Анализ производительности труда Методические указания.
Достижение определённого результата в процессе производства может быть получено с различной степенью эффективности труда. Мера эффективности труда людей в процессе производства получила название - производительность.
Уровень ПТ определяется путём сопоставления результатов труда и затрат труда. В зависимости от прямого или обратного соотношения этих величин будем иметь два показателя: выработку и трудоёмкость.
Выработка (прямой показатель производительности труда) - количество продукции, произведённое в единицу времени, или приходящееся на одного среднесписочного работника в месяц, квартал, год.
ПТ = ^, (10.1) где V - объём произведённой продукции за единицу времени (мес., квар, год); Ч - среднесписочная численность персонала за единицу времени (мес., квар, год).
Трудоёмкость - показатель, характеризующий затраты рабочего времени или живого труда в расчёте на единицу или весь объём изготовленной продукции. Показатель трудоёмкости (ТЕ) является обратным показателем ПТ:
|
|
ТЕ = Ч, (10.2)
V'
Условия задания.
Проанализируйте динамику уровня производительности труда, трудоёмкости продукции по предприятиям. Исходные для анализа данные представлены в таблице 10.2.
Таблица 10.2 - Динамика объёма продукции и численности работающих по предприятиям области____________________________________
|
На основе результатов, полученных в процессе анализа, сделайте выводы о характере изменений и сравните динамику показателей по некоторым предприятиям области.
Литература:
Основная - 1, 4, 5, 6 Дополнительная: 12, 16, 17, 22, 25, 32.
ТЕМА 11. ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНИЯ В ГОСУДАРСТВЕННОЙ И
МУНИЦИПАЛЬНОЙ СЛУЖБЕ
11.1. Понятие, принципы и методы управления в государственной и муниципальной службе
Управление в государственной службе обладает теми же основными чертами, что и управление в коммерческой организации.
Во-первых, управление в государственной службе реализуется в рамках формальных организаций - органах государственной и муниципальной власти.
Во-вторых, управление в госслужбе реализуется через свои основные функции: планирование, организацию, координацию, мотивацию и контроль.
Будучи одним из видов специального управления, управление в государственной службе распадается на ряд других более специфических видов управления. Например, в рамках управления в государственной службе можно выделить военное управление, управление чрезвычайными ситуациями, а также министерское управление, региональное и муниципальное управление и т.д.
|
|
Региональный менеджмент (РМ) и муниципальный менеджмент (ММ) как особые виды специального менеджмента получили свое развитие в постсоциалистический период. РМ и ММ как виды специального менеджмента представляют собой совокупность принципов, методов, форм и средств воздействия на социальную и экономическую деятельность на региональном и муниципальном уровне.
Непосредственным объектом РМ являются предприятия и организации, отнесенные к собственности субъектов Федерации, а также инфраструктурные звенья, деятельность которых направлена на воспроизводство условий жизнедеятельности населения вне сферы производства. К объектам ММ относится весь социально-экономический комплекс муниципального хозяйства, исключая объекты федеральной собственности и собственности субъектов Федерации (ЖКХ, объекты здравоохранения, образования и др.).
К основным принципам РМ и ММ относятся: децентрализация, партнерство, субсидиарность, мобильность и адаптивность, а также принцип выделенной компетенции.
В практике РМ и ММ используются две основные группы методов: прямого (непосредственного) и опосредованного воздействия на субъектов хозяйствования.
11.2. Особенности управления в коммерческой организации и системе государственной службы
Особенности управления в государственной службе проявляются, прежде всего, в конкретных целях, методах оценки результатов, отчетности, процедурах контроля, ответственности и системах стимулов. Реализация каждой функции управления (планирование, организация, мотивация, контроль) в государственной службе обладает соответствующей спецификой.
К особенностям управления в государственной службе также относят склонность к автократической модели, в которой ключевыми характеристиками управления являются:
- следование инструкциям;
- разделение на тех, кто выдает инструкции, и тех, кто их выполняет;
- концентрация власти и политической воли;
- ограничение свободы;
- административный контроль;
- авторитарный стиль управления.
Современные тенденции развития государственного сектора таковы:
- рост частного сектора;
- маркетизация (проникновение рыночных моделей взаимодействия в государственный сектор);
- контрактная основа выполнения государственных функций;
- новые информационные технологии;
- управленческие и финансовые нововведения;
- изменение модели управления — от авторитарной к новой.
С точки зрения управления стираются границы между коммерческими и некоммерческими организациями, так как большинство подходов и приемов успешного управления коммерческих организаций актуальны и для государственных организаций. Некоторые общие тенденции трансформации управления в государственной службе сведены в табл. 11.1.
Таблица. 11.1 - Характеристики трансформации управления в государственной службе
Традиционный подход | Новый подход |
Авторитарное управление | Менеджмент участия |
Монополия по предоставлению услуг | Соревнование, конкуренция по предоставлению услуг |
Человек — помеха в деятельности | Человек - клиент, потребитель услуг |
Механизм бюрократии | Механизм рынка |
Правила и процедуры | Цели и миссия |
Борьба с проблемами | Предотвращение проблем |
Измерение затрат | Измерение результатов |
Бюрократический контроль | Общественный контроль |
В процессе становления новой модели управления изменяется и роль персонала. Инвестиции в человеческий капитал приобретают такую же важность, как и инвестиции в основные фонды. Обязательным становится непрерывное обучение персонала и, прежде всего, технике решения проблем. Этому способствует административная реформа в вопросе повышения образовательного уровня работников государственных служб, Президентская программа развития управленческих кадров.
|
|
11.3. Особенности разработки и реализации государственной кадровой политики в системе управления государственной службы
Целесообразность и необходимость развития деятельности по управлению в области разработки кадровой политики в государственной службе обусловлены социально-экономическими и политическими причинами и, прежде всего, тем, что государство имеет значительные возможности и ресурсы для определения стратегии и тактики формирования (воспроизводства), развития и рационального использования кадрового потенциала, всех трудовых ресурсов страны.
Стратегия формирования и развития кадрового потенциала России определяется стратегией социально-экономического развития общества, которая определена до 2010 г. Стратегия кадрового обеспечения государственной и муниципальной службы отражена в концепции государственной кадровой политики (ГКП) в государственной службе.
Важнейшие концептуальные идеи и отдельные блоки ГКП:
1. Развитие общего, профессионального и высшего образования.
2. Кадровое обеспечение государственной и муниципальной службы.
3. Регулирование кадровых процессов в предпринимательской сфере.
Одна из проблем в том, что кадровая политика (в том числе в сфере государственной службы) проводится не на высоком уровне, является недостаточная эффективность в организациях, в том числе в государственном управлении, механизма, призванного реализовывать кадровую стратегию субъекта управления. Таким механизмом выступает управление персоналом.
Ключевые понятия
|
управление в государственной службе региональный менеджмент (РМ) муниципальный менеджмент (ММ) объекты РМ объекты ММ
|
|
основные принципы РМ и ММ методы РМ и ММ особенности управления в государственной службе современные тенденции развития государственного сектора рост частного сектора
маркетизация
контрактная основа выполнения государственных функций новые информационные технологии управленческие и финансовые нововведения
тенденции трансформации управления в государственной службе стратегия формирования и развития кадрового потенциала России
государственная кадровая политика концептуальные идеи и отдельные блоки ГКП
Контрольные вопросы
1. Что общего между управлением в государственной службе и менеджментом в коммерческой фирме?
2. Какими основными чертами обладает управление в государственной сфере?
3. Чем обусловлено появление и развитие регионального и муниципального менеджмента (РМ и ММ)?
4. Что относят к объектам РМ и ММ? Какие принципы и методы РМ И ММ вам известны?
5. Перечислите современные тенденции развития государственного сектора.
6. Каковы общие тенденции трансформации управления в государственной службе? Поясните традиционный и новый подход к управлению в государственном секторе.
7. Чем определяется стратегия формирования и развития кадрового потенциала России?
8. Каково содержание и особенности реализации государственной кадровой политики в современных условиях?
9. Неэффективное функционирование какого механизма в системе управления государственной службы сдерживает темпы реализации государственной кадровой политики?
Упражнения
Упражнение № 1.
Используя примеры государственных организаций, муниципальных предприятий и органов власти Липецка и Липецкой области продемонстрируйте - в какой степени происходит трансформация управления в государственной службе по каждому параметру. Подтверждают ли эти примеры современные тенденции развития государственного и муниципального сектора?
Упражнение №2.
Особенностью функции мотивации в государственной службе является то, что в меньшей мере она основывается на денежном вознаграждении и в большей мере на стимулах не денежного характера. Предложите набор мотивационных факторов, которые позволили ли бы повысить заинтересованность в государственной службе.
Упражнение №3.
Рассмотрите такую характеристику новой модели управления в государственной службе как менеджмент участия. Каким образом, на основе каких принципов должно происходить привлечение персонала к управлению организацией? Какие трудности возникают при реализации данной технологии менеджмента в России?
Упражнение №2.
Обоснуйте суждение: «Профессиональный менеджмент необходим в системе государственной службы». Какими качествами должен обладать специалист, работающий в системе государственного и муниципального управления?