Руководство магистерской диссертацией

 

Для руководства процессом подготовки магистерской диссертации маги­странту назначается научный руководитель.

Научный руководитель магистерской диссертации:

§ оказывает помощь магистранту в выборе темы магистерской диссертации;

§ составляет задание на подготовку магистерской диссертации;

§ оказывает магистранту помощь в разработке индивидуального графика ра­боты на весь период выполнения магистерской диссертации;

§ помогает магистранту в составлении рабочего плана магистерской диссерта­ции, подборе списка литературных источников и информации, необходимых для выполнения диссертации.

§ проводит консультации с магистрантом, оказывает ему необходимую методи­ческую помощь;

§ проверяет выполнение работы и ее частей;

§ представляет письменный отзыв на диссертацию с рекомендацией ее к защите или с отклонением от защиты;

§ оказывает помощь (консультирует магистранта) в подготовке презентации ма­гистерской диссертации для ее защиты.

Магистерская диссертация должна выполняться магистрантами самостоя­тельно, творчески, с учетом возможностей реализации отдельных частей маги­стерской диссертации на практике.

Научный руководитель проверяет ход выполнения магистерской диссер­тации по отдельным этапам, консультирует магистранта по всем возникающим проблемам и вопросам, проверяет качество работы и по ее завершении пред­ставляет письменный отзыв на работу. В отзыве оцениваются теоретические знания и практические навыки магистранта по исследуемой про­блеме, проявленные им в процессе написания магистерской диссертации. Также указывается степень самостоятельности магистранта при выполнении работы, личный вклад магистранта в обоснование выводов и предложений, со­блюдение графика выполнения магистерской диссертации. Заканчивается от­зыв выводом о возможности (невозможности) допуска магистерской диссерта­ции к защите.

 

Общие требования к магистерской диссертации

Магистерская диссертация должна отвечать следующим требованиям:

§ авторская самостоятельность;

§ полнота исследования;

§ внутренняя логическая связь, последовательность изложения;

§ грамотное изложение на русском литературном языке;

§ высокий теоретический уровень.

Содержание магистерской диссертации составляет принципиально новый материал, включающий описание новых факторов, явлений закономерностей, или обобщение ранее известных положений с других научных позиций или в новом аспекте. Также содержание магистерской диссертации отражает исходные предпосылки научного исследования, его ход и полученные результаты.

В содержании диссертации должны быть приведены убедительные аргу­менты в пользу избранной концепции. Противоречащие ей точки зрения должны быть подвергнуты всестороннему анализу и критической оценке.

 

 

Модуль 2

МЕТОДИКА НАПИСАНИЯ, СТРУКТУРА И ПРАВИЛА

ОФОРМЛЕНИЯ МАГИСТЕРСКОЙ ДИССЕРТАЦИИ

 

 

Общие положения

Магистерская диссертация требует четко спланированной работы по ее написанию. Магистерская диссертация имеет своей целью формирование и демонстрацию научного и профессионального потенциала соискателя степени магистра, а также его способности организации и проведения самостоятельного исследования - с использованием современных методов и подходов к решению проблем в исследуемой области.

Большое значение в проведении исследования имеет разработка понятийного аппарата, иначе говоря, языка исследования, в том числе поиск эмпирических значений наиболее важных теоретических положений. Логический анализ основных понятий, занимающих главенствующее место в определении предмета исследования, предполагает точное, всестороннее объяснение их содержания и структуры, а на этой основе уяснение соотношения тех элементов и свойств изучаемого явления, поочередный анализ которых может дать целостное представление о его состоянии.
   Эмпирический показатель представляет собой наблюдаемое и измеряемое явление, которое используется для того, чтобы указать на наличие другого явления, недоступного для прямого наблюдения и измерения.

Определить проблему исследования магистранты, как правило, пытаются на основе имеющихся у них знаний и прежнего опыта. Но для полного решения проблемы этого, к сожалению, недостаточно. На основе имеющихся знаний исследователь строит предварительное объяснение проблемы - некоторые допущения, которые, по его мнению, полностью охватывают и объясняют исследуемое явление, т.е. формулирует гипотезу.

Методы сбора информации.

Программа исследования считается полноценной тогда, когда в ней показано, почему использовались именно эти, а не другие методы сбора информации, раскрыта связь данных методов с целями, задачами и гипотезами исследования. Например, при использовании анкетирования необходимо указать в программе, для решения какой задачи и подтверждения какой гипотезы был разработан конкретный блок вопросов анкеты.

Рабочий план исследования составляется наряду с программой и утверждается одновременно с ней научным руководителем. Он упорядочивает основные этапы исследования в соответствии с его программой, календарными сроками, материальными и людскими ресурсами. Включает все виды предполагаемых работ - изучение необходимой литературы, проблемное исследование, основное обследование, обеспечивающее сбор материалов об объекте, подготовку данных для обработки, а также редактирование, кодирование анкет, обработку данных, их анализ и интерпретацию, составление отчета, написание научной работы и практических рекомендаций, их внедрение в практическую деятельность.

Рекомендуется своевременно вносить коррективы в текст работы, внимание диссертанта направляется на самостоятельное решение сложных задач и анализа возникающих проблем, он нацеливается на творческое, инициативное отношение к актуальным вопросам современности.

Основная задача научного руководителя состоит в том, чтобы с его помощью магистрант смог провести самостоятельное исследование. Особенно важны консультации в тот период написания магистерской диссертации, когда магистрант уже изучил необходимый минимум литературы и других источников и составил план. Научный руководитель может внести необходимые изменения в план, указать новейшую литературу и провести конкретный инструктаж. На первых встречах нужно определить порядок дальнейших консультаций и предъявления работы на просмотр. Не следует представлять работу руководителю частями, поскольку по ним трудно определить правильность общего её направления. Лучше контролировать выполнение работы по отдельным главам.

Нередко работа научного руководителя сводится к ответу на вопросы диссертанта или к частой проверке полученных им результатов. На консультациях научный руководитель может проводить своеобразные занятия: проверять знания диссертанта, давать задания по теоретическим и практическим вопросам к следующему занятию.

Научный руководитель отвечает перед кафедрой за выполнение сроков написания магистерской диссертации согласно составленному графику и за качество работы.

Сбор материала.

На данном этапе выполнения работы магистрант должен выявить максимально возможное число фактов, изучить все доступные ему источники и ознакомиться с литературой по исследуемой проблеме. Начинается сбор материала еще в ходе выбора темы, когда студент выясняет, обеспечена ли данная тема источниками, освещена ли она в литературе. Она продолжается в процессе консультаций с научным руководителем практически на всех этапах выполнения магистерской диссертации. Сегодня общепризнанно действие закономерности развития науки, в соответствии с которым знания нарастают лавиной пропорционально тому, каков их предшествующий объем. Чем больше достигнуто к какому-то моменту, тем значительнее будет вывод, который исследователь может сделать, опираясь на этот фундамент и последующее поколение. С этим связана и стоящая перед научным руководителем задача - обеспечить рационально-оптимальное изучение диссертантом имеющегося по теме материала, выбрав самое существенное и подчинив его основной цели исследования.

К моменту выполнения магистерской диссертации магистрант должен овладеть определенным минимумом знаний основ библиографии, как перспективной, так и ретроспективной. Поэтому одна из важнейших задач научного руководителя магистерской диссертации на этом этапе её выполнения состоит в том, чтобы нацелить магистранта на наиболее рациональный путь сбора материала. В этом плане целесообразно рекомендовать следующие этапы работы:

1 этап - просмотр учебных курсов, энциклопедий, словарей и другой справочной литературы;

2 этап - знакомство с учебно-регистрационными библиографическими изданиями Российской книжной палаты, научными фондами библиотеки и читальных залов ЮФУ, справочно-поисковой системы «Консультант Плюс»;

3 этап - просмотр таких библиографических указаний, изданий и бюллетеней, как "Новая литература" серии "Государство и право", периодические журналы (Российская юстиция, Законность, Правоведение, Человек и закон, Уголовное право, Современное право и т.п.);

4 этап - составление библиографии по исследуемому вопросу, составление картотеки литературных, архивных, нормативных и других источников по теме работы.

В поиске источников и в составлении библиографии большую помощь магистранту окажут имеющиеся в библиотеках систематические (предметные) и алфавитные каталоги.

Целесообразно подбирать новую литературу по теме, поскольку она обычно соответствует действующему законодательству и отражает тенденции его будущих изменений. Подбор и использование литературных источников прежних лет должны быть скорректированы с законодательством и современными взглядами в науке и практике. Он необходим для изложения истории вопроса и в целях сравнения с настоящим.

Рекомендуется выписывать учебную и иную литературу не в тетрадях или на отдельных листах, а на оборотной стороне библиографических карточек и в дальнейшем группировать эти карточки по разделам, а также параграфам дипломного исследования. Так облегчается внесение изменений в перечень литературы и исключение из него тех источников, которые уже были использованы по ходу работы. В карточки вносится комплекс необходимых сведений о книге по правилам библиографического описания.

Рекомендуется также указывать в карточке шифр книги и инвентарный номер её в конкретной библиотеке. Этим в будущем значительно облегчается заказ книги по мере необходимости работы с ней.

Важным является сбор и обобщение фактического и эмпирического материала. Необходимый для магистерской диссертации цифровой и фактический материал можно найти в данных государственной статистики, фондах архивов и т.д. Магистрант должен также использовать судебную практику и материалы прохождения практики в соответствующих аппаратах органов внутренних дел, прокуратуры, суда и т.д.

Основными методами эмпирического исследования являются анализ документов, опрос, наблюдение и эксперимент.

    Работа с научной литературой. Изучение и обобщение материалов практики.

С самого начала магистрант должен быть ориентирован на творческое изучение источников и их глубокое осмысление. Он должен предварительно ознакомиться с книгой, затем приступить к её полезному чтению. Нельзя просто читать книгу, надеясь на свою память и не делая соответствующих записей. Работая над литературными источниками необходимо конспектировать, выписывать основные мысли, наиболее характерные места для будущего проблемного сочинения.

Прежде чем приступить к чтению монографии, нужно с ней ознакомиться. Для этого следует прочитать введение (предисловие), аннотацию автора (если она имеется). В них раскрывается основное содержание книги, её цели, определяются границы исследования. Нужно просмотреть и оглавление работы, раскрывающие ее содержание. Это облегчит процесс нахождения ответа на интересующий вопрос. Необходимо обратить внимание на год издания монографии, а иногда даже дату подписания её в печать, имея в виду возможные изменения в законодательстве, не освещенные автором. Можно также составить план прочитанного, т.е. дать перечень тех вопросов, рассмотрению которых посвящена читаемая работа.

Далее можно перейти к её чтению. При чтении литературы дипломнику необходимо составить конспект, который рекомендуется писать ручкой на одной стороне стандартных листов чистой бумаги. В самом начале конспекта должно быть полностью записано название конспектируемой работы и фамилия её автора.

При конспектировании необходимо быть очень внимательным к первоисточнику. При этом целесообразно указывать записи в конспекте всех выходных данных, а так же общего количества страниц книги или статьи в журнале. Не следует полагаться на ссылки, которые имеются в монографии или в статье. В них возможны опечатки и неточности. Они могут не совпадать по контексту, иметь в этих трудах другое смысловое значение. В любом случае следует сверить используемую цитату с первоисточником, уяснить её содержание, а нагрузку соотнести с содержанием своего текста, затем уже использовать в тексте.

При конспектировании следует тщательно отбирать и осмысливать необходимый для написания магистерской диссертации материал, ориентируясь на намеченные в плане разделы. В конспекте полезно намечать, в какой части диссертации будет использован тот или иной фактический материал или положение, развиваемое в прочитанной работе.

При изучении литературы рекомендуется обращаться к различным словарям, энциклопедиям в целях выяснения списка специальных слов и терминов. Нельзя оставлять без внимания непонятные слова и выражения, неизвестные имена.
Существует два вида записей при конспектировании: цитаты и заметки.

Цитата - это дословная выдержка из какого-либо текста сочинения, приводимая для подтверждения излагаемой мысли. Цитата подкрепляет мысли автора-дипломника, дает им большую силу и убедительность. Она должна быть по возможности краткой и точной.

Выписывать цитату следует на отдельный листок бумаги, используя одну сторону. Это позволяет в процессе написания дипломной работы вставить цитату в нужное место без повторного переписывания.

Заметки, или свободное цитирование преследует две цели: во-первых, кратко изложить мысли автора книги, а, во-вторых, высказать свое мнение.

Не следует цитировать пусть и отдельно выраженные, но не оригинальные, не самостоятельные высказывания, повторяющие расхожие или неоспоримые истины.

Конспект представляет собой сжатый пересказ мыслей автора. При конспектировании, прежде всего, следует обдумать и уяснить прочитанное, а потом лишь записывать. Подборка, обобщение, анализ материалов правоприменительной практики необходимы для укрепления своего теоретического исследования, а также для подтверждения выводов автора какими-либо конкретными примерами. Таким образом, теоретические рассуждения диссертанта приобретают свою практическую значимость, выявляют его способность ориентироваться в реальной жизни правовой нормы.

Наконец, возможны как результат магистерской диссертации продуманные, взвешенные практические рекомендации по повышению качества юридической деятельности, предложения по совершенствованию действующего законодательства.

В магистерской диссертации очень важно сочетать использование как опубликованной, так и местной практики. Ценным источником являются заключения и иные акты Конституционного Суда РФ, руководящие постановления Пленума Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, опубликованные определения судебных коллегий, обзоры практики следствия, прокурорского надзора, нотариальных контор. Преимущества использования материалов местной судебной практики состоят в большем учете специфики нашего региона, наглядности материала и возможностях его более точного анализа по ходу написания дипломной работы.

Весьма ценным источником теоретических суждений и выводов являются материалы собственных конкретно-социологических исследований, которые могут заключаться в опросах, анкетировании и беседах-интервью, как работников правоприменительных органов, так и других групп населения по вопросам, представляющим научный интерес магистранта.

Характер, объем изучения и обобщения материалов практики определяется темой и направленностью магистерской диссертации, её структурой и планом. Все это должно быть согласовано в ходе работы с научным руководителем.
Не следует забывать, что эффективное использование данных судебной практики возможно лишь при условии правильного периода, за который проводится изучение, и количества изучаемых уголовных дел. Для регистрации и последующей группировки информации рекомендуется использование карточек, анкет и таблиц, составляемых с помощью научного руководителя и в соответствии с планом изучения практики. Ссылка в тексте на источник сведений решений конкретного документа какого-либо органа или должностного лица строго обязательна. Использование статистических данных также должно быть подтверждено.

Отдельно следует остановиться на использовании магистерских диссертаций прошлых лет по мере их накопления, особенно тех, которые рекомендованы Государственной аттестационной комиссией (ГАК) к внедрению в учебный процесс или в практику. При соблюдении условий критического, самостоятельного подхода к проблемам, исследованным в них, выработки собственного пути решения и учета изменившейся обстановки, нового в законодательстве и правоприменительной практике такое обращение к работам прошлых лет может принести только пользу. Естественно, что должны пресекаться малейшие попытки плагиата и некритического заимствования каких-либо положений и выводов.

 





Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: