Методические указания по выполнению расчетно-пояснительной записки дипломного проекта

Министерство образования Республики Беларусь

 

Учреждение образования «Полоцкий государственный университет»

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

К дипломному проектированию

Определяется по формуле: разделу «Экономика организация производства и менеджмент машиностроннии»

Для студентов машиностроительного факультета

 специальности 1-36 01 01 «Технология машиностроения»

Новополоцк, 2013

 

Предисловие

    Стратегия устойчивого социально-экономического развития экономики Республики Беларусь определяет комплексное решение производственных, социальных, экономических, научно – исследовательских задач, в том числе реформирование белоруской системы образования. Первоочередной задачей является повышения качества высшего образования, создание гибкой системы подготовки и переподготовки кадров в соответствии с потребностями инновационного развития. Для их решения предусматривается:

- развитие системы образования на основе современных коммуникационных и информационных технологий;

- оптимизация структуры подготовки специалистов с высшим образованием в соответствии с потребностями развития национальной экономики;

- интеграция высшего профессионального образования, науки и производства;

- интеграция национальной системы образования в единое Европейское пространство высшего образования, создание с учетом международных требований.

Изложенные требования ставят перед высшей школой ответственные задачи по обеспечению непрерывного совершенствования экономической подготовки студентов, будущих инженерных специалистов.

Подготовка инженеров по машиностроительным специальностям включает изучение курсов по экономике машиностроения, организации производства и менеджмента в машиностроении, выполнение практических задач, контрольных и курсовых работ.

Завершающим этапом экономической подготовки студентов машиностроительных специальностей является разработка вопросов организации и управления производством, технико-экономическое обоснование решений, принимаемых во время дипломного проектирования. Повышение уровня экономической подготовки студентов, качество выполнения дипломных проектов обуславливает необходимость разработки и издания методических рекомендаций по написанию расчетно– пояснительной записки по технико – экономической обоснованию проекта.

Настоящие методические указания имеют цель оказания помощи будущим инженерам – технологам машиностроительного производства: определении и накоплении необходимой научной, социально-экономической, нормативно-правовой информации:

- технико – экономическому оборудованию принятых решений;

- систематизации и развития самостоятельной научной и исследовательской работы выпускников при подготовке дипломного проекта.

Методические указания разработаны на основе имеющейся учебной, методической и специальной литературы, типовой программы по дисциплине «Организация производства и менеджмент в машиностроении», практики работы кафедры экономики и организации производства Полоцкого государственного университета.

Методические указания подготовлены коллективом авторов кафедры экономики и организации производства.

 

Общие методические положения

Задача выбора наиболее эффективного варианта проекта из множества возможностей создания нового оборудования, машин, станков, систем, совершенствования технологий, организации производства, труда и управления приобретает все большую актуальность. Студенты – дипломники имеют возможность широкого выбора вариантов практического осуществления идей при подготовке дипломных проектов. Главная задача выбрать и обосновать наиболее эффективный.

Основой для его выбора являются: технические разработки, экономические расчеты и экономический анализ. Технические разработки позволяют проверить возможность создания нового технологичсекого процесса, его работоспособность. Техническое проектирование и расчеты проводятся с целью удостовериться, что новая система будет работать так, как это ожидается. Технические работы осуществляются вплоть до отдельных элементов проекта и их взаимосвязей друг с другом.

Экономические расчеты и анализ обобщающих экономических показателей позволяют перейти от многочисленных отдельных технических параметров к одному или нескольким и на основе их дать интегральную оценку достоинств, экономических, организационных и социальных преимуществ в сравнении с предшествующими или аналогичным вариантом процесса по созданию изделия. Поэтому вопросы экономической оценки и обоснования проекта приобрели в практике проектирования и дипломирования определенную роль.

Экономические проекты, анализ проекта позволяют; во-первых, исключить проектирование и внедрение неэффективных проектных решений; во-вторых, исключить ошибки в проектирование; в-третьих, оценить оптимальность принятых в проекте технических решений; в-четвертых, определить экономическую эффективность внедрения проекта.

Экономический анализ должен осуществляться на всех стадиях проектирования. Это обуславливается тем, что на каждой последующей стадии уточняются и расширяются представления о числовых значениях отдельных параметров проекта.

Необходимость технико-экономических расчетов и обоснования проектов на всех стадиях проектирования обусловлена и тем, что инновации и экономика взаимосвязаны между собой.

Дипломный проект, в котором разрабатывается и обеспечивается взаимная увязка технологических, организационных и экономических вопросов, является самостоятельной работой, характеризующей интегральную оценку уровня подготовки будущего инженера – технолога, в том числе и его экономической подготовки.

 

Методические указания по выполнению расчетно-пояснительной записки дипломного проекта.

Записка содержит разделы: введение, содержание технико-экономического обоснования, нормативно-плановые расчеты, расчет стоимости основных средств, показатели по труду, сырья, материалов, полуфабрикатов, калькуляцию себестоимости, нормирование оборотных средств, расчет технико-экономического обоснования эффективности проекта.

Во введение пояснительной записки описывается технико-экономическое обоснование самой темы, определяются задачи, решение которых ставится целью. Особое внимание необходимо уделить доказательству актуальности разработки выбранной темы проекта. Доказательство осуществляется на основе изучения состояния действующих аналогичных технико-экономических решений, анализа базовых вариантов технологий, подтверждается целесообразность проектного решения с точки зрения программы социально-экономического развития по ускорению разработки внедрения инновационных технологий.

В последующих разделах и главах, посвященных решениям технических вопросов, должны быть проведены необходимые технико-экономические расчеты и обоснования. Содержание технико-экономического обоснования зависит от направления и типа проекта. В качестве базы сравнения должен быть выбран лучший вариант технологического процесса из имеющихся в отечественной и зарубежной практике, используемый для тех же целей, что и проектируемый. Это доказательства должно быть основано на использовании данных научно-учебной литературы, научных публикациях, изучения авторских свидетельств, патентов, материалов научно-практических конференций, научно-исследовательских организаций.

В высших учебных заведениях, осуществляющих подготовку специалистов машиностроительного профиля, наряду с проектами опытно-конструкторского, конструкторского, научно-исследовательского направления важное значение имеет технологическое. Дипломные проекты технологического направления имеют широкую тематику. Объектами дипломных проектов по специальности «Технология машиностроения» могут быть:

- новые методы обработки материалов;

- технологические процессы сборки, монтажа, наладки и испытания оборудования, машин приборов;

- разработка технологического процесса создания новой продукции;

- модернизация, техническое перевооружение действующих объектов;

- проектирование производственного нестандартного технического оборудования.

Технико-экономическому обоснованию подлежат дипломные проекты всех направлений. Обоснование проекта и принимаемых в нем технических решений должно освещаться комплексно.

При проектировании новых технологических процессов осуществляется выбор вариантов технологий, разрабатывается структурная модель процесса, проектируется технологическая оснастка, выбираются варианты механизации и автоматизации производства, экономическое обоснование выбора технического решения.

При выполнении тем дипломных проектов, посвященных исследованиям и разработке производственного оборудования (узлов, стендов, приспособлений, установок), экономическое обоснование технических решений требует применение методик, рекомендуемых для опытно-конструкторского и конструкторского направления. В этих условиях должно быть проведено, во-первых, сравнение технико-экономических показателей проектируемого устройства с выбранным аналогом и, во-вторых, сравнение технико-экономических показателей работы всей сложной системы в новых и прежних условиях работы, т.е. с новым и старым нестандартным оборудованием. Это условие является определяющим.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: