Задача 1. Составить и решить факторную модель зависимости суммы транспортных расходов от массы перевозимого груза, расстояния перевозки и тарифа за 1 т-км.
Факторная модель И= М*Р*Т
| Показатели | Предприятие №1 | Предприятие №2 | ||
| Базисный период | Отчетный период | Базисный период | Отчетный период | |
| Масса перевозимого груза, М, т | 1200 | 1120 | 560 | 590 |
| Среднее расстояние перевозки, Р, км | 20 | 18 | 50 | 55 |
| Тариф за перевозку, Т, руб./т-км | 11,0 | 11,5 | 8,2 | 8,9 |
| Расходы по перевозке, И, тыс. руб. | ||||
Сделать вывод.
Задача 2. Определить расходы по аренде по двум магазинам, составить факторную модель зависимости расходов по аренде нежилого помещения в зависимости от размера арендуемого помещения, территориального коэффициента, коэффициента этажности при постоянной базовой ставке арендной платы.
Факторная модель И =
*
*
*S
| Показатели | Магазин №1 | Магазин №2 |
Базовая ставка арендной платы за 1 кв.м., руб.,
| 50 | 50 |
Коэффициент этажности
| 1,0 | 0,9 |
Территориальный коэффициент
| 0,8 | 1,0 |
Площадь арендуемая, S,
| 120 | 80 |
| Расходы по аренде, И, руб. |
Выбор обосновать аналитическими расчетами.
Задача 3. Рассчитать сумму расходов по оплате электроэнергии и ее изменение под влиянием факторов:
· тарифа за 1кВт·ч;
· мощности электроосветительных приборов в кВт;
· времени использования электроосветительных приборов.
Факторная модель И = М*t*T
| Показатели | Предприятие №1 | Предприятие №2 | ||
| Базисный период | Отчетный период | Базисный период | Отчетный период | |
| Мощность электроосветительных приборов, М, кВт | 12,0 | 12,5 | 28,0 | 26,0 |
| Время использования, t, ч | 360 | 390 | 300 | 280 |
| Тариф, Т, руб. за кВт·ч | 0,60 | 0,80 | 0,60 | 0,80 |
| Сумма расходов, И, руб. | ||||
Задача 4. Определить отклонение суммы издержек по оплате труда в зависимости от размера тарифной ставки, отработанного времени и списочной численности работников.
| Предприятие | Периоды | Численность, чел. | Отработанное время в расчете на 1 раб., час | Часовая тарифная ставка, руб. |
| №1 | 1 2 | 98 102 | 166 167 | 19,8 19,9 |
| №2 | 1 2 | 108 102 | 166 167 | 14,5 14,9 |
| №3 | 1 2 | 28 26 | 167 176 | 18,6 18,8 |
Задача 5. Рассчитать влияние на сумму издержек (И) следующих факторов:
· объема товарооборота (N);
· уровня издержек по заработной плате (
;
· уровня транспортных издержек (
;
· уровня прочих затрат (
.
Расчеты проводить на основе факторной модели:
.
| Показатели | Предприятие №1 | Предприятие №2 | ||
| Базисный период | Отчетный период | Базисный период | Отчетный период | |
Товарооборот, , тыс. руб.
| 2860 | 2912 | 4120 | 3980 |
Уровень издержек по заработной плате, , %
| 5,21 | 5,38 | 4,16 | 4,12 |
Уровень транспортных издержек, , %
| 0,94 | 0,98 | 1,03 | 1,05 |
Уровень прочих затрат, , %
| 10,16 | 10,14 | 9,61 | 9,42 |
Задача 6. Рассчитать влияние на величину оптимального объема партии поставки товаров:
· объема поставок за год;
· расходов на хранение;
· расходов на доставку.
Использовать все возможные способы.
| Показатели | Предприятие №1 | Предприятие №2 | ||
| Базисный период | Отчетный период | Базисный период | Отчетный период | |
| Объем поставки за год, т | 1500 | 1600 | 2800 | 2680 |
| Расходы по доставке одной партии, руб. | 108 | 112 | 96 | 105 |
| Расходы по хранению одной партии, руб./т | 54 | 50 | 84 | 92 |
| Объем одной партии, т | ||||
Расчет производится на основе факторной модели:
,
где
– оптимальный размер одной партии; П – объем поставки за год;
— расходы по доставке одной партии;
— расходы по хранению одной партии.
Задача 7. Составить и проанализировать, используя способ цепной подстановки, влияние на сумму транспортных расходов факторов:
· стоимости перевозимых грузов;
· средней цены 1 т груза;
· тарифа за 1 т-км;
· расстояния перевозки.
Факторная модель И = П*Т*Р* 
| Показатели | Предприятие №1 | Предприятие №2 | ||
| Базисный период | Отчетный период | Базисный период | Отчетный период | |
| Стоимость перевозимых грузов, П, тыс. руб. | 1262,8 | 1342,5 | 48500 | 47420 |
| Средняя цена 1 т.р., тыс. руб. | 56 | 58 | 12,5 | 13,4 |
| Средний тариф за 1 т-км, Т, руб. | 22 | 21 | 18 | 19 |
| Среднее расстояние перевозки, Р, км | 40 | 42 | 51 | 53 |
, %
, %






