Педагогическая психология
Заочное обучение
Методические указания для семинарских и практических занятий
для студентов, обучающихся
по направлению 030300 «Психология»,
специальность: 03030165 «Психология»,
специализации: 020408 «Психология труда и инженерная психология»
Иркутск
2007 г.
Педагогическая психология. Методические указания для семинарских и практических занятий
Составители: Варыханова К.В., Мушникова В.А. - Иркутск, Изд-во ИрГТУ, 2006. – 40 с.
Материалы практических и семинарских занятий предназначены для студентов-психологов дневной и заочной форм обучения. В представленных темах раскрываются понятия, связанные с проблемами обучения, учебной деятельности и ее структуры, учебной мотивации, педагогической деятельности способствующие формированию у студентов психологического мировоззрения. Предлагаемые методики позволят закрепить теоретические знания на практических занятиях. Методическое указание предназначено для студентов специальности «Психология».
Библиогр. 27. Табл. 4. Приложений 2.
Рецензент: Сергеева И.А., канд. биолог. наук, доцент кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин, гуманитарного ф-та ИРГУПС.
Редактор Г.Н. Романова
Подписано в печать 19.09.2005. Формат 60´84/16
Бумага офсетная. Печать офсетная. Усл. печ. л. 2,5.
Уч. – изд. л. 2,5. Тираж 100 ЭКЗ. Зак. 314. Поз. Плана 293.
ИД № 06506 от 26.12.2001
Иркутский государственный технический университет
664074, Иркутск, ул. Лермонтова, 83.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение ……………………………………………………………………… Тема «Общие положения к проведению практических и семинарских занятий» ……………………………………………………………………… Тема «Сущность деятельностного подхода к анализу процесса учения»... Тема «Мотивация учебной деятельности»…………………………………. Тема «Соотношение обучения и развития»………………………………… Тема «Обсуждение ведущих направлений «развивающего обучения», формирование знаний, умений, навыков»…………………………………. Тема «Работа с методикой ШТУР (школьный тест умственного развития учащихся)» ………………………………………………………… Тема «Психологический анализ урока»…………………………………….. Тема «Воспитание как механизм социализации личности учащихся в условиях образовательного процесса» …………………………………… Тема «Психологические характеристики личности педагога»……………. Приложение 1 ……………………………………………………………….. Методика 1. Определение у старших дошкольников сформированности «внутренней позиции школьника» (Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина)…. Методика 2. «Перечень любимых занятий» (М. В. Матюхина) …………. Методика 3. «Потребности в достижении» Ю.М. Орлова ……………….. Методика 4. Мотивация успеха и боязнь неудачи (опросник А. А. Реана) Приложение 2 Тест ШТУР (К.М. Гуревич, И.В. Дубровина) ………….. Опросники ……………………………………………………………………. Бланки ………………………………………………………………………… Библиографический список ………………………………………………… | 4 5 7 9 11 13 16 17 19 20 23 23 23 24 26 27 27 38 40 |
Введение
Курс педагогической психологии призван обеспечить общую теоретическую подготовку студентов психологов, формирование у них профессионального мировоззрения.
Главная цель изучения педагогической психологии состоит в ознакомлении будущих психологов с современными подходами ученых к анализу процесса учения, с его закономерностями, с особенностями педагогической деятельности и проблемами формирования и воспитания личности учащихся в учебном процессе.
В задачу настоящего курса входит реализация студентами деятельностного подхода при анализе процесса учения, при оценке психологических исследований в области педагогической психологии, касающихся проблем обучения, структуры педагогической деятельности, психологии личности учителя, психологии воспитания в процессе учения.
Приступая к изучению настоящего курса, студенты должны иметь полную ясность относительно целей и задач педагогической психологии.
Следует заметить, что при организации работы студентов следует брать весь курс обучения, включая лекционные, практические, семинарские занятия. Студенты должны получать при этом не готовый продукт, а необходимо самим учиться, проявляя максимальную самостоятельность и творчество. Преподавателю, ведущему курс педагогической психологии, следует не давать студентам готовые ответы, а стремиться ставить обучающихся перед профессиональными проблемами, побуждать к самостоятельному поиску решений, к творческой самореализации на практических занятиях.
К числу важных задач относятся задачи глубокого теоретического анализа психологической литературы в педагогической психологии.
В связи с этим на практических занятиях у студентов будет возможность продемонстрировать теоретическую подготовку и умение применять знания на практике.
Студентам представится возможность познакомиться с основными методами педагогической психологии и их практическим использованием при проведении психодиагностических исследований. С этой целью в Приложении к методическим указаниям содержится пакет обязательных психодиагностических методик, которыми студенты должны пользоваться на практике.
Студентам предстоит самостоятельно выполнить ряд заданий и принять активное участие в обсуждении полученных результатов.
Контроль за полученными знаниями и их усвоением будет осуществляться благодаря периодическим контрольным срезам по тем вопросам, которые представлены в настоящих указаниях, и с помощью тестового контроля. Успешное выполнение контрольных работ, творческая активность на практических занятиях послужат основанием для допуска студентов к экзаменам по предмету.
Настоящие методические рекомендации предназначены для студентов психологов как очной, так и заочной форм обучения.
Тема «Общие положения к проведению практических и семинарских занятий»
Цель занятия – познакомить студентов с задачами, требованиями и основными содержательными моментами проведения практических и семинарских занятий, формами контроля.
Вопросы для обсуждения:
1. Практические и семинарские занятия как способ усвоения теоретических знаний по педагогической психологии.
2. Знакомство с предметом, теоретическими и практическими задачами педагогической психологии, ее принципами.
3. Краткая характеристика основных методов педагогической психологии.
Основные понятия: педагогическая психология, принципы психологии обучения, деятельность, формирующий эксперимент.
При изучении настоящего курса в рамках занятий студенты должны составить представление о целях, задачах, предмете педагогической психологии, ее составляющих.
Каждое занятие предусматривает решение следующих задач:
- образовательной, способствующей формированию у студентов системы научных понятий, способности анализировать, систематизировать учебный материал;
- развивающей, способствующей развитию знаний, умений, навыков, и их успешному совершенствованию;
- воспитывающей, способствующей формированию у студентов таких личностных качеств, как ответственность, самостоятельность, пытливость, активность.
Форма проведения занятия - семинар, групповая дискуссия, по ходу которой фиксируются основные моменты, делаются краткие выводы.