируются членами ко­миссии - в левом верхнем углу каждого документа ставится дата проведения инвентаризации и подписи всех членов комиссии. После этого у материально-ответственного лица берут расписку в том, что все имеющиеся у нею первичные документы сданы в бух­галтерию или предъявлены комиссии (как правило, текст распис­ки, напечатанный типографским способом, имеется па каждом стандартном бланке инвентаризационной описи).

4. Все материальные ценности, закрепленные за проверяемым материально ответственным лицом, взвешиваются, перемеривают­ся, пересчитываются в присутствии комиссии и записываются в инвентаризационную опись по наименованиям, видам, сортам, количеству. Материально ответственное лицо является членом ко­миссии, но не имеет права делать записи в инвентаризационную опись. По окончании инвентаризации в инвентаризационной опи­си подписываются постраничные и общие итоги, которые заверя­ются подписями всех членов комиссии, а материально ответствен­ное лицо дает расписку в том, что все представленные им для про­верки ценности учтены и претензий к комиссии нет (текст распис­ки, напечатанный типографским способом, находится на послед­ней странице стандартного бланка инвентаризационной описи).

5. В бухгалтерии производится проверка инвентаризационной описи. Для выведения результатов инвентаризации бухгалтер по тем позициям, где есть расхождения, заполняет сличительную ве­домость, в которой указывается фактическое наличие материаль­ных ценностей (информацию берут из инвентаризационной описи) и количество материальных ценностей, закрепленных за материально ответственным лицом согласно бухгалтерским кни­гам (записям), первичным документам. Затем по каждой позиции (строчке) бухгалтер рассчитывает отклонения. Если фактическое наличие материальных ценностей больше того, что числится в бух­галтерском учете, то речь идет об их излишках. Если фактическое наличие материальных ценностей меньше того, что числится в бух­галтерском учете, то речь идет об их недостаче.

6. У материально ответственного лица берут письменное объясне­ние всех фактов выявленных отклонений: недостачи или излишков.

7. Инвентаризационная опись, сличительная ведомость и объяс­нительная записка материально ответственного лица вместе с пред­ложениями инвентаризационной комиссии об отражении в учете вы­явленных отклонений передаются руководителю для рассмотрения и утверждения. На основании действующего законодательства и с уче­том представленных документов принимается решение об оприходо­вании излишков, о списании недостачи: на расходы (в пределах норм естествен­ной убыли), на виновное лицо, которое обязано возместить нанесен­ный им ущерб, на убытки предприятия (если виновных лиц нет).

8. На основании утвержденной инвентаризационной описи, сличительной ведомости и решения руководителя бухгалтер делает соответствующие проводки, позволяющие скорректировать учет­ные данные и привести их в соответствие с реальным наличием ценностей.

-2-

     В бухгалтерском учете результаты инвентаризации отражаются следующим образом:


Учет результатов инвентаризации.

№ п/п Содержание операции Дебет Кредит
1. Оприходованы излишки: Ø Основных средств Ø Нематериальных активов Ø Материалов Ø Товаров Ø Готовой продукции Ø Денежных средств в кассе Ø Ценных бумаг   01 04 10 41 43 50 58   92 92 92 92 92 92 92
2. Отражается недостача по балансовой стоимости: Ø Основных средств Ø Нематериальных активов Ø Материалов Ø Товаров Ø Готовой продукции Ø Денежных средств в кассе Ø Ценных бумаг   94 94 94 94 94 94 94   01 04 10 41 43 50 58
3. Списана недостача в пределах норм естественной убыли 25,26 94
4. Одновременно отражается НДС по недостаче в пределах норм естественной убыли 25,26 68
5.     Отнесена недостача на виновное лицо по балансовой стоимости (за минусом недостачи в пределах норм естественной убыли) 73 94
6. Отнесена на виновное лицо разница между взыскиваемой и учетной стоимостью недостачи   73   98
7. Отражается НДС по недостающим материалам 73 68
8. Списывается разница между балансовой и взыскиваемой стоимостью недостачи   98   92
9 Списана недостача при отсутствии виновных лиц или, если во взыскании отказано судом   92   94

 

Особенности учета инвентаря, хозяйственных принадлежностей, спецоснастки и спецодежды

Классификация средств труда, находящихся в обороте.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: