Показ. дет. состав числа из ед. и из двух меньших это значит, показать им, что любое число можно разделить на меньшие числа. Решен. этих зад. подгот. детей к решению арифметических задач.
Для показа с.ч.из единиц воспитатель подбирает предметы одной родовой принадлежности (игрушки), но разного вида и поставленных линейно.
Обучение составляется по след. алгоритму:
1) Выставление множества, его рассматривание, определение родовой принадлежности и мощности (что это? – игрушки; сколько их? – 3)
2) Опред. элементов образ. данной множ. Анализ множества. Воспитатель спрашивает: все ли игрушки одинаковы (нет. Они разные). Сколько утят? (1). Сколько щенков? (1). Сколько гномов? (1)
3) Вывод и обобщение: Так сколько всего игрушек стоит на столе? (3), но среди них 1 утенок, 1 гномик, 1 щенок, значит 3 это 1, 1 и еще1.
Т. о. к концу уч.года дети умеют дроб. на ед. множества состоящие от 2 до 5 предметов.
Показ детям с.ч. из двух меньших задача более сложная, педагог должен научить детей воспр. совокупность предметов как единое целое.
|
|
Для показа детям с.ч. подбирается дид. материал одной родовой принадлежности, но двух видов, дет. рассматрив. множества, которые могут быть ограничены общей площадью, либо располагаться в линию.
Обучение идет по следующему алгоритму:
1. Выставление множества и его рассматривание (Что это? – Овощи)
2. Определен. мощности этого множества. (Сколько овощей лежит в тарелке? – 5)
3. Анализ множества, выделение подмножеств. Воспитатель спрашивает: А какие это овощи? (огурцы и помидоры)
4. Определение мощности каждого подмножества. Сколько огурцов и сколько помид.? (2 пом. и 3 огурца)
5. Вывод и обобщение. Значит 5 овощей это 2 помидора и 3 огурца, а 5 – это 2 и 3.
Т.о. к концу уч.года дети упражняясь в определении состава числа в пределах состава числа 5 в разных вариантах. 5 это 3 и 2, 4 и 1, 2 и 3, 1 и 4.
26. Методика ознакомления детей с текстовыми задачами (З*).
С детьми дошк. возр.рекомендуется исп.З* 3-х групп.
1гр.-.З* на нахождение результата, если известны компоненты З*. Это З* на нахождение суммы и разности. (a+b=x; a-b=x)
2гр- З* на нахождение одного из компонентов.
- З* на нахожд уменьш.,если известно вычит.и разность x-b=a
- на нахожд. вычитаемого, если известно уменьшаемое и разность a-x=b
- на нахожд. второго слагаемого, если известно первое и сумма a+x=b
- на нахожд. первого слагаемого, если известно второе и сумма x+a=b
3 гр.. З* на установление и понимание разностных отношений.(на 1,2 больше).
Этапы: 1. Подготовительный. Цель этапа – организовать систему упр. по выполнению операции над множествами:объединение и вычитание множеств.
2. На втором этапе нужно учить детей составлять З* и подводить к усвоению их структуры. Воспитатель знакомит детей со словом задача и при разборе составленной З* подчеркивает необходимость числовых данных и вопросов: «Что известно?», «Что нужно узнать?». На этом этапе обучения составляются такие З*, в которых вторым слагаемым и вычитаемым является число 1. При обучении дошкольников составлению задач важно показать, чем отличается задача от рассказа, загадки, подчеркнуть значение и характер вопроса. Чтобы показать отличие З* от рассказа воспитателю следует предложить детям рассказ, похожий на задачу. На последующих занятия, продолжая учить детей составлять З*, нужно особо подчеркнуть необходимость числовых данных.
|
|
Структура З* включает 4 компонента: условие, вопрос, решение, ответ. На 2 этапе работы над задачами дети должны: а) научиться составлять З*; б) понимать их отличие от рассказа и загадки; в) понимать структуру З*; г) уметь анализировать З*, устанавливая отношения между данными и искомым.
3. Закрепляются знания о структуре З* и обучение детей формулировке арифметических действий. Пед. обращает внимание на то, что вопрос З* начинается со слова сколько. Все З* -на вычитание или сложение. Если в результ. должно стать больше, чем было, вопрос формулируется сколько будет? Это З* на сложение. Если вопрос формулируется сколько осталось? –результат будет меньше. Это З* на вычитание. задач.
Модели Непомнящей и Клюевой.
4. Обучение детей формулировке и решению арифметич. действий. До этого вторым слагаемым или вычитаемым в решаемых задачах было число 1, то теперь нужно показать, как следует прибавлять и вычитать числа 2 и 3. Это позволит разнообразить числовые данные З*, предупредит автоматизм в ответах детей. Сначала дети учатся прибавлять путем присчитывания по единице и вычитать путем отсчитывания по единице число 2, а затем число 3. Присчитывание – это прием, когда к известному уже числу прибавляется второе известное слагаемое, которое разбивается на единицы и присчитывается последовательно по 1: 6+3= 6+1+1+1=7+1+1=8+1=9 Отсчитывание – это прием, когда от известной уже суммы вычитается число (разбитое на единицы) последовательно по 1: 8-3=8-1-1-1=7-1-1=6-1=5 Внимание детей должно быть обращено на то, что нет необходимости при сложении пересчитывать по единице первое число, оно уже известно, а второе следует присчитывать по единице, необходимо лишь вспомнить количественный состав числа из единиц.