Практика по профилю специальности

Методические указания

По производственной (профессиональной) практике

 студентов специальности 080110

 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)»



Введение

Производственная (профессиональная) практика студентов является составной частью профессиональной образовательной программы и направлена на закрепление и углубление знаний и умений, полученных в процессе обучения, а также овладение системой профессиональных умений и навыков и первоначальным опытом профессиональной деятельности по получаемой специальности.

               

 



Раздел 1.

Практика по профилю специальности.

 

           Задачами практики по профилю специальности является расширение и систематизация знаний специальных дисциплин на основе изучения деятельности конкретного предприятия, приобретение студентами практических навыков по бухгалтерскому учету и отчетности, развитие профессионального мышления, привитие навыков организаторской деятельности и работы в условиях трудового коллектива.

           Объектом исследования на практике по профилю специальности являются хозяйственные процессы, организации и ведение бухгалтерского учета на предприятии, в организации.

Практика проводится в организациях и предприятиях различных организационно – правовых форм на основе прямых договоров, заключаемых между организацией и техникумом. По согласованию с руководителем практики от техникума студенты могут проходить не только на производственных предприятиях, но и в организациях торговли, банках, страховых организациях, инвестиционных институтах и др.

       Особое внимание следует уделить вопросам организации работы служб бухгалтерского учета, аналитических служб, подразделений аудита (при их наличии).

За время прохождения практики студенты должны ознакомиться с организацией деятельности предприятия, изучить технологические процессы производства продукции, выполнения работ, оказания услуг.

Практика по профилю специальности проводится в форме выполнения профессиональных заданий, в соответствии с тематическим планом практики (таблица 1).

Сроки проведения практики по профилю специальности определяются в соответствии с графиком учебного процесса.

Студенты при прохождении практики по профилю специальности в организациях обязаны:

- полностью выполнять задания, предусмотренные программой практики;

- соблюдать действующие в организациях правила внутреннего трудового распорядка;

- изучать и строго соблюдать нормы охраны труда и правила пожарной безопасности.

           Практику по профилю специальности проводят руководитель практики от организации и руководитель практики от техникума, которые оценивают результаты выполнения студентами программы практики.

Оценивание результатов выполнения студентами программы практики осуществляется на основе письменного отчета.

           Содержание письменного отчета по практике по профилю специальности составляется в соответствии с пунктами тематического плана практики (входит в состав комплексного отчета по производственной (профессиональной) практике) (Приложение 2).

           Примерный объем текстовой части отчета по практике 20 – 25 страниц. Отчет должен быть грамотно и четко оформлен. Рисунки и схемы должны быть выполнены в соответствии с графическими требованиями.

Оформленный отчет вместе с путевкой и дневником практики оценивается и подписывается  руководителем практики от организации (оценка по пятибалльной системе ставится на путевке) и сдается студентом на проверку руководителю практики от техникума.

После проверки отчета и собеседования студента с руководителем практики от техникума ставится итоговая оценка по практике по профилю специальности - дифференцированная оценка по пятибалльной системе, которая выставляется в ведомость и зачетную книжку.

 

Перед студентами, направленными на практику по профилю специальности, ставятся следующие задачи:

- ознакомиться с объектом (предприятием, организацией) и дать его характеристику;

- ознакомиться с типом производства, с технологическим процессом основного и вспомогательного производства;

- ознакомиться с организационной и производственной структурой предприятия (организации), уделив внимание изучению структуры служб бухгалтерского учета, экономического анализа, внутреннего аудита;

- ознакомиться с формой организации и ведения бухгалтерского учета;

- изучить технологию обработки учетной информации в производствах, цехах, подразделениях;

- изучить имеющиеся на предприятии средства сбора, регистрации и передачи данных; изучить схему документирования хозяйственных операций;

- изучить пакеты прикладных бухгалтерских программ; ознакомиться с АРМами бухгалтера, аналитика, аудитора; с информационным и программным обеспечением обработки данных;

- изучить методы оценки имущества, обязательств и хозяйственных операций на конкретном практическом примере (участке);

- изучить порядок проведения инвентаризации и общие правила оформления результатов инвентаризации;

- изучить на практическом примере технологический процесс обработки учетной информации, порядок обобщения и отражение на счетах бухгалтерского учета хозяйственных операций.

 

При прохождении практики студент обязан:

- пройти практику в установленные сроки;

- соблюдать правила охраны труда, техники безопасности;

- подчиняться действующим на предприятии (организации) правилам внутреннего распорядка;

- нести ответственность за выполняемую работу и ее результаты;

- полностью выполнять задание, предусмотренное программой практики;

- творчески относиться к выполнению порученных заданий;

- вести дневник-отчет, кратко занося в него проделанную за день работу (по окончании рабочего дня дневник предъявляется для просмотра и подписи руководителю практики от организации);

- подготовить письменный отчет о прохождении производственной практики.

Таблица 1.

 

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

ПРАКТИКИ ПО ПРОФИЛЮ СПЕЦИАЛЬНОСТИ

№ п/п Содержание работы
1. Ознакомление с объектом (предприятием, организацией) по месту прохождения практики
2. Ознакомление с производственной и организационной структурой предприятия (организации), стадиями производственного процесса
3. Ознакомление с организацией и ведением бухгалтерского учета на предприятии (организации): структурой бухгалтерского аппарата; технологией обработки учетной информации; формой организации бухгалтерского учета на предприятии
4. Изучение схемы документирования хозяйственных операций; изучение имеющихся на предприятии (организации) средств сбора, регистрации и передачи учетных данных (первичных документов)
5. Изучение на практическом приеме процессов обработки учетной информации, ее систематизирования и группировки
6. Изучение порядка обобщение и отражения на счетах бухгалтерского учета фактов хозяйственной деятельности предприятия
7. Ознакомление с АРМ бухгалтера; программами регистрации и обработки бухгалтерских данных; изучение пакетов прикладных бухгалтерских программ
8. Ознакомление с правилами организации и проведения инвентаризации, общей схемой документирования и оформления результатов инвентаризации
9.  Общее ознакомление с технологией составления установленных форм бухгалтерской (финансовой) и статистической отчетности на основе данных бухгалтерского учета
10. Общее ознакомление с учетов отдельных операций
10.1 Учет основных фондов и нематериальных активов
10.2 Учет материальных ценностей
10.3 Учет труда и заработной платы
10.4 Учет затрат на производство и калькулирование себестоимости продукции
10.5 Учет готовой продукции и ее реализации
10.6 Учет денежных средств, расчетных и кредитных операций
10.7 Учет фондов и финансовых результатов хозяйственной деятельности предприятия
10.8 Учет долгосрочных инвестиций
11. Обобщение собранного материала и написание отчета
12. Защита отчета

 

СОДЕРЖАНИЕ ТЕМАТИЧЕСКОГО ПЛАНА

 

По первому пункту тематического плана студенту необходимо ознакомиться с предприятием (организацией), что включает в себя:

 - изучение истории возникновения и развития предприятия (организации);

 - определение организационно-правовой формы, отраслевой принадлежности или вида хозяйственной деятельности;

 - определение видов выпускаемой продукции, её номенклатуры и ассортимента.

      По второму пункту следует представить организационную структуру предприятия (организации):

 - наличие основного производства (цехов основного производства);

 - вспомогательного производства (цехов вспомогательного производства);

 - структурных подразделений (филиалов);

 - обслуживающих производств и хозяйств (ЖКХ, столовых, детских дошкольных учреждений, санаториев и других производств социальной сферы).

В структурной схеме выделить подразделение, на котором проходите практику. Вариант производственной структуры машиностроительного предприятия приведён на рис. №1.

      По третьему пункту следует изучить структуру и функции бухгалтерии, распределение работы между отделами и работниками бухгалтерии, что должно завершиться составлением схемы структуры бухгалтерии (в бухгалтериях крупных и мелких предприятий и организаций). К схеме необходимо привести краткую характеристику отделов бухгалтерии. Вариант организационной структуры бухгалтерии приведён на рис. №2. Следует обратить внимание на уровень квалификации бухгалтерских кадров.

 

П Р Е Д П Р И Я Т И Е

Функциональные отделы и службы

                     

 

 

Виды производства

 

Основные   Вспомогательные   Обслуживающие

 

Ремонтно-строительное   Жилищно-коммунальное хозяйство   Другие виды производства  

 

 

Специализация производства

 

Заготовительное   Механообрабытывающ   Механосбор.(массов)   Механосбор. (серийн)   Сборочное   Экспериментальное   Инструментальное   Ремонтно-мех   Энергетич.   Транс порт

Цехи

                 

Рабочие места

                                       

 

Рис. № 1. Схема производственной структуры

машиностроительного предприятия

 

Руководитель бухгалтерии

 

(1) Группа учета оплаты труда   (2) Группа учета матер. ресурсов   (3) Группа учета затрат на производство

 

(4) Группа учета готовой продукции и ее реализации   (5) Группа учета расчетных операций   (6) Группа учета прочих операций   (7) Сводная группа

 

Рис. № 2. Схема организационной структуры бухгалтерии

 

Особенности работы предприятий, а так же различия в объёме учётных работ могут обусловить и другие варианты структуры бухгалтерии. Так в бухгалтериях крупных предприятий и объединений помимо перечисленных могут создаваться и специальные подразделения: служба подготовки и машинной обработки информации; сводно-аналитическая служба и др.

       Технология обработки учётной информации в большой степени зависит от формы и методов бухгалтерского учёта, самостоятельно выбранных организацией, заявленных в учётной политике. При выполнении данной работы студенту следует помнить, что от избранной предприятием (организацией) формы бухгалтерского учёта зависят номенклатура применяемых учётных регистров и порядок их использования в учёте.

       Особое внимание следует уделить изучению Приказа по учётной политике предприятия.

По четвёртому пункту следует изучить:

- способы наблюдения, измерения и регистрации хозяйственных операций;

- оформление первичных документов (типовые формы и специализированные) и порядок их применения на конкретном практическом примере;

- составить схему документирования (документооборот), аналогично представленному на рис. №3.

 

Приходные кассовые ордера

Журнал регистрации кассовых ордеров


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: