Практические ситуации к теме 2

Ситуации - проблемы

Ситуация № 1.Принципы управления

Директор кондитерской фабрики заключил с расположенным неподалеку ка­фе договор о поставках к Новому году большой партии кондитерских изделий.

Через день после подписания договора кондитерской фабрике был сделан дополнительный, более крупный заказ рестораном также к Новому году. Директор кондитерской фабрики, для которой реализация продукции была наиболее уязви­мым местом, подписал и договор о поставках продукции ресторану.

29 декабря стало ясно, что обеспечить своевременную поставку своей продукции одновременно и ресторану, и кафе фабрика не в состоянии.

Директор принял решение о поставках кондитерской продукции рестора­ну, поскольку его заказ был более крупным. Поставка продукции кафе была со­рвана.

Проблема 1

Проанализируйте сложившееся на кондитерской фабрике положение с поставками производимой ею продукции. Несёт ли директор фабрики ответ­ственность за срыв поставок продукции кафе? Какой принцип управления ор­ганизацией реализуется в данном случае?

Ситуация №2.Принципы управления

В одном из крупных супермаркетов руководство организовало тренинг пер­сонала, занятого непосредственной работой с покупателями. При этом основное внимание было обращено на обучение:

- умению взаимодействовать с разными типами клиентов;

- умению вести себя с клиентом в конфликтной ситуации;

- умению понимать, чего ждет клиент от персонала супермаркета;

- стандартам качественного обслуживания покупателей;

- навыкам выстраивания отношений с клиентом.

Руководство посчитало, что оно потратило средства на обучение персонала, приглашенные специалисты обучили работников необходимым навыкам и умению и на этом его функции выполнены

В свою очередь, сотрудники, занятые работой с покупателями, полагали, что имеют достаточно высокий уровень овладения профессией, поэтому вполне могли обойтись без тренинга. По их мнению, невысокое качество обслуживания и уровень отдачи от работы проявлялись в результате неудовлетворённости персонала опла­той труда.

Проблема 2

Правильно ли, по вашему мнению, была составлена программа тренинга для персонала супермаркета?

Одинаково ли отношение к проведенному тренингу со стороны руково­дства супермаркета и персонала?

Какие принципы управления были слабо реализованы руководством фир­мы?

Ситуация №3.Концепция управления

По расчётам руководства после реконструкции цеха производительность труда на первом и третьем участке должна была возрасти. Усовершенствование технологически старого оборудования и оптимальная расстановка по рабочим местам должны были создать предпосылки для роста эффективности. Однако, к концу первого месяца работы, план по производительности не был выполнен. Кроме того, оценка основных данных качества управления трудом показала следующее.

После замены части технологического оборудования резко возросла ин­тенсивность труда, увеличилась физическая нагрузка рабочих на участке.

Дополнительный подбор рабочих для работы в цехе в связи ростом по­требности в кадрах проводился без тщательной оценки кандидатов, часто без согласования с мастерами участков.

Из-за роста неудовлетворённости работой, чрезмерной напряжённости труда и постоянных конфликтов в коллективе возросла текучесть кадров Проблема 3

Оцените сложившуюся обстановку в цехе? Как вы думаете, положения какой концепции менеджмента попыталось реализовать руководство пред­приятия? На какие аспекты в области управления следовало бы обратить внимание в связи с нововведениями в цехе?

Литература:

Основная - 1, 3, 4, 5.

Дополнительная - 7, 9, 12, 14, 16, 20, 26, 30, 31, 33.

ТЕМА 3. СОВРЕМЕННЫЕ ЗАРУБЕЖНЫЕ КОНЦЕПЦИИ УПРАВЛЕНИЯ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ МЫСЛИ

3.1. Современные концепции менеджмента

К современным концепциям менеджмента относятся те, которые сформиро­вались во второй половине ХХ века, так как, начиная с этого этапа, внешняя среда организации стала приобретать современные черты. Основу практически всех со­временных концепций управления составляют системный и ситуационный подхо­ды.

К некоторым концепциям, сформировавшимся во второй половине прошло­го столетия, можно отнести:

«Красота малого: исследование экономики и её значения для человека»

(8та11 18 а ЪеаийМ: А 8иёу о? есопотюв И реор1е тайегеё) (1973г.) Фрица Шу­махера. Суть его концепции «Красота малого» на практике сводиться к установле­нию компромисса между идеалом — маломасштабной организацией и обуслов­ленной технологическими аспектами тенденцией к гигантизму. В результате он сформулировал теорию крупномасштабной организации в форме пяти принци­пов.

1. Принцип поддержки, или принцип поддерживающей функции.

2. Принцип защиты.

3. Принцип определенности.

4. Принцип мотивации.

5. Принцип аксиомы среднего.

Теория Ф. Шумахера не утратила своего значения и до сегодняшнего време­ни. Он опередил современников на добрых пятнадцать лет, указав на то, что люди хотят работать в небольших структурах и принимать участие в выработке важных производственных решений.

«Будущее труда» («ТЬе Ри1ше о? ^огк») (1984) Чарльза Ханди, профессора в области менеджмента.

В 70-х годах ХХ в меняется смысл слова «работа», означавшего прежде оп­лачиваемый наемный труд в организации. Ч. Хэнди выделяет несколько форм ра­боты:

1. Оплачиваемая работа на какой-то должности, включая самостоятельную занятость, в течение всего рабочего дня.

2. Дополнительная работа.

3. Работа даром.

Основные выводы Хэнди состоят в следующем.

1. В будущем человек не сможет удовлетворить всех или даже большинства своих экономических, социальных и статусных потребностей, полагаясь только на одну пожизненную работу. Вместо этого люди будут вынуждены «использовать целый пакет занятий и взаимоотношений, каждое из которых будет вносить свой вклад в осуществление наших жизненных и производственных потребностей».

2. Из-за растущего влияния японских подходов на британскую теорию ме­неджмента крупные организации Великобритании передают ряд функций подряд­чикам, многие из которых являются мелкими фирмами. Организации все чаще прибегают не к обычным формам найма на полный рабочий день, а к заключению временных контрактов и использованию работников в течение части рабочего дня («занятость на неполный рабочий день»).

Обзор современных концепций в области менеджмента показывает, что в ин­формационном обществе возможности одного субъекта раскрываются через воз­можности другого. Концепция «субъект - объект управления» постепенно уступа­ет место концепции самоорганизации. Другими словами, на смену кибернетиче­скому подходу в менеджменте приходит синергетический.

3.2. Японская модель управления

Японский подход к стилю менеджмента называется «ненко» и основан на коллективных ценностях, когда интересы группы ставятся выше интересов инди­вида, который должен стремиться к нивелированию своих собственных нужд до уровня общих потребностей коллектива, не выделяться, а участвовать в достиже­нии общих целей и создании гармоничных отношений. В настоящее время япон­ский менеджмент получил наибольшее распространение в таких странах как Южная Корея, Тайвань, Сингапур, Гонконг, Таиланд с учетом общих куль­турных ценностей и традиций.

К основным характеристикам японского стиля менеджмента относятся сле­дующие:

- гарантии занятости и право старшинства;

- работа в группах;

- консультации и принятие решений в группах;

- ротации рабочих мест;

- доверия к подчиненным (неформальная организация контроля),

- ориентации деятельности на достижение общей, единой цели,

- централизованный контроль найма и выполнения работы;

- техническое обеспечение качества продукции;

- рабочая этика, основанная на четком следовании принятому в коллективе образу жизни, лояльности к коллегам;

- всесторонняя забота о работниках (экономическая, правовая и социаль­ная поддержка подчинённых);

- выделение подразделений, обладающих широкой самостоятельностью. Теория в области менеджмента, вобравшая в себя особенности японского

стиля управления, получила название «теория 2». Автором этой теории стал профессор Калифорнийского университета Вильям Оучи. Изучив японский опыт управления, он пришёл к выводу о том, что может быть предложен эф­фективный тип японского подхода к организации управления в целом, в том числе, и управления мотивацией. Основные положения этой теории касались вопросов информированности и инициативы снизу, благосостояния работни­ков, доверительной обстановки в организации в условиях достижения общих целей.

3.3. Американская модель управления

Американский стиль менеджмента основан на равенстве, конкуренции и сотрудничестве, а также содержит в качестве базового научный менеджмент.

Основу американской системы управления составляет принцип индиви­дуализма, возникший в американском обществе в XVIII—XIX вв., когда в страну прибывали сотни тысяч переселенцев. В процессе освоения огромных территорий вырабатывались такие национальные черты характера, как инициативность и ин­дивидуализм.

К основным характеристикам американского стиля менеджмента относятся:

- применение школы научного менеджмента как основы для менеджмента в производственной сфере;

- использование классического менеджмента для выделения функций управ­ления, распределения полномочий и ответственности менеджеров;

- индивидуализм менеджеров, основанный на их личных интересах и по­требностях;

- использование моделей человеческих отношений в процессе формирования социально-психологического климата в коллективе и достижения постав­ленных целей деятельности;

- применение ситуационного менеджмента для исследования элементов внешней среды и выработки стратегических целей;

- внедрение стратегического менеджмента, позволяющего осуществлять вы­бор стратегии развития хозяйствующих субъектов на целевых рынках по­требителей продукции и услуг и предусматривать ожидаемые изменения внешней среды.

Американский стиль менеджмента в научной литературе отождествляется с технократическим подходом к управлению, который противоречит европейским культурным традициям.

3.4. Европейская модель управления

Европейская модель управления по отношению к бизнесу и обществу в целом построена на подходе, основанном на социальной рыночной экономике. Это обу­словлено остротой протекания политических и социально-экономических процес­сов в Европе ещё в 18-19 веках.

К основным характеристикам европейского стиля менеджмента относятся:

- необходимость предвидения отклонений фактических результатов выпол­нения работ от запланированных вследствие эмоционально- психологического настроя каждого работника и проявления его творческой инициативы;

- вовлечение в решение вопросов большого числа людей всех уровней управ­ления, как во внутренней, так и во внешней среде;

- необходимость применения плюралистического (от лат. «р1игаН8» — мно­жественный) подхода к формированию целей системы управления и про­цессу принятия решений;

- планирование мероприятий по творческому, совместному и взаимному обучению менеджеров всех уровней и работников всех возрастов, что по­зволяет осуществлять саморазвитие коллектива;

- производительность работников и забота о них как цели стоят выше при­были фирмы.

Усиление тенденций интернационализации и глобализации процессов приво­дит к некоторому изменению сложившихся в различных странах стилей менедж­мента и постепенному переходу от этноцентризма к культурному релятивизму (от лат. «ге1айуи8» — относительный) или сглаживанию некоторых культурных различий в процессе управления.

3.5. Формирование отечественной модели управления

По оценкам экспертов в российском менеджменте встречаются разные стили управления, например, византийский и собственно российский. Первый является сочетанием европейской и азиатской культур ведения дел.

Первый признак византийского стиля заключается в том, что процесс при­нятия управленческих решений осуществляется дважды. Сначала этим занимаются менеджеры высшего звена управленческой иерархии, т.е. узкого круга. Затем со­бираются собрания акционеров, совета директоров, правления, решения которых, как правило, заранее подготовлены в виде проекта постановления и в большей степени совпадают с решением, принятым уже в узком кругу менеджеров.

Вторым признаком византийского стиля может служить применение принципа «разделяй и властвуй», суть которого сводится к дифференциации коллектива на отдельные личности с несовпадающими, разнонаправленными интересами, невоз­можности формирования команды управленцев-единомышленников, обладающих общей целью и интересами. Этот принцип используется и во внешней среде, когда конкурентов провоцируют на конфликтные ситуации между собой и органами го­сударственной власти, другими контактными аудиториями.

Третьим признаком является существование кланов, под которыми следует понимать род, группу сплоченных в хозяйственном и бытовом отношениях родст­венников. В российской экономике есть крупные хозяйствующие субъекты, в ко­торых сферы управленческой деятельности распределены между несколькими кланами.

Российский стиль менеджмента обладает несколькими собственными призна­ками. К особенностям развития отечественного стиля менеджмента относятся:

1. Осуществление функций контроля и регулирования процессом (циклом) в це­лом — от поставки всех видов ресурсов, комплектующих, запасных частей к оборудованию, производства продукции и услуг - до сбыта и товаропродви- жения.

2. Наличие горизонтальной интеграции на основе диверсифицированных страте­гий проникновения на региональные рынки, участие в выборах губернаторов и мэров городов с целью лоббирования интересов хозяйствующего субъекта на территориальном рынке.

3. Направление в органы государственной законодательной ветви власти феде­рального и субъектного уровней менеджеров, представляющих интересы корпорации, для профессиональной деятельности по совершенствованию за­конодательной базы, налоговой, таможенной и судебной систем.

4. Недоверие менеджеров высшего звена своим подчиненным и слабое ис­пользование права делегирования части функций и полномочий менедже­рам среднего уровня, а также неумение стимулировать и интенсифициро­вать деятельность наемных менеджеров. Персонал на российских предпри­ятиях пока ещё не рассматривается как стратегический ресурс выживания и развития организации как в зарубежных компаниях.

Российский стиль менеджмента имеет некоторые несостоявшиеся признаки американского, византийского и японского стилей и в настоящее время находит­ся еще в стадии становления.

Ключевые понятия


 


 


современные концепции управления концепция «Красота малого» принцип поддерживающей функции принцип защиты принцип определенности принцип мотивации принцип аксиомы среднего

японская модель управления коллективные ценности теория «2»

американская модель управления принцип индивидуализма европейская модель управления социальная рыночная экономика концепция «Будущее труда» работа

временный контракт синергетический подход отечественная модель управления византийский стиль менеджмента российский стиль менеджмента культурный релятивизм


 


 








Контрольные вопросы

1. Что составляет основу развития современных концепций менеджмента? Яв­ляются ли актуальными положения концепции «Красота малого» Ф.Шумахера в современных условиях развития организации? Почему?

2. С чем, по мнению учёного Ч. Ханди, в 70-е годы ХХ века во многих эконо­мически развитых странах связано изменение содержания и характера труда, и, в связи с этим, изменение смысла понятия «работа» в традиционном зна­чении?

3. Раскройте характерные особенности японского стиля управления. Какая теория описывает принципы японского менеджмента?

4. В чём состоит отличие американской модели управления от японской? Ка­кой принцип лежит в основе американского стиля менеджмента?

5. Раскройте основные характеристики европейского стиля менеджмента? Ка­ковы особенности его развития?

6. Какие стили менеджмента оказывают влияние на формирование отечествен­ной модели управления?

7. Каковы собственные признаки становления российского менеджмента?

Упражнения

Упражнение № 1.

После окончания вуза у вас появилась возможность трудоустройства од­новременно в двух различных по размеру и масштабу деятельности организа­циях. Приведите аргументы «за» и «против» работы:

1. В крупной организации. 2. В малой организации.

Упражнение №2.

На основе анализа основных критериев организации работы в соответст­вии с японским и американским стилем менеджмента, приведённых в таблице, дайте оценку характеристик управления по тем же показателям в СССР и со­временной России.

Таблица 3.1 - Японский и американский подходы к управлению

Критерии организации работы Японский подход Американский подход
Основа организации Гармония Эффективность
Отношение Главное - реализация Главное- выполнение
к работе задания обязанностей
Конкуренция Практически нет Сильная
Гарантии для работника Высокие Низкие

 

Критерии организации работы Японский подход Американский подход
  (пожизненный найм)  
Принцип принятия решений Снизу вверх Сверху вниз
Делегирование власти В редких случаях Распространено
Отношения с подчиненными Семейные Формальные
Метод найма После окончания учебы По деловым качествам
Оплата труда По показателям работы группы, служебному стажу и т.д. В зависимости от резуль­татов
Характер принятия решений Коллективный Индивидуальный
Планирование карьеры По горизонтали и вертикали По вертикали

 

Упражнение №3.

Приведите примеры российских коммерческих организаций, в деятельно­сти которых реализуется такая характерная черта российского подхода к управ­лению, как осуществление функций контроля и регулирования процессом (цик­лом) в целом — от поставки всех видов ресурсов, комплектующих, запасных час­тей к оборудованию, производства продукции и услуг до сбыта и товаропро- движения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: