1. Источники формирования и виды затрат на обеспечение качества продукции
2. Информационная база анализа затрат на обеспечение качества
3. Методы анализа и управление затратами на обеспечение качества продукции
1. Качество продукции ориентировано на обеспечение её потребителю высокой степени удовлетворения его запросов, связанных с функциональными свойствами, экономическими и другими свойствами продукции. Такие свойства формируются в процессе производственно-хозяйственной деятельности предприятия-производителя на всех её этапах производства и во всех подразделениях производственной системы.
С экономической точки зрения формирование полезных свойств продукции представляет собой процесс формирования определённой стоимости, который включает в себя 2 базовые составляющие – потребительная стоимость и затратная (меновая) стоимость. Оба этих компонентов стоимости продукции неразрывно связаны друг с другом и взаимно предполагают друг друга. Таким образом, деятельность предприятия по обеспечению качества продукции неизбежно требует возникновения определённых затрат. Формирование затрат на обеспечение качества продукции можно рассматривать с 2 основных позиций – с позиции функциональной цепи и с позиции иерархического структурирования предприятия. В первом случае затраты на формирование и обеспечение качества увязываются с деятельностью отдельных функциональных подсистем предприятия, интегрированных друг с другом в общую логическую цепь. Например, прогнозирование и изучение спроса, организация и подготовка производства и т. д.
|
|
Рассмотрение затрат на обеспечение производства с точки зрения функциональной цепи позволяет достаточно точно определить, на каком этапе производственно-хозяйственной деятельности и в каком подразделении формируется та или иная часть производственных затрат. Поскольку каждый из этих этапов производственной деятельности координируется конкретным руководителем, то такой подход к анализу затрат позволяет обосновать распределение на предприятии полномочий и ответственности.
Затраты на обеспечение качества продукции связаны не только с производственными процессами, но и с управлением этими процессами. Поскольку такое управление осуществляется менеджерами различных уровней, то возникает проблема рассмотрения затрат на обеспечение качества продукции с позиции иерархической структуры предприятия. Рассмотрение затрат на качество с данной позиции даёт возможность определить различия между этими затратами по их внутреннему составу, величине (размерам), способам формирования (снизу вверх или сверху вниз) и обосновать адекватность метода отнесения данных затрат на конкретный вид продукции.
|
|
Затраты, связанные с качеством продукции, могут быть классифицированы по нескольким признакам. Наиболее часто в качестве таких признаков выступает тип затрат, характер связи затрат с процессом формирования качества и место возникновения затрат. В зависимости от типа все затраты по обеспечению качества подразделяются на 3 укрупнённые категории:
o Научно-технические затраты
o Управленческие затраты
o Производственные затраты
Научно-технические и управленческие затраты связаны с подготовкой, обеспечением и контролем условий производства качественной продукции. Они в определённом смысле предопределяют величину производственных затрат. В общем случае в качестве управленческих затрат принято рассматривать затраты, связанные с гарантией качества продукции. Сюда относятся затраты, связанные с функционированием служб предприятия, с обеспечением деятельности подразделений контролирующих ход производственного процесса, с приобретением сырья и материалов.
Производственные затраты классифицируются на материальные, технические и трудовые. Материальные и трудовые затраты достаточно легко поддаются нормированию, при этом может быть использован метод прямого счёта. Технические затраты связаны с работой технологического оборудования.
По характеру связи с процессом формирования качества затраты могут быть разделены на 2 группы: базовые и дополнительные затраты. Базовые затраты формируются непосредственно в процессе разработки, освоения и производства продукции и существует до момента снятия продукции с производства. Дополнительные затраты связаны с различного рода усовершенствованием продукции, повышением уровня её качества. Основная часть базовых затрат отражает стоимостную величину прямо расходуемых в ходе производства факторов производства, а также общехозяйственные и производственные расходы, которые косвенно увязываются с производством продукции через соответствующие сметы.
В зависимости от места назначения затраты на создание и поддержания качественной продукции делятся на внутренние и внешние. В международной практике учёта и систематизации затрат, связанных с качеством продукции используются следующие методы:
Ø Метод калькуляции затрат на качество
Ø Метод калькуляции, связанных с процессами
Ø Метод определения потерь вследствие низкого качества
Общую схему структурирования затрат по обеспечению качества в рамках рассматриваемого метода можно представить следующим образом:
Общая величина затрат по качеству = затраты на внутреннюю хозяйственную деятельность + затраты по внешним работам
Метод калькуляции затрат, связанные с процессами используют понятие стоимости соответствия и стоимости несоответствия процесса, то есть стоимость несоответствия – все затраты, которые несёт предприятие в связи с отклонениями от параметров существующего производственного процесса.
Метод определения затрат вследствие низкого качества основывается с разделением потерь, связанных с качеством продукции на группы: внутренние и внешние потери, материальные и нематериальные потери. Материальные потери – затраты, связанные с наличием дефектов и необходимостью их устранения. Внешние нематериальные потери – издержки, связанные с сокращением планируемых объёмов сбыта продукции. А внутренние нематериальные потери связаны со снижением производительности труда в виду с неиспользованием технических возможностей оборудования.
2. Анализ величины затрат предприятия на обеспечение качества продукции базируются на большом объёме информационных материалов, которые имеют различную природу и характеризует соответствующую проблему с различных сторон. Сбор данных для анализа затрат на обеспечение качества увязывается с непосредственными целями такого анализа. Эти цели налагают определённые ограничения на требуемую информацию. В качестве целей анализа могут выступать:
|
|
ü С целью сокращения затрат на единицу продукции при сохранении достигнутого уровня качества
ü Сокращение затрат на изделие при повышении уровня качества
ü Повышение затрат, ориентированных на более высокое качество с целью достижения конкурентных преимуществ
ü Изменение структуры затрат при сохранении достигнутого уровня качества
ü Увеличение объёмов производства за счёт сокращения издержек, связанных с браком, отходами производства
Различие в целях анализа обуславливают различие в источниках информации. В соответствии с этой особенностью затраты для анализа делят на внутренние и внешние затраты. Также данные для анализа затрат разделяются на первичные данные и вторичные данные. В зависимости от содержания анализируемых данных они делятся на технические и экономические источники информации. Технические данные связаны с техническим качеством изделия. Экономические данные характеризуют использование изделий. Чтобы сократить затраты на сбор информации используют современные носители, которые позволяют сделать выводы сразу после ввода данных.
В качестве регистрационных инструментов используются контрольные листки и сводные таблицы.
3. В практике деятельность по формированию и обеспечению качества продукции подразделяется на ряд укрупнённых стадий. На каждой стадии выполняются конкретные виды деятельности, связанные с затратами. Типовая последовательность действий по управлению затратами имеет следующий вид:
Подразделения | Операции по регулированию затрат | Этап деятельности | ||
Плановый отдел, отдел маркетинга | Поэлементное и сводное определение объёма целевых затрат на формирование качества на основе планирования объёмов выпуска новой продукции | Планирование продукции
| ||
Плановый отдел, финансовый отдел | Определение плановой величины целевых капитальных вложений | |||
Отделы обеспечения производством | Распределение планового объёма целевых затрат между подразделениями | |||
Финансовые отделы | Распределение затрат между производственными структурами | |||
Плановый отдел | Ориентировочный расчёт затрат на создание новой продукции | Конструирование продукции | ||
Плановый отдел | Оценка возможностей достижения целевого объёма затрат на обслуживание продукции | |||
Плановый отдел | Ориентировочный расчёт затрат на производство новой продукции на основе анализа текущего состояния производственных мощностей и плана капитальных вложений | |||
Оценка возможностей достижения целевого объёма затрат на производство новой продукции | Подготовка производства
Материально- | |||
| Распределение объёмов капитальных вложений по видам оборудования Оценка существующих планов поставок ресурсов | |||
техническое обеспечение производства | ||||
Разработка мероприятий по сокращению текущих затрат | Производство и контроль Сбыт и послепродажное использование продукции |