Цели и задачи проектной и учебно-исследовательской деятельности
Целью учебного проектирования является полное и органичное включение проектной деятельности в образовательный процесс школы; изменение психологии его участников и перестановка акцентов с традиционных образовательных форм на сотрудничество, партнерство учителя и ученика, их совместный поиск новых комплексных знаний; овладение умениями использовать эти знания при создании своего интеллектуального продукта; формирование ключевых компетенций, необходимых для жизни и успешной самореализации человека в информационном обществе; воспитание личности выпускника, готовой к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире, важнейшими качествами которой являются инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения.
Задачи:
· Обучение планированию (учащийся должен уметь четко определить цель, описать основные шаги по достижению поставленной цели, концентрироваться на достижении цели на протяжении всей работы);
· Формирование навыков сбора и обработки информации, материалов;
· Умение пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач;
· Развитие умения анализировать;
· Развитие умения составлять письменный отчет о самостоятельной работе над проектом (составлять план работы, презентовать четко информацию, оформлять сноски, иметь понятие о библиографии);
· Вовлечение в творческое проектирование всех участников образовательного процесса – учителей, обучающихся и их родителей, создание единого творческого коллектива единомышленников, занятых общим делом воспитания и самовоспитания современной творческой личности;
- Расширение и совершенствование области тематического исследования в проектной деятельности; совершенствование электронной формы проектов; поиски новых направлений и форм творческого проектирования;
· Ознакомление учащихся с методами и технологиями проектной деятельности;
· Реализация потенциала личности;
3.Принципы организации проектной и исследовательской деятельности обучающихся:
o интегральность – объединение и взаимовлияние учебной и проектной деятельности обучающихся, когда опыт и навыки, полученные при выполнении исследовательских и творческих работ, используются на уроках и содействуют повышению успеваемости и развитию психологической сферы;
o непрерывность – процесс длительного профессионально ориентирующего образования и воспитания учащихся;
o межпредметное обучение, в котором погружение в проблему предполагает глубокое систематизированное знание предмета и широкую эрудицию в разных областях, формирование навыков исследовательского труда
Типология форм организации проектной деятельности (проектов) обучающихся в образовательном учреждении
•Виды проектов:
O информационный (поисковый),
O исследовательский,
O творческий,
O социальный,
O прикладной (практико-ориентированный),
O игровой (ролевой),
o инновационный (предполагающий организационно-экономический механизм внедрения);
•по содержанию: монопредметный, метапредметный;
• по количеству участников: индивидуальный, парный, малогрупповой(до 5 человек), групповой (до 15 человек), коллективный (класс и более в рамках школы)
• по длительности (продолжительности) проекта: от проекта-урока до вертикального многолетнего проекта;
• по дидактической цели: ознакомление обучающихся с методами и технологиями проектной деятельности, обеспечение индивидуализации и дифференциации обучения, поддержка мотивации в обучении, реализация потенциала личности и пр.
Индивидуальный проект представляет собой самостоятельную работу, осуществляемую обучающимся на протяжении длительного периода, возможно в течение всего учебного года. В ходе такой работы автор проекта — самостоятельно или с небольшой помощью педагога получает возможность научиться планировать и работать по плану — это один из важнейших не только учебных, но и социальных навыков, которым должен овладеть школьник.
Исследовательские проектыполностью подчинены логике, пусть небольшого, но исследования, и имеют структуру, приближенную или полностью совпадающую с подлинным научным исследованием. Под исследовательским проектом подразумевается деятельность учащихся, направленная на решение творческой, исследовательской проблемы (задачи) с заранее не известным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для научного исследования.
Информационные проектыизначально направлены на сбор информации о каком-то объекте, явлении, ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории.
Творческие проекты литературные вечера, спектакли, экскурсии.Эти проекты, как правило, не имеют детально проработанной структуры, она только намечается и далее развивается, подчиняясь принятой логике и интересам участников проекта. В лучшем случае можно договориться о желаемых, планируемых результатах (совместной газете, сочинении, видеофильме, спортивной игре, экспедиции, пр.)
Ролевые, игровые, приключенческие проекты - участники таких проектов принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои; имитируются социальные или деловые отношения, осложняемые гипотетическими игровыми ситуациями. Результаты этих проектов намечаются в начале их выполнения, но окончательно вырисовываются лишь в самом конце
Прикладной проект. Эти проекты отличает четко обозначенный с самого начала результат деятельности его участников. Причем результат обязательно ориентирован на социальные интересы самих учащихся. Например: документ, созданный на основе полученных результатов исследования; программа действий, рекомендации, направленные на ликвидацию выявленных несоответствий (в природе, в обществе, в организации); проект закона; справочный материал; словарь; аргументированное объяснение какого-либо физического, химического явления; проект зимнего сада школы и т.д.
Структура проектной и учебно-исследовательской работы
Структура проектной и учебно-исследовательской деятельности включает следующие компоненты:
· анализ актуальности проводимого исследования;
· целеполагание, формулировку задач, которые следует решить;
· выбор средств и методов, адекватных поставленным целям;
· планирование, определение последовательности и сроков работ;
· проведение проектных работ или исследования;
· оформление результатов работ в соответствии с замыслом проекта или целями исследования;
· представление результатов в соответствующем использованию виде.
Основными элементами структуры индивидуального проекта являются:
- Титульный лист
- Оглавление
- Введение
- Основная часть
- Заключение
- Библиографический список
- Приложения.
На титульном листе необходимо указать следующую информацию:
1) Название проекта о формляется заглавными буквами.
2) Сведения об авторе (авторах) - указать Фамилию, Имя, Отчество (полностью);
название учебного заведения, класс.
3) Сведения о научном руководителе - указать Фамилию, Имя, Отчество (полностью), должность и место работы.
Пример оформления титульного листа.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №24» города Чебоксары Чувашской Республики Итоговый индивидуальный проект Древнейшие виды письменности Выполнил(а): ученик (ца) 5 а класса МБОУ «СОШ№24» г.Чебоксары Яковлева Ирина Сергеевна Научный руководитель: Иванов Иван Иванович, учитель истории МБОУ «СОШ№24» г.Чебоксары Чебоксары-2017 |
В оглавлении приводятся основные заголовки работы с указанием страниц.
Введение. Во введении кратко обосновывается актуальность выбранной темы,
цель и содержание поставленных задач, формулируется объект и предмет исследования, указываются методы исследования, сообщается, в чем заключается ценность полученных результатов, приводится характеристика источников для написания работы, краткий литературный обзор и степень изученности данной проблемы, характеристика личного вклада автора работы в решение избранной проблемы.
Основная часть. В основной части работы приводится методика и техника
исследования, излагаются и обсуждаются полученные результаты. Содержание основной части работы должно точно соответствовать теме и полностью ее раскрывать.
Заключение содержит выводы, к которым автор пришел в процессе анализа
собранного материала (при этом желательно подчеркнуть их самостоятельность, новизну, теоретическое или практическое значение результатов).
Литература. Список литературы оформляется в соответствии с ГОСТом 7.1-
2003. В тексте ссылки нумеруются в квадратных скобках, номер указывает на источник в списке литературы. В статье, рекомендуется использовать не более 10 литературных источников
В приложении помещаются дополнительные материалы, которые способствуют лучшему пониманию полученных автором результатов.