Тема «Общие положения к проведению практических и семинарских занятий»

Педагогическая психология

Заочное обучение

Методические указания для семинарских и практических занятий

 

для студентов, обучающихся

по направлению 030300 «Психология»,

специальность: 03030165 «Психология»,

специализации: 020408 «Психология труда и инженерная психология»

 

 

Иркутск

2007 г.

Педагогическая психология. Методические указания для семинарских и практических занятий

Составители: Варыханова К.В., Мушникова В.А. - Иркутск, Изд-во ИрГТУ, 2006. – 40 с.

 

Материалы практических и семинарских занятий предназначены для студентов-психологов дневной и заочной форм обучения. В представленных темах раскрываются понятия, связанные с проблемами обучения, учебной деятельности и ее структуры, учебной мотивации, педагогической деятельности способствующие формированию у студентов психологического мировоззрения. Предлагаемые методики позволят закрепить теоретические знания на практических занятиях. Методическое указание предназначено для студентов специальности «Психология».

Библиогр. 27. Табл. 4. Приложений 2.

 

Рецензент: Сергеева И.А., канд. биолог. наук, доцент кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин, гуманитарного ф-та ИРГУПС.

 

 

Редактор                               Г.Н. Романова

 

Подписано в печать 19.09.2005. Формат 60´84/16

Бумага офсетная. Печать офсетная. Усл. печ. л. 2,5.

Уч. – изд. л. 2,5. Тираж 100 ЭКЗ. Зак. 314. Поз. Плана 293.

 

 

ИД № 06506 от 26.12.2001

Иркутский государственный технический университет

664074, Иркутск, ул. Лермонтова, 83.

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение ……………………………………………………………………… Тема «Общие положения к проведению практических и семинарских занятий» ……………………………………………………………………… Тема «Сущность деятельностного подхода к анализу процесса учения»... Тема «Мотивация учебной деятельности»…………………………………. Тема «Соотношение обучения и развития»………………………………… Тема «Обсуждение ведущих направлений «развивающего обучения», формирование знаний, умений, навыков»…………………………………. Тема «Работа с методикой ШТУР (школьный тест умственного развития учащихся)» ………………………………………………………… Тема «Психологический анализ урока»…………………………………….. Тема «Воспитание как механизм социализации личности учащихся в условиях образовательного процесса» …………………………………… Тема «Психологические характеристики личности педагога»…………….   Приложение 1 ……………………………………………………………….. Методика 1. Определение у старших дошкольников сформированности «внутренней позиции школьника» (Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина)…. Методика 2. «Перечень любимых занятий» (М. В. Матюхина) …………. Методика 3. «Потребности в достижении» Ю.М. Орлова ……………….. Методика 4. Мотивация успеха и боязнь неудачи (опросник А. А. Реана) Приложение 2 Тест ШТУР (К.М. Гуревич, И.В. Дубровина) ………….. Опросники ……………………………………………………………………. Бланки ………………………………………………………………………… Библиографический список ………………………………………………… 4 5 7 9 11 13 16 17 19 20 23 23 23 24 26 27 27 38 40

 

Введение

Курс педагогической психологии призван обеспечить общую теоретическую подготовку студентов психологов, формирование у них профессионального мировоззрения.

Главная цель изучения педагогической психологии состоит в ознакомлении будущих психологов с современными подходами ученых к анализу процесса учения, с его закономерностями, с особенностями педагогической деятельности и проблемами формирования и воспитания личности учащихся в учебном процессе.

В задачу настоящего курса входит реализация студентами деятельностного подхода при анализе процесса учения, при оценке психологических исследований в области педагогической психологии, касающихся проблем обучения, структуры педагогической деятельности, психологии личности учителя, психологии воспитания в процессе учения.

Приступая к изучению настоящего курса, студенты должны иметь полную ясность относительно целей и задач педагогической психологии.

Следует заметить, что при организации работы студентов следует брать весь курс обучения, включая лекционные, практические, семинарские занятия. Студенты должны получать при этом не готовый продукт, а необходимо самим учиться, проявляя максимальную самостоятельность и творчество. Преподавателю, ведущему курс педагогической психологии, следует не давать студентам готовые ответы, а стремиться ставить обучающихся перед профессиональными проблемами, побуждать к самостоятельному поиску решений, к творческой самореализации на практических занятиях.

К числу важных задач относятся задачи глубокого теоретического анализа психологической литературы в педагогической психологии.

В связи с этим на практических занятиях у студентов будет возможность продемонстрировать теоретическую подготовку и умение применять знания на практике.

Студентам представится возможность познакомиться с основными методами педагогической психологии и их практическим использованием при проведении психодиагностических исследований. С этой целью в Приложении к методическим указаниям содержится пакет обязательных психодиагностических методик, которыми студенты должны пользоваться на практике.

Студентам предстоит самостоятельно выполнить ряд заданий и принять активное участие в обсуждении полученных результатов.

Контроль за полученными знаниями и их усвоением будет осуществляться благодаря периодическим контрольным срезам по тем вопросам, которые представлены в настоящих указаниях, и с помощью тестового контроля. Успешное выполнение контрольных работ, творческая активность на практических занятиях послужат основанием для допуска студентов к экзаменам по предмету.

Настоящие методические рекомендации предназначены для студентов психологов как очной, так и заочной форм обучения.

Тема «Общие положения к проведению практических и семинарских занятий»

Цель занятия – познакомить студентов с задачами, требованиями и основными содержательными моментами проведения практических и семинарских занятий, формами контроля.

Вопросы для обсуждения:

1. Практические и семинарские занятия как способ усвоения теоретических знаний по педагогической психологии.

2. Знакомство с предметом, теоретическими и практическими задачами педагогической психологии, ее принципами.

3. Краткая характеристика основных методов педагогической психологии.

Основные понятия: педагогическая психология, принципы психологии обучения, деятельность, формирующий эксперимент.

При изучении настоящего курса в рамках занятий студенты должны составить представление о целях, задачах, предмете педагогической психологии, ее составляющих.

Каждое занятие предусматривает решение следующих задач:

- образовательной, способствующей формированию у студентов системы научных понятий, способности анализировать, систематизировать учебный материал;

- развивающей, способствующей развитию знаний, умений, навыков, и их успешному совершенствованию;

- воспитывающей, способствующей формированию у студентов таких личностных качеств, как ответственность, самостоятельность, пытливость, активность.

Форма проведения занятия - семинар, групповая дискуссия, по ходу которой фиксируются основные моменты, делаются краткие выводы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: