Расходы гостиницы согласно ПБУ 10/99 «Расходы организации» относятся к обычным видам деятельности. В соответствии с Методикой планирования, учета и калькулирования себестоимости услуг жилищно-коммунального хозяйства, утвержденной постановлением Госстроя России от 23 февраля 1999 г. № 9 гостиницы отнесены к предприятиям ЖКХ.
В себестоимость гостиничных услуг в первую очередь включаются расходы на формирование и содержание номерного фонда, а также расходы на материально-техническое обслуживание гостиницы. К прямым затратам гостиниц относятся следующие расходы:
- материальные затраты и расходы на оплату труда работников, отчисления на социальные нужды, расходы по контролю и повышению качества услуг, их надежности и экологической безопасности, а также устранению выявленных недостатков услуг;
- расходы на поддержание основных средств, объектов инженерной инфраструктуры в рабочем состоянии, а также обслуживающих их машин и механизмов, включая ремонт и техническое обслуживание;
- расходы на обеспечение выполнения санитарно-гигиенических требований, противопожарной и сторожевой охраны и других специальных требований, предусмотренных правилами технической эксплуатации;
- затраты на обеспечение нормальных условий труда и техники безопасности, в том числе расходы на проведение медосмотров и инструктажей;
- амортизационные отчисления по объектам основных средств;
- арендные платежи за пользование земельными участками;
- расходы, связанные с подготовкой и переподготовкой кадров;
- расходы на проведение аварийно-восстановительных работ, потери от простоев по внутрипроизводственным причинам и недостачи материальных ценностей при отсутствии виновных лиц, расходы на возмещение вреда, причиненного работникам увечьем;
- налоги, сборы, платежи и иные установленные законодательством отчисления.
В дополнение к этим затратам в калькуляцию себестоимости услуг гостиниц включены:
- затраты по оплате энергии, водоснабжения, отопления, стирки белья;
- расходы по телефонизации, радиовещанию;
- отчисления на страхование имущества;
- управленческие затраты (содержание административно-управленческого персонала, оплата консультационных, информационных, аудиторских, страховых услуг, содержание и обслуживание технических средств управления и программного обеспечения);
- внеэксплуатационные расходы.
К коммерческим расходам, связанным с продвижением и реализацией услуг, можно отнести:
- расходы на комиссионные, агентские и иные вознаграждения сторонним организациям, оказывающим коммерческие услуги, — туроператорам и турагентам;
- представительские расходы;
- расходы на рекламу (целенаправленное информационное воздействие на потребителя для продвижения услуг на рынке сбыта), к которым относятся:
- расходы на разработку и издание рекламных изделий (иллюстрированных каталогов, прейскурантов, брошюр, альбомов, проспектов),расходы на разработку и изготовление эскизов и этикеток, образцов оригинальных и фирменных пакетов, приобретение и изготовление рекламных сувениров,расходы на рекламные мероприятия через средства массовой информации (объявления в печати, объявления и передачи парадно и телевидению),
- расходы на световую и иную наружную рекламу;
- расходы на изготовление стендов, муляжей, рекламных щитов, указателей,
- расходы на проведение иных рекламных мероприятий,
- расходы на организацию выставок или участие в них;
- расходы на приобретение форменной одежды;
- расходы на вывоз бытовых отходов;
- расходы на обслуживание лифтового хозяйства;
- расходы на благоустройство и уборку прилегающих к гостиничному комплексу территорий.
Калькуляцию себестоимости услуг гостиниц составляют исходя из количества койко-суток.
Пример.
Гостиница оборудована на 350 мест, из них в отчетном периоде постояльцами были заняты только 300. Предположим, что все они использовались в течение отчетного периода, продолжительность которого составила 92 дня. За это время текущие расходы составили:
- расходы на оплату труда и социальные отчисления — 2000 тыс. руб.;
- расходы на амортизационные отчисления — 500 тыс. руб.;
- расходы на оплату электроэнергии — 2000 тыс. руб.;
- расходы на водоснабжение — 3000 тыс. руб.;
- отопления — 5000 тыс. руб.;
- расходы на оплату услуг связи — 300 тыс. руб.;
- расходы на страхование имущества — 200 тыс. руб.;
- прочие расходы на содержание зданий и территорий — 1500 тыс. руб.;
- расходы на содержание аппарата управления — юоо тыс. руб.
В качестве объекта калькулирования гостиница выбрала одни койко-сутки.
Все эксплуатационные расходы составят 15 500 тыс. руб. (2000 тыс. руб. ++ 500 тыс. руб. + 2000 тыс. руб. + 3000 тыс. руб. + 5000 тыс. руб. ++ 300 тыс. руб. + 200 тыс. руб. +1500 тыс. руб. + юоо тыс. руб.).
Общее количество койко-суток — 27 600 (300 мест х 92 дн.).
На основе полученных данных себестоимость одной койки в сутки составит 562 руб. (15 500 тыс. руб.: 27 600 койко-суток).
Прямые затраты — это включаемые в себестоимость расходы, непосредственно связанные с оказанием услуг. В их числе оплата труда, отчисления с нее, стоимость МПЗ и другие расходы, связанные с конкретным объектом калькулирования (например, с услугами проживания). Информация о прямых затратах обобщается на счете 20 «Основное производство». К нему могут быть открыты субсчета или аналитические счета но видам услуг (либо другим объектам калькулирования).
Косвенные расходы — это расходы, связанные с оказанием нескольких видов услуг, включаемые в их себестоимость не напрямую, а косвенно, с помощью специальных расчетов в соответствии с экономически обоснованными коэффициентами. Такие расходы невозможно прямо включить в себестоимость определенного вида услуг, поэтому их распределяют косвенным путем, т. е. пропорционально выбранному показателю, например, выручке, прямым затратам, формирующим себестоимость услуг, или сумме оплаты труда сотрудников, включаемой в затраты по соответствующему объекту учета, другим способом, закрепленным в учетной политике организации. К косвенным расходам можно отнести расходы по содержанию машин и оборудования, на отопление, освещение и содержание помещений. Для учета таких расходов можно воспользоваться счетом 25 «Общепроизводственные расходы», с которого расходы распределяются на субсчета прямых расходов.
В соответствии с Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании» и Положением о государственной системе сертификации гостиниц утверждена Система классификации гостиниц. Сертификат категории выдается на срок не более пяти лет.
В бухгалтерском учете расходы по сертификации гостиниц представляют собой расходы по обычным видам деятельности. В соответствии с НК РФ расходы на сертификацию гостиничных услуг учитываются в целях налогообложения прибыли организаций в составе прочих расходов, связанных с производством и (или) реализацией.
Услуги по сертификации подлежат обложению НДС. Орган сертификации выдает счет-фактуру на оказание услуг по сертификации.
Пример.
Гостиница подала заявку на получение сертификата категории. Согласно договору с органом сертификации стоимость работ составила 23 боо руб. (в том числе НДС — 3600 руб.). После процедуры сертификации гостиница получила сертификат сроком на пять лет. Сделаны следующие бухгалтерские записи: Д-т сч. 97 К-т сч. 76 — 20 000 руб.; Д-т сч.т 19 К-т сч. 76 — 3600 руб.; Д-т сч. 76 К-т сч. 51 — 23 600 руб.
Первый способ — Д-т сч. 68 К-т сч. 19 — 6о руб. (3600 руб.: 60 мес.).
Второй способ — Д-т сч. 68 К-т сч. 19 — 3600 руб. В течение пяти лет ежемесячно: Д-т сч. 26 К-т сч. 97 — 333.33 руб.
Персонал гостиниц, имеющих категорию «три звезды» и выше, должен носить форменную одежду. Следовательно, расходы на приобретение (изготовление) такой одежды — это производственные расходы и должны относиться на себестоимость услуг.
В крупных гостиницах могут быть библиотечные фонды. Если каталог, брошюра, книга отвечают условиям признания этих объектов основными средствами (п. 4 ПБУ 6/01 «Учет основных средств»), то дальнейший учет строится в зависимости от стоимости данных объектов.
Расходы на приобретение книг стоимостью в пределах установленного лимита в зависимости от целей приобретения сразу включаются в состав затрат:
Д-т сч. 26 «Общехозяйственные расходы» (44 «Расходы на продажу») К-т сч. 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» (71 «Расчеты с подотчетными лицами).
Расходы на приобретение книг стоимостью более установленного организацией лимита включаются в основные средства с последующей амортизацией. В бухгалтерском учете приобретение таких книг отражается следующими записями.
Расходы на приобретение книг, брошюр: Д-т сч. 08 «Вложения во внеоборотные активы» К-т сч. 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».
Включение в состав объектов основных средств: Д-т сч. 01 «Основные средства» К-т сч. 08 «Вложения во внеоборотные активы».
Для целей налогообложения прибыли в соответствии с подп. 6 п. 2 ст. 256 НК РФ стоимость приобретенных организацией книг, изданий и иных подобных объектов включается в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией, в полной сумме в момент их приобретения.
К прочим расходам гостиницы относятся:
- расходы на сдачу имущества в аренду;
- передача неисключительных прав на пользование фирменным наименованием по договору франчайзинга.
Объемом реализованных услуг гостиниц являются доходы от сдачи номеров для проживания физическим лицам, выступающим от собственного лица, и представителям фирм, имеющих договоры с гостиницами.
Специфика учета в гостиничном бизнесе предполагает, что признавать факт оказания услуги можно как по окончании всего срока найма номера, так и ежедневно. Выбранный вариант нужно закрепить в учетной политике для целей исчисления налога на прибыль.
В бухгалтерском учете выручка от реализации гостиничных услуг отражается: Д-т сч. 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» К-т сч. 90 «Продажи», субсчет 1 «Выручка».
В Правилах предоставления гостиничных услуг указано, что организация вправе заключать договор на бронирование мест в гостинице путем составления документа, подписанного двумя сторонами, а также путем принятия заявки на бронирование посредством почтовой, телефонной и иной связи, позволяющей достоверно установить, что заявка исходит от потребителя.
В бухгалтерском учете выручка от оказания услуг бронирования отражается в момент выполнения всех условий, установленных п. 12 ПБУ 9/99 «Доходы организации»:
- гостиница предоставила проживающему номер указанной в заявке категории в указанное время, что оформляется выдачей квитанции (талона) или иного документа, подтверждающего заключение договора на оказание услуг, поэтому имеет право на получение выручки в виде стоимости бронирования;
- стоимость бронирования фиксированная для данной категории номеров, следовательно, известна на дату заезда; сумма выручки может быть определена;
- оплата стоимости бронирования гарантирована организацией, составившей заявку, — отсутствует неопределенность в отношении получения денег;
- соответствующие услуги оказаны — подписан акт приемки- передачи;
- гостиница произвела расходы по оказанию услуги бронирования, т. е. расходы могут быть определены.
Выручку от оказания услуг бронирования можно либо включать в состав доходов от обычных видов деятельности, либо учитывать как прочие доходы. Предпочтительнее первый вариант. Во-первых, услуги бронирования номеров непосредственно связаны с осуществлением обычного вида деятельности — предоставления помещений для временного размещения и проживания. Во-вторых, при таком порядке учета можно раздельно отражать доходы от услуг бронирования и суммы платы за простой номеров, которые признаются в составе прочих доходов организации (п. 8 ПБУ 9/99 «Доходы организации»),
В бухгалтерском учете выполняется запись: Д-т сч. 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» К-т сч. 90 «Продажи», субсчет 1 «Выручка» — оказана услуга по бронированию номера.
Большая часть гостиниц обеспечивает постояльцев почтовыми, телеграфными, медицинскими услугами и бронирует для них билеты. Как уже упоминалось, во многих гостиницах организуется прокат автомобилей, работают рестораны, оборудованы стоянки. Как правило, все это оплачивается отдельно, т. е. стоимость таких услуг не входит в стоимость проживания.
Дополнительные услуги в гостиницах оказывают предприятия общественного питания, службы проката, стоянки, прачечные, экскурсионные бюро и т. д. Соответствующие службы в гостиницах обычно не самостоятельные юридические лица и учитываются как подразделения гостиничного комплекса.
|