Основными ведущими программы могут стать педагоги. Но нам бы хотелось, чтобы и сами ребята, участники программы лагеря, которые сами участвовали в тренинге, были привлечены к проведению встреч с подростками и молодежью в качестве тренеров-добровольцев.
Пусть на одном занятии ведущие-добровольцы работают как ассистенты педагога, помогают ему с реквизитом, проводят разминочные и заминочные упражнения. А затем педагог может доверить ребятам проведение целого занятия.
Чтобы стать тренером-добровольцем необходимо:
Первое – захотеть этого;
Второе - познакомиться с программой занятий как можно лучше.
Третье - найти себе со-ведущего. Вести занятия лучше в паре, так как вдвоем всегда веселее;
А главное это позволит:
разделить обязанности: кто-то проводит одно упражнение, кто-то другое, кто помогает раздать реквизит, уточняет инструкцию и т.д.
лучше узнать участников, наблюдая за их реакциями;
после окончания занятия обсудить все плюсы и минусы в его проведении и с учетом этого подготовиться к следующему занятию.
|
|
Что для этого нужно сделать?
1. Внимательно прочитать эти рекомендации.
2. Провести занятие вместе с педагогом в качестве ассистента, наблюдая за ним, помогая ему и пробуя провести что-то самостоятельно под его контролем.
3.!!! Перед занятием ведущие должны прочитать текст занятия как минимум 4 раза. Это нужно для того, чтобы познакомиться с занятием; разобраться в каждом упражнении и почувствовать его (необходимо представить, как это упражнение вы будете проводить в вашей конкретной группе, как отреагируют на него участники, подготовиться к возможным сложностям).
4. Для того чтобы не растеряться во время занятия, нужно сделать себе специальные карточки-шпаргалки с текстом тренинга, с инструкциями по проведению упражнений и игр, с вопросами для обсуждения и выводами. Лучше их распечатать более крупным шрифтом, например 16,
и с полуторным интервалом
5. Если вы ведете занятие в паре нужно заранее распределить обязанности, кто какое упражнение ведет и за что отвечает.
6. Подготовить весь необходимый реквизит к занятию;
7. Непосредственно перед занятием освежить в памяти материал.
8. После окончания занятия обсудить с со-ведущим все плюсы и минусы в его проведении и с учетом этого подготовиться к следующему занятию.
III. ТЕКСТЫ ТРЕНИНГОВ
Вам предоставляются конспекты двух интерактивных встреч со сверстниками «Учимся жить в мире и согласии» с указанием целей, задач, описанием необходимого оборудования, хода проведения упражнений, вопросами для обсуждения и выводами по двум темам:
«Учимся жить в мире и согласии с теми, кто на нас не похож»;
|
|
«Учимся жить в мире и согласии с самим собой».
Шрифтом Candara выделен ТЕКСТ ведущего тренинга.
«Учимся жить в мире и согласии с теми, кто на нас не похож»
Тренинги межкультурного общения (взаимодействия)
Цели:
ознакомить с особенностями межкультурного общения (взаимодействия),
формировать навыки позитивного гармоничного взаимодействия с теми, кто на нас не похож, бесконфликтного общения с представителями других народов, культур, сообществ.
I. Приветствие
Всем привет! Очень рад (или рада) вас всех видеть! Меня зовут…, я ( что-то о себе ….).Если тренинг проводят 2 ведущих, то представляются оба.
В августе этого года мы участвовали в работе Международного лагеря детей и молодежи, который собрал представителей разных народов из
Мы живем в многонациональной стране, и чтобы не возникало проблем межкультурного общения очень важно научиться жить вместе, в мире и согласии. Так что сегодня мы поговорим о том, как можно построить гармоничные отношения с теми, кто на меня не похож. Но давайте начнем с игры, которая плавно введет нас в тему сегодняшнего занятия.
II. Разминка.
1. Упражнение «Мы с тобой похожи тем, что...»
Ход упражнения: Я прошу вас построиться в два круга – внутренний и внешний, лицом друг к другу. (Количество участников в обоих кругах должно быть одинаковое, если участников нечетное количество, то ведущий становиться в круг, как участник). Участники внешнего круга говорят своим партнерам напротив одну фразу, которая начинается со слов: «Мы с тобой похожи тем, что...». Например: что живем на планете Земля, учимся в одном классе и т.д. Участники внутреннего круга отвечают также одной фразой: «Мы с тобой отличаемся тем, что...» Например: что у нас разный цвет глаз, мы занимаемся разными видами спорта и т.д. Затем по моей команде участники внутреннего круга делают шаг по часовой стрелке и таким образом, переходят к другому партнеру. Игра повторяется до тех пор, пока каждый участник внутреннего круга не повстречается с каждым участником внешнего круга. Напоминаю, что мы говорим только ОДНУ фразу о том чем мы похожи или не похожи и перемещаемся к другому человеку ТОЛЬКО по моей команде. Начали!
Если участники не знают друг друга можно совмещать со знакомством, тогда в первую очередь участникам предлагается назвать свое имя партнеру.
Во время упражнения со-ведущий помогает участникам построиться в круги, правильно перемещаться и тактично останавливает «длинные разговоры в парах».
Вывод:
Всем спасибо за участие, посмотрите, это простое упражнение помогло нам увидеть какие мы все разные, как легко можно найти различия между нами, но в тоже время мы всегда можем найти и что-то общее, то что нас объединяет!
III. Основная часть.
Упражнение «Карамбия»
Задачи:
предоставить участникам возможность понять и почувствовать, каковы причины и следствия межкультурного непонимания (интолерантности);
осознание негативных чувств и поведенческих реакций, возникающих при столкновении с другой культурой;
помочь осознать, что успешное общение с представителями другой культуры невозможно без знания ее норм и правил.
Необходимое время: 40 минут.