Методические указания
По производственной (профессиональной) практике
студентов специальности 080110
«Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)»
Введение
Производственная (профессиональная) практика студентов является составной частью профессиональной образовательной программы и направлена на закрепление и углубление знаний и умений, полученных в процессе обучения, а также овладение системой профессиональных умений и навыков и первоначальным опытом профессиональной деятельности по получаемой специальности.
Раздел 1.
Практика по профилю специальности.
Задачами практики по профилю специальности является расширение и систематизация знаний специальных дисциплин на основе изучения деятельности конкретного предприятия, приобретение студентами практических навыков по бухгалтерскому учету и отчетности, развитие профессионального мышления, привитие навыков организаторской деятельности и работы в условиях трудового коллектива.
|
|
Объектом исследования на практике по профилю специальности являются хозяйственные процессы, организации и ведение бухгалтерского учета на предприятии, в организации.
Практика проводится в организациях и предприятиях различных организационно – правовых форм на основе прямых договоров, заключаемых между организацией и техникумом. По согласованию с руководителем практики от техникума студенты могут проходить не только на производственных предприятиях, но и в организациях торговли, банках, страховых организациях, инвестиционных институтах и др.
Особое внимание следует уделить вопросам организации работы служб бухгалтерского учета, аналитических служб, подразделений аудита (при их наличии).
За время прохождения практики студенты должны ознакомиться с организацией деятельности предприятия, изучить технологические процессы производства продукции, выполнения работ, оказания услуг.
Практика по профилю специальности проводится в форме выполнения профессиональных заданий, в соответствии с тематическим планом практики (таблица 1).
Сроки проведения практики по профилю специальности определяются в соответствии с графиком учебного процесса.
Студенты при прохождении практики по профилю специальности в организациях обязаны:
- полностью выполнять задания, предусмотренные программой практики;
- соблюдать действующие в организациях правила внутреннего трудового распорядка;
- изучать и строго соблюдать нормы охраны труда и правила пожарной безопасности.
Практику по профилю специальности проводят руководитель практики от организации и руководитель практики от техникума, которые оценивают результаты выполнения студентами программы практики.
|
|
Оценивание результатов выполнения студентами программы практики осуществляется на основе письменного отчета.
Содержание письменного отчета по практике по профилю специальности составляется в соответствии с пунктами тематического плана практики (входит в состав комплексного отчета по производственной (профессиональной) практике) (Приложение 2).
Примерный объем текстовой части отчета по практике 20 – 25 страниц. Отчет должен быть грамотно и четко оформлен. Рисунки и схемы должны быть выполнены в соответствии с графическими требованиями.
Оформленный отчет вместе с путевкой и дневником практики оценивается и подписывается руководителем практики от организации (оценка по пятибалльной системе ставится на путевке) и сдается студентом на проверку руководителю практики от техникума.
После проверки отчета и собеседования студента с руководителем практики от техникума ставится итоговая оценка по практике по профилю специальности - дифференцированная оценка по пятибалльной системе, которая выставляется в ведомость и зачетную книжку.
Перед студентами, направленными на практику по профилю специальности, ставятся следующие задачи:
- ознакомиться с объектом (предприятием, организацией) и дать его характеристику;
- ознакомиться с типом производства, с технологическим процессом основного и вспомогательного производства;
- ознакомиться с организационной и производственной структурой предприятия (организации), уделив внимание изучению структуры служб бухгалтерского учета, экономического анализа, внутреннего аудита;
- ознакомиться с формой организации и ведения бухгалтерского учета;
- изучить технологию обработки учетной информации в производствах, цехах, подразделениях;
- изучить имеющиеся на предприятии средства сбора, регистрации и передачи данных; изучить схему документирования хозяйственных операций;
- изучить пакеты прикладных бухгалтерских программ; ознакомиться с АРМами бухгалтера, аналитика, аудитора; с информационным и программным обеспечением обработки данных;
- изучить методы оценки имущества, обязательств и хозяйственных операций на конкретном практическом примере (участке);
- изучить порядок проведения инвентаризации и общие правила оформления результатов инвентаризации;
- изучить на практическом примере технологический процесс обработки учетной информации, порядок обобщения и отражение на счетах бухгалтерского учета хозяйственных операций.
При прохождении практики студент обязан:
- пройти практику в установленные сроки;
- соблюдать правила охраны труда, техники безопасности;
- подчиняться действующим на предприятии (организации) правилам внутреннего распорядка;
- нести ответственность за выполняемую работу и ее результаты;
- полностью выполнять задание, предусмотренное программой практики;
- творчески относиться к выполнению порученных заданий;
- вести дневник-отчет, кратко занося в него проделанную за день работу (по окончании рабочего дня дневник предъявляется для просмотра и подписи руководителю практики от организации);
- подготовить письменный отчет о прохождении производственной практики.
Таблица 1.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
ПРАКТИКИ ПО ПРОФИЛЮ СПЕЦИАЛЬНОСТИ
№ п/п | Содержание работы |
1. | Ознакомление с объектом (предприятием, организацией) по месту прохождения практики |
2. | Ознакомление с производственной и организационной структурой предприятия (организации), стадиями производственного процесса |
3. | Ознакомление с организацией и ведением бухгалтерского учета на предприятии (организации): структурой бухгалтерского аппарата; технологией обработки учетной информации; формой организации бухгалтерского учета на предприятии |
4. | Изучение схемы документирования хозяйственных операций; изучение имеющихся на предприятии (организации) средств сбора, регистрации и передачи учетных данных (первичных документов) |
5. | Изучение на практическом приеме процессов обработки учетной информации, ее систематизирования и группировки |
6. | Изучение порядка обобщение и отражения на счетах бухгалтерского учета фактов хозяйственной деятельности предприятия |
7. | Ознакомление с АРМ бухгалтера; программами регистрации и обработки бухгалтерских данных; изучение пакетов прикладных бухгалтерских программ |
8. | Ознакомление с правилами организации и проведения инвентаризации, общей схемой документирования и оформления результатов инвентаризации |
9. | Общее ознакомление с технологией составления установленных форм бухгалтерской (финансовой) и статистической отчетности на основе данных бухгалтерского учета |
10. | Общее ознакомление с учетов отдельных операций |
10.1 | Учет основных фондов и нематериальных активов |
10.2 | Учет материальных ценностей |
10.3 | Учет труда и заработной платы |
10.4 | Учет затрат на производство и калькулирование себестоимости продукции |
10.5 | Учет готовой продукции и ее реализации |
10.6 | Учет денежных средств, расчетных и кредитных операций |
10.7 | Учет фондов и финансовых результатов хозяйственной деятельности предприятия |
10.8 | Учет долгосрочных инвестиций |
11. | Обобщение собранного материала и написание отчета |
12. | Защита отчета |
|
|
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМАТИЧЕСКОГО ПЛАНА
По первому пункту тематического плана студенту необходимо ознакомиться с предприятием (организацией), что включает в себя:
- изучение истории возникновения и развития предприятия (организации);
- определение организационно-правовой формы, отраслевой принадлежности или вида хозяйственной деятельности;
|
|
- определение видов выпускаемой продукции, её номенклатуры и ассортимента.
По второму пункту следует представить организационную структуру предприятия (организации):
- наличие основного производства (цехов основного производства);
- вспомогательного производства (цехов вспомогательного производства);
- структурных подразделений (филиалов);
- обслуживающих производств и хозяйств (ЖКХ, столовых, детских дошкольных учреждений, санаториев и других производств социальной сферы).
В структурной схеме выделить подразделение, на котором проходите практику. Вариант производственной структуры машиностроительного предприятия приведён на рис. №1.
По третьему пункту следует изучить структуру и функции бухгалтерии, распределение работы между отделами и работниками бухгалтерии, что должно завершиться составлением схемы структуры бухгалтерии (в бухгалтериях крупных и мелких предприятий и организаций). К схеме необходимо привести краткую характеристику отделов бухгалтерии. Вариант организационной структуры бухгалтерии приведён на рис. №2. Следует обратить внимание на уровень квалификации бухгалтерских кадров.
П Р Е Д П Р И Я Т И Е |
Функциональные отделы и службы
Виды производства
Основные | Вспомогательные | Обслуживающие |
Ремонтно-строительное | Жилищно-коммунальное хозяйство | Другие виды производства |
Специализация производства
Заготовительное | Механообрабытывающ | Механосбор.(массов) | Механосбор. (серийн) | Сборочное | Экспериментальное | Инструментальное | Ремонтно-мех | Энергетич. | Транс порт |
Цехи
Рабочие места
Рис. № 1. Схема производственной структуры
машиностроительного предприятия
Руководитель бухгалтерии |
(1) Группа учета оплаты труда | (2) Группа учета матер. ресурсов | (3) Группа учета затрат на производство |
(4) Группа учета готовой продукции и ее реализации | (5) Группа учета расчетных операций | (6) Группа учета прочих операций | (7) Сводная группа |
Рис. № 2. Схема организационной структуры бухгалтерии
Особенности работы предприятий, а так же различия в объёме учётных работ могут обусловить и другие варианты структуры бухгалтерии. Так в бухгалтериях крупных предприятий и объединений помимо перечисленных могут создаваться и специальные подразделения: служба подготовки и машинной обработки информации; сводно-аналитическая служба и др.
Технология обработки учётной информации в большой степени зависит от формы и методов бухгалтерского учёта, самостоятельно выбранных организацией, заявленных в учётной политике. При выполнении данной работы студенту следует помнить, что от избранной предприятием (организацией) формы бухгалтерского учёта зависят номенклатура применяемых учётных регистров и порядок их использования в учёте.
Особое внимание следует уделить изучению Приказа по учётной политике предприятия.
По четвёртому пункту следует изучить:
- способы наблюдения, измерения и регистрации хозяйственных операций;
- оформление первичных документов (типовые формы и специализированные) и порядок их применения на конкретном практическом примере;
- составить схему документирования (документооборот), аналогично представленному на рис. №3.
Приходные кассовые ордера | ||||
Журнал регистрации кассовых ордеров | ||||