-1-
Общий порядок проведения инвентаризации материальных ценностей предприятия состоит из следующих этапов:
1. На основании приказа руководителя предприятия создается
инвентаризационная комиссия, включающая не менее 3 человек:
Ø материально ответственное лицо, за которым закреплены проверяемые ценности;
Ø работника экономической службы предприятия (бухгалтер, экономист и т. д.);
Ø работника управленческого персонала, имеющего специальное образование, которое позволяет наиболее объективно оценить состояние проверяемых материальных ценностей (например: если проводят инвентаризацию товаров, в качестве члена комиссии приглашается товаровед; если основных средств - инженер (главный инженер) предприятия и т. д.).
2. В бухгалтерии производится сверка данных аналитического и синтетического учета, уточнение и устранение выявленных расхождений по каждому наименованию ценностей, закрепленных за проверяемым материально ответственным лицом.
3. На месте проведения проверки комиссия ставит в известность о приказе па проведение инвентаризации материально ответственное лицо. Если на момент проведения инвентаризации у материально ответственного лица имеются первичные документы на поступление или отпуск материальных ценностей, которые еще не сданы в бухгалтерию, они предъявляются комиссии после составления здесь же, в присутствии комиссии отчета (например, кассир составляет «Отчет кассира», кладовщик «Отчет о движении материалов по складу»). Документы и отчет визируются членами комиссии - в левом верхнем углу каждого документа ставится дата проведения инвентаризации и подписи всех членов комиссии. После этого у материально-ответственного лица берут расписку в том, что все имеющиеся у нею первичные документы сданы в бухгалтерию или предъявлены комиссии (как правило, текст расписки, напечатанный типографским способом, имеется па каждом стандартном бланке инвентаризационной описи).
4. Все материальные ценности, закрепленные за проверяемым материально ответственным лицом, взвешиваются, перемериваются, пересчитываются в присутствии комиссии и записываются в инвентаризационную опись по наименованиям, видам, сортам, количеству. Материально ответственное лицо является членом комиссии, но не имеет права делать записи в инвентаризационную опись. По окончании инвентаризации в инвентаризационной описи подписываются постраничные и общие итоги, которые заверяются подписями всех членов комиссии, а материально ответственное лицо дает расписку в том, что все представленные им для проверки ценности учтены и претензий к комиссии нет (текст расписки, напечатанный типографским способом, находится на последней странице стандартного бланка инвентаризационной описи).
5. В бухгалтерии производится проверка инвентаризационной описи. Для выведения результатов инвентаризации бухгалтер по тем позициям, где есть расхождения, заполняет сличительную ведомость, в которой указывается фактическое наличие материальных ценностей (информацию берут из инвентаризационной описи) и количество материальных ценностей, закрепленных за материально ответственным лицом согласно бухгалтерским книгам (записям), первичным документам. Затем по каждой позиции (строчке) бухгалтер рассчитывает отклонения. Если фактическое наличие материальных ценностей больше того, что числится в бухгалтерском учете, то речь идет об их излишках. Если фактическое наличие материальных ценностей меньше того, что числится в бухгалтерском учете, то речь идет об их недостаче.
6. У материально ответственного лица берут письменное объяснение всех фактов выявленных отклонений: недостачи или излишков.
7. Инвентаризационная опись, сличительная ведомость и объяснительная записка материально ответственного лица вместе с предложениями инвентаризационной комиссии об отражении в учете выявленных отклонений передаются руководителю для рассмотрения и утверждения. На основании действующего законодательства и с учетом представленных документов принимается решение об оприходовании излишков, о списании недостачи: на расходы (в пределах норм естественной убыли), на виновное лицо, которое обязано возместить нанесенный им ущерб, на убытки предприятия (если виновных лиц нет).
8. На основании утвержденной инвентаризационной описи, сличительной ведомости и решения руководителя бухгалтер делает соответствующие проводки, позволяющие скорректировать учетные данные и привести их в соответствие с реальным наличием ценностей.
-2-
В бухгалтерском учете результаты инвентаризации отражаются следующим образом:
Учет результатов инвентаризации.
№ п/п | Содержание операции | Дебет | Кредит |
1. | Оприходованы излишки: Ø Основных средств Ø Нематериальных активов Ø Материалов Ø Товаров Ø Готовой продукции Ø Денежных средств в кассе Ø Ценных бумаг | 01 04 10 41 43 50 58 | 92 92 92 92 92 92 92 |
2. | Отражается недостача по балансовой стоимости: Ø Основных средств Ø Нематериальных активов Ø Материалов Ø Товаров Ø Готовой продукции Ø Денежных средств в кассе Ø Ценных бумаг | 94 94 94 94 94 94 94 | 01 04 10 41 43 50 58 |
3. | Списана недостача в пределах норм естественной убыли | 25,26 | 94 |
4. | Одновременно отражается НДС по недостаче в пределах норм естественной убыли | 25,26 | 68 |
5. | Отнесена недостача на виновное лицо по балансовой стоимости (за минусом недостачи в пределах норм естественной убыли) | 73 | 94 |
6. | Отнесена на виновное лицо разница между взыскиваемой и учетной стоимостью недостачи | 73 | 98 |
7. | Отражается НДС по недостающим материалам | 73 | 68 |
8. | Списывается разница между балансовой и взыскиваемой стоимостью недостачи | 98 | 92 |
9 | Списана недостача при отсутствии виновных лиц или, если во взыскании отказано судом | 92 | 94 |
Особенности учета инвентаря, хозяйственных принадлежностей, спецоснастки и спецодежды
Классификация средств труда, находящихся в обороте.