Контрольная работа к теме 10

Анализ производительности труда Методические указания.

Достижение определённого результата в процессе производства может быть получено с различной степенью эффективности труда. Мера эффективности труда людей в процессе производства получила название - производительность.

Уровень ПТ определяется путём сопоставления результатов труда и затрат труда. В зависимости от прямого или обратного соотношения этих величин будем иметь два показателя: выработку и трудоёмкость.

Выработка (прямой показатель производительности труда) - количество про­дукции, произведённое в единицу времени, или приходящееся на одного среднеспи­сочного работника в месяц, квартал, год.

ПТ = ^,                                                           (10.1) где V - объём произведённой продукции за единицу времени (мес., квар, год); Ч - среднесписочная численность персонала за единицу времени (мес., квар, год).

Трудоёмкость - показатель, характеризующий затраты рабочего времени или живого труда в расчёте на единицу или весь объём изготовленной продукции. Пока­затель трудоёмкости (ТЕ) является обратным показателем ПТ:

ТЕ = Ч,                                                                    (10.2)

V'

Условия задания.

Проанализируйте динамику уровня производительности труда, трудоёмкости продукции по предприятиям. Исходные для анализа данные представлены в таблице 10.2.

Таблица 10.2 - Динамика объёма продукции и численности работающих       по предприятиям области____________________________________

Предприятия

Объём производства, тыс.руб

Численность всего, чел

2006 2007 2006 2007
Предприятие 1 47338 29667 135 111
Предприятие 2 158290 143600 650 624
Предприятие 3 69867 69570 226 188
Предприятие 4 275480 242830 769 688

 

На основе результатов, полученных в процессе анализа, сделайте выводы о ха­рактере изменений и сравните динамику показателей по некоторым предприятиям области.

Литература:

Основная - 1, 4, 5, 6 Дополнительная: 12, 16, 17, 22, 25, 32.

ТЕМА 11. ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНИЯ В ГОСУДАРСТВЕННОЙ И

МУНИЦИПАЛЬНОЙ СЛУЖБЕ

11.1. Понятие, принципы и методы управления в государственной и муниципальной службе

Управление в государственной службе обладает теми же основными чертами, что и управление в коммерческой организации.

Во-первых, управление в государственной службе реализуется в рамках формальных организаций - органах государственной и муниципальной власти.

Во-вторых, управление в госслужбе реализуется через свои основные функции: планирование, организацию, координацию, мотивацию и контроль.

Будучи одним из видов специального управления, управление в государ­ственной службе распадается на ряд других более специфических видов управ­ления. Например, в рамках управления в государственной службе можно выде­лить военное управление, управление чрезвычайными ситуациями, а также ми­нистерское управление, региональное и муниципальное управление и т.д.

Региональный менеджмент (РМ) и муниципальный менеджмент (ММ) как особые виды специального менеджмента получили свое развитие в постсоциалистический период. РМ и ММ как виды специального менеджмента представляют собой совокупность принципов, методов, форм и средств воз­действия на социальную и экономическую деятельность на региональном и му­ниципальном уровне.

Непосредственным объектом РМ являются предприятия и организации, отнесенные к собственности субъектов Федерации, а также инфраструктурные звенья, деятельность которых направлена на воспроизводство условий жизне­деятельности населения вне сферы производства. К объектам ММ относится весь социально-экономический комплекс муниципального хозяйства, исключая объекты федеральной собственности и собственности субъектов Федерации (ЖКХ, объекты здравоохранения, образования и др.).

К основным принципам РМ и ММ относятся: децентрализация, парт­нерство, субсидиарность, мобильность и адаптивность, а также принцип выде­ленной компетенции.

В практике РМ и ММ используются две основные группы методов: пря­мого (непосредственного) и опосредованного воздействия на субъектов хозяй­ствования.

11.2. Особенности управления в коммерческой организации и системе государственной службы

Особенности управления в государственной службе проявляются, преж­де всего, в конкретных целях, методах оценки результатов, отчетности, процеду­рах контроля, ответственности и системах стимулов. Реализация каждой функ­ции управления (планирование, организация, мотивация, контроль) в госу­дарственной службе обладает соответствующей спецификой.

К особенностям управления в государственной службе также относят склонность к автократической модели, в которой ключевыми характеристиками управления являются:

- следование инструкциям;

- разделение на тех, кто выдает инструкции, и тех, кто их выполняет;

- концентрация власти и политической воли;

- ограничение свободы;

- административный контроль;

- авторитарный стиль управления.

Современные тенденции развития государственного сектора таковы:

- рост частного сектора;

- маркетизация (проникновение рыночных моделей взаимодействия в госу­дарственный сектор);

- контрактная основа выполнения государственных функций;

- новые информационные технологии;

- управленческие и финансовые нововведения;

- изменение модели управления — от авторитарной к новой.

С точки зрения управления стираются границы между коммерческими и некоммерческими организациями, так как большинство подходов и приемов ус­пешного управления коммерческих организаций актуальны и для государствен­ных организаций. Некоторые общие тенденции трансформации управления в государственной службе сведены в табл. 11.1.

Таблица. 11.1 - Характеристики трансформации управления в государст­венной службе

Традиционный подход Новый подход
Авторитарное управление Менеджмент участия
Монополия по предоставлению услуг Соревнование, конкуренция по предоставлению услуг
Человек — помеха в деятельности Человек - клиент, потребитель услуг
Механизм бюрократии Механизм рынка
Правила и процедуры Цели и миссия
Борьба с проблемами Предотвращение проблем
Измерение затрат Измерение результатов
Бюрократический контроль Общественный контроль

 

В процессе становления новой модели управления изменяется и роль пер­сонала. Инвестиции в человеческий капитал приобретают такую же важность, как и инвестиции в основные фонды. Обязательным становится непрерывное обучение персонала и, прежде всего, технике решения проблем. Этому способст­вует административная реформа в вопросе повышения образовательного уровня работников государственных служб, Президентская программа развития управ­ленческих кадров.

11.3. Особенности разработки и реализации государственной кадро­вой политики в системе управления государственной службы

Целесообразность и необходимость развития деятельности по управле­нию в области разработки кадровой политики в государственной службе обусловлены социально-экономическими и политическими причинами и, преж­де всего, тем, что государство имеет значительные возможности и ресурсы для определения стратегии и тактики формирования (воспроизводства), развития и рационального использования кадрового потенциала, всех трудовых ресурсов страны.

Стратегия формирования и развития кадрового потенциала России опре­деляется стратегией социально-экономического развития общества, которая оп­ределена до 2010 г. Стратегия кадрового обеспечения государственной и муни­ципальной службы отражена в концепции государственной кадровой политики (ГКП) в государственной службе.

Важнейшие концептуальные идеи и отдельные блоки ГКП:

1. Развитие общего, профессионального и высшего образования.

2. Кадровое обеспечение государственной и муниципальной службы.

3. Регулирование кадровых процессов в предпринимательской сфере.

Одна из проблем в том, что кадровая политика (в том числе в сфере го­сударственной службы) проводится не на высоком уровне, является недоста­точная эффективность в организациях, в том числе в государственном управле­нии, механизма, призванного реализовывать кадровую стратегию субъекта управления. Таким механизмом выступает управление персоналом.

Ключевые понятия


 


 


управление в государственной службе региональный менеджмент (РМ) муниципальный менеджмент (ММ) объекты РМ объекты ММ

основные принципы РМ и ММ методы РМ и ММ особенности управления в государственной службе современные тенденции развития государственного сектора рост частного сектора

маркетизация

контрактная основа выполнения государственных функций новые информационные технологии управленческие и финансовые нововведения

тенденции трансформации управления в государственной службе стратегия формирования и развития кадрового потенциала России

государственная кадровая политика концептуальные идеи и отдельные блоки ГКП






Контрольные вопросы

1. Что общего между управлением в государственной службе и менеджментом в коммерческой фирме?

2. Какими основными чертами обладает управление в государственной сфере?

3. Чем обусловлено появление и развитие регионального и муниципального менеджмента (РМ и ММ)?

4. Что относят к объектам РМ и ММ? Какие принципы и методы РМ И ММ вам известны?

5. Перечислите современные тенденции развития государственного сектора.

6. Каковы общие тенденции трансформации управления в государственной службе? Поясните традиционный и новый подход к управлению в государст­венном секторе.

7. Чем определяется стратегия формирования и развития кадрового потенциала России?

8. Каково содержание и особенности реализации государственной кадровой по­литики в современных условиях?

9. Неэффективное функционирование какого механизма в системе управления государственной службы сдерживает темпы реализации государственной кадровой политики?

Упражнения

Упражнение № 1.

Используя примеры государственных организаций, муниципальных предпри­ятий и органов власти Липецка и Липецкой области продемонстрируйте - в какой степени происходит трансформация управления в государственной службе по ка­ждому параметру. Подтверждают ли эти примеры современные тенденции разви­тия государственного и муниципального сектора?

Упражнение №2.

Особенностью функции мотивации в государственной службе является то, что в меньшей мере она основывается на денежном вознаграждении и в большей ме­ре на стимулах не денежного характера. Предложите набор мотивационных фак­торов, которые позволили ли бы повысить заинтересованность в государственной службе.

Упражнение №3.

Рассмотрите такую характеристику новой модели управления в государствен­ной службе как менеджмент участия. Каким образом, на основе каких принципов должно происходить привлечение персонала к управлению организацией? Какие трудности возникают при реализации данной технологии менеджмента в России?

Упражнение №2.

Обоснуйте суждение: «Профессиональный менеджмент необходим в системе государственной службы». Какими качествами должен обладать специалист, рабо­тающий в системе государственного и муниципального управления?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: