Ситуации - проблемы
Ситуация № 1.Принципы управления
Директор кондитерской фабрики заключил с расположенным неподалеку кафе договор о поставках к Новому году большой партии кондитерских изделий.
Через день после подписания договора кондитерской фабрике был сделан дополнительный, более крупный заказ рестораном также к Новому году. Директор кондитерской фабрики, для которой реализация продукции была наиболее уязвимым местом, подписал и договор о поставках продукции ресторану.
29 декабря стало ясно, что обеспечить своевременную поставку своей продукции одновременно и ресторану, и кафе фабрика не в состоянии.
Директор принял решение о поставках кондитерской продукции ресторану, поскольку его заказ был более крупным. Поставка продукции кафе была сорвана.
Проблема 1
Проанализируйте сложившееся на кондитерской фабрике положение с поставками производимой ею продукции. Несёт ли директор фабрики ответственность за срыв поставок продукции кафе? Какой принцип управления организацией реализуется в данном случае?
|
|
Ситуация №2.Принципы управления
В одном из крупных супермаркетов руководство организовало тренинг персонала, занятого непосредственной работой с покупателями. При этом основное внимание было обращено на обучение:
- умению взаимодействовать с разными типами клиентов;
- умению вести себя с клиентом в конфликтной ситуации;
- умению понимать, чего ждет клиент от персонала супермаркета;
- стандартам качественного обслуживания покупателей;
- навыкам выстраивания отношений с клиентом.
Руководство посчитало, что оно потратило средства на обучение персонала, приглашенные специалисты обучили работников необходимым навыкам и умению и на этом его функции выполнены
В свою очередь, сотрудники, занятые работой с покупателями, полагали, что имеют достаточно высокий уровень овладения профессией, поэтому вполне могли обойтись без тренинга. По их мнению, невысокое качество обслуживания и уровень отдачи от работы проявлялись в результате неудовлетворённости персонала оплатой труда.
Проблема 2
Правильно ли, по вашему мнению, была составлена программа тренинга для персонала супермаркета?
Одинаково ли отношение к проведенному тренингу со стороны руководства супермаркета и персонала?
Какие принципы управления были слабо реализованы руководством фирмы?
Ситуация №3.Концепция управления
По расчётам руководства после реконструкции цеха производительность труда на первом и третьем участке должна была возрасти. Усовершенствование технологически старого оборудования и оптимальная расстановка по рабочим местам должны были создать предпосылки для роста эффективности. Однако, к концу первого месяца работы, план по производительности не был выполнен. Кроме того, оценка основных данных качества управления трудом показала следующее.
|
|
После замены части технологического оборудования резко возросла интенсивность труда, увеличилась физическая нагрузка рабочих на участке.
Дополнительный подбор рабочих для работы в цехе в связи ростом потребности в кадрах проводился без тщательной оценки кандидатов, часто без согласования с мастерами участков.
Из-за роста неудовлетворённости работой, чрезмерной напряжённости труда и постоянных конфликтов в коллективе возросла текучесть кадров Проблема 3
Оцените сложившуюся обстановку в цехе? Как вы думаете, положения какой концепции менеджмента попыталось реализовать руководство предприятия? На какие аспекты в области управления следовало бы обратить внимание в связи с нововведениями в цехе?
Литература:
Основная - 1, 3, 4, 5.
Дополнительная - 7, 9, 12, 14, 16, 20, 26, 30, 31, 33.
ТЕМА 3. СОВРЕМЕННЫЕ ЗАРУБЕЖНЫЕ КОНЦЕПЦИИ УПРАВЛЕНИЯ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ МЫСЛИ
3.1. Современные концепции менеджмента
К современным концепциям менеджмента относятся те, которые сформировались во второй половине ХХ века, так как, начиная с этого этапа, внешняя среда организации стала приобретать современные черты. Основу практически всех современных концепций управления составляют системный и ситуационный подходы.
К некоторым концепциям, сформировавшимся во второй половине прошлого столетия, можно отнести:
«Красота малого: исследование экономики и её значения для человека»
(8та11 18 а ЪеаийМ: А 8иёу о? есопотюв И реор1е тайегеё) (1973г.) Фрица Шумахера. Суть его концепции «Красота малого» на практике сводиться к установлению компромисса между идеалом — маломасштабной организацией и обусловленной технологическими аспектами тенденцией к гигантизму. В результате он сформулировал теорию крупномасштабной организации в форме пяти принципов.
1. Принцип поддержки, или принцип поддерживающей функции.
2. Принцип защиты.
3. Принцип определенности.
4. Принцип мотивации.
5. Принцип аксиомы среднего.
Теория Ф. Шумахера не утратила своего значения и до сегодняшнего времени. Он опередил современников на добрых пятнадцать лет, указав на то, что люди хотят работать в небольших структурах и принимать участие в выработке важных производственных решений.
«Будущее труда» («ТЬе Ри1ше о? ^огк») (1984) Чарльза Ханди, профессора в области менеджмента.
В 70-х годах ХХ в меняется смысл слова «работа», означавшего прежде оплачиваемый наемный труд в организации. Ч. Хэнди выделяет несколько форм работы:
1. Оплачиваемая работа на какой-то должности, включая самостоятельную занятость, в течение всего рабочего дня.
2. Дополнительная работа.
3. Работа даром.
Основные выводы Хэнди состоят в следующем.
1. В будущем человек не сможет удовлетворить всех или даже большинства своих экономических, социальных и статусных потребностей, полагаясь только на одну пожизненную работу. Вместо этого люди будут вынуждены «использовать целый пакет занятий и взаимоотношений, каждое из которых будет вносить свой вклад в осуществление наших жизненных и производственных потребностей».
2. Из-за растущего влияния японских подходов на британскую теорию менеджмента крупные организации Великобритании передают ряд функций подрядчикам, многие из которых являются мелкими фирмами. Организации все чаще прибегают не к обычным формам найма на полный рабочий день, а к заключению временных контрактов и использованию работников в течение части рабочего дня («занятость на неполный рабочий день»).
|
|
Обзор современных концепций в области менеджмента показывает, что в информационном обществе возможности одного субъекта раскрываются через возможности другого. Концепция «субъект - объект управления» постепенно уступает место концепции самоорганизации. Другими словами, на смену кибернетическому подходу в менеджменте приходит синергетический.
3.2. Японская модель управления
Японский подход к стилю менеджмента называется «ненко» и основан на коллективных ценностях, когда интересы группы ставятся выше интересов индивида, который должен стремиться к нивелированию своих собственных нужд до уровня общих потребностей коллектива, не выделяться, а участвовать в достижении общих целей и создании гармоничных отношений. В настоящее время японский менеджмент получил наибольшее распространение в таких странах как Южная Корея, Тайвань, Сингапур, Гонконг, Таиланд с учетом общих культурных ценностей и традиций.
К основным характеристикам японского стиля менеджмента относятся следующие:
- гарантии занятости и право старшинства;
- работа в группах;
- консультации и принятие решений в группах;
- ротации рабочих мест;
- доверия к подчиненным (неформальная организация контроля),
- ориентации деятельности на достижение общей, единой цели,
- централизованный контроль найма и выполнения работы;
- техническое обеспечение качества продукции;
- рабочая этика, основанная на четком следовании принятому в коллективе образу жизни, лояльности к коллегам;
- всесторонняя забота о работниках (экономическая, правовая и социальная поддержка подчинённых);
- выделение подразделений, обладающих широкой самостоятельностью. Теория в области менеджмента, вобравшая в себя особенности японского
стиля управления, получила название «теория 2». Автором этой теории стал профессор Калифорнийского университета Вильям Оучи. Изучив японский опыт управления, он пришёл к выводу о том, что может быть предложен эффективный тип японского подхода к организации управления в целом, в том числе, и управления мотивацией. Основные положения этой теории касались вопросов информированности и инициативы снизу, благосостояния работников, доверительной обстановки в организации в условиях достижения общих целей.
|
|
3.3. Американская модель управления
Американский стиль менеджмента основан на равенстве, конкуренции и сотрудничестве, а также содержит в качестве базового научный менеджмент.
Основу американской системы управления составляет принцип индивидуализма, возникший в американском обществе в XVIII—XIX вв., когда в страну прибывали сотни тысяч переселенцев. В процессе освоения огромных территорий вырабатывались такие национальные черты характера, как инициативность и индивидуализм.
К основным характеристикам американского стиля менеджмента относятся:
- применение школы научного менеджмента как основы для менеджмента в производственной сфере;
- использование классического менеджмента для выделения функций управления, распределения полномочий и ответственности менеджеров;
- индивидуализм менеджеров, основанный на их личных интересах и потребностях;
- использование моделей человеческих отношений в процессе формирования социально-психологического климата в коллективе и достижения поставленных целей деятельности;
- применение ситуационного менеджмента для исследования элементов внешней среды и выработки стратегических целей;
- внедрение стратегического менеджмента, позволяющего осуществлять выбор стратегии развития хозяйствующих субъектов на целевых рынках потребителей продукции и услуг и предусматривать ожидаемые изменения внешней среды.
Американский стиль менеджмента в научной литературе отождествляется с технократическим подходом к управлению, который противоречит европейским культурным традициям.
3.4. Европейская модель управления
Европейская модель управления по отношению к бизнесу и обществу в целом построена на подходе, основанном на социальной рыночной экономике. Это обусловлено остротой протекания политических и социально-экономических процессов в Европе ещё в 18-19 веках.
К основным характеристикам европейского стиля менеджмента относятся:
- необходимость предвидения отклонений фактических результатов выполнения работ от запланированных вследствие эмоционально- психологического настроя каждого работника и проявления его творческой инициативы;
- вовлечение в решение вопросов большого числа людей всех уровней управления, как во внутренней, так и во внешней среде;
- необходимость применения плюралистического (от лат. «р1игаН8» — множественный) подхода к формированию целей системы управления и процессу принятия решений;
- планирование мероприятий по творческому, совместному и взаимному обучению менеджеров всех уровней и работников всех возрастов, что позволяет осуществлять саморазвитие коллектива;
- производительность работников и забота о них как цели стоят выше прибыли фирмы.
Усиление тенденций интернационализации и глобализации процессов приводит к некоторому изменению сложившихся в различных странах стилей менеджмента и постепенному переходу от этноцентризма к культурному релятивизму (от лат. «ге1айуи8» — относительный) или сглаживанию некоторых культурных различий в процессе управления.
3.5. Формирование отечественной модели управления
По оценкам экспертов в российском менеджменте встречаются разные стили управления, например, византийский и собственно российский. Первый является сочетанием европейской и азиатской культур ведения дел.
Первый признак византийского стиля заключается в том, что процесс принятия управленческих решений осуществляется дважды. Сначала этим занимаются менеджеры высшего звена управленческой иерархии, т.е. узкого круга. Затем собираются собрания акционеров, совета директоров, правления, решения которых, как правило, заранее подготовлены в виде проекта постановления и в большей степени совпадают с решением, принятым уже в узком кругу менеджеров.
Вторым признаком византийского стиля может служить применение принципа «разделяй и властвуй», суть которого сводится к дифференциации коллектива на отдельные личности с несовпадающими, разнонаправленными интересами, невозможности формирования команды управленцев-единомышленников, обладающих общей целью и интересами. Этот принцип используется и во внешней среде, когда конкурентов провоцируют на конфликтные ситуации между собой и органами государственной власти, другими контактными аудиториями.
Третьим признаком является существование кланов, под которыми следует понимать род, группу сплоченных в хозяйственном и бытовом отношениях родственников. В российской экономике есть крупные хозяйствующие субъекты, в которых сферы управленческой деятельности распределены между несколькими кланами.
Российский стиль менеджмента обладает несколькими собственными признаками. К особенностям развития отечественного стиля менеджмента относятся:
1. Осуществление функций контроля и регулирования процессом (циклом) в целом — от поставки всех видов ресурсов, комплектующих, запасных частей к оборудованию, производства продукции и услуг - до сбыта и товаропродви- жения.
2. Наличие горизонтальной интеграции на основе диверсифицированных стратегий проникновения на региональные рынки, участие в выборах губернаторов и мэров городов с целью лоббирования интересов хозяйствующего субъекта на территориальном рынке.
3. Направление в органы государственной законодательной ветви власти федерального и субъектного уровней менеджеров, представляющих интересы корпорации, для профессиональной деятельности по совершенствованию законодательной базы, налоговой, таможенной и судебной систем.
4. Недоверие менеджеров высшего звена своим подчиненным и слабое использование права делегирования части функций и полномочий менеджерам среднего уровня, а также неумение стимулировать и интенсифицировать деятельность наемных менеджеров. Персонал на российских предприятиях пока ещё не рассматривается как стратегический ресурс выживания и развития организации как в зарубежных компаниях.
Российский стиль менеджмента имеет некоторые несостоявшиеся признаки американского, византийского и японского стилей и в настоящее время находится еще в стадии становления.
Ключевые понятия
|
современные концепции управления концепция «Красота малого» принцип поддерживающей функции принцип защиты принцип определенности принцип мотивации принцип аксиомы среднего
японская модель управления коллективные ценности теория «2»
американская модель управления принцип индивидуализма европейская модель управления социальная рыночная экономика концепция «Будущее труда» работа
временный контракт синергетический подход отечественная модель управления византийский стиль менеджмента российский стиль менеджмента культурный релятивизм
|
Контрольные вопросы
1. Что составляет основу развития современных концепций менеджмента? Являются ли актуальными положения концепции «Красота малого» Ф.Шумахера в современных условиях развития организации? Почему?
2. С чем, по мнению учёного Ч. Ханди, в 70-е годы ХХ века во многих экономически развитых странах связано изменение содержания и характера труда, и, в связи с этим, изменение смысла понятия «работа» в традиционном значении?
3. Раскройте характерные особенности японского стиля управления. Какая теория описывает принципы японского менеджмента?
4. В чём состоит отличие американской модели управления от японской? Какой принцип лежит в основе американского стиля менеджмента?
5. Раскройте основные характеристики европейского стиля менеджмента? Каковы особенности его развития?
6. Какие стили менеджмента оказывают влияние на формирование отечественной модели управления?
7. Каковы собственные признаки становления российского менеджмента?
Упражнения
Упражнение № 1.
После окончания вуза у вас появилась возможность трудоустройства одновременно в двух различных по размеру и масштабу деятельности организациях. Приведите аргументы «за» и «против» работы:
1. В крупной организации. 2. В малой организации.
Упражнение №2.
На основе анализа основных критериев организации работы в соответствии с японским и американским стилем менеджмента, приведённых в таблице, дайте оценку характеристик управления по тем же показателям в СССР и современной России.
Таблица 3.1 - Японский и американский подходы к управлению
|
Критерии организации работы | Японский подход | Американский подход |
(пожизненный найм) | ||
Принцип принятия решений | Снизу вверх | Сверху вниз |
Делегирование власти | В редких случаях | Распространено |
Отношения с подчиненными | Семейные | Формальные |
Метод найма | После окончания учебы | По деловым качествам |
Оплата труда | По показателям работы группы, служебному стажу и т.д. | В зависимости от результатов |
Характер принятия решений | Коллективный | Индивидуальный |
Планирование карьеры | По горизонтали и вертикали | По вертикали |
Упражнение №3.
Приведите примеры российских коммерческих организаций, в деятельности которых реализуется такая характерная черта российского подхода к управлению, как осуществление функций контроля и регулирования процессом (циклом) в целом — от поставки всех видов ресурсов, комплектующих, запасных частей к оборудованию, производства продукции и услуг до сбыта и товаропро- движения.