Качество и предпринимательская деятельность

Введение в менеджмент качества

1. Предмет и задачи курса «Менеджмент качества», его связь с другими дисциплинами

2. Необходимость, объективные предпосылки и проблемы управления качеством

3. Возникновение и развитие управления качеством как области знания и предметы практической деятельности

4. Философия качества и стадии её развития

 

1. Курс «Менеджмент качества» базируется на Законе «Об обеспечении единства измерений», а также современные экономические теории, организация производства, менеджмент предприятия, маркетинг, инновационный менеджмент и другие.

Предметом курса является изучение на основе изучения достижения науки, техники и передового опыта отечественных и зарубежных предприятий, количественных и качественных зависимостей в производстве продукции, обеспечивающих заданный уровень её качества.

Задачи курса:

ü Дать знания теоретических основ, функций общего и практического менеджмента в области управления качеством продукции и услуг

ü Ознакомить будущих специалистов с возможностями управления качеством

 

2. В теории и практике управления качеством продукции можно выделить 2 проблемы:

1) Повышение качества технического уровня продукции

2) Менеджмент качества

Необходимость, объективные предпосылки и проблемы управления качеством вытекают из конкуренции.

Необходимо внедрять системы менеджмента качества, которые строятся на ISO 9000.

Качество можно представить как сложную категорию, которая включает непосредственно своё качество, качество фирмы, качество работу, качество продукции. Понятие «качество» сформировалось под воздействием историко-производственных обстоятельств. На каждом этапе развития общественного производства существовали различные подходы к качеству и различные требования к нему. Сначала, качество рассматривалось с позиции единичного экземпляра как точность размеров. Развитие науки и техники, повышение сложности выпускаемой продукции.

 

В философском смысле в развитии качества можно выделить 4 стадии:

1)    Фаза отбраковки

2)    Фаза управления качеством

3)    Фаза менеджмента качества

4)    Фаза планирования качества

Фаза отбраковки зародилась в условиях ремесленного производства, когда каждое изделие носило строго индивидуальный характер. Дальнейшее развитие фаза отбраковки получила во второй половине 19 века, когда на оружейных заводах Кольта применили идею стандартного качества. Научным обоснованием опытов Форда, которыми стали работы Тейлора. Тейлор предложил концепцию научного менеджмента, которая опиралась на системный подход. Главной задачей фазы отбраковки заключается в том, что потребитель должен получать качественную продукцию.

Фаза управлением качества, началом этой фазы считается 20 век. Она связана с исследованиями Шехарда. Он впервые ввёл так называемые «контрольные карты». Их введение позволило повысить качество продукции одновременно с ростом эффективности производства.

Фаза планирования качества зародилась в 60 годы 20 века. Основной концепцией данной фазы является идея, что большая часть дефектов закладывается на стадии разработки товаров по причине низкого качества проектных работ. Кроме того, планирование качества предполагает, что большая часть исследований будет проводиться на основе моделирования, что позволяет устранить дефекты ещё на стадии предшествующего производства. Фаза планирования качества опирается на концепцию «ноль дефекта». Основные идеи этой фазы связаны с работой Тагути – если до фазы планирования качеством применялась система допусков и посадок (система строится на том, что если есть отклонения в размерах деталей от номинальных стандартов, то они допускаются).

 

Качество и предпринимательская деятельность

1.    Качество, ценность и стоимость изделия

2.    Философия предпринимательства и качество

3.    Факторы обеспечения качества продукции

4.    Развитие управления качеством

 

1.    Понятие «качество» имеет определённые сложности:

•     Качество является философской категорией и одновременно является частью повседневной жизни

•     Категория качества присуща всему, то есть оно касается различных сфер общественной и индивидуальной жизни

•     Качество является универсальной ценностью

•     Качество как ценность величина непостоянная, она постоянно изменяется

•     Качество является одним из важнейших факторов конкурентоспособности

•     Качество – важнейший инструмент увеличения доли рынка

Универсальная формула качества:

Ценность/Стоимость -> max

Эти соотношения важны и для производителя, и для потребителя. Ценность для потребителя имеет вся качественная продукция, а стоимость этой продукции определяется стоимостью продукции + затраты на устранение внутренних и внешних дефектов.

Ценность для потребителя ограничивается требуемыми свойствами

В современных условиях оценка качества основывается на следующих категориях:

1)    Качество продукции, которое отражает качество конструкции изделия

2)    Качество исполнения, которое характеризует степень удовлетворения потребностей клиентов

3)    Качество соответствия отражает полноту соответствия продукта (услуги) внутренним спецификациям

Для того чтобы определить основные направления совершенствования управления качеством продукции необходимо изучить внутрипроизводственные факторы. С этой целью факторы улучшения качества продукции группируются по их объективному содержанию и характеру воздействия на эффективность производственной деятельности. Формирование качества продукции предопределяется факторами технического, организационного, экономического и социального характера.

Технические факторы определяются видом изготавливаемой продукции, серийностью её производства, состоянием технической документации, качеством технологического оборудования, качеством сырья, комплектующим и так далее.

Организационные факторы характеризуются обеспеченностью материалами, сырьём, организацией труда и так далее.

Экономические факторы включают финансовое, материального и нормативное обеспечение (величина заработной платы, проценты удержания за брак)

Социальные факторы основываются на кадровом, правовом и организационном обеспечении.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: